г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А21-3415/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Круглов Е.П., по доверенности от 25.02.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19713/2020) общества с ограниченной ответственностью "Московский проспект" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2020 по делу N А21-3415/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Московский проспект"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании постановлений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Московский проспект" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановлений Калининградской областной таможни от N 10012000-3071/2019 от 24.12.2019, N 10012000- 3072/2019 от 24.12.2019, N 10012000-3073/2019 от 24.12.2019 N 10012000-3071/209 от 24.12.2019 о назначении административного наказания (далее - Таможня, административный орган).
Решением от 22.06.2020 Арбитражный суд Калининградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 22.06.2020 и принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что таможенным органом не рассмотрено ходатайство об ознакомлении с материалами дела, результатом проверки и иные доказательства, имеющие отношение к делу и о переносе времени составления протокола. Также таможенным органом составлено два акта по результатам одной проверки, в акте проверки неверно определены даты начала и окончания административных процедур и не указано имя, отчество лица административного органа, проводившего проверку, а также Обществу не вручена копия акта проверки, в отношении которого проводились проверочные мероприятия.
Также податель жалобы считает, что совершенное административное правонарушение является малозначительным и подлежат применению положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В судебном заседании представитель Таможни просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.07.2017 ООО "Московский проспект" (покупатель) заключило контракт N SECIL PL/MP с компанией "SECIL POLSKA Sp.z.o.o." /Польша/ (продавец) в лице Marcin Jerzy Makowski на покупку на условиях поставки FCA Гданьск в соответствии с Инкотермс 2010 товаров согласно Спецификации к данному контракту /профили фасонные из вулканизованной непористой резины, предназначенные для промышленного производства окон из ПВХ - уплотнитель для окон.
Сумма контракта составляет 76 000,00 евро (согласно приложению от 27.06.2018 N 1 к контракту).
Срок действия контракта - до 31.12.2019 (пункт 11.5 контракта).
Контракт поставлен ООО "Московский проспект" на учет в уполномоченном банке - филиале "Северная столица" АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" 29.06.2018 с присвоением уникального номера контракта (далее - УНК) 18060131/3292/0001/2/1.
ООО "Московский проспект" в рамках контракта осуществило ввоз товара по ДТ N 10012020/030718/0026997 стоимостью 5 309,59 евро. Оплата ввезенного товара осуществлена ООО "Московский проспект" на условиях предоплаты.
Согласно представленным документам Справка о подтверждающих документах ООО "Московский проспект" предоставлена в АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" 20.11.2018, то есть с нарушением установленного срока. Нарушение установленного срока составляет 64 дня.
20.07.2017 ООО "Московский проспект" (покупатель) заключило контракт N SECIL PL/MP с компанией "SECIL POLSKA Sp.z.o.o." /Польша/ (продавец) в лице Marcin Jerzy Makowski на покупку на условиях поставки FCA Гданьск в соответствии с Инкотермс 2010 товаров согласно Спецификации к данному контракту /профили фасонные из вулканизованной непористой резины, предназначенные для промышленного производства окон из ПВХ - уплотнитель для окон.
Сумма контракта составляет 76 000 евро (согласно приложению от 27.06.2018 N 1 к контракту).
Срок действия контракта - до 31.12.2019 (пункт 11.5 контракта).
Контракт поставлен ООО "Московский проспект" на учет в уполномоченном банке - филиале "Северная столица" АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" 29.06.2018 с присвоением уникального номера контракта (далее - УНК) 18060131/3292/0001/2/1.
Общество в рамках контракта осуществило ввоз товара по ДТ N 10012020/010818/0034675 стоимостью 6 832,39 евро.
Оплата ввезенного товара осуществлена ООО "Московский проспект" на условиях предоплаты. Согласно представленным документам Справка о подтверждающих документах ООО "Московский проспект" предоставлена в уполномоченный банк 20.11.2018, то есть с нарушением установленного срока. Нарушение установленного срока составляет 41 день.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Таможни 10.12.2019 составлены протоколы об административных правонарушениях в соответствии с указанной квалификацией и 24.12.2019 вынесены постановления N 10012000 - 3072/2019, N 10012000 - 3073/2019 о назначении административного наказания по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в наложения виде штрафа в размере 40 000 рублей.
20.07.2017 ООО "Московский проспект" (покупатель) заключило контракт N SECIL PL/MP с компанией "SECIL POLSKA Sp.z.o.o." /Польша/ (продавец) в лице Marcin Jerzy Makowski на покупку на условиях поставки FCA Гданьск в соответствии с Инкотермс 2010 товаров согласно Спецификации к данному контракту /профили фасонные из вулканизованной непористой резины, предназначенные для промышленного производстваокон из ПВХ - уплотнитель для окон.
