город Ростов-на-Дону |
|
04 декабря 2020 г. |
дело N А32-57991/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Каргальцева А.В. по доверенности от 25.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01 сентября 2020 года по делу N А32-57991/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП", ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 35 495 руб. 58 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами 264 руб. 52 коп. за период с 04.10.2019 по 12.11.2019, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 13.11.2019 по день фактической оплаты задолженности, исходя из ключевой ставки Банка России.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 325/2 от 27.03.2017 ответчик задерживал оборот железнодорожных вагонов на путях необщего пользования, в связи с чем ответчик не мог принимать новые вагоны на путь необщего пользования, а истец вынужден был задерживать поезда в пути следования на промежуточных станциях. В связи с этим, ответчик обязан оплатить стоимость использования путей общего пользования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом необоснованно начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, следующих по транспортным железнодорожным накладным N N ЭЭ941564,ЭЭ941365, ЭЭ941098, поскольку при первой задержке вагонов на станции "Лихая" на срок, который не мог привести к нарушению нормативного срока доставки, вагоны следовали в поезде с индексом 6110-695-5209, в извещении о задержке вагонов на данной станции перевозчик указал срок доставки - 20.10.2018, при этом вагоны прибыли на станцию назначения в указанный срок. Также судом были учтены доводы ответчика о неблагоприятных погодных условиях, при которых запрещено выполнение погрузочных операций. Также судом было учтено заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованию спорной платы в отношении вагонов, следующих по транспортным железнодорожным накладным NN ЭЭ941564,ЭЭ941365, ЭЭ941098. Суд установил, что поезда с индексами 5100-285-5209, 8142-036-5210 были задержаны на промежуточных станциях по причинам, не зависящим от ответчика. Истцом не доказан факт того, что нарушение ответчиком технологического срока оборота вагона, следующего по транспортной железнодорожной накладной N ЭБ742549, привело к невозможности приема вагона на станции назначения.
ОАО "РЖД" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и фактическим обстоятельствам дела. При нарушении грузополучателем технологического срока оборота вагонов перевозчик вправе задержать в пути следования вагоны, следующие в адрес перевозчика. Достаточным основанием для этого является нарушение технологического срока оборота вагонов, подтвержденного ведомостями подачи-уборки вагонов, в связи с чем перевозчик не обязан доказывать занятость железнодорожного пути необщего пользования грузополучателя как обоснованную причину задержки вагонов в пути следования. Судом необоснованно принята ссылка ответчика на неблагоприятные погодные условия, при которых запрещено выполнение погрузочных операций, поскольку скорость ветра не относится к условиям договора перевозки грузов железнодорожным транспортом или договора подачи и уборки вагонов, недостаточность терминальных возможностей является предпринимательским риском ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "НМТП" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать ОАО "РЖД" в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "НМТП" (владелец) 27.03.2017 был заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.
На основании подпункта "в" пункта 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (далее - Тарифное руководство N 127-т/1).
Согласно пункту 11 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
Как следует из искового заявления, в адрес ответчика грузоотправителями были направлены вагоны, которые, в связи с нарушением ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных пунктом 11 договора, были отставлены от движения ("брошены") в пути следования, что подтверждается дорожными ведомостями, актами общей формы, ведомостями на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями, а именно:
1. 12.10.2018, 14.10.2018, 15.10.2018 на железнодорожных станциях Лихая, Минеральные Воды, Черноярская СКВ в пути следования отставлен от движения поезд по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), 12.10.2018, 14.10.2018, 17.10.2018 вагоны, адресованные ПАО "НМТП" (также грузополучатель), отправлены на станцию назначения поездом с индексом 5800-026-5209. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 9180 от 12.10.2018, N 9186 от 12.10.2018, N 9242 от 14.10.2018, N 9244 от 14.10.2018, N 9273 от 15.10.2018, N 9327 от 17.10.2018. Факт нарушения сроков доставки, вследствие задержки вагонов в пути следования, подтверждается железнодорожными накладными NN ЭЭ941564, ЭЭ941365, ЭЭ941098.
2. 03.11.2018, 05.11.2018, 17.11.2018 на железнодорожных станциях Минеральные Воды, Гудермес, Овечка СКВ, в пути следования отставлен от движения поезд по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 04.11.2018, 06.11.2018, 24.11.2018 вагоны, адресованные ПАО "НМТП" (также грузополучатель), отправлены на станцию назначения поездом с индексом 5346-018-5210. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 9846 от 03.11.2018, N 9859 от 04.11.2018, N 9895 от 05.11.2018, N 9935 от 06.11.2018, N 10389 от 17.11.2018, N 10617 от 24.11.2018. Факт нарушения сроков доставки, вследствие задержки вагонов в пути следования, подтверждается железнодорожными накладными NN ЭА116795, ЭА115911, ЭА115861.
