г. Москва |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А40-316237/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛУКОЙЛКОМИ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2020 по делу N А40-316237/19
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-КОМИ"
к ответчику МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третье лицо: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
о признании недействительным решения
при участии: от заявителя: Бочкарева В.А. по дов. от 10.12.2019; от заинтересованного лица: Никитина Е.Г. по дов. от 05.11.2020; от третьего лица: Морозов И.С. по дов. от 20.12.2019;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2020 в удовлетворении заявленного ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" (далее - Общество, Заявитель, налогоплательщик) требования о признании частично недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 31.05.2019 N 2.21-11/3917р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления Обществу НДПИ в размере 747 887 025 руб. за налоговый период 2014-2015 год отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда города Москвы, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт.
Представители налоговых органов против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекция проводила выездную налоговую проверку общества, включая всех его филиалов и присоединенных организаций, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
После окончания проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 15.01.2019 N 52-22-11/2138а, рассмотрены возражения и материалы проверки (протокол), вынесено решение от 31.05.2019 N 2.21-11/3917р, которым налогоплательщику начислена недоимка по НДПИ в размере 1 184 211 548 р., в том числе за 2014-2015 год в размере 747 887 025 р., за 2016 год в размере 436 324 253 р., по налогу на имущество организаций в размере 12 004 012 р., пени по налогу на имущество организаций в размере 2 964 787 р., штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по налогу на имущество организаций в размере 691 129 р.
Решением ФНС России по жалобе от 19.11.2019 N СА-4-9/23546@ оспариваемое решение инспекции оставлено без изменений и утверждены, что послужило основанием для обращения 02.12.2019 в суд.
Заявитель оспаривает решение только в части начисления недоимки по НДПИ за 2014-2015 год в размере 747 887 025 р.
Налоговым органом в оспариваемой части решения установлено, что общество при расчете размера НДПИ за 2014-2015 годы в отношении добытой в указанных периодах нефти неверно определило коэффициент, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), в связи с неверным определением степени выработанности запасов конкретного участка недр (Св) по лицензии на право пользования участками недр N СЫК 11066 НЭ, что привело к неправильному определению налоговой ставки на основании пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ и как следствие к неуплате налога за указанные периоды в размере 747 887 025 р.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращению Обществом с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что заявитель неправомерно при определении степени выработанности и коэффициента Кв учитывал показатели начальных извлекаемых запасов нефти и накопленной добычи нефти только в границах участка недр, определенных в гороноотводных актах, исключая иные территории указанные в лицензиях, что противоречит положения статьи 342.5 НК РФ и Закона, в связи с чем, начисление недоимки по НДПИ за 2014-2015 годы является правомерным, а решение от 31.05.2019 N 2.21-11/3917р в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, судом первой инстанции исследованы все обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы заявителя об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции.
По доводам апелляционной жалобы ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" настаивает, что в соответствии с лицензией СЫК 11066 НЭ Обществу в пользование предоставлено два участка недр.
В связи с отсутствием в налоговом законодательстве до 01.01.2017 определения понятия "участок недр" на основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) данный термин следует применять в том значении, в котором оно применяется в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах").
В соответствии с положениями Закона "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, являющимся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий.
Недра предоставляются в пользование, как для добычи полезных ископаемых, так и для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В статье 6 Закона "О недрах" перечислены виды возможного пользования недр, предопределяющие соответствующие правовые режимы недропользования, в том числе: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведка и добыча полезных ископаемых.
Согласно статье 7 Закона "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколькопользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
Предоставление лицензии на право пользования участком недр, не имеющим статуса геологического отвода или горного отвода, Законом "О недрах" не предусмотрено. Этот факт подтверждается приложением 4 к Административному регламенту Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 N 315, согласно которому на бланке лицензии по установленной форме обязательно указывается статус участка недр - геологический или горный отвод.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений закона, участком недр, предоставленным в пользование для добычи полезных ископаемых, признается горный отвод - геометризованный блок недр, в то время как геологический отвод предоставляется в пользование только для геологического изучения недр.
В зависимости от этого участок недр предоставляется пользователю либо в виде горного отвода (для добычи полезных ископаемых), либо в виде геологического отвода (для геологического изучения).
Лицензия на пользование недрами, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся ее неотъемлемой составной частью и определяющие основные условия пользования недрами, должны содержать данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, а также указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Закона "О недрах", лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Таким образом, лицензия является документом, закрепляющим фундаментальное право недропользователя по ведению добычи и проведению геологических работ на участке недр и определяющим территорию, на которой предоставляемые права осуществляются.
Обществу в пользование предоставлена лицензия на пользование участком недр от 27.12.2001 N СЫК 11066 НЭ со статусом горный отвод
Согласно условиям вышеуказанной лицензии, а также сведениям, которые содержатся в изменениях к лицензии от 07.09.2016, Обществу в пользование предоставлен один участок недр - Возейский участок.
Сведения, содержащиеся в изменениях к лицензии СЫК 11066 НЭ от 07.09.2016, полностью опровергают довод Общества, о том, что ему по спорной лицензии в пользование предоставлено два участка недр, указанные обстоятельства были обоснованно учтены судом первой инстанции.
