г. Москва |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А40-45632/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 августа 2020 года
по делу N А40-45632/20, принятое судьей Жбанковой Ю.В.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "ЛокоТех-Сервис"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС" о взыскании 171 155 руб. 59 коп. убытков по договору на сервисное обслуживание локомотивов от 30.04.2014 г. N 285.
Решением суда от 27 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд пришел к выводу о недоказанности истцом юридического состава для взыскания убытков (ст.ст. 15, 393 ГК РФ).
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Ответчик просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 27 августа 2020 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) был заключен договор N 285 на сервисное обслуживание локомотивов от 30.04.2014 г., в соответствии с которым в течение 2017 года на полигоне Дальневосточной железной дороги систематически происходило нарушение графика движения поездов, вызванного отказами в работе технических средств по вине ООО "ТМХ-Сервис" (ООО "ЛокоТех- Сервис").
Отказ N 197946. В сутках 7 февраля 2017 г. на станции Мони Дальневосточной железной дороги допущена задержка грузового поезда N 2002 в связи с отказом тепловоза 3ТЭ10МК N 1378 по причине сброса нагрузки секции "Б".
При проведении рекламационной работы, акт-рекламация N ДВОСТ/13/156 от 16.02.2017 г, протокол N ДВ ТЧЭ-13-338/пр от 16.02.2017 г., установлено, что следуя на перегоне Болен - Мони на тепловозе 3ТЭ10МК N 1378 произошел сброс нагрузки секции "Б". При осмотре дизельного помещения помощником машиниста выявлено, что сработало реле защиты РЗ, при постановке под нагрузку секции "Б" дизель заглох. По прибытию на станцию Мони после запуска дизеля происходила разностная работа дизеля свыше предельных значений, в следствие чего срабатывала защита предельного выключателя и воздушная захлопка. После перезагрузке системы безопасности КЛУБ -У и блока УСТА результата не было.
По прибытию в локомотивное депо Новый Ургал тепловоз 3ТЭ10МК N 1173 был комиссионно осмотрен. В ходе осмотра установлено, что причиной неисправности секции "Б" тепловоза 3ТЭ10МК N 1378 послужило нарушение регулировки упругой тяги механического управления топливных насосов высокого давления всережимного регулятора числа оборотов и мощности дизеля 2-М7РС.
Причиной задержки грузового поезда N 2002 на станции Мони явилась техническая неисправность тепловоза 3ТЭ10МК N 1378.
Случай неисправности тепловоза 3ТЭ10МК N 1378 отнесен по ответственности за Сервисным отделением Новый Ургал Сервисного локомотивного депо "Амурское" филиала "Дальневосточный" ООО "ТМХ-Сервис".
Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом Сервисного отделения Новый Ургал Сервисного локомотивного депо "Амурское" филиала "Дальневосточный" ООО "ТМХ-Сервис" требований пункта 3.2 руководства ТЭ10 от 31.12.2004 г. "Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловоза ТЭ10" в части того, что при работающем дизеле не качестве проверена работа всережимного регулятора числа оборотов и мощности дизеля 2-М7РС при проведении технического обслуживания в объеме ТО-2 в сутках 06.02.2017
Задержка грузового поезда N 2002 связи с неисправностью тепловоза 3ТЭ10МК N 1378 составила 2 часа 29 минут.
В связи с допущенной по вине ООО "ТМХ-Сервис" задержкой поезда N 2002 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" понесла затраты в сумме 12 466,65 руб.
Затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку составили 2285,45 руб., отчисления на социальные нужды 694,78 руб., затраты на топливо за задержку 9410,19 руб., затраты на масло за задержку 76,23 руб.
Отказ N 198104. В сутках 10 февраля 2017 г. на перегоне Мугуле-Мукунга Дальневосточной железной дороги допущена задержка грузового поезда N 1658 в связи с отказом тепловоза 3ТЭ10МК N 1341 по причине сброса нагрузки дизель - генераторной установки на 12-й позиции контроллера машиниста.