3. 18.11.2018 на железнодорожной станции Разъезд 9 км СКВ, в пути следования отставлен от движения поезд по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 21.11.2018 вагоны, адресованные ПАО "НМТП" (также грузополучатель), отправлены на станцию назначения поездом с индексом 5100-285-5209. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 10397 от 18.11.2018, N 10504 от 21.11.2018. Факт нарушения сроков доставки, вследствие задержки вагонов в пути следования, подтверждается железнодорожной накладной N ЭА815261.
4. 26.12.2018 на железнодорожной станции Пролетарская СКВ, в пути следования отставлен от движения поезд по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 28.12.2018 вагоны, адресованные ПАО "НМТП" (также грузополучатель), отправлены на станцию назначения поездом с индексом 8142-036-5210. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 11827 от 26.12.2018, N 11933 от 28.12.2018. Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными NN ЭВ584435, ЭВ584491.
5. 08.12.2018 на железнодорожной станции Погорелово СКВ, в пути следования отставлен от движения поезд по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 19.12.2018 вагоны, адресованные ПАО "НМТП" (также грузополучатель), отправлены на станцию назначения поездом с индексом 7700-178-5210. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 11202 от 08.12.2018, N 11628 от 19.12.2018. Факт нарушения сроков доставки, вследствие задержки вагонов в пути следования, подтверждается железнодорожной накладной N ЭБ742549.
В порядке досудебного урегулирования спора ответчику для внесения платы, начисленной по актам общей формы, направлены претензии от 02.09.2019 N 19/1549, от 29.08.2019 N 19/1540, от 02.09.2019 N 19/1550, от 02.09.2019 N 19/1546, от 03.09.2019 N 19/1557 с приложением расчета, однако ответчик отказался от добровольного удовлетворения требований ОАО "РЖД", что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно частям 11 - 13, 18 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца.
В пункте 20 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно абзацу 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как следует из совокупного анализа статьи 39 УЖТ РФ, пунктов 4.6, 4.7 Правил N 26, Тарифного руководства N 127-т/1, что в законе закреплены два условия для внесения грузополучателем платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования, а именно: нарушение технологических норм выгрузки и, как следствие, нарушение срока доставки груза.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 N Ф08-7208/2020 по делу N А32-27944/2019 изложена правовая позиция, согласно которой основанием для взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является еще и доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования. По смыслу части 12 статьи 39 УЖТ РФ грузополучатель должен внести названную плату и в отсутствие нарушения технологических норм выгрузки вагонов, если невозможно в установленные сроки подать на выгрузку все поступившие в его адрес вагоны. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в приеме груза в силу публичного характера договора перевозки; грузополучатель должен самостоятельно урегулировать количество отправляемого в его адрес груза со своими контрагентами - грузоотправителями (о чем также указано в статье 39 УЖТ РФ). Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов внести плату за пользование инфраструктурой перевозчика. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 УЖТ РФ обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае ОАО "РЖД") при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Владелец железнодорожных путей в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов грузополучателя были заняты по причинам, зависящим от него, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Отклонение от технологических сроков не является безусловным основанием для применения абзацев 11, 12 статьи 39 УЖТ РФ. Суду необходимо исследовать занятость путей необщего пользования и наличие технической возможности по приему вагонов в спорный период времени (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2018 по делу N А32-8959/2017).
На основании изложенного, в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства соблюдения грузополучателем технологических сроков оборота и динамика занятости путей необщего пользования грузополучателя, наличие препятствий в подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношение в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования владельца железнодорожных путей.
Как следует из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены следующими актами общей формы: N 2816 от 12.10.2018, N 2857 от 15.10.2018, N 2843 от 14.10.2018, N 2880 от 18.10.2018, N 19/38429 от 20.10.2018, N 19/38430 от 20.10.2018, N 15/18868 от 20.10.2018, N 15/18866 от 20.10.2018, N 4/62750 от 12.10.2018, N 4/62767 от 12.10.2018, N 4/62767 от 12.10.2018, N 2/35513 от 14.10.2018, N 2/35516 от 14.10.2018, N 1/53 от 15.10.2018, N 1/55 от 17.10.2018, N 2/36022 от 18.10.2018, N 2/36062 от 18.10.2018, N 3074 от 04.11.2018, N 3204 от 17.11.2018, N 3051 от 03.11.2018, N 19/45599 от 29.11.2018, N 15/21694 от 01.12.2018, N 15/21695 от 29.11.2018, N 15/21696 от 29.11.2018, N 15/21697 от 29.11.2018, N 213 от 17.11.2018, N 215 от 24.11.2018, N 2/37871 от 03.11.2018, N 2/37908 от 04.11.2018, N 2/12512 от 05.11.2018, N 2/12565 от 06.11.2018, N 3208 от 18.11.2018, N 19/44048 от 21.11.2018, N 15/21142-А от 25.11.2018, N 15/21143 от 23.11.2018, N 20/32425 от 18.11.2018, N 20/32751 от 21.11.2018, N 5/9005 от 18.11.2018, N 3910 от 26.12.2018, N 19/51680 от 29.12.2018, N 19/51679 от 29.12.2018, N 1149 от 26.12.2018, N 1155 от 28.12.2018, N 15/664 от 09.01.2019, N 15/665 от 09.01.2019, N 3539 от 08.12.2018, N 19/50254 от 22.12.2018, N 15/264 от 05.01.2019, N 15/192-А от 07.01.2019, N 25 от 08.12.2018, N 5/394 от 19.12.2018.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (действующих на момент возникновения спорных правоотношений), при перевозках грузов железнодорожным транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В доказательство нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования истцом в материалы дела представлены дорожные ведомости, телефонограммы, оперативные приказы, извещения, акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов.
