город Ростов-на-Дону |
|
04 декабря 2020 г. |
дело N А53-18485/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Шелухиной И.В. по доверенности от 26.11.2018,
от ответчика: представителя Туника Е.П. по доверенности от 01.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Центральная районная больница Аксайского района
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 августа 2020 года по делу N А53-18485/2020
по иску акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой"
к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения Центральная районная больница Аксайского района
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения Центральная районная больница Аксайского района (далее - учреждение, ответчик) о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с октября по декабрь 2019 года в размере 1 325 900 руб. 49 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате отбора проб сточных вод истцом выявлено, что ответчиком допускается сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций, в том числе сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем истцом начислена соответствующая плата.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2020 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 1 325 900 руб. 49 коп. задолженности, 26 259 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что требования истца по праву и размеру являются обоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что учреждение производило сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащих запрещенные к сбросу загрязняющие вещества.
Учреждение обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем судом не принято во внимание нарушение истцом порядка отбора проб, их консервации и анализа. Истцом не представлены в материалы дела акты отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2 Правил осуществления контроля и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525). Представленный истцом протокол отбора (измерения) проб воды N 427 от 01.10.2019 не отвечает требованиям Правил N 525, согласно которым в акте отбора проб должны быть указаны время и место отбора проб сточных вод, номера пломб, шифры бутылей, канистр, данные о контрольном колодце (либо его обозначение) и его конкретное расположение (координаты). Истцом нарушена периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод, установленная Правилами N 525, ввиду того, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2020 по делу N А53-269/2020 подтвержден сброс загрязняющих веществ в сточные воды систем централизованного водоотведения в 2019 году, то отбор проб должен осуществляться один раз в месяц, а не один раз в квартал, как в рассматриваемом случае. Ответчик ссылается на то, что истцом расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения неправомерно произведен с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать учреждению в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.03.2019 между учреждением и обществом был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 31.
Местом исполнения обязательств по настоящему договору является объект, расположенный по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, пр. Ленина, 28.
Согласно пункту 3.4 договора размер оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Стороны согласовали место отбора проба сточных вод с целью осуществления контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод требований к составу и свойствам сточных вод установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения:
- выпуск N 1 - контрольный канализационный колодец в 4 м. от ограждения магазина "Канцлер" в 22 м. от северного ограждения больницы, в 41 м. от левого угла фасада здания по проспекту Ленина, 28 (литер "А1") (70% объема сточных вод);
- выпуск N 2 - контрольный канализационный колодец в 27 м. от левого угла задней стороны задания (литер "Н") (детское отделение) учреждения по проспекту Ленина, 28 (30 % объема сточных вод; согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод от 04.02.2019).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 525 отбор сточных вод осуществляется один раз в квартал.
01.10.2019 федеральным государственным бюджетным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу" (ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО") (аттестат аккредитации N RA.RU.21ЮФ01) произведен отбор сточной воды из контрольного колодца (договор N 1/АСО-89 от 03.04.2019 "Об оказании услуг природоохранного назначения").
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации производится по формуле.
Выпуск N 1 - по результатам протокола испытаний (измерений) проб воды N 716 от 07.10.2019, выполненным ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", в составе сточных вод были обнаружены жиры (ФК = 1,4 мг/л), сероводород и сульфиды (ФК = 1,57 мг/л, превышение сероводорода и сульфидов в 785 раз).
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ по выпуску N 1 за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года в сумме 996 677 руб. 04 коп.
Выпуск N 2 - по результатам протокола испытаний (измерений) проб воды N 717 от 07.10.2019, выполненным ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", в составе сточных вод были обнаружены жиры (ФК = 28,0 мг/л), сероводород и сульфиды (ФК = 0,042 мг/л, превышение сероводорода и сульфидов в 21 раз).
Согласно разрешению N С -15/07 на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, выданным Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу, приказа N 45 от 16.03.2015 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты", выданным Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы) Донским бассейновым водным управлением, постановлением администрации Аксайского городского поселения N 612 от 03.08.2017 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Аксая" жиры -запрещенные к сбросу загрязняющие вещества.
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ по выпуску N 2 за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года в сумме 315 914 руб. 57 коп.
Общая сумма платы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года составила 1 312 591 руб. 61 коп.
