г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А56-29983/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Кисиль Е.А. по доверенности от 17.02.2020
от ответчика (должника): Ныряева Е.П. по доверенности от 20.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28564/2020) публичного акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2020 г. по делу N А56-29983/2020 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром"
к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области"
об оспаривании постановления и представления
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром" (ОГРН: 1027700070518, адрес: 117420, г.Москва, ул. Наметкина, д. 16; далее - заявитель, Общество, ПАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (далее - ЛОГКУ "Ленобллес", Учреждение) от 16.03.2020 о назначении административного наказания N У-081/20, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления от 16.03.2020 N У-081/20 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 09.09.2020 оспариваемое постановление 16.03.2020 N У-081/20 изменено в части назначенного Обществу административного наказания, размер штрафа снижен до 100000 руб.; в удовлетворении заявления Общества в остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ПАО "Газпром" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение от 09.09.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, вмененные Обществу действия по нарушению положений Лесного кодекса Российской Федерации не образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.9 КоАП РФ, поскольку не посягают на правомочия собственника в отношении лесных участков. Также податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не рассмотрен довод Общества о незаконности представления от 16.03.2020 N У-081/20, которое не соответствует критериям исполнимости ненормативного правового акта, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку за невыполнение представления предусмотрено административное наказание по статье 19.6 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Учреждения против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ПАО "Газпром" заключен договор от 04.04.2019 N 1203/ДС-2019-04 аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в том числе на территории квартала 67 выдела 18 Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества.
ПАО "Газпром" была подана лесная декларация от 19.11.2019 N 1-2019 с заявленным периодом использования лесного участка на территории квартала 67 выдела 18 Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества в период с 30.11.2019 по 29.11.2020.
16.01.2020 в ходе патрулирования лесничим Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" территории земель лесного фонда Киришского лесничества, по маршруту патрулирования N 1 (акт маршрутного патрулирования N 2 от 16.01.2020) выявлено самовольное использование лесного участка в квартале 67 выделе 18 Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества, а именно: на расстоянии 1,2 км от автодороги регионального значения Зуево-Новая Ладога (в 1 км от деревни Шелогино Киришского района Ленинградской области) выявлена стоянка спецтехники ПАО "Газпром", представленная двумя экскаваторами, которая находилась за пределами полосы отвода газопровода, а также на данном участке выявлено складирование бетонных плит, которые также находились за полосой отвода газопровода "Северный поток 2". Площадь самовольно занятого участка составила 129 м2 (0,0129 га). Указанные нарушения зафиксированы в акте маршрутного патрулирования N 2 от 16.01.2020, а также отражены в акте о лесонарушении от 17.01.2020 N 3.
20.02.2020 лесничим Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" Никитиным А.В. в присутствии двух понятых и представителя ПАО "Газпром" Кулакова А.В., действующего на основании доверенности от 15.01.2020 N ГП-772, проведен осмотр лесного участка в квартале 67 выделе 18 Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества, в ходе которого было установлено, что выявленные 16.01.2020 нарушения частично устранены, спецтехника с лесного участка, находящегося за пределами полосы отвода газопровода, убрана. Вместе с тем, в ходе осмотра зафиксировано, что на месте стоянки почва перепахана, живой напочвенный покров отсутствует; часть бетонных плит продолжает находиться на лесном участке за пределами полосы отвода газопровода (место с координатами N 59°34'3364" Е 32°03'3669"), часть бетонных плит убрана (место с координатами N 59°34'3282" Е 32°03'3576"); в местах, где бетонные плиты были убраны почва перепахана, живой напочвенный покров отсутствует.
Результаты осмотра были зафиксированы в протоколе осмотра от 20.02.2020 N 14/8-002 с материалами фотофиксации.
По факту выявленных нарушений в отношении ПАО "Газпром" составлен протокол от 20.02.2020 N 14/8-002 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.9 КоАП РФ.
Постановлением ЛОГКУ "Ленобллес" от 16.03.2020 о назначении административного наказания N У-081/20 ПАО "Газпром" привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ ЛОГКУ "Ленобллес" выдано Обществу представление от 16.03.2020 N У-081/20 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 100000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 09.09.2020 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для, в том числе, использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
В силу частей 2, 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В силу частей 1 и 2 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Таким образом, основаниями для использования лесных участков в составе лесного фонда является наличие правоустанавливающих документов (договор аренды, безвозмездного пользования, разрешение о предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование) и разрешительных документов (проект освоения лесов, лесная декларация, статьи 26, 88 ЛК РФ).
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
При этом, вопреки доводам Общества, для квалификации действий лица по статье 7.9 КоАП РФ не требуется установление нарушения данными действиями конкретных правомочий собственника на владение, пользование и распоряжение лесным участком (в том числе не требует наличие доказательств обращения иных лиц, желающих заключить договор аренды в отношении самовольно занятого лесного участка), а достаточно установления самого факта самовольного занятия или использования лесного участка без соответствующих правоустанавливающих и разрешительных документов.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что Обществу на основании договора аренды лесного участка от 04.04.2019 N 1203/ДС-2019-04 был предоставлен в аренду лесной участок, расположенный на территории квартала 67 выдела 18 Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества, для строительства и эксплуатации линейных объектов (линии газопровода).