Плата за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 35 49 руб. 58 коп. начислена истцом на вагоны, следующие в поездах с индексами 5800-026-5209, 5346-018-5210, 5100-285-5209, 8142-036-5210,7700-178-5210, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в период с октября по декабрь 2018 года.
Судом первой инстанции по первому эпизоду установлено, что поезд N 2547 с индексом 5800-026-5209 в количестве 43 вагона (сборный) задержан на станции Лихая 12.10.2018 в 20 час. 48 мин., отправлен 12.10.2018 в 22 час. 18 мин., далее задержан на станции Минеральные воды 14.10.2018 в 15 час. 09 мин., отправлен 14.10.2018 в 16 час. 20 мин., задержан на станции Черноярская 15.10.2018 в 15 час. 55 мин., отправлен 17.10.2018 г. в 15 час. 54 мин. На станцию назначения Новороссийск поезд прибыл 20.10.2018.
Нормативный срок доставки вагонов согласно данным, внесенным перевозчиком на станции отправления в транспортные железнодорожные накладные N N ЭЭ941564, ЭЭ941365, ЭЭ941098 - 16.10.2018.
На станции Новороссийск оформлены акты общей формы N N 15/18866, 15/18867, 15/18868, на основании которых истцом начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 17 818 руб.
Перевозчиком по прибытии вагонов, следующих по железнодорожным накладным N N ЭЭ941564, ЭЭ941365, ЭЭ941098, на станцию назначения оформлены акты общей формы NN 19/38429, 19/38430, 19/38431, в которых истцом указано, что итоговое увеличение срока доставки на основании попутных актов общей формы составляет 13 суток, а также имеется отметка перевозчика об оформлении актов общей формы об увеличении срока доставки на 13 суток.
Согласно актам общей формы итоговый срок доставки спорных вагонов был увеличен перевозчиком в том числе на 6 суток с 09.10.2018 по 15.09.2018, в связи с их задержкой на станциях Морозовская, Жирнов, Лихая, Минеральные Воды, Георгиевск, в связи с отсутствием (ожиданием) локомотива, не принадлежащего перевозчику, о чем составлены акты общей формы N N 2/4084 от 09.10.2018, 1/2484 от 11.10.2018, 4/62603 от 12.10.2018, 4/62781 от 12.10.2018, 2/35453 от 14.10.2018, 1/17224 от 14.10.2018 о начале задержки и NN 2/4097 от 10.10.2018, 1/2494 от 11.10.2018, 4/62749 от 12.10.2018, 4/62805 от 13.10.2018, 1/17231 от 15.10.2018 об окончании задержки.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поезд с индексом 5800-026-5209 был задержан истцом на 6 суток на промежуточных станциях по причинам, не зависящим от ответчика.
Согласно актам общей формы, оформленным для начисления спорной платы, вагоны с грузом - уголь каменный, следующие в поезде с индексом 5800-026-5209, были задержаны по причинам, зависящим от ответчика на промежуточной станции Лихая 12.10.18 всего на 1 час. 20 мин. (с 20 час. 48 мин. до 22 час. 18 мин.), на станции Минеральные Воды 14.10.18 всего на 1 час.11 мин. (с 15 час. 09 мин. до 16 час. 20 мин.). Судом первой инстанции принят довод ответчика о том, что данные задержки не могли привести к нарушению нормативного срока доставки.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
При первой задержке по причинам, зависящим от ответчика, на промежуточной станции Лихая 12.10.2018 спорные вагоны в количестве 21 ед. следовали в составе поезда с иным индексом 6110-695-5209. О данной задержке истец извещением N 9180 уведомил ответчика. На оборотной стороне извещения истцом перечислены все номера задержанных вагонов, в том числе спорных. Также перевозчиком указан срок доставки - 20.10.2018.