По результатам протокола испытаний (измерений) проб воды N 716 от 07.10.2019, выполненным ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", в составе сточных вод было обнаружено превышение сульфидов (ФК = 1,57 мг/л) согласно приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644).
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по выпуску N 1 за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года в сумме 13 308 руб. 88 коп.
Сумма платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года по выпуску N 1 составила 13 308 руб. 88 коп.
Итоговая сумма платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составила 1 325 900 руб. 49 коп.
В соответствии с пунктом 3.4 договора абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Ответчику 20.04.2020 направлялись платежные документы, которые не были им оплачены.
28.04.2020 истцом в адрес ответчика направлена претензия N 566 с требованием погасить имеющуюся задолженность в пятидневный срок с момента ее получения, которая была ответчиком оставлена без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 Правил.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной систему водоотведения является квартал.
Аналогичная обязанность предусмотрена частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ.
Пунктом 22 постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" предусмотрено право организаций ВКХ за нарушение абонентами договорных обязательств, предусмотренных пунктами 9 и 20 настоящего Порядка, применять к абонентам меры экономического воздействия.
В качестве меры экономического воздействия к абонентам организациями ВКХ применяется плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и ВУП загрязняющих веществ.
Таким образом, нормами законодательства предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 2 Правил N 525 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанными абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил N 525).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Из материалов дела следует, что по результатам протокола испытаний (измерений) проб воды N 716 от 07.10.2019, выполненных ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", в составе сточных вод были обнаружены жиры (ФК = 1,4 мг/л), сероводород и сульфиды (ФК = 1,57 мг/л, превышение сероводорода и сульфидов в 785 раз). По результатам протокола испытаний (измерений) проб воды N 717 от 07.10.2019, выполненным ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", в составе сточных вод были обнаружены жиры (ФК = 28,0 мг/л), сероводород и сульфиды (ФК = 0,042 мг/л, превышение сероводорода и сульфидов в 21 раз).
Общая сумма платы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года составила 1 312 591 руб. 61 коп.
По результатам протокола испытаний (измерений) проб воды N 716 от 07.10.2019, выполненных ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", в составе сточных вод было обнаружено превышение сульфидов (ФК = 1,57 мг/л) согласно приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644).
Сумма платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года по выпуску N 1 составила 13 308 руб. 88 коп.
Итоговая сумма платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составила 1 325 900 руб. 49 коп.
Размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области".
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" ответчик отнесен к числу абонентов, указанных в пункте 22.4, к которым применяется пятикратный тариф на услуги по водоотведению за сброс загрязняющих веществ. Плата за сброс абонентами веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации всех видов загрязняющих веществ, рассчитывается как произведение пятикратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, зафиксированный абонентским отделом.
На основании пункта 24 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области общая величина платы взимается организациями ВКХ в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка в каждом расчетном периоде, ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в расчетном периоде.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленный истцом протокол отбора (измерения) проб воды N 427 от 01.10.2019 не отвечает требованиям Правил N 525, подлежит отклонению апелляционным судом.
Отбор проб выполнен в соответствии с ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1.-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод".
В соответствии с протоколом N 427 от 01.10.2019 емкости были опломбированы: номер пломбы N 716, N 717 (столбец 1 таблицы, лист 2 протокола), а также пронумерованы - N 4, N 5 (столбец 6), указаны координаты расположения и наименования места отбора проб: контрольный канализационный выпуск N 1 (контрольным местом отбора проб сточных вод считается канализационный колодец в 4 м. от ограждения магазина "Канцлер" в 22 м. от северного ограждения больницы, в 41 м. от левого угла фасада здания по проспекту Ленина, 28 (литер "А1") (70% объема сточных вод); выпуск N 2 (контрольным местом отбора проб сточных вод считается канализационный колодец в 27 м. от левого угла задней стороны здания (литер "Н") (детское отделение) МБУЗ ЦРБ Аксайского района по проспекту Ленина, 28 (30% объема сточных вод; согласно акту об установлении контрольного колодца от 04.02.2019). В протоколе N 427 от 01.10.2019 указаны дата и время начала и окончания пробы - 01.10.2019, время 11.25 - 11.35 (первый лист протокола); перечень контролируемых показателей - сероводород и сульфиды, жиры (столбец 5); должность и фамилия и подпись ответственного лица организации ВКХ и абонента, участвовавших в отборе проб (Синякова Н.В., Днепровский С.Н.). Название лаборатории на указано первом листе.