В соответствии с распоряжением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 19.02.2015 N АХ-П9-1017 об обеспечении выполнения поручения Президента Российской Федерации от 12.02.2015 N Пр-254 в целях развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации Роснедра обязали Департаменты по недропользованию различных федеральных округов до 31.12.2016 проведение разовой актуализации лицензий на пользование недрами.
На основании вышеуказанного Приказа Роснедр от 27.02.2015 N 177, Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу был издан приказ от 23.05.2016 N 361 об актуализации лицензии СЫК 11066 НЭ с целью актуализации данных внести изменения в бланк лицензии и ее неотъемлемые составные части.
При этом изменение границ участка недр не производилось, о чем свидетельствует схема расположения участка недр и описание пространственных границ участка недр, содержащихся в приложении N 3 к лицензии СЫК 11066 НЭ (т.3 л.д. 82) и являющихся идентичными пространственным границам, закрепленным в приложении N 2 к лицензии СЫК 11066 НЭ (т. 1 л. д. 122), до внесения в нее изменений.
Кроме того, в приложении N 1 к лицензии СЫК 11066 НЭ (Т. 1 л. д. 114), до внесения в нее изменений также указано, что площадь Южной переклинали Возейского месторождения составляет 15 400 га, а площадь Костюкского поднятия составляет 10 300 га, что соответствует данным приложении N 3 к лицензии СЫК 11066 НЭ (Т. 3 л. д. 82) после внесения в нее изменений.
Таким образом, приказом от 23.05.2016 N 361 об актуализации Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу не изменял пространственные границы участка недр, предоставленные в пользование по спорной лицензии СЫК 11066 НЭ.
Данные, отраженные в приложении N 3 к лицензии СЫК 11066 НЭ (т. 3 л. д. 82) о том, что общая площадь участка недр составляет 257 км. кв. в том числе 154 км. кв. -Южная переклиналь Возейского поднятия и 103 км. кв. - Костюкская зона Возейского месторождения, свидетельствуют лишь о том, что Обществу изначально в пользование был предоставлен один участок недр.
Невозможность изменения пространственных границ участка недр при проведении актуализации лицензий на пользование недрами также вытекает из пункта 2 Приказа Роснедр от 27.02.2015 N 177 "О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами" Так, в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Приказа Роснедр при проведении актуализации лицензий необходимо обеспечить обязательное определение в них следующих условий пользования недрами:
- сроки подготовки проектной документации;
- сроки начала проведения геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых;
* сроки ввода месторождений в эксплуатацию;
* обязательства по представлению геологической отчетности;
* виды, объемы и сроки проведения геологоразведочных работ на участках недр континентального шельфа;
- иные обязательные условия конкурса или аукциона, по результатам которых была выдана лицензия.
Изменение пространственных границ участка недр может осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование" (далее - Положение).
В соответствии с п. 11 Положения, изменение границ участка недр в сторону его увеличения осуществляется:
а) при наличии технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности), - на основании технического проекта, имеющего положительные заключения государственной экспертизы, согласованного в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", а также документов, определяющих уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек);
б) при наличии полезных ископаемых на нижележащей части недр за пределами участка недр, поставленных на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, являются частью месторождения этого полезного ископаемого - на основании заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, поставленных на баланс. При этом изменение границ участка недр осуществляется таким образом, чтобы в эти границы вошел весь объем поставленных на баланс запасов полезных ископаемых на нижележащей части недр за пределами участка недр, при условии, что такие запасы являются частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на участке недр;
в) в случае наличия полезных ископаемых за пределами участка недр (за исключением нижележащей части недр), поставленные на баланс, которые являются частью месторождения этого полезного ископаемого; - на основании заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, поставленных на баланс.
г) в случае выявления в процессе геологического изучения месторождения полезных ископаемых выходящих за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых - на основании заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, поставленных на баланс. При этом изменение границ участка недр осуществляется таким образом, чтобы в эти границы вошел весь объем поставленных на баланс запасов полезных ископаемых за пределами участка недр, при условии, что такие запасы являются частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на участке недр.
Таким образом, изменение пространственных границ участка недр может быть осуществлено только при наличии заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, которая не производилась в рассматриваемом случае.
Также, в Приложении N 6 к лицензии СЫК 11066 НЭ (т. 3 л.д. 84), после внесения в нее изменений, указано, что за период с 01.01.2014 по 01.01.2015 на участке недр добыто 459 тыс. т. нефти, 8 млн. куб. газа.
Довод Общества, о том, что ссылка на изменения к лицензии, не может быть принята во внимание, поскольку эти изменения вступили в силу в день их регистрации - 07.09.2016 не соответствует фактическим обстоятельствам по делу, поскольку в приложении N 6 к лицензии СЫК 11066 НЭ, указано, что за период с 01.01.2014 по 01.01.2015 на участке недр добыто 459 тыс. т. нефти, 8 млн. куб. газа и вышеуказанные сведения не могут распространять свое действие с 2016 года, что правомерно учтено судом первой инстанции.