Факт прибытия вагонов 20.10.2018 в пределах срока доставки подтвержден актами общей формы N N 15/18866, 15/18867, 15/18868 и оригиналами транспортных железнодорожных накладных NN ЭЭ941564, ЭЭ941365, ЭЭ941098.
Судом первой инстанции установлено, что в сутки задержки состава, а также на протяжении его следования интенсивность выгрузки была снижена ПАО "НМТП" по причине форс-мажорных обстоятельств, что подтверждается справкой Гидрометеорологического бюро Новороссийска о состоянии погоды в порту Новороссийск от 21.10.2018 N 6684, согласно которой порывы ветра 12.10.2018 составляли до 29-32 метров в секунду, 13.10.2018 - 30 м/с, 14.10.18 - 25-28 м/с, 15.10.2018 - 22-26 м/с, 16.10.2018-22 м/с, 17.10.2018-20 м/с.
В соответствии со статьей 44 УЖТ РФ после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Поскольку груз выгружается портом, действия, предусмотренные статьей 44 УЖТ РФ, возложены на грузополучателя ПАО "НМТП".
Проведение данных технологических операций производится работником порта и предусматривает подъем работника на вагон и спуск с вагона.
В целях обеспечения безопасности людей при производстве погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными кранами, кранами-манипуляторами, подъемниками (вышками), сохранности перегрузочного оборудования, грузов, транспортных средств, обрабатываемых в порту, учетом местных метеорологических условий ПАО "НМТП" издан приказ от 07.03.2018 N 347 "О режиме работы грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) в неблагоприятных метеорологических условиях".
Пунктом 1.4 указанного приказа запрещено передвижение портовых мобильных кранов и портовых кранов "Готтвальд" при скорости ветра свыше 24 м/сек., для портовых мобильных и портальных кранов "Либхерр" - свыше 20 м/сек.
Доводы истца о том, что прекращение или ограничение перевозчиком погрузки на отдельные железнодорожные станции не свидетельствует о действии непреодолимой силы, вызвавшей перерыв в движении на пути необщего пользования, или возникновении обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по выгрузке грузов, невозможность выполнения грузовых операций по причине неблагоприятных погодных условий является предпринимательским риском ответчика, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 N 2 утверждены Правила охраны труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03-96.
Согласно пункту 4.2.4 ПОТ РО-152-31.82.03-96 работа кранов в случаях непосредственного участия людей при строповке-отстроповке грузов допускается при скорости ветра не более 15 м/с, если в паспорте не указана меньшая величина. Конкретное значение предельной скорости ветра для каждого крана должно быть установлено приказом по порту.
В пункте 1.2 приказа ПАО "НМТП" от 07.03.2018 N 347 "О режиме работы грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) в неблагоприятных метеорологических условиях" указаны предельно допустимые значения скорости ветра (с учетом порывов), при которых возможно проведение работ, при этом в пункте 1.6 приказа указано о приостановке работ и не допустимости эксплуатации машин при достижении значений, указанных в паспортных данных.
Также истец в соответствии с телеграммой от 13.10.2018 N 19391 на основании части 4 статьи 29 УЖТ РФ ввел ограничение погрузки грузов: в связи с неблагоприятными погодными условиями, невозможность швартовки судов и необеспечением по этим причинам выгрузки вагонов запретить погрузку железной руды и каменного угля назначением на ст. Новороссийск-эксп. (код 52100), Новороссийск (код 52090) СКав.ж.д. в адрес всех грузополучателей сроком на 3 суток до 16.10.2018 включительно.
Суд пришел к выводу о том, что поскольку оставленные от движения вагоны с очевидностью простаивали на путях общего пользования в связи с погодными условиями и введенными конвенционными ограничениями, у истца отсутствуют основания для взимания предъявленной к взысканию платы (аналогичный вывод изложен в постановлении Арбитражного округа Северо-Кавказского округа от 17.11.2017 по делу N А32-41416/2016).
По данному эпизоду ответчиком в суде первой инстанции было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В пункте 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами; аналогичные положения содержатся в статье 126 УЖТ РФ.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", следует, что иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков.
Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 УЖТ РФ).
Исходя из изложенного, акт общей формы является документом, удостоверяющим обстоятельства возникновения ответственности, на основании которого начисляются сборы, платы и штрафы, предусмотренные Уставом; основанием для начисления штрафа является факт простоя спорных вагонов, имевший место в соответствующую дату и зафиксированный актом общей формы.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 307-ЭС16-10983 по делу N А56-8864/2015, срок исковой давности по требованию надлежит исчислять со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии, то есть со дня составления актов общей формы, фиксирующих окончание простоя вагонов на путях общего пользования.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 акты общей формы истец обязан передавать грузополучателю вместе с железнодорожной транспортной накладной.
