г. Москва |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А41-29627/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ФПЛК" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2020 по делу N А41-29627/20, принятое судьей Гейц И.В. в порядке упрощенного производства, по заявлению АО "ФПЛК" к МРИ ФНС России N 21 по Московской области об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПЛК" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к МРИ ФНС России N 21 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, налоговый орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 13.11.2019 г. N 5/20.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "ФПЛК" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 10.08.2017 г. между АО "ФПЛК" и ООО "МосОблЕИРЦ" заключен договор N 812440417 о приеме платы за жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с п. 2.1.4 договора ООО "МосОблЕИРЦ" обязано принимать от плательщиков плату за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые АО "ФПЛК" и отраженные в едином платежном документе.
В силу п. 2.1.7 рассматриваемого договора ООО "МосОблЕИРЦ" обязано перечислять принятые платежи согласно указаниям АО "ФПЛК".
Согласно п. 3.1.2 договора АО "ФПЛК" обязано предоставить в обслуживающий АО "ФПЛК" банк информацию о ООО "МосОблЕИРЦ", действующем в качестве платежного агента АО "ФПЛК".
В период с 15.03.2019 г. по 06.08.2019 г. административным органом на основании поручения от 06.08.2019 г. N 43 проведена проверка в отношении АО "ФПЛК" по вопросам использования специального банковского счета, а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей.
В целях проведения проверки в адрес общества предъявлено требование от 06.08.2019 г. N 12/11 о предоставлении документов, на основании которых выявлено, что в период с 15.03.2019 г. по 24.06.2019 г. АО "ФПЛК" при осуществлении расчетов с платежным агентом ООО "МосОблЕИРЦ" осуществляло деятельность по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги в размере 158 955 056 руб. 08 коп. использовало банковский счет N 40702810740000016652, не являющийся специальным банковским счетом.
12.04.2019 г. на счет АО "ФПЛК" N 40702810740000016652 от ООО "МосОблЕИРЦ" поступили платежи за жилищно-коммунальные услуги в размере 4 669 930 руб. 28 коп., что подтверждается платежным поручением N 223734, в связи с чем общество нарушило требования, установленные п. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В связи с выявленными нарушениями в отношении Общества, в присутствии представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.2019 г. N 5/20.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 13.11.2019 г. N 5/20, вынесенным в присутствии представителя Общества, АО "ФПЛК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене, а также с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил, среди прочего, из того, что обществом пропущен срок обращения с рассматриваемым заявлением.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Заявитель 19.02.2020 с использованием системы "Мой арбитр" обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 13.11.2019 N 5/24.
Между тем в силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не предусмотрен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В силу положений части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом оценки конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При этом при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, который предполагает, что восстановление пропущенного срока может иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заявителю, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
Из материалов дела следует, что общество получило копию оспариваемого постановления о назначении административного наказания 13.11.2019, что заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Следовательно, с учетом приведенных положений правовых норм и положений части 3 статьи 113 АПК РФ десятидневный срок на подачу в арбитражный суд заявления об оспаривании указанного постановления о назначении административного наказания истек 27.11.2019.
С настоящим заявлением общество обратилось в Арбитражный суд Московской области через систему "Мой Арбитр" только 15.05.2020, т.е. с пропуском срока на обжалование почти на 6 месяцев.
Согласно части 1 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (часть 3 статьи 30.2 КоАП РФ).
Приведенными нормами КоАП РФ, а также положениями статей 207, 208 АПК РФ не установлен обязательный досудебный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в порядке подчиненности до обращения в арбитражный суд.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа в установленные законом сроки без каких-либо досудебных процедур в виде обжалования в порядке подчиненности.
Как указывалось выше, в силу положений части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что приведенные заявителем доводы об обжаловании постановления в порядке подчиненности, равно как и незаконность отказа в принятии жалобы к рассмотрению, не имеют значения для исчисления срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания, который исчисляется с даты получения копии оспариваемого постановления и в данном случае истек.
Неосведомленность заявителя о своем праве обратиться в арбитражный суд сразу после получения копии постановления о назначении административного наказания не может служить уважительной причиной пропуска срока, поскольку зависит исключительно от его собственной компетенции и волеизъявления.
Данное право прямо закреплено в законе, незнание которого относится исключительно к вопросам внутренней организации деятельности заявителя.
Более того, в тексте оспариваемого постановления обществу было разъяснено, что оно может быть обжаловано в арбитражный суд.
Следовательно, обществу из буквального содержания оспариваемого постановления также было известно о наличии у него права на обращение с заявлением непосредственно в арбитражный суд вне зависимости от обжалования в порядке подчиненности.
При этом обществом по своей воле был избран административный порядок обжалования, а срок на обращение в арбитражный суд существенно нарушен.
В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Препятствий для обращения в арбитражный суд после получения копии постановления у общества не имелось. Каких-либо уважительных причин, объясняющих продолжительный и явно неразумный период пропуска срока на обращение в арбитражный суд после получения копии постановления, заявителем не приведено.
Доводов и доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии объективных и значимых препятствий для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания, заявителем не представлено.
Период просрочки является значительным. Произвольное восстановление пропущенного срока при изложенных обстоятельствах в данном случае будет явно нарушать принципы правовой определенности и стабильности административных и иных публичных правоотношений, что является недопустимым.
Пропуск установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ срока обжалования решений о привлечении к административной ответственности в отсутствие оснований для удовлетворения ходатайства о его восстановлении является законным, самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2020 N Ф05-16502/2020 по делу N А41-12180/2020
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2020 по делу N А41-29627/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29627/2020
Истец: АО "ФИНАНСОВО-ПРОЕКТНАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 21 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