город Москва |
|
29 марта 2021 г. |
Дело N А40-47558/20-130-325 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Северная сбытовая компания": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Федерального казначейства по г. Москве: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России: Кузнецовой И.В. (дов. N 217 от 28.12.2020 г.);
рассмотрев 23 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Москве
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2020 г.
по делу N А40-47558/20-130-325
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания"
к Управлению Федерального казначейства по городу Москве
о признании незаконными действий,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" (далее - ООО "ССК", общество, заявитель) направило для исполнения в Управление Федерального казначейства по городу Москве (далее - УФК по Москве, орган казначейства) исполнительный лист серии ФС N 026833372, выданный 31 октября 2019 г. Арбитражным судом Вологодской области на основании судебного решения от 22 октября 2019 г. по делу N А13-16417/2019 (далее - исполнительный лист), в соответствии с которым с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, третье лицо) (должник) в пользу ООО "ССК" (взыскателя) подлежит взысканию задолженность по оплате за потребленную электроэнергию в июне 2019 года в размере 295 239 руб. 56 коп., пени по состоянию на 23 сентября 2019 г. в размере 5 349 руб. 04 коп., пени в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), начисленные на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24 сентября 2019 г. по день фактической оплаты долга, а также 8 935 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно письму органа казначейства от 07 февраля 2020 г. N 73-04-33/10-3055 указанный исполнительный лист 09 декабря 2019 г. был принят к исполнению в УФК по г. Москве и исполнен полностью следующими платежными поручениями: от 22 января 2020 г. N 96034 на сумму 295 239 руб. 56 коп. (оплата основного долга); N 96031 на сумму 8 935 руб. 00 коп. (возмещение госпошлины); N 96033 на сумму 5 349 руб. 04 коп. (оплата пени, установленных судом) и от 28 января 2020 г. N 340591 на сумму 11 347 руб. 01 коп. (оплата пени согласно расчету должника).
Уведомлением от 29 января 2020 г. N УИС-19-Н2784-1/69764 исполнительный лист возвращен в Арбитражный суд Вологодской области в связи с его полным исполнением.
ООО "ССК", получив на расчетный счет денежные средства в сумме 309 523 руб. 60 коп., перечисленные платежными поручениями от 22 января 2020 г. N 96034, N 96031 и N 96033 во исполнение решения Арбитражного суда Вологодской области от 22 октября 2019 г. по делу N А13-16417/2019, произвело расчет пени за период с 24 сентября 2019 г. по день фактической оплаты задолженности по оплате электрической энергии в сумме 295 239 руб. 56 коп., подлежащих взысканию на основании исполнительного листа, размер которых составил 16 507 руб. 03 коп.
Письмом от 23 января 2020 г. N 01-26/840 ООО "ССК" уведомило орган казначейства о том, что размер пени, начисленных в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24 сентября 2019 г. по день фактической оплаты долга, составляет 16 507 руб. 03 коп. и просило произвести полное исполнение судебного решения путем перечисления на расчетный счет взыскателя указанной суммы пеней.
УФК по г. Москве платежным поручением от 28 января 2020 г. N 340591 перечислило в счет исполнения требования исполнительного листа о взыскании пени, начисленных в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24 сентября 2019 г. по день фактической оплаты долга, денежные средства в сумме 11 347 руб. 01 коп., в то время как сумма фактической оплаты долга составляет 16 507 руб. 03 коп.
Письмом УФК по г. Москве от 07 февраля 2020 г. N 73-04-33/10-3055 данные требования были отклонены с указанием на то, что денежные средства в сумме 11 347 руб. 01 коп. в оплату пени на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24 сентября 2019 г. по день фактической оплаты долга перечислены согласно расчету должника, в связи с чем УФК по г. Москве считает исполнительный лист фактически исполненным. Обществу было предложено в судебном порядке урегулировать разногласия по вопросам исполнения указанного исполнительного документа с должником.