В соответствии с пунктом 6.3 ГОСТ 31861-2012 "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб" результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды.
Как установлено пунктом 22 Правил N 525, отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Правилами N 525 и ГОСТ 31861-2012 не предусмотрено обязательное указание в актах отбора проб сточных вод на место отбора, а также на климатические условия.
Пробы были отобраны вручную. Взятые пробы сточных вод в термоконтейнере были направлены в аккредитованную лабораторию, имеющую все условия, необходимые для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией деятельности.
Из данных, содержащихся в протоколе испытаний (измерений) проб воды N 716, N 7 17 от 07.10.2019 года следует, что пробы подвергнуты лабораторному исследованию в течение сроков, регламентированных методом определения конкретного показателя, установленного в нормативных документах, для каждого показателя.
Протокол отбора проб N 427 от 01.10.2019 не содержит каких-либо возражений по отбору проб и подписан представителем ответчика без замечаний. Порядок проведения отбора проб ответчиком не оспорен.
Ответчик не опровергает наличия в сточных водах запрещенных к сбросу веществ (жиров), наличия сероводорода и сульфидов, превышающих нормы допустимых концентраций веществ.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что ответчик не воспользовался правом отбора параллельной пробы с целью анализа состава и концентрации загрязняющих веществ в аккредитованной лаборатории.
На основании изложенного, представленный истцом протокол отбора (измерения) проб воды N 427 от 01.10.2019 обоснованно принят судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 525 от 21.06.2013 отбор сточных вод осуществляется 1 раз в квартал.
В силу пункта 7 Правил N 525 периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, если за последние 3 года, предшествующие дате отбора проб, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, сверх установленных нормативов допустимых сбросов, и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 525 в случаях, когда при применении в отношении абонента периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод, предусмотренной пунктом 7 настоящих Правил, в течение 6 месяцев не был установлен сброс сточных вод с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, в отношении абонента устанавливается периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
По смыслу указанных императивных норм по общему правилу плановый контроль состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, а в случае выявления за последние 3 года нарушения сброса сточных вод плановый контроль не может превышать 1 раза в месяц.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2020 по делу N А53-269/2020 подтвержден сброс загрязняющих веществ в сточные воды систем централизованного водоотведения в 2019 году (апрель-июнь 2019 года). Ответчик ссылается на то, что истцом в соответствии с пунктом 7 Правил N 525 контроль состава и свойств сточных вод подлежат проведен 1 раз месяц, а не 1 раз в квартал.
В данном случае организация водопроводно-канализационного хозяйства произвела плановый контроль состава и свойств сточных вод по общему правилу 1 раз в квартал.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что содержание пункта 7 Правил N 525 направлено на пресечение проведение контроля более 1 раза в течение месяца, ввиду чего проведение истцом контроля состава и свойств сточных вод ответчика 1 раз в квартал, а не ежемесячно, не привело к нарушению прав ответчика.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в сточные воды, сбрасываемые в канализацию, следовательно, требования истца о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ за период октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года являются обоснованными.
Довод ответчика относительно того, что истцом в расчет необоснованно включен НДС в нарушение пункта 123 Правил N 644, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что истец произвел расчет платы без учета НДС, что составило 1 104 917 руб. 07 коп. Расчет произведен в соответствии с пунктом 123 Правил N 644.
Согласно пункту 119 Правил N 644 оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Поскольку общество является плательщиком НДС, при выставлении счета был начислен НДС 20% в сумме 220 983 руб. 42 коп.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Организация ВКХ при реализации услуг, размер платы за которые установлен без учета НДС, обязана предъявить к оплате абоненту, осуществляющему компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения, соответствующую сумму НДС, исчисленную исходя из указанной налоговой базы и ставки НДС в размере 20%.
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного суда Российской Федерации от 08.06.2020 по делу N 308-ЭС19/27992.
На основании изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 августа 2020 года по делу N А53-18485/2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18485/2020
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА АКСАЙСКОГО РАЙОНА