При проведении рекламационной работы, акт-рекламация N ДВОСТ/13/163 от 17.02.2017 г, протокол N ДВ ТЧЭ-13-348/пр от 17.02.2017 г., установлено, что сброс нагрузки дизель - генераторной установки вызван выходом из строя датчика реле давления масла SF-2.
Причиной задержки грузового поезда N 1658 на перегоне Мугуле-Мукунга явилась техническая неисправность тепловоза, а именно неисправность датчика реле давления масла SF-2.
Случай неисправности локомотива 3ТЭ10МК N 1341 отнесен по ответственности за Сервисным локомотивным депо "Амурское" филиала "Дальневосточный" ООО "ТМХ - Сервис".
Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом Сервисного локомотивного депо "Амурское" филиала "Дальневосточный" ООО "ТМХ-Сервис" Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭ10" от 31.12.2004 г.
Задержка грузового поезда N 1658 связи с неисправностью тепловоза 3ТЭ10МК N 1341 составила 1 час 23 минуты, согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения поездов.
В связи с допущенной по вине ООО "ТМХ-Сервис" задержкой поезда Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" понесла затраты в сумме 11 932,10 руб.
Затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку составили 1061,45 руб., отчисления на социальные нужды 322,68 руб., затраты на топливо за задержку 10463,95 руб., затраты на масло за задержку 84,02 руб.
Отказ N 198000. В сутках 8 февраля 2017 г. на станции Герби Дальневосточной железной дороги допущена задержка грузового поезда N 2010 в связи с отказом тепловоза 3ТЭ10МК N 1173 по причине сброса нагрузки дизель - генераторной установки 3-х секций при наборе позиций с 1 -й на 2-ю контролером машиниста.
При проведении рекламационной работы, акт-рекламация N ДВОСТ/13/159 от 17.02.2017 г., протокол N ДВ ТЭЧ-13-345/пр от 17.02.2017 г., установлено, что при наборе позиций с 1 -й на 2-ю контролером машиниста произошел сброс нагрузки дизель - генераторной установки 3-х секций. На станции Герби после скрещивания с нечетным поездом при наборе позиции выявлено отсутствие нагрузки дизель - генераторной установки. Перезапуск устройства результата не дал. В связи с этим был вызван дополнительный тепловоз.
Выявлено, что причиной неисправности тепловоза 3ТЭ10МК N 1173 послужило оплавление контакта в штепсельной розетке 2 РШ-001 межсекционного соединения 2139.70.02.016, что привело к нарушению режима работы дизель-генераторной установки.
Причиной задержки грузового поезда N 2010 на станции Герби явилась техническая неисправность тепловоза 3ТЭ10МК N 1173.
Случай неисправности тепловоза 3ТЭ10МК N 1173 отнесен по ответственности за Сервисным локомотивным депо "Амурское", филиала "Дальневосточный" ООО "ТМХ- Сервис".
Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом Сервисного локомотивного депо "Амурское", филиала "Дальневосточный" ООО "ТМХ-Сервис" "Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭ10" от 31.12.2004 г. в части некачественном устранении замечаний, записанных в бортовом журнале технического состояния локомотива при проведении непланового ремонта в сутках 07.02.2017 г.
Задержка грузового поезда N 2010 в связи с неисправностью тепловоза 3ТЭ10МК N 1173 составил 7 часов 25 минут, согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения поездов.
В связи с допущенной по вине ООО "ЛокоТех-Сервис" задержкой поезда N 2010 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" понесла затраты в сумме 71 861,97 рубль, из них:
Затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку 5600,37 руб., отчисления на социальные нужды 1702,51 руб., затраты на топливо за задержку 64045,93 руб., затраты на масло за задержку 513,16 руб.
Отказ N 198100. В сутках 10 февраля 2017 г. на станции Высокогорная Дальневосточной железной дороги допущена задержка грузового поезда N 3564 в связи с отказом тепловоза 3ТЭ10МК N 1333 по причине неисправности реверсора (секция "А").