В соответствии с пунктом 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости.
Изложенное означает, что акты общей формы должны составляться истцом не позднее дня прибытия вагонов на станцию назначения, а равно не позднее дня выдачи грузополучателю под роспись оригинала железнодорожной накладной. При этом событие, являющееся основанием для направления грузополучателю соответствующей претензии, наступает не позднее дня прибытия груза на станцию назначения и (или) дня выдачи грузополучателю соответствующей накладной.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Обязательное соблюдение претензионного досудебного порядка урегулирования спора установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с указанием срока рассмотрения претензии 30 дней, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается направление истцом претензии 02.09.2019 N 19/1549 с целью соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
В соответствии с пунктом 35 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2019) из системного толкования пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), не поступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Поскольку заключенным между сторонами договором N 325/2 от 27.03.2017 не предусмотрен какой-либо срок ответа на претензию, во всех случаях направление истцом претензий приостанавливает течение срока исковой давности на 30 дней.
Спорные вагоны в поезде с индексом 5800-026-5209 прибыли на станцию назначения Новороссийск согласно актам общей формы N N 15/18886, 15/18867, 15/18863 - 20.10.2018. С учетом соблюдения истцом претензионного порядка, срок исковой давности по данному требованию истек 21.11.2019.
Согласно штампу Арбитражного суда Краснодарского края исковое заявление поступило в суд 11.12.2019 (вх. N 57991), в связи с чем судом первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование о взыскании платы в сумме 17 818 руб. за простой вагонов в составе поезда с индексом 5800-026-5209 предъявлено истцом за пределами срока исковой давности, на основании чего удовлетворению не подлежит.
По второму эпизоду судом первой инстанции установлено, что вагоны N N 58434713, 54121348, 63730576, следующие по транспортным накладным NN ЭА116795, ЭА115911, ЭА115861, прибыли на станцию назначения Новороссийск в поезде с индексом 5346-018-5210.
Согласно актам общей формы N 15/21695, 15/21696, 15/21697 от 29.11.2018 вагоны были задержаны на ст. Минеральные Воды 03.11.2018 в 15 час. 14 мин., отправлены 04.11.2018 в 00 час. 24 мин.; задержаны на ст. Гудермес 05.11.2018 в 00 час. 38 мин., отправлены 06.11.2018 в 12 час. 16 мин.; задержаны на ст. Овечка 17.11.2018 в 23 час. 55 мин., отправлены 24.11.18 в 09 час. 05 мин. Акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данным, внесенным перевозчиком на станции отправления в транспортные накладные N N ЭА116795, ЭА115911, ЭА115861 - 04.11.2018. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 29.11.2018.
Согласно претензии от 18.09.2018 N 19/1540 по факту задержки вагонов в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 10 209 руб. 36 коп.
В качестве доказательства нарушения нормативного срока доставки истцом в материалы дела представлены дорожные ведомости N N ЭА116795, ЭА115911, ЭА115861. Представленные ведомости не содержат информации о дате прибытия вагонов на станцию назначения.
Судом первой инстанции установлено, что согласно актам общей формы N N 15/21695, 15/21696, 15/21697 на даты задержки поезда в пути следования на ст. Гудермес - 05.11.2018 и ст. Овечка - 17.11.2018 нормативный срок доставки груза был нарушен, т.е. к моменту отставления от движения поезда срок доставки истек.
Согласно акту общей формы N 2/37908 на ст. Минеральные Воды спорные вагоны были задержаны с 15 час. 14 мин. 03.11.2018 до 00 час. 24 мин. 04.11.2018 - на 15 час. 38 мин. Также перевозчиком в акте указано время прибытия на станцию Минеральные Воды - 02.11.2018 в 02 час. 45 мин. Перевозчик данным актом подтверждает нахождение вагонов на промежуточной станции Минеральные Воды в течение 37 час. 59 мин. по причинам, не зависящим от ответчика.
Следовательно, истец по не зависящим от ответчика причинам, не мог обеспечить дальнейшее продвижение состава на станцию назначения во избежание просрочки в доставке груза.
В качестве доказательства прибытия спорных вагонов с нарушенным сроком доставки, истцом в материалы дела представлены копии дорожных ведомостей N N ЭА116795, ЭА115911, ЭА115861.
В соответствии с пунктом 3.10 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 3, на станции отправления перевозчик должен в графе "Календарные штемпеля, документальное оформление приема груза к перевозке" оборотной стороны оригинала накладной и дорожной ведомости, а также на лицевой стороне корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза проставить календарный штемпель "Документальное оформление приема груза к перевозке".
