город Ростов-на-Дону |
|
03 декабря 2020 г. |
дело N А01-2828/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 18.06.2020 по делу N А01-2828/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НЭФЫН"
к заинтересованному лицу Управлению по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нэфын" (далее - ООО "Нэфын") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе восстановления срока лицензии на пользование недрами.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.12.2018 удовлетворено ходатайство общества о восстановлении срока обжалования ненормативного правового акта. Признано недействительным решение управления, выразившееся в отказе восстановить срок действия лицензии серии МАЙ N 80072 ТЭ на право пользования недрами для путной добычи песка при строительстве водного объекта: "Лодочная станция" по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, северо-западнее пгт. Тлюстенхабль (далее - спорная лицензия) на срок до 31.12.2019. Суд обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем восстановления срока действия спорной лицензии до 31.12.2019, взыскал с управления в пользу общества 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением от 25.03.2019 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 27.12.2018, отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 20.06.2019 Арбитражного суда Северо-Кавказского округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея. Суд кассационной инстанции указал, что в материалах дела отсутствуют как заявление общества от 19.06.2018 о восстановлении срока спорной лицензии до 31.12.2019, так и какой-либо отказ управления (в оригинале или копии).
Принятым по результатам нового рассмотрения решением от 18.06.2020 суд заявленные требования удовлетворил.
Суд признал незаконным решение Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея, локализованное в ответе от 20.06.2018 N 1812 и обязал Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея устранить допущенные нарушения путем продления срока действия лицензии МАЙ 80072 ТЭ на срок 17 месяцев.
Не согласившись с принятым решением, Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить. В обоснование жалобы указано, что постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 316 от 31 декабря 2015 года "О внесении изменений в Порядок пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения", подпункт 5 пункта 1 раздела 3, на основании которого была выдана лицензия, признан утратившим силу. То обстоятельство, что постановлением не разрешен вопрос о судьбе ранее предоставленных лицензий, не свидетельствует о возможности осуществления недропользования на основании таких лицензий после вступления в силу соответствующих изменений.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, рассматривает апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 22.09.2011 администрацией муниципального образования "Теучежский район" на основании договора аренды земельного участка обществу "Нэфын" был предоставлен в аренду земельный участок из категории "земли особо охраняемых территории и объектов", с кадастровым номером 01:06:2500001:460, общей площадью 62 500 кв.м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, п. северо-западнее пгт. Тлюстенхабль, для строительства лодочной станции.
Согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка от 15.09.2011 N 0100/401/11-34350, разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:460, - для строительства лодочной станции.
22.05.2012 Управлением строительства, ЖКХ и архитектуры администрации МО "Теучежский район" обществу "Нэфын" было выдано разрешение для строительства лодочной станции.
В связи с реализацией поставленных целей, в строительстве лодочной станции 17.10.2012 обществом получена лицензия МАЙ 80072 ТЭ на право пользования недрами в связи с корректировкой проекта организации строительства (ПОС) в части пояснительной записки для завершения строительства объекта "Лодочная станция" сроком до 17.02.2014.
21.02.2014 к указанной лицензии между Управлением по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея и ООО "Нэфын" было заключено дополнительное соглашение об изменении срока действия лицензии до 17.08.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.05.2016 по делу N А01-342/2016 признано незаконным решение Управления по охране окружающей среды, и природным ресурсам Республики Адыгея от 20 января 2016 года N 81 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Нэфын" в продлении (восстановлении) срока действия лицензии серии МАЙ N80072 ТЭ на право пользования недрами для попутной добычи песка при строительстве водного объекта: "Лодочная станция" по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, северо-западнее пгт. Тлюстенхабль. Суд обязал Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем восстановления действия лицензии серии МАЙ N 80072 ТЭ на право пользования недрами для попутной добычи песка при строительстве водного объекта: "Лодочная станция" по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, северо-западнее пгт. Тлюстенхабль, в части продления срока окончания ее действия на 2 года, что произвести в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Во исполнение решения суда управлением по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея был издан приказ от 22.06.2016 N 164-к о восстановлении срока действия лицензии на право пользования недрами, выданной ООО "Нэфын" на право добычи песка при строительстве водного объекта "Лодочная станция" до 20.06.2018 (т.1 л.д. 16).
13.12.2017 обществу "Нэфын" Администрацией МО "Тлюстенхабльское сельское поселение" выдано новое разрешение на строительство лодочной станции N 01-015061072012002-37-2017, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 01:06:2500001:460, площадью 62500 кв.м.
В период с 01.04.2017 по 31.05.2017 Кубано-адыгейским отделом государственного контроля, надзора водных биологических ресурсов азово-черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству было приостановлена деятельность ООО "Нэфын" по строительству лодочной станции.
19.03.2018 Кубано-адыгейским отделом государственного контроля, надзора водных биологических ресурсов азово-черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в адрес ООО "Нэфын" направлено письмо, уведомляющее о запрете на осуществление работ, производимых в ложе рыбохозяйственных водоемов и их прибрежных полосах на период с 1 апреля по 31 мая 2018 г.
По мнению общества, данные обстоятельства сделали невозможным сдачу объектов в эксплуатацию в предполагаемый срок, поскольку не были завершены гидромеханизированные работы при производстве дноуглубительных работ искусственного водоема для строительства лодочной станции.
При новом рассмотрении дела в материалы дела было представлено заявление общества от 19.06.2018 (т.2.л.д.41), поданное в управление, согласно которому общество просит продлить лицензию МАЙ80072ТЭ до 31.12.2019.
В соответствии с данным заявлением добыча по лицензии не велась по независящим от общества обстоятельствам, гидромеханизированные работы при производстве дноуглубительных работ искусственного водоема для строительства лодочной станции не завершены.
Решением управления, формализованным в письме от 20.06.2018 N 1812 (том 2 л.д. 40, представлено в материалы дела при новом рассмотрении дела) указано, что право пользования недрами по спорной лицензии было предоставлено на основании подпункта 5 пункта 1 раздела 3 действовавшего на момент выдачи лицензии порядка пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 09.10.2012 N 209, продление срока действия лицензии является невозможным ввиду отсутствия такой нормы в действующем законодательстве.
Управление также сообщило обществу, что лицензия будет аннулирована 20.06.2018 в связи с истечением срока действия.
Считая незаконным отказ в продлении срока действия лицензии, ООО "Мотор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения по недропользованию являются предметом как публично-правового (вопросы выдачи лицензии), так и гражданско-правового регулирования (возникающие из лицензионных соглашений).
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Российской Федерацией на основании Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), других федеральных законов и иных нормативно правовых актов.
В соответствии со статьей 1, частью 2 статьи 1.1 Закона о недрах законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить данному Закону. В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют Закон о недрах и иные федеральные законы. Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. В числе полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно пунктам 7, 9 статьи 4 Закона о недрах, названы: распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения; установление порядка пользования участками недр местного значения. Установление разновидностей использования недр к компетенции субъектов Российской Федерации не отнесено. Статьей 6 Закона О недрах установлено, что недра предоставляются для следующих видов пользования: 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы но прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Кроме того, статья 10.1 Закона о недрах содержит исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользования участками недр, в том числе на основании принятого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В указанном перечне такие основания как предоставление права пользования недрами при строительстве водного объекта отсутствуют. Следовательно, предоставление права пользования участками недр при строительстве водных объектов является превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона о недрах). Статьей 12 Закона о недрах установлено содержание лицензии на пользование недрами и ее неотъемлемых составных частей. Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими закону.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в лицензии в качестве целевого назначения и вида работ указана добыча песка при строительстве водного объекта северо-западнее пгт. Тлюстенхабль Теучежского района, что соответствует статье 6 Закона недрах.
Как правильно указано судом первой инстанции, из буквального содержания лицензии следует, что при строительстве водного объекта попутно извлекается песок, то есть имеют место одновременно два вида деятельности, не запрещенной законодательством - строительство водного объекта и пользование недрами в виде добычи полезных ископаемых. При этом, конкретизация того, что добыча полезных ископаемых производится при строительстве водного объекта, не меняет существа предоставленного права пользования недрами.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В числе полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации пунктами 7, 9 статьи 4 Закона о недрах названы: распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения, установление порядка пользования участками недр местного значения.
В соответствии со статьей 4 Закона о недрах, Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 122 от 22.05.2012 "Вопросы Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея", управление является уполномоченным государственным органом Республики Адыгея по предоставлению лицензий на право пользования недрами, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 части 4 указанного постановления, управление вправе разрабатывать и вносить на рассмотрение Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея проекты нормативных правовых актов Республики Адыгея по вопросам, отнесенным к компетенции управления.
Несмотря на то, что постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 316 от 31.12.2015 "О внесении изменений в Порядок пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения", подпункт 5 пункта 1 раздела 3 признан утратившим силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что лицензия на право пользования недрами обществу выдана на законных основаниях в соответствии с постановлением в редакции, действовавшей в момент принятия решения о выдаче лицензии.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 316 от 31 декабря 2015 года "О внесении изменений в Порядок пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения", подпункт 5 пункта 1 раздела 3, на основании которого была выдана лицензия, признан утратившим силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, в соответствии с пунктом 2 - никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации - Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, поскольку в постановлении Кабинета Министров - Республики Адыгея N 316 от 31.12.2015 "О внесении изменений в Порядок пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения", нет прямого указания о признании недействительными лицензий на право пользования недрами, выданных недропользователям ранее, соответственно и аннулирование лицензии на право пользования недрами, выданной управлением обществу, не имеет под собой правовых оснований (аналогичная правовая позиция изложена в Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2020 по делуN А01-3115/2017).
При совокупности приведенных обстоятельств, суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ Управления, изложенный в письме от 20.06.2018 N 1812, не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу, в связи с чем является недействительным в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ.
В качестве восстановления нарушенного права суд обязал управление продлить срок действия лицензии МАЙ 80072 ТЭ на срок до 31.12.2019, то есть на 17 месяцев.
При этом суд исходил из отсутствия возражений относительно срока продления лицензии.
Иные вопросы организационного порядка, включая срок действия разрешения строительство объекта, и другие, подлежат урегулированию обществом в административном порядке и не влияют на оценку законности отказа управления в продлении срока действия лицензии.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято решение от 18.06.2020, основания для отмены которого и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.06.2020 по делу N А01-2828/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2828/2018
Истец: ООО "Нэфын"
Ответчик: Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10854/20
18.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2828/18
20.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4456/19
25.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2051/19
27.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2828/18