При проведении рекламационной работы, акт-рекламация N 53 от 12.02.2017 г., протокол NДВ ТЭЧ-10-78/пр от 12.02.2017 г., установлено, что при приемке локомотива 3ТЭ10МК N 1333 приписки ТЧЭ-9 Комсомольск-на-Амуре обнаружена секция "А" неисправность реверсора, неисправность устранена на тракционных путях Высокогорная.
Выявлено, что причиной неисправности тепловоза 3ТЭ10МК N 1333 послужила неисправность катушки ВВ-32 секции "Б".
Причиной задержки грузового поезда N 3564 на станции Высокогорная явилась техническая неисправность тепловоза 3ТЭ10МК N 1333.
Случай неисправности тепловоза 3ТЭ10МК N 1333 отнесен по ответственности за Сервисным отделением Новый Ургал Сервисного локомотивного депо "Амурское" филиала "Дальневосточный" ООО "ЛокоТех-Сервис".
Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом Сервисного отделения Новый Ургал Сервисного локомотивного депо "Амурское" филиала "Дальневосточный" ООО "ТМХ-Сервис" п.4.2 "Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭ10" от 31.12.2004 г.
Задержка грузового поезда N 3564 связи с неисправностью тепловоза 3ТЭ10МК N 1333 (не ушел на график) вызвала задержку поездов N 2235 на 1 час 24 минуты, N 3037 на 1 час 6 минут, N 2239 на 44 минуты, N 3041 на 1 час 11 минут.
В связи с допущенной по вине ООО "ЛокоТех-Сервис" задержкой поезда N 3564 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" понесла затраты в сумме 39 594,44 рубля, и которых: затраты по задержке поезда N 2235 составили 12214,43 рубля, из них затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку - 1149,00 руб., отчисления на социальные нужды 349,30 руб., затраты на топливо за задержку 10630,89 руб., затраты на масло за задержку 85,24 руб.; затраты в связи с задержкой поезда N 3037 составили 9294,50 рубля, а именно: затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку - 1005,44 руб., отчисления на социальные нужды 305,65 руб., затраты на топливо за задержку 7919,69 руб., затраты на масло за задержку 63,72 руб.; затраты в связи с задержкой поезда N 2239 составили 6058,33 рублей, а именно: затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку - 621,31 руб., отчисления на социальные нужды 188,88 руб., затраты на топливо за задержку 5206,28 руб., затраты на масло за задержку 41,86 руб.; затраты в связи с задержкой поезда N 3041 составили 12027,18 рублей, а именно: затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку - 1065,24 руб., отчисления на социальные нужды 323,83 руб., затраты на топливо за задержку 10553,02 руб., затраты на масло за задержку 85,09 руб.
Отказ N 206956. В сутках 26.05.2017 г. на станции Этыркэн Дальневосточной железной дороги допущена задержка грузового поезда N 8351 в связи с отказом тепловоза 3ТЭ10МК N 135 по причине самопроизвольной остановки дизель-генераторной установки.
При проведении рекламационной работы, акт-рекламация N ДВОСТ/13/458 от 01.06.2017 г., протокол NДВ ТЭЧ-13-898/пр от 01.06.2017 г., установлено, что на перегоне Амган-Этыркен произошла самопроизвольная остановка дизель-генераторной установки, при обходе дизельного помещения помощником машиниста неисправность выявлена не была. Затребован вспомогательный локомотив.
Выявлено, что причиной неисправности тепловоза 3ТЭ10МК N 135 послужило нарушение регулировки всережимного регулятора частоты вращения и мощности дизеля, что привело к неустойчивой работе дизель-генераторной установки.
Причиной задержки грузового поезда N 8351 на станции Высокогорная явилась техническая неисправность тепловоза 3ТЭ10МК N 135.