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 указанных правил по прибытии вагонов на станцию назначения, в графе "Календарные штемпеля прибытия на станцию назначения" оригинала накладной и дорожной ведомости уполномоченным представителем перевозчика проставляется календарный штемпель прибытия груза на станцию назначения, графе "Календарные штемпеля уведомления грузополучателя о прибытии груза" проставляется соответствующий календарный штемпель с указанием времени уведомления в графе "Время __ час. ___ мин."; фамилия лица, производившего уведомление, - в графе "Перевозчик" с проставлением его подписи.
В представленных истцом копиях дорожных ведомостей отсутствуют штампы, предусмотренные вышеуказанными правилами, в связи с чем обоснованно отклонены судом как ненадлежащие доказательства нарушения нормативного срока доставки спорных вагонов.
Представленные в материалы дела акты общей формы N N 213, 215, 2/12512, 2/12565 на промежуточных станциях Овечка, Гудермес не подписаны представителями истца.
В пункте 3.5 Правил N 45 указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Истцом в актах общей формы NN 15/21695, 15/21696, 15/21697 от 29.11.2018, оформленных станцией Новороссийск для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" по причине неприема поездов железнодорожной станцией назначения на территории России, по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "НМТП", указан состав с индексом 5346-018-5210.
Фиксация истцом данного факта в актах общей формы не соответствует действительности и фактическим обстоятельствам.
Первоначально вагоны следовали в составе 5346-018-5210. Так, 03.11.2018 на станции Минеральные Воды в составе было 65 вагонов, 05.11.2018 на станции Гудермес - 60 вагонов. Затем данный состав был задержан 06.11.2018 на станции Кади-юрт в количестве 57 вагонов, 15.11.2018 на станции Гудермес - 57 вагонов.
Состав прибыл на станцию назначения Новороссийск 27.11.2018, спорные вагоны в составе отсутствовали.
Спорные вагоны N N 58434713, 54121348, 63730576 при задержке состава 06.11.2018 на станции Кади-юрт и 15.11.2018 на станции Гудермес в составе поезда 5346-018-5210 уже не значились, что подтверждает перечень задержанных вагонов в представленных истцом в материалы дела извещениях N 9945 от 06.11.2018, N 10283 от 15.11.2018 о задержке вагонов на станциях.
Спорные вагоны были отцеплены от состава N 5346-018-5210 в пути следования и включены в состав N 313-630-5210, который был задержан на станции Овечка 17.11.2018 в количестве 56 вагонов, что подтверждают извещения истца N 10617, N 10389 о задержке и отправлении вагонов.
Прибыли вагоны на станцию назначения Новороссийск 29.11.18 в составе иного поезда с индексом 5346-018-5210, что подтверждает извещение истца N 10789 о прибытии вагонов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления платы за нахождение вагонов, следующих по транспортным железнодорожным накладным N N ЭА116795, ЭА115911, ЭА115861, на путях общего пользования.
По третьему эпизоду судом первой инстанции было установлено, что вагон N 59460493 прибыл на станцию назначения Новороссийск 21.11.2018 по досылочной дорожной ведомости N ЭА815261 в поезде с индексом 5100-285-5209. Истцом в материалы дела представлена дорожная ведомость N ЭА815261.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ плата за задержанные в пути следования вагоны может взиматься при условии, что задержка привела к нарушению срока доставки.
В соответствии с пунктом 9.3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, графа "Срок доставки истекает" в досылочных дорожных ведомостях не заполняется, следовательно, срок доставки, указанный истцом в актах общей формы к данным вагонам, не применим.
Перевозчиком в ведомость внесена следующая информация: "Досылается по отправке N ЭА492421. Оформлен акт общей формы N 1 от 12.11.2018 на стации Лихая. Причина составления акта отсутствие копии декларации на товары. Груз задержан на станции Новороссийск для увеличения срока доставки, срок доставки увеличивается на 15 суток, о чем составлен акт общей формы N 19/44048 от 21.11.2018. Груз задержан на станции Новороссийск для увеличения срока доставки, срок доставки увеличивается на 10 суток, о чем составлен акт общей формы N 1 от 21.11.2018".
Истцом в материалы дела представлен акт общей формы N 19/44048 от 21.11.2018. Согласно данному акту итоговый срок доставки был увеличен перевозчиком на 15 суток, в том числе на 12 суток на станциях Лихая, Батайск, Разъезд 9 км по причинам: "исправление технической неисправности, допущенной не по вине перевозчика"; "отсутствие (ожидание) локомотива, не принадлежащего перевозчику".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поезд с индексом 5100-285-5209 был задержан истцом на 25 суток на промежуточных станциях по причинам, не зависящим от ответчика, т.е. не по его вине.
По четвертому эпизоду судом первой инстанции было установлено, что вагоны N N 63776520, 55617476, следующие по транспортным накладным NN ЭВ584435, ЭВ5844911, прибыли на станцию назначения Новороссийск в поезде с индексом 8142-036-5210.