Считая свои права нарушенными, ООО "ССК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к УФК по г. Москве о признании незаконными действий по прекращению исполнения исполнительного листа серии ФС N 026833372, выданного 31 октября 2019 г. Арбитражным судом Вологодской области по делу N А13-16417/2019, а также бездействие указанного лица, выразившегося в неосуществлении расчета суммы неустойки в виде пени в процессе исполнения судебного акта по делу N А13-16417/2019 и обязании УФК по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возобновления исполнения указанного исполнительного листа и перечислении на расчетный счет ООО "ССК" пени в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, начисленных на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 24 сентября 2019 г. по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 августа 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2020 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 10 августа 2020 г. отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе УФК по г. Москве просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку орган казначейства действовало в соответствии с законодательством Российской Федерации (бюджетным) и не нарушало прав и интересов заявителя - взыскателя.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ССК" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в отзыве на кассационную жалобу с жалобой согласилось, просило постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России согласился с доводами кассационной жалобы.
Представители ООО "ССК" и УФК по г. Москве в заседание суда кассационной инстанции не явились.
От представителя ООО "ССК" через систему подачи документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации урегулирован правовыми нормами главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 30 Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при поступлении в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.
В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
Согласно пунктам 6 и 7 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя, а бюджетное учреждение - должник в течение тридцати рабочих дней со дня получения указанного уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Основанием для возврата исполнительного документа с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший исполнительный документ, в силу пункта 9 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ является полное исполнение исполнительного документа.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Согласно письму Федерального казначейства от 24 августа 2012 г. N 42-7.4-05/9.3-492 "Об организации исполнения судебных актов, предусматривающие индексацию денежных средств или иные виды расчетов" расчет сумм индексации или иных видов расчетов должен производиться непосредственно должником, одновременно возложив на орган Федерального казначейства обязанность контролировать произведенный должником расчет на наличие счетной ошибки.
Кроме того, Федеральное казначейство указало на необходимость дополнительного обращения в суд за определением порядка индексации в случае, если исходя из содержания судебного акта невозможно определить, каким именно образом следует осуществлять расчет.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие у Управления Федерального казначейства по городу Москве оснований для прекращения исполнения исполнительного листа без его исполнения в полном объеме, и о наличии со стороны органа казначейства бездействия по неосуществлению расчета суммы неустойки в виде пени в процессе исполнения судебного акта по делу N А13-16417/2019.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что на УФК по г. Москве возложена обязанность по обращению взыскания на средства должника - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России для полного исполнения требований исполнительного листа серии ФС N 026833372, выданного 31 октября 2019 г. Арбитражным судом Вологодской области на основании судебного решения от 22 октября 2019 г. по делу N А13-16417/2019, в связи с чем орган казначейства был обязан осуществить контроль произведенного должником расчета пени, начисленных в соответствии с абзацем 10 пунктом 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 23 сентября 2019 г. по день фактической оплаты долга, на наличие в нем счетной ошибки, а при неясности определения порядка расчета пеней - обратиться в суд за разъяснением исполнения судебного акта, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника.
Таким образом, действие (бездействие) УФК по г. Москве по прекращению и возвращению исполнительного листа в суд без его исполнения в полном объеме является нарушением прав и законных интересов общества.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное постановление суда апелляционной инстанции, следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2020 г. по делу N А40-47558/20-130-325 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие у Управления Федерального казначейства по городу Москве оснований для прекращения исполнения исполнительного листа без его исполнения в полном объеме, и о наличии со стороны органа казначейства бездействия по неосуществлению расчета суммы неустойки в виде пени в процессе исполнения судебного акта по делу N А13-16417/2019.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что на УФК по г. Москве возложена обязанность по обращению взыскания на средства должника - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России для полного исполнения требований исполнительного листа серии ФС N 026833372, выданного 31 октября 2019 г. Арбитражным судом Вологодской области на основании судебного решения от 22 октября 2019 г. по делу N А13-16417/2019, в связи с чем орган казначейства был обязан осуществить контроль произведенного должником расчета пени, начисленных в соответствии с абзацем 10 пунктом 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике на сумму задолженности в размере 295 239 руб. 56 коп. с 23 сентября 2019 г. по день фактической оплаты долга, на наличие в нем счетной ошибки, а при неясности определения порядка расчета пеней - обратиться в суд за разъяснением исполнения судебного акта, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2021 г. N Ф05-3730/21 по делу N А40-47558/2020