Сумма контракта составляет 76 000,00 евро (согласно приложению от 27.06.2018 N 1 к контракту).
Срок действия контракта - до 31.12.2019 (пункт 11.5. контракта).
Контракт поставлен ООО "Московский проспект" на учет в уполномоченном банке - филиале "Северная столица" АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" 29.06.2018 с присвоением уникального номера контракта (далее - УНК) 18060131/3292/0001/2/1.
ООО "Московский проспект" в рамках контракта осуществило ввоз товара по ДТ N 10012020/150918/0047312 стоимостью 5 314,29 евро.
Оплата ввезенного товара осуществлена ООО "Московский проспект" на условиях предоплаты. Справка о подтверждающих документах по вышеуказанной ДТ представлена ООО "Московский проспект" в уполномоченный банк 20.11.2018.
Справка о подтверждающих документах по вышеуказанной ДТ представлена ООО "Московский проспект" в филиал "Северная столица" АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" 20.11.2018, то есть с нарушением установленного срока. Нарушение установленного срока составляет 21 день.
05.04.2018 ООО "Московский проспект" (Покупатель) заключило договор N 01/RU/18 с компанией "Landsberg sp.z.o.o." /Польша/ (Продавец) на покупку сталей для системы профилей PCV ДЕККО.
Срок действия договора от 05.04.2018 N 01/RU/18 - до 31.12.2018 (пункт 12.1 договора).
Согласно условиям договора: пункт 6.1. договора покупатель на основании подписанной Сторонами спецификации и выставленного продавцом инвойса производит полную предоплату за продукцию.
Договор поставлен ООО "Московский проспект" на учет в уполномоченном банке - филиале "Северная столица" АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" 15.06.2018 с присвоением уникального номера контракта (далее - УНК) 18060055/3292/0001/2/1.
Договор снят с учета уполномоченным банком 04.07.2019 на основании п. 6.7. Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 N 181-И.
Общество в рамках договора осуществило ввоз товара по ДТ N 10012020/110718/0029098 стоимостью 15 024,72 евро.
Оплата ввезенного товара осуществлена ООО "Московский проспект" на условиях предоплаты.
Справка о подтверждающих документах по вышеуказанной ДТ представлена ООО "Московский проспект" в филиал "Северная столица" АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" 24.09.2018, то есть с нарушением установленного срока.
Нарушение установленного срока составляет 24 дня.
Таможенным органом 10.12.2019 составлены протоколы по делам об административных правонарушениях. Постановлениями от 24.12.2019 N 10012000-3071/2019, N 10012000-3074/2019 Общество привлечено к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанными постановлениями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состав вмененного административного правонарушения, не установил оснований для признания правонарушения малозначительным, а также оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также порядок взаимодействия резидентов (нерезидентов) с уполномоченными банками при представлении документов и информации, 4 А21-14502/2019 установлен Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
Согласно пункту 1.3 Инструкции N 181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
В соответствии с пунктом 8.8 Инструкции N 181-И при вывозе товара с территории Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты или ввозе товара на территорию Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа) и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с законодательством о таможенном регулировании путем подачи декларации на товары резидент должен представить в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары, справку о подтверждающих документах, заполненную в соответствии с Приложением 6 к Инструкции, без представления декларации на товары.
В данном случае, справка о подтверждающих документах в рамках контракта от 20.07.2017 N SECIL PL/MP: по ДТ N 10012020/150918/0047312 на 21 день, по ДТ N 10012020/030718/0026997 на 64 дня, по ДТ N 10012020/010818/0034675 на 41 день; в рамках договора 05.04.2018 N 01/RU/18: по ДТ N 10012020/110718/0029098 на 24 дня, то есть с нарушением установленного пунктом 8.8 Инструкции N 181-И срока, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, по результатам проверки в рамках контракта от 20.07.2017 N SECIL PL/MP (акт проверки от 10.12.2019 N 10012000/101219/0000148) возбуждены 3 дела об административных правонарушениях, в том числе:
- по факту нарушения срока представления справки о подтверждающих документах по ДТ N 10012020/150918/0047312 по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ. Дата совершения административного правонарушения - 20.10.2018. Дата истечения срока давности привлечения к административной ответственности - 20.10.2020.
- по факту нарушения срока представления справки о подтверждающих документах по ДТ N 10012020/030718/0026997 по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ. Дата совершения административного правонарушения - 22.08.2018. Дата истечения срока давности привлечения к административной ответственности - 22.08.2020;
- по факту нарушения срока представления справки о подтверждающих документах по ДТ N 10012020/010818/0034675 по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ. Дата совершения административного правонарушения - 22.09.2018. Дата истечения срока давности привлечения к административной ответственности - 22.09.2020.