Согласно актам общей формы N N 15/664, 15/665 от 09.01.2019 вагоны были задержаны на ст. Пролетарская 26.12.2018 в 04 час. 39 мин., отправлены 28.12.2018 в 02 час. 52 мин. Акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данным, внесенным перевозчиком на станции отправления в транспортные накладные N N ЭВ584435, ЭВ5844911 - 26.12.2018. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 29.12.2018.
Согласно претензии от 02.09.2018 N 19/1546 по факту задержки в пути следования истцом начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточной станции в размере 1 342 руб. 84 коп.
Перевозчиком по прибытии вагонов, следующих по транспортным железнодорожным накладным N N ЭВ584435, ЭВ5844911, на станцию Новороссийск оформлены акты общей формы NN 19/51680, 19/51679 от 29.12.2018, в которых в качестве основания их составления указано: "итоговое увеличение срока доставки на основании попутных актов общей формы составляет 6 суток".
Согласно актам общей формы итоговый срок доставки был увеличен перевозчиком в том числе на 4 суток: на станциях Новотроицк (станция отправления) - 2 суток, ст. Сальск и ст.Тихорецкая - 2 суток, в связи с отсутствием (ожиданием) локомотива, не принадлежащего перевозчику, о чем составлены акты общей формы N N 2/4134, 5/27520, 01/9488 о начале задержки и NN 2/4136, 5/27525, 01/9489 об окончании задержки вагонов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, поезд с индексом 8142-036-5210 был задержан истцом на 4 суток на промежуточных станциях по причинам, не зависящим от ответчика.
По пятому эпизоду судом первой инстанции было установлено, что вагоны N N 63776520, 55617476, следующие по транспортным накладным NN ЭВ584435, ЭВ5844911, прибыли на станцию назначения Новороссийск в поезде с индексом 8142-036-5210. Согласно отметке, сделанной перевозчиком в транспортных накладных NN ЭВ584435, ЭВ5844911, груз в составе поезда следовал прямым отправительским маршрутом.
На станции Пролетарская состав был задержан и отправлен в количестве 64 вагонов, а прибыл на станцию назначения Новороссийск в количестве 53 вагонов. В пути следования перевозчиком произведена отцепка 11 вагонов, что подтверждает отсутствие готовности к отправке спорных вагонов у перевозчика в составе поезда уже после истечения нормативного срока доставки вагонов.
Извещение перевозчика N 11827 от 26.12.2018 о задержке вагонов на станции Пролетарская вручено ответчику 27.12.2018, т.е. когда срок доставки вагонов был уже нарушен (срок доставки 26.12.2018), следовательно, грузополучатель фактически не мог бы повлиять на ситуацию, связанную с доставкой вагонов, до истечения их срока доставки.
В доказательство нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования истцом представлены ведомости подачи и уборки вагонов N N 126421, 126426, 126484.
Ведомость N 126421 подтверждает нарушение оборота одного вагона на время задержки состава в 04 час. 39 мин. 26.12.18. (N 12 в ведомости). На время задержки состава оборот 29 вагонов, указанных в ведомости, не был нарушен.
Ведомости N 126426, N 126484 не могут служить доказательством занятости путей на момент оставления от движения поезда на станции Пролетарская.
Судом первой инстанции принят во внимание довод ответчика о том, что перевозчиком в дорожных ведомостях N N ЭВ584435, ЭВ5844911 не проставлены отметки, предусмотренные пунктом 3.2.1 Правил N 45. Все ведомости подачи и уборки вагонов подписаны ответчиком с возражениями следующего содержания "не согласны с временем в графах N 4, N 5. Вагоны переданы порту без учета условий договора N 325/2".
В графе 4 ведомости на подачу и уборку вагонов указывается дата и время подачи вагонов и дата, и время завершения грузовой операции, в графе 5 - время нахождения вагонов под грузовыми операциями.
Договором N 325/2 от 27.03.2017 сторонами определен порядок подачи вагонов и принятия их на ответственность ответчика.
Согласно пункту 1 договора обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом Владельца.
В силу пункта 6 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны с экспортными грузами подаются локомотивом перевозчика: для Восточного района владельца на выставочные пути парка "Восточный" станции Новороссийск, для Центрального и Западного районов Владельца на выставочные пути парка "Портовый"станции Новороссийск.
Согласно пункту 4 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, по заявкам Владельца.
