г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А56-47267/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Фуркало О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Трояновская И.О. по доверенности от 28.10.2019
от заинтересованного лица: Шекунова У.В. по доверенности от 29.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-23781/2020) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2020 по делу N А56-47267/2020, принятое
по заявлению ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление "Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, адрес: 105005, Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б; далее -заявитель, Учреждение, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН: 1047800055434, адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, 24, 1; далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 01.06.2020 N 16-007/2020, соответствии с которым ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного штрафа в размере 850 000 руб.
Решением от 11.08.2020 суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление от 01.06.2020 N 16-007/2020, уменьшив размер административного штрафа до 450 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на наличие обстоятельств, позволяющих признать вменяемое правонарушение малозначительным. В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что действовало в состоянии крайней необходимости, факт принятия для эксплуатации оборудования, в том числе скважин, является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности военных городков и вопросов обороноспособности, решаемых воинским формированием. Учреждение указывает, что осуществляет эксплуатацию скважин вынужденно, отключение населения и военнослужащих, проживающих в данных военных городках, от услуг по водоснабжению в связи с отсутствием лицензии на пользование недрами незаконно и влечет значительный вред. Кроме того, заявитель ссылается на то, что получение лицензии требует больших временных затрат, связанных с получением лицензии. По результатам проведения электронного аукциона 28.06.2019 заключен Контракт на оказание услуг по получению лицензии, в том числе на использование спорной скважины; Учреждением получена лицензия на пользование недрами от 10.08.2020 ЛОД N 03671 ВЭ.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона проведена проверка исполнения Жилищно-коммунальной службой N 6 (далее - ЖКС 6) ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Западному военному округу (далее - по ЗВО) требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования.
Согласно п. 3 Приказа, основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 607 от 03.03.2017 (далее - Устав), основными целями ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 14 Устава установлены виды деятельности, которыми занимается ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России для достижения целей, указанных в п. 13 Устава, в том числе, деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям, по оказанию услуг, связанных с транспортировкой воды, удалению и очистке сточных вод.
В ходе проверки установлено, что ЖКС N 6 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ЗВО) эксплуатируется артезианская скважина инв. N 72, находящаяся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Сертолово, мкр. Сертолово-1, военный городок Сертолово-3, войсковая часть 55338.
Указанная скважина принята в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ N 172 от 18.01.2017 на основании передаточного акта недвижимого имущества от 01.04.2017 (порядковый номер в акте - 249).
Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с момента принятия вышеуказанной артезианской скважины, то есть с 01.04.2017, не имея соответствующей лицензии, осуществляет ее эксплуатацию.
Кроме того, несмотря на то, что данная скважина принята указанным учреждением 01.04.2017, заявка на получение права пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения военного городка направлена в Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в мировом океане (далее -- Севзапнедра) только 10.12.2019 (вх. Севзапнедра N 6588 от 11.12.2019).
Указанные нарушения подтверждаются сообщением Севзапнедр (исх. N 01-13-16/1628 от 26.03.2020) и иными материалами проверки.
По факту выявленного нарушения 08.04.2020 возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением Департамента N 16-007/2020 от 01.06.2020 заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 850 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Учреждению административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения заявителя к административной ответственности не установил. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для снижения размера административного штрафа и изменения постановления Департамента в указанной части.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.
Согласно части 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регулируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение).
Пунктами 13.1, 14.1 указанного Положения установлено, что пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется в два этапа в связи с тем, что пользование недрами связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, работающих или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами, значительным экологическим риском в процессе пользования недрами. Первым этапом является подготовка проекта использования недр с целью определения экологической безопасности, второй этап - реализация, согласование проекта с условиями лицензирования.
Таким образом, путем соблюдения указанных норм, устанавливающих для юридических лиц право пользования недрами при наличии лицензии, достигается защита охраняемых законом публичных интересов и соблюдения Конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Из пункта 1 части 1 статьи 23 Закона о недрах следует, что одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Факт использования ФГБУ "ЦЖКУ " МО РФ спорных скважин без специального государственного разрешения в виде лицензии материалами дела и судом установлен, заявителем не оспаривается, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности соблюдения Учреждением норм законодательства и недопущения их нарушения с учетом длительного бездействия не представлено, в связи с чем вину заявителя и состав вмененного правонарушения следует признать установленными.
Ссылка Учреждения на действия в состоянии крайней необходимости отклоняется апелляционным судом, поскольку обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения и его действия не отвечают признакам и условиям, при наличии которых согласно статье 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости, позволяющее освободить заявителя от ответственности.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не допущено.
С учетом положений пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судом первой инстанции снижен размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, до 450 000 руб. Оснований считать назначенное наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению апелляционный суд не усматривает. По мнению суда, наказание в виде штрафа в размере 450 000 руб. в данном случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения на этом основании от ответственности (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется, в том числе исходя из объекта посягательства и конкретных обстоятельств совершения правонарушения.
Доказательств того, что отсутствие лицензий на пользование недрами вызвано непреодолимыми обстоятельствами, не зависящими от Учреждения, материалы дела не содержат. Вопреки доводу Учреждения, судом дана оценка действиям заявителя по получению лицензии и сделан правомерный вывод о пренебрежительном отношении последнего к требованиям законодательства, поскольку Учреждение направило заявки на получение права пользования недрами только 10.12.2019, в то время как спорная скважина принята Учреждением в оперативное управление 18.01.2017.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 августа 2020 года по делу N А56-47267/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47267/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу