г. Москва |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А40-47558/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ССК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2020 по делу N А40-47558/2020
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания"
к Управлению Федерального казначейства по городу Москве
третье лицо: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
о признании незаконными действий
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2020, принятым по настоящему делу с учетом уточнений требований принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" (заявитель, Общество, ООО "ССК") о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по городу Москве (заинтересованное лицо, Управление, УФК по Москве) по прекращению исполнения исполнительного листа серии ФС N 026833372 от 31.10.2019, выданного 31.10.2019 Арбитражным судом Вологодской области по делу N А13-16417/2019.
Не согласившись с принятым судом решением, ООО "ССК" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела, что ООО "ССК" направило для исполнения в УФК по Москве (орган казначейства) по исполнительный лист серии ФС N 026833372, выданный 31.10.2019 Арбитражным судом Вологодской области на основании судебного решения от 22.10.2019 по делу N А13-16417/2019 (далее -исполнительный лист).
На основании указанного исполнительного документа с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (должник) подлежат взысканию задолженность по оплате за потребленную электроэнергию в июне 2019 года в размере 295 239 руб. 56 коп., пени по состоянию на 23.09.2019 в размере 5 349 руб. 04 коп., пени в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начисленные на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24.09.2019 по день фактической оплаты долга, а также 8 935 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно письму органа казначейства от 07.02.2020 N 73-04-33/10-3055 указанный исполнительный документ 09.12.2019 принят к исполнению в УФК по г. Москве и исполнен полностью следующими платежными поручениями: N 96034 от 22.01.2020 на сумму 295 239 руб. 56 коп. (оплата основного долга); N 96031 от 22.01.2020 на сумму 8 935 руб. 00 коп. (возмещение госпошлины); N 96033 от 22.01.2020 на сумму 5 349 руб. 04 коп. (оплата пени, установленных судом); N 340591 от 28.01.2020 на сумму 11 347 руб. 01 коп. (оплата пени согласно расчету должника).
Уведомлением от 29.01.2020 N УИС-19-Н2784-1/69764 исполнительный лист возвращен в Арбитражный суд Вологодской области в связи с полным исполняем.
ООО "ССК", получив на расчетный счет денежные средства в сумме 309 523 руб. 60 коп., перечисленные платежными поручениями от 22.01.2020 N 96034, N 96031 и N 96033 во исполнение решения Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2019 по делу N А13-16417/2019, произвело расчет пени за период с 24.09.2019 по день фактической оплаты задолженности по оплате электрической энергии в сумме 295 239 руб. 56 коп., подлежащих взысканию на основании исполнительного листа ФС N 026833372 от 31.10.2019, размер которых составил 16 507 руб. 03 коп.
Письмом от 23.01.2020 N 01-26/840 ООО "ССК" уведомило орган казначейства о том, что размер пени, начисленных в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24.09.2019 по день фактической оплаты долга, составляет 16 507 руб. 03 коп. (расчет пени к письму прилагался) и просило произвести полное исполнение судебного решения путем перечисления на расчетный счет взыскателя указанной суммы пеней.
УФК по г. Москве платежным поручением N 340591 от 28.01.2020 перечислило в счет исполнения требования исполнительного листа о взыскании пени, начисленных в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24.09.2019 по день фактической оплаты долга, денежные средства в сумме 11 347 руб. 01 коп., а не 16 507 руб. 03 коп.
Письмом от 07.02.2020 N 73-04-33/10-3055 данные требования были отклонены органом казначейства, указав на то, что денежные средства в сумме 11 347 руб. 01 коп. в оплату пени на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24.09.2019 по день фактической оплаты долга перечислены согласно расчету должника, в связи с чем УФК по г. Москве считает исполнительный лист фактически исполненным.
Кроме того, Обществу было предложено в судебном порядке урегулировать разногласия по вопросам исполнения указанного исполнительного документа с должником.