По результатам проверки в рамках договора 05.04.2018 N 01/RU/18 (акт проверки от 10.12.2019 N 10012000/101219/0000149) возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Кравченко А.Н. по факту нарушения срока представления справки о подтверждающих документах по ДТ N 10012020/110718/0029098 по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ. Дата совершения административного правонарушения - 22.08.2018. Дата истечения срока давности привлечения к административной ответственности - 22.08.2020.
Суд первой инстанции установил, что выявленные нарушения Общества образуют четыре самостоятельных события административных правонарушений, квалифицируемые по признакам части 6.2 и части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, совершенные в рамках двух разных внешнеторговых контрактов (договоров) либо в разные даты и имеющие различные сроки давности привлечения к административной ответственности и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность объединения дел об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Общества событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6.2 и частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Заявитель жалобы ссылается на то, что ходатайство генерального директора ООО "Московский проспект" от 03.12.2019 об ознакомлении с материалами дела, результатом проверки и иными доказательствами, имеющими отношении к делу, и о переносе времени составления протокола не рассмотрено Калининградской областной таможней.
Представитель Таможни пояснил, что данное обращение не может рассматриваться в качестве ходатайства в рамках производства по делам об административных правонарушениях, так как по состоянию на момент его получения дела об административных правонарушениях в отношении Общества и виновного физического лица не возбуждались.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
На обращение Общества от 03.12.2019 направлен по юридическому адресу ООО "Московский проспект" письменный ответ "О рассмотрении обращения" (исх. от 09.12.2019 N 28-20/26366), содержащий, в том числе разъяснения о том, что законный представитель ООО "Московский проспект" вправе ознакомиться с материалами дел об административных правонарушениях с момента возбуждения дел об административных правонарушениях, а именно в день составления протоколов об административных правонарушениях - 10.12.2019. Вместе с тем, обращено внимание Общества на то, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрены основания для переноса даты составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Кроме того, 05.12.2019 в ходе телефонного разговора генеральному директору ООО "Московский проспект" Кравченко А.Н. передана информация о результатах рассмотрения вышеуказанного обращения Общества (телефонограмма от 05.12.2019 N 28-20/26170).
Довод Общества об использовании таможенным органом доказательств, полученных с нарушением закона, апелляционным судом не принимается, поскольку по результатам проведенных в отношении Общества проверок соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования 10.12.2019 составлены два акта проверок, а именно N 10012000/101219/0000148 (проверка в рамках внешнеторгового контракта от 20.07.2017 N SECIL PL/MP);
* N 10012000/101219/0000149 (проверка в рамках внешнеторгового договора от
05.04.2018 N 01/RU/18).
Также в соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ все документы, перечисленные в запросе Калининградской областной таможни от 23.04.2019 N 28-20/08586 непосредственно относятся к валютным операциям, проведенным Обществом при осуществлении внешнеторговой деятельности в рамках контрактов (договоров) от 20.07.2017 N SECIL PL/MP и от 05.04.2018 N 01/RU/18.
Запрошенные в ходе проверок документы и сведения поступили в Калининградскую областную таможню следующими письмами: вх. от 22.05.2019 N р04170 (исх. от 14.05.2019 б/я), вх. от 13.06.2019 N р05016 (исх. от 11.05.2019 б/н), вх. от 29.07.2019 N р06566 (исх. от 26.07.2019 б/н).
Соответственно, последний поступивший от Общества документ (пояснения генерального директора ООО "Московский проспект" Кравченко А.Н. б/н от 26.07.2019), зарегистрирован в таможенном органе 29.07.2019. Указанные пояснения представлены генеральным директором Общества не по личной инициативе, как указано в заявлениях Кравченко А.Н., а были непосредственно запрошены Калининградской областной таможней в целях установления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В данных пояснениях указано, что они направляются в рамках запроса от 23.04.2019 (исх. N 28-20/08586).
Таким образом, административные процедуры, а именно рассмотрение должностными лицами таможенных органов документов, необходимых для исполнения государственной функции в рамках проведенных проверочных мероприятий окончены 08.08.2019 и не превышают установленный пунктом 21 Административного регламента максимальный срок выполнения (10 рабочих дней с даты регистрации в таможенном органе последнего документа, в отношении которого отправлялся запрос).
Сроки проведения административных процедур "проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов" (дата начала 09.08.2019, дата окончания 27.11.2019) также соответствуют установленному пункту 27 Административного регламента максимальному сроку выполнения (90 рабочих дней с даты начала процедуры).
В соответствии с пунктом 35 Административного регламента результатом административной процедуры "оформление результатов исполнения государственной функции" является акт проверки, составленный должностным лицом таможенного органа, проводившим проверку.