Случай неисправности тепловоза 3ТЭ10МК N 135 отнесен по ответственности за Сервисным отделением Новый Ургал Сервисного локомотивного депо "Амурское" филиала "Дальневосточный" ООО "ТМХ-Сервис".
Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом Сервисного отделения Новый Ургал Сервисного локомотивного депо "Амурское" филиала "Дальневосточный" ООО "ТМХ-Сервис" "Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭ10" от 31.12.2004 г.
Задержка грузового поезда N 8351 связи с неисправностью тепловоза 3ТЭ10МК N 135 вызвала задержку поездов N 1508, на 0 часов 10 минуты, N 1472 на 0 час 59 минут, N 2145 на 2 часа 1 минуту, N 2147 на 1 час 13 минут.
В связи с допущенной по вине ООО "ЛокоТех-Сервис" задержкой поезда N 8351 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" понесла затраты в сумме 50 300,43 рубля, и которых: затраты по задержке поезда N 1508 составили 1815,98 рублей, из них затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку - 157,03 руб., отчисления на социальные нужды 47,74 руб., затраты на топливо за задержку 1603,86 руб., затраты на масло за задержку 7,35 руб.; затраты в связи с задержкой поезда N 1472 составили 14441,38 рубля, а именно: затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку - 939,84 руб., отчисления на социальные нужды 285,71 руб., затраты на топливо за задержку 13155,55 руб., затраты на масло за задержку 60,28 руб.; затраты в связи с задержкой поезда N 2145 составили 23411,46 рублей, а именно: затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку - 2027,20 руб., отчисления на социальные нужды 616.27 руб., затраты на топливо за задержку 20673,62 руб., затраты на масло за задержку 94,37 руб.; затраты в связи с задержкой поезда N 2147 составили 10631,61 рублей, а именно: затраты на заработную плату локомотивной бригаде за задержку - 1182,27 руб., отчисления на социальные нужды 359,41 руб., затраты на топливо за задержку 9048,61 руб., затраты на масло за задержку 41,32 руб.
Всего в связи с допущенными по вине ООО "ЛокоТех-Сервис" задержками поездов по техническим отказам N 197946, 198104, 198000, 198100, 206956, Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" понесла затраты в сумме 186 155,59 руб.
На основании п. 12.1 Договора предусмотрено, что убытки Заказчика в виде ущерба и/или упущенной выгоды, возникшие вследствие нарушения Исполнителем своих обязательств, возмещаются Исполнителем в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.
Согласно п. 1 ст. 394 ГК РФ если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
В силу п. 2 приложения N 19 к Договору, в случае возникновения неисправности локомотива (отказа технических средств) по вине Исполнителя, в результате которой допущена задержка поезда и/или вызов вспомогательного локомотива, Исполнитель в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента предъявления требования уплачивает Заказчику штраф в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В связи с тем, что Дальневосточной дирекцией тяги в адрес ООО "ТМХ-Сервис" (ООО "ЛокоТех-Сервис") на основании п. 2 приложения N 19 к Договору об оплате штрафа в размере 3000 рублей, были ранее направлены претензии N 4796/ДВОСТ Т от 28.08.2017, N 5289/ДВОСТ Т от 18.09.2017 г., в том числе по случаям указанных отказов технических средств, то сумма убытков, не покрытая штрафом, в данном случае составляет 171 155,59 руб. (186 155,59 - 5х3000).
Отказывая в иске в полном объеме суд указал, что затраты на ликвидацию отказа локомотива, вспомогательный локомотив, не могут быть отнесены в качестве убытков, так как транспортировка обеспечивается согласно п. 2.1.1. Договора N 285 и ст. 718 ГК РФ по содействию ОАО "РЖД" без каких-либо последующих возмещений затрат.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеуказанным выводом суда первой инстанции.
Подпункт 2.1.1 указанного Договора (в редакции п. 3 Дополнительного соглашения N 7 от 31.08.2017 г.) регламентирует обязанность Заказчика оказывать содействие исключительно при проведении сервисного обслуживания.