Полагая действия УФК по г. Москве по прекращению исполнения исполнительного листа серии ФС N 026833372, выданного 31.10.2019 по делу N А13-16417/2019, а так же его бездействие, выразившееся в неосуществлении расчета суммы пени в процессе исполнения судебного акта по делу N А13-16417/2019 незаконными, как противоречащие нормам ст. 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ст. 16 АПК РФ, ст. 242.4 БК РФ, ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), ООО "ССК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению отмене, исходя из следующего.
В силу ст. 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации урегулирован правовыми нормами главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ и ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В силу ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, и при исполнении в полном объеме исполнительного документа он возвращается указанным органом в суд, выдавший этот документ, с отметкой о размере перечисленной суммы.
Согласно ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В порядке п. 6, п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя, а бюджетное учреждение - должник в течение тридцати рабочих дней со дня получения указанного уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Основанием для возврата исполнительного документа с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший исполнительный документ, в силу п. 9 ч. 20 Федерального закона N 83-ФЗ является полное исполнение исполнительного документа.
Федеральное казначейство письмом от 24.08.2012 N 42-7.4-05/9.3-492 "Об организации исполнения судебных актов, предусматривающие индексацию денежных средств или иные виды расчетов" установило, что расчет сумм индексации или иных видов расчетов должен производиться непосредственно должником, одновременно возложив на орган Федерального казначейства обязанность контролировать произведенный должником расчет на наличие счетной ошибки. Кроме того, Федеральное казначейство указало на необходимость дополнительного обращения в суд за определением порядка индексации в случае, если исходя из содержания судебного акта невозможно определить, каким именно образом следует осуществлять расчет.
Согласно п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что на Управление Федерального казначейства по г. Москве возложена обязанность по обращению взыскания на средства федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации для полного исполнения требований исполнительного листа серии ФС N 026833372, выданного 31.10.2019 Арбитражным судом Вологодской области на основании судебного решения от 22.10.2019 по делу N А13-16417/2019.
В целях полного и правильного исполнения исполнительного документа орган казначейства был обязан осуществить контроль произведенного должником расчета пени, начисленных в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 23.09.2019 по день фактической оплаты долга, на наличие в нем счетной ошибки, а при неясности определения порядка расчета пеней - обратиться в суд за разъяснением исполнения судебного акта, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника.
УФК по г. Москве в отсутствие правовых оснований прекратило исполнение исполнительного лист серии ФС N 026833372 от 31.10.2019 и возвратило его в адрес Арбитражного суда Вологодской области, грубо нарушив своими действиями права ООО "ССК" на исполнение судебного акта и получение денежных средств за просрочку исполнения обязательства по оплате электрической энергии, гарантированные обществу Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Таким образом, вопреки выводу суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав и законных интересов ООО "ССК" не получило неустойки по дату фактического исполнения основного обязательства.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч. 1 ст. 268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 198, 201 АПК РФ, ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ, ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований ООО "ССК" в полном объеме.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных обществом требований, суд апелляционной инстанции обязывает Управление Федерального казначейства по городу Москве устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Северная сбытовая компания" в установленном законом порядке и сроки.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В силу статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы с УФК по Москве подлежит взысканию в пользу ООО "ССК" понесенные им по делу судебные расходов.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2020 по делу N А40-47558/2020 отменить.
Признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по городу Москве по прекращению исполнения исполнительного листа серии ФС N 026833372, выданного 31.10.2019 Арбитражным судом Вологодской области по делу N А13-16417/2019, а также бездействие указанного лица, выразившегося в неосуществлении расчета суммы неустойки в виде пени в процессе исполнения судебного акта по делу N А13-16417/2019.
Обязать Управление Федерального казначейства по городу Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возобновления исполнения указанного исполнительного листа и перечисления на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" пени в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начисленной на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24.09.2019 по день фактической оплаты долга.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по городу Москве в пользу общества с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3 000 (три тысячи) руб. по заявлению, 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 3 000 (три тысячи) руб. (п/п от 04.03.2020 N 2231), по апелляционной жалобе 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. (п/п от 19.08.2020 N 9619), как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47558/2020
Истец: ООО "СЕВЕРНАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