В соответствии с пунктом 6 договора в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 к договору: передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования Владельца производится по заявке владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач, установленными по каждому району Владельца в отдельности: Восточный район - 2,7 часа (2 час. 45 мин.), Центральный район - 2,2 часа (2 час. 15 мин.), Западный район, включая 3-ю пристань, 3,3 часа (3 час. 20 мин.); вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются перевозчиком и считаются переданными владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи; вагоны, поданные перевозчиком ранее наступления интервала подачи, считаются переданными владельцу, по наступлению очередного интервала подачи, с момента окончания проведения приемосдаточных операций. При подаче вагонов перевозчиком на железнодорожные вставочные пути владельца позднее срока начала интервала подачи, вагоны считаются переданными владельцу с момента фактической подачи вагонов перевозчиком и проведения приемо-сдаточных операций; вагоны, поданные перевозчиком на выставочные пути владельца без заявки, считаются не переданными владельцу. Вагоны, поданные без заявки, передаются владельцу, по истечению периода, равному сроку оборота вагонов установленному пунктом 11 настоящего договора, с момента фактической подачи. При этом следующий интервал подачи начинается с момента фактической уборки таких вагонов владельцем с выставочных путей.
В нарушение условий договора ни одно из выше перечисленных условий не было соблюдено при передаче вагонов ответчику по памяткам на подачу вагонов, которые также подписаны ответчиком с возражениями, выразившимися с передачей вагонов на ответственность ответчика без учета условий договора. В результате время нахождения вагонов на ответственности ответчика, указанное в ведомостях на подачу и уборку вагонов, подписанных ответчиком с возражениями, не соответствует фактическому времени.
Между ПАО "НМТП" и ОАО "РЖД" было заключено соглашение об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 N 611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ.
Согласно пункту 3.9 указанного соглашения ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитываются АС ЭТРАН на основании информации, введенной уполномоченными сотрудниками ОАО "РЖД" с первичных бумажных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы), подписанных клиентом без разногласий или с учетом оговорок клиента. Расчет ведомости производится на основании порядка, определенного в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" при станции Новороссийск, заключенном между сторонами.
Поезд с индексом 7700-178-5210 в количестве 65 вагонов задержан на ст. Погорелово 08.12.2018 в 11 час. 55 мин., отправлен 19.12.2018 в 14 час. 17 мин. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 22.12.2018.
Истцом для начисления платы за нахождение одного вагона N 2788700 на путях ОАО "РЖД" оформлен акт общей формы N 15/246 от 05.10.2018. Акт подписаны представителем ответчика с возражениями.
Согласно претензии от 03.09.2018 N 19/1557 по факту задержки вагона в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 5 133 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 245 перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от _____ дата _____".
Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с настоящими Правилами.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 17674/12, в соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 33 УЖТ РФ, перевозчик обязан доставить груз по назначению и в установленное время. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Следовательно, увеличение сроков доставки груза возможно по соглашению между грузоотправителем и перевозчиком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 УЖТ РФ дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии с пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, при заполнении накладной перевозчиком на станции отправления в строке "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки груза.
Согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-29-О N ЭБ742549 при ее заполнении на станции отправления перевозчиком в строке NСрок доставки истекает" указана дата - 10.01.2019. При этом в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной сделана следующая отметка: "Договор на увеличение срока доставки N 335/АФТО-4/СД от 10.10.2014 на 30 суток".
Из пункта 1.1 договора на увеличение срока доставки N 335/АФТО-4/СД от 10.10.2014 следует, что грузоотправитель в лице акционерного общества "АВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" и перевозчик в лице ОАО "РЖД" согласовали увеличение на 30 суток срока доставки грузов в вагонах, отправляемых предприятием "ЕВРАЗ НТМК" со станции Смычка Свердловской железной дороги назначением станции Новороссийск - экспорт Северо-Кавказской железной дороги.
Руководствуясь условиями указанного договора, грузоотправителем при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" проставлен (указан) номер данного договора и количество суток увеличения срока доставки (пункт 2.1 договора), а ОАО "РЖД" при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставлен (указан) увеличенный срок доставки (пункт 2.2 договора).
Истцом в акте общей формы N 15/246 от 05.01.2018, оформленном для начисления платы за нахождение вагона на путях ОАО "РЖД", указан нормативный срок доставки груза - 11.12.2018, а не договорной - 10.01.2019, что подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭБ742549. Таким образом, задержка вагона в составе поезда с индексом N 7700-178-5210 на промежуточной станции Погорелово в период с 08.12.2018 по 19.12.2018 не привела к нарушению срока доставки груза.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика платы в размере 5 133 руб. за нахождение в спорный период вагонов на путях общего пользования в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ.
Как было указано выше, само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов, на которые ссылается истец в исковом заявлении, без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
Указав на то, что истцом не доказана невозможность станции назначения принимать поезда и вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях, суд первой инстанции обоснованно отказал ОАО "РЖД" в удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 сентября 2020 года по делу N А32-57991/2019 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-57991/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"