Согласно приложению N 1 к Договору сервисным обслуживанием является проведение комплекса работ и оказания услуг по Обслуживанию, Обслуживанию непредвиденному и Работ по заводскому ремонту и приобретению Линейного оборудования. Вместе с тем, в соответствии с указанным приложением под "обслуживанием непредвиденным" понимается проведение работ и оказание услуг, необходимость в которых возникла по вине Заказчика (ОАО "РЖД"). В соответствии с представленными в материалы дела документами (актом-рекламацией, а также протоколом совещания) виновной организацией признано ООО "ЛокоТех-Сервис", о чем уже упоминалось выше (указанные акт- рекламация и протокол подписаны уполномоченным представителем ООО "ЛокоТех-Сервис" без разногласий).
Таким образом, отношения сторон по вызову вспомогательного локомотива в случае отказа основного локомотива не регулируются п.2.1.1 Договора от 30 апреля 2014 года N 285 на сервисное обслуживание, а регламентированы разделом 8 указанного Договора.
Между тем, иск подлежит частичному удовлетворению, так как в состав убытков истцом безосновательно включены расходы на заработную плату и отчисления на социальные нужды, так как указанные расходы носят для истца условно-постоянный характер и связаны с соблюдением требований трудового и публичного законодательства, а не ответственностью за некачественно оказанную услугу.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению за вычетом вышеуказанных расходов в общей сумме 148 864,23 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с произведенным истцом расчетом убытков, поскольку затраты на топливо рассчитаны исходя из показаний расходов топлива на счетчиках локомотивов за всю поездку/время поездки*на время простоя (данные согласно маршруту машиниста). Тариф на топливо для тяги поездов отражен в соответствующих договорах поставки. Факт оплаты подтвержден счетами-фактурами, товарными накладными, а также платежными поручениями.
Затраты на масло рассчитаны согласно Методике расчета расхода моторного масла на эксплуатацию тягового подвижного состава, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 11.04.2012 N 717р, исходя из объема затраченного топлива. Стоимость масла подтверждена договорами поставки, счетам-фактурам.
Каждый из показателей, указанных в калькуляции, рассчитан по определенной формуле (обоснования каждой цифры изложены в самих калькуляциях, в колонке "Информация по расчету") с приложением документов, подтверждающих числовую составляющую формулы. Все формулы, отраженные в калькуляции, приведены с учетом времени, в течение которого были задержаны поезда, отраженном в первой графе каждой калькуляции.
Довод ответчика о применении к спорным отказам локомотивов годичного срока исковой давности подлежит отклонению, так как ответчиком не доказано, что спорные отказы связаны с некачественым выполнением ответчиком подрядных работ.
Из представленных истцом доказательств следует, что истцом некачественно оказаны услуги по сервисному обслуживанию, в связи с чем к отношениям сторон подлежит применению общий трехлетний срок исковой давности (ст.196 ГК РФ), который по всем заявленным в иске отказам не истек, поскольку самый ранний акт-рекламация был составлен 16 февраля 2017 года, соответственно, срок истекал 17 февраля 2020 года (ст.193 ГК РФ) + 20 календарных дней на претензионный порядок по п. 13.2 договора = 10 марта 2020 года (ст.193 ГК РФ). Настоящий иск предъявлен 10 марта 2020 года.
Расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в общей сумме 7 856 руб. (ст.110 АПК РФ).
Госпошлина, излишне оплаченная истцом при обращении с иском, подлежит возврату истцу из бюджета в сумме 450 руб. (ст. 333.22 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.4 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 августа 2020 года по делу N А40-45632/20 отменить. Взыскать с ООО "ЛокоТех-Сервис" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 148 864 руб. 23 коп. - в возмещение убытков, 7 856 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Возвратить ОАО "Российские железные дороги" 450 руб. - госпошлины излишне уплаченной по платежному поручению N 6651657 от 17.03.2020 из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45632/2020
Истец: ОАО "РЖД" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала "РЖД"
Ответчик: ООО "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС"