г. Москва |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А40-44531/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Кочергиной Е.В.,
судей Петровой В.В., Ядренцевой М.Д.,
при участии в заседании:
от заявителя: Департамента городского имущества города Москвы - Моисеев А.И., по доверенности от 23.12.2020 г.,
от заинтересованного лица: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Владимирова Е.А., по доверенности от 11.01.2021 г.,
от третьих лиц:
от Правительства Москвы - Моисеев А.И., по доверенности от 22.12.2020 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "Девмос" - не явился, извещен,
рассмотрев 18 февраля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2020 года по делу N А40-44531/20
по исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании уведомления,
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) общество с ограниченной ответственностью "Девмос",
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент, ДГИ) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 18.12.2019 N 77/009/281/2019-5146 об отказе в государственной регистрации договора аренды, об обязании осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле N А40-44531/2020 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы и общество с ограниченной ответственностью "Девмос" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2020, по делу N А40-44531/2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020, заявленные требования удовлетворены.
По делу N А40-44531/2020 поступила кассационная жалоба от Управления Росреестра по Москве, в которой заявитель просит отменить решение суда первой, постановление суда апелляционной инстанций и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требованиях.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии кассационной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте - http://kad.arbitr.ru/.
Отзывы на кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве от других участников процесса, а также иные заявления или ходатайства, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Арбитражного суда Московского округа не поступили, в судебном заседании заявлены не были.
16.02.2021 от Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы в Арбитражный суд Московского округа в электронном виде поступили ходатайства об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания (посредством веб-конференции). К ходатайствам приложены электронные образы документов, удостоверяющие личность представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей на участие в судебном заседании.
В целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и исходя из необходимости соблюдения интересов участников процесса на судебную защиту, принимая во внимание наличие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) и учитывая опыт Верховного суда Российской Федерации, Арбитражным судом Московского округа удовлетворены заявленные ходатайства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов.
Из материалов дела усматривается, судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
12.12.2018 между Департаментом и ООО "Девмос" (далее - Общество, арендатор) заключен договор аренды N М-04-053518 земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:12658 по адресу: г. Москва, пр-кт Волгоградский, вл.32/7 (далее также - Договор аренды).
В дальнейшем 02.09.2019 между сторонами означенного Договора заключено Дополнительное соглашение (далее также - Дополнительное соглашение), предусматривающее изменение цели предоставления земельного участка с "эксплуатации здания под торговую, банковскую и иную предпринимательскую деятельность в соответствии с установленным разрешенным использованием участка" на "проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 22 января 2019 года N RU77223000-042098, а также установленным видом разрешенного использования, а именно: "размещение объектов улично-дорожной сети: проездов, площадей, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, искусственных сооружений, велодорожек и объектов вело-транспортной инфраструктуры (12.0.2)".
05.09.2019 Общество через МФЦ Района Савеловский, САО обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 77/009/281/2019-5146 с приложением Дополнительного соглашения и необходимых документов.
Уведомлением от 18.09.2019 N 77/009/281/2019-5146 Управление приостановило проведение государственной регистрации Дополнительного соглашения ввиду несоответствия по содержанию представленного заявителем на государственную регистрацию Дополнительного соглашения к Договору аренды требованиям действующего земельного законодательства. Управлением указано на отсутствие в градостроительном плане земельного участка сведений о возможности использования данного земельного участка для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства. В целях осуществления государственной регистрации необходимо привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с планируемой целью его дальнейшего предоставления. Также Управлением указано о непредставлении второго подлинного экземпляра Дополнительного соглашения к Договору аренды.
30.09.2019 через МФЦ Района Савеловский, САО ООО "Девмос" в Управление подало заявление о предоставлении дополнительных документов, необходимых для возобновления государственной регистрации.
Уведомлением от 18.12.2019 N 77/009/281/2019-5146 Управление отказало в государственной регистрации Дополнительного соглашения к Договору аренды.
Данное решение об отказе явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Спор по настоящему делу N А40-44531/2020 рассмотрен судами в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (глава 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц": ст. ст. 197 - 201).