ПАО "Газпром" разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы (экспертное заключение N 3083-Л от 02.10.2019) утвержденное распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области N 2960 от 02.10.2019.
ПАО "Газпром" подана лесная декларация N 1-2019 от 19.11.2019 с заявленным периодом использования указанного лесного участка с 30.11.2019 по 29.11.2020.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Обществом допущено самовольное использование лесного участка общей площадью 0,0129 га, расположенного в квартале N 67 выделе 18 Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества за пределами полосы отвода участка под строительство магистрального газопровода, в отсутствие договора аренды лесного участка, либо иных правоустанавливающих и обосновывающих документов на право пользование данным участком, что является нарушением требовании статей 9, 26, части 1 статьи 71, части 1 статьи 88 ЛК РФ, пунктов 7, 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатациилинейных объектов утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223. Указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
Факт правонарушения установлен административным органом и судом, подтверждается материалами административного дела.
В акте маршрутного патрулирования N 2 от 16.01.2020 отражено, что вне границ арендованного Обществом лесного участка в квартале 67 выделе 18 Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества на расстоянии 1,2 км от автодороги регионального значения Зуево-Новая Ладога (в 1 км от деревни Шелогино Киришского района Ленинградской области) выявлена стоянка спецтехники ПАО "Газпром", представленная двумя экскаваторами, которая находилась за пределами полосы отвода газопровода, а также на данном участке выявлено складирование бетонных плит, которые также находятся за полосой отвода газопровода "Северный поток 2"; площадь самовольно занятого участка составила 129 м2 (0,0129 га).
20.02.2020 лесничим Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" в присутствии двух понятых и представителя ПАО "Газпром", проведен осмотр лесного участка в квартале 67 выделе 18 Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества, в ходе которого было установлено, что выявленные 16.01.2020 нарушения частично устранены, спецтехника с лесного участка, находящегося за пределами полосы отвода газопровода, убрана. Вместе с тем, в ходе осмотра зафиксировано, что на месте стоянки почва перепахана, живой напочвенный покров отсутствует; часть бетонных плит продолжает находиться на лесном участке за пределами полосы отвода газопровода (место с координатами N 59°34'3364" Е 32°03'3669"), часть бетонных плит убрана (место с координатами N 59°34'3282" Е 32°03'3576"); в местах, где бетонные плиты были убраны почва перепахана, живой напочвенный покров отсутствует. Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 20.02.2020 N 14/8-002 с материалами фотофиксации.
Административным органом установлено и Обществом не опровергнуто, что иные пути подъезда к лесному участку, на котором выявлены нарушения, кроме как через территорию арендованного ПАО "Газпром" лесного участка по полосе отвода трасы строящегося линейного объекта - магистрального газопровода, отсутствуют.
Сведения, о наличии у ПАО "Газпром" разрешительных и правоустанавливающих документов на использование части лесного участка, расположенного в квартале 67 выделе 18 на площади 129 м2 (0,0129 га) Осничевского участкового лесничества Киришского лесничества за пределами полосы отвода участка под строительство магистрального газопровода, также отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Обществом не были представлены административному органу мотивированные и документально обоснованные возражения по существу вмененного правонарушения (доказательства обратного заявителем не представлены).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований Лесного кодекса Российской Федерации, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях ПАО "Газпром" доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.9 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда первой инстанции согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10. Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины лица, привлекаемого к ответственности, учитывая частичное устранение нарушения, приняв во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, и установив, что штраф в размере 200000 руб. является чрезмерным, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 100000 рублей (1/2 минимального размера санкции статьи 7.9 КоАП РФ). Возражений относительно снижения размера штрафа Учреждением в суде апелляционной инстанции не заявлено.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Таким образом, предусмотренное статьей 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выносится на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, и неразрывно связано с конкретным делом об административном правонарушении.
Поскольку в постановлении ЛОГКУ "Леобллес" от 16.03.2020 о назначении административного наказания N У-081/20 установлено и доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.9 КоАП РФ, Учреждение правомерно на основании статьи 29.13 КоАП РФ вынесло в отношении Общества представление от 16.03.2020 N У-081/20 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В представлении от 16.03.2020 N У-081/20 отражены обстоятельства вмененного Обществу правонарушения и причины совершения правонарушения, а также указано на необходимость принять меры к устранению выявленных причин и условий, повлекших совершение правонарушения. При этом, в отличии от предписания об устранении нарушений, в представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выданном по правилам статьи 29.13 КоАП РФ, не требуется указания на конкретные действия, которые необходимо совершить правонарушителю с целью устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Отсутствие в представлении формулировки конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предоставляет субъекту предпринимательской деятельности возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения представления.
Таким образом, оспариваемое представление от 16.03.2020 N У-081/20 выдано уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Общества в части признания незаконным и отмене представления от 16.03.2020 N У-081/20 также не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 09.09.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "Газпром" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 сентября 2020 года по делу N А56-29983/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "Газпром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29983/2020
Истец: ОАО "ГАЗПРОМ", ПАО "Газпром"
Ответчик: ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", ЛОГКУ "Управление лесами Ленинградской области"