В пункте 10.3 актов проверок от 10.12.2019 N N 10012000/101219/0000148, 10012000/101219/0000149 отражены результаты указанных административных процедур в части составления актов проверок и протоколов об административных правонарушениях.
Исходя из вышеизложенного, результаты проверочных мероприятий оформлены надлежащим образом и соответствуют, в том числе требованиями пункта 8 Административного регламента, согласно которому результатом исполнения государственной функции является акт проверки, содержащий выводы о наличии или отсутствии в действиях проверяемого субъекта нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Кроме того сведения о лице, проводившем проверки (фамилия, имя, отчество, должность), указаны в пункте 1.3 актов проверок от 10.12.2019 N N 10012000/101219/0000148, 10012000/101219/0000149.
Заявитель жалобы считает, что в нарушение статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" копии актов проверок не вручены представителю уполномоченного лица. Кроме того, копии актов проверок не приобщены к материалам дел об административных правонарушениях.
Порядок оформления результатов проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Однако, валютный контроль, как вид государственного контроля, исключен из видов контроля, регулирование которых осуществляется в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
В подпункте 5 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ перечислены виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, на которые положения данного Федерального закона не распространяются, в том числе валютный контроль.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля. Данное право также закреплено в пункте 7 Административного регламента. Сроки проведения ознакомления с актами проверок не установлены.
Акты проверок N N 10012000/101219/0000148, 10012000/101219/0000149 соблюдения ООО "Московский проспект" актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - Акты проверок) составлены 10.12.2019. В целях осуществления надзора за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности требований валютного законодательства копии указанных Актов проверок в день составления (10.12.2019) направлены в Калининградскую транспортную прокуратуру посредством электронной почты.
Представитель таможни указал, что в Калининградскую областную таможню не поступали обращения/заявления Общества либо генерального директора ООО "Московский проспект" Кравченко А.Н., содержащие волеизъявление на предоставление им копий актов проверок в отношении ООО "Московский проспект", что подтверждено служебной запиской отдела документационного обеспечения Калининградской областной таможни от 24.12.2019 N 01-34/0473 "О предоставлении информации в отношении 000 "Московский проспект", полученной по запросу отдела валютного контроля от 18.12.2019 N 28-09/0807 (копии имеются в материалах дел об административных правонарушениях NN 10012000-3081/2019, 10012000-3082/2019, 10012000-3083/2019, 10012000-3084/2019).
Акт проверки соблюдения резидентом актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по своей сути не является решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностных лиц, поскольку не содержит предписаний властно-распорядительного характера, не возлагает на проверяемое лицо какие-либо обязанности, не устанавливает (изменяет, прекращает) права и обязанности лица, носит информационный характер о результатах проверки, выводы и предложения лиц, осуществивших проверку.
Таким образом, акты проверок от 10.12.2019 N N 10012000/101219/0000148, 10012000/101219/0000149 не являются доказательствами по делам об административных правонарушениях и к материалам дел об административных правонарушениях не приобщаются. Все полученные в ходе проверочных мероприятий документы, подтверждающие факты совершения ООО "Московский проспект" административных правонарушений и являющиеся доказательствами по данным делам, приобщены к материалам дел об административных правонарушениях NN 10012000-3081/2019, 10012000-3082/2019, 10012000-3083/2019, 10012000-3084/2019 в установленном порядке.
Из апелляционной жалобы следует, что на рассмотрение суда апелляционной инстанции заявителем поставлен вопрос о правомерности вывода арбитражного суда об отсутствии в данном случае оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В статье 2.9 КоАП РФ закреплено, что судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка, с учетом конкретных обстоятельств дела (значительный период просрочки исполнения обязательства) и характера деяния заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Заявитель жалобы не приводит достаточных и надлежащих аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований действующего законодательства. При этом важно отметить, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Следует отметить, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований валютного законодательства. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования. Ответственность за совершенное деяние наступает независимо от возникновения общественно опасных последствий. Наступление таких последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния, а их отсутствие и дальнейшее устранение допущенного нарушения сами по себе не являются основанием для применения малозначительности.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, что характеризует пренебрежительное отношение Общества к установленным требованиям закона.
Указанные заявителем в апелляционной жалобе обстоятельства, не влияют на оценку существенности угрозы охраняемым общественным отношениям, которая была им создана.
С учетом изложенного доводы заявителя жалобы о малозначительности совершенных им правонарушений являются несостоятельными.
Оснований для снижения назначенного Обществу административного штрафа суд первой инстанции обоснованно не установил.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев оснований для признания незаконными оспариваемых постановлений.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2020 по делу N А21-3415/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3415/2020
Истец: ООО "МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ"
Ответчик: Калининградская областная таможня
Третье лицо: Виталий Николаевич Захаров