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых отказов закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми отказами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив в порядке, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п. 3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
При этом суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для отказа Обществу в проведении регистрационных действий послужил вывод Управления о том, что представленные на государственную регистрацию Договор аренды и Дополнительное соглашение противоречат требованиям земельного законодательства, а именно: цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001018:12658 не соответствует виду разрешенного использования земельного участка содержащихся в ЕГРН; в градостроительном плане земельного участка отсутствуют сведения об использовании земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:12658 под проектирование и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка, прежде всего, определяется назначением (разрешенным использованием) объектов, расположенных на данном участке.
Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со ст.4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В правилах землепользования и застройки города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне N 77.05.1.2378.
Для данного земельного участка установлены следующие виды разрешенного использования: 12.0.1, 12.0.2, 2.6.0, 3.0.0 (3.1.2, 3.1.3, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4, 3.3.0, 3.4.0, 3.5.2.0, 3.6.2, 3.6.3, 3.7.1, 3.7.2, 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3, 3.9.2, 3.10.1.0, 3.10.2.0), 3.1.1, 3.4.1.0, 3.5.1.0, 4.0.0, 4.1.0, 4.2.0, 4.3.0, 4.3.0, 4.5.0, 4.6.0, 4.8.0, 4.9.0, 4.10.0, 4.4.0, 4.7.0, 4.9.0; 5.1.2.
Распоряжением Департамента городского имущества от 22.02.2019 N 6809 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования участка с кадастровым номером 77:01:0003031:5458" установлен вид разрешенного использования для данного земельного участка - размещение объектов улично-дорожной сети: проездов, площадей, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, искусственных сооружений, велодорожек и объектов велотранспортной инфраструктуры (12.0.2), в связи с чем были внесены изменения в ЕГРН.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003031:5458 установлен в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 120-ПП и соответствует установленному в Едином государственном реестре недвижимости и градостроительном плане земельного участка от 22.01.2019 N RU77223000-042098.
Строительство и реконструкция объектов осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом для территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что с соответствующим заявлением Департаментом городского имущества города Москвы в регистрирующий орган были представлены все необходимые и достаточные документы для осуществления регистрационных действий (подтверждается соответствующими расписками в получении Управлением Росреестра по Москве документов на государственную регистрацию), в силу чего у регистрирующего органа основания для отказа (от 18.12.2019 N 77/009/281/2019-5146) в осуществлении действий по внесению в ЕГРН записи о регистрации Дополнительного соглашения от 02.09.2019.
Поэтому суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ, оформленный уведомлением от 18.12.2019 N 77/009/281/2019-5146 является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежит отмене.
При этом на основании пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения требований заявителя по данной категории дел в резолютивной части решения арбитражного суда должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В силу чего суд также обязал регистрирующий орган осуществить действия по внесению в ЕГРН записи о регистрации Дополнительного соглашения от 02.09.2019.
Суд кассационной инстанции, проанализировав доводы кассационной жалобы, исходя из конкретных обстоятельств именно данного дела и полномочий суда кассационной инстанции (суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций. Принимая во внимание предмет и основание заявленных требований, суд кассационной инстанции полагает необходимым указать, что исходя из системного толкования положений действующего законодательства, а также учитывая судебную практику по данному вопросу можно прийти к выводу о том, что суд не вправе выходить за пределы оснований оспариваемого отказа регистрирующего органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, подлежат отклонению, основаны на ином толковании норм права, противоречат материалам дела и представленным доказательствам.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления Росреестра по Москве, а принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции считает законными и обоснованными. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2020 года по делу N А40-44531/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.В. Кочергина |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В правилах землепользования и застройки города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне N 77.05.1.2378.
...
Распоряжением Департамента городского имущества от 22.02.2019 N 6809 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования участка с кадастровым номером 77:01:0003031:5458" установлен вид разрешенного использования для данного земельного участка - размещение объектов улично-дорожной сети: проездов, площадей, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, искусственных сооружений, велодорожек и объектов велотранспортной инфраструктуры (12.0.2), в связи с чем были внесены изменения в ЕГРН.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003031:5458 установлен в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 120-ПП и соответствует установленному в Едином государственном реестре недвижимости и градостроительном плане земельного участка от 22.01.2019 N RU77223000-042098."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2021 г. N Ф05-24643/20 по делу N А40-44531/2020