Установленный судом первой инстанции факт предоставления Обществу по спорной лицензии СЫК 11066 НЭ в пользование одного участка недр, подтверждается письмом Минприроды России от 07.04.2020 N 11/30-8693.
Так, Минприроды России в вышеуказанном письме разъясняет, что в связи со сложным геологическим строением Возейского нефтегазового месторождения его блоки - Южная переклиналь и Костюкская зона, оформленные самостоятельными горными отводами и находившиеся в разработке по самостоятельным техническим проектам соответственно с 1973 и 1980 годов, оказались оформленными в единую лицензию, позднее переоформленную в лицензию СЫК 11066НЭ.
При этом хозяйствующему субъекту предоставляется право пользования участком недр, оформленное в виде лицензии. Участок недр, соответствующий лицензии, может включать одно и более месторождений и иных учетных единиц полезных ископаемых, для разработки которых в соответствии с законодательством могут оформляться отдельные горные отводы, а также составляться самостоятельные технические проекты, устанавливающие индивидуальные показатели извлечения углеводородов для соответствующих месторождений.
В вышеуказанном письме Минприроды России указывает, о том, что по спорной лицензии СЫК 11066 НЭ Обществу предоставлен в пользование один участок недр-Возейский участок недр.
Роснедра письмом от 06.03.2020 N ОК-03-28/3661 (Т. 3 л.д. 152) также подтвердили позицию налогового органа, указав, что предоставленный в установленном порядке на основании лицензии на пользование недрами лицензионный участок представляет собой геометризированный блок недр и может включать в себя как единый геометризированный блок недр, так и несколько, расположенных на отдалении друг от друга, отдельных геометризированных блоков, включающих в себя схожие по геоморфологическим признакам геологические тела одного и того же месторождения.
Таким образом, Минприроды России разъяснило, что Южная переклиналь и Костю кская зона являются блоками Возейского нефтегазового месторождения, оформленные в единую лицензию СЫК 11066НЭ, в соответствии с которой Обществу предоставлено право пользования одним участком недр. Таким образом, довод Апеллянта о том, что по спорной лицензии ему предоставлено право пользования двумя участками недр является несостоятельным.
Довод Общества, о том, что Минприроды России в вышеуказанном письме не подтвердило позицию Инспекции, о предоставлении Обществу в рамках лицензии СЫК 01066 НЭ в пользование одного участка недр не соответствует действительному содержанию данного письма.
Как указывалось ранее, Минприроды четко указало, что хозяйствующему субъекту предоставляется право пользования участком недр, оформленное в виде лицензии. Участок недр, соответствующий лицензии, может включать одно и более месторождений и иных учетных единиц полезных ископаемых, для разработки которых в соответствии с законодательством могут оформляться отдельные горные отводы, а также составляться самостоятельные технические проекты, устанавливающие индивидуальные показатели извлечения углеводородов для соответствующих месторождений.
Вывод Минприроды России об обоснованности расчета Кв отдельно по каждому блоку недр Возейского месторождения - Южной переклинали и Костюкской зоны, в связи с существенной разницей в продолжительности разработки рассматриваемых блоков, а также различием основных параметров разработки их нефтяных залежей, закрепленных в соответствующих технических проектах, не имеет правового значения для рассматриваемого дела на основании следующего.
Во-первых, в соответствии с разделом II "Полномочия" Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 в полномочия Минприроды России не входит дача разъяснений по вопросам налогообложения, данной прерогативой обладает исключительно Минфин России в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ.
Во-вторых, тот факт, что каждый из блоков Возейского месторождения, объекты разработки которого выделяются в рамках лицензии СЫК 01066, имеет отдельный проект разработки, не свидетельствует о том, что указанные запасы нефти не могут быть включены в единый участок недр.
Как указывалось ранее, границы участка недр могут быть определены как с учетом контуров месторождения, так и с учетом иных факторов. Законодательство о недропользовании фактически не содержит императивных норм, обязывающих ограничивать "участок недр" определенным образом, относя вопрос определения границ "участка недр" к компетенции специальных органов (статья 3 Закона от 21.02.1992 N 2395-1, постановление Правительства РФ от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование").
При этом анализ подзаконных нормативных актов в области составления проектной документации указывает на то, что технологические проекты разработки месторождений и технологическая схема месторождений по общему правилу составляются в разрезе месторождения. Кроме того, проекты разработки месторождений могут составляться как на группы месторождений, так и на отдельные эксплуатационные объекты в рамках одного месторождения. Порядок составления технологической схемы разработки месторождения и технологического проекта разработки месторождения никоим образом не связан с тем, включены ли месторождения в единый участок недр, либо же нет.
Порядок составления технической документации регламентирован разделом III приказа Минприроды России от 14.06.2016 N 356 "Об утверждении Правил разработки месторождений углеводородного сырья".
Согласно пункту 3.9 приказа Минприроды России от 14.06.2016 N 356, технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения и дополнений к ним составляется для месторождения в целом. Пунктом 3.10 указанного приказа Минприроды России предусмотрено, что для крупных и уникальных месторождений допускается составление технологической схемы разработки месторождения, технологического проекта разработки месторождения и дополнений к ним с утверждением проектных технологических показателей разработки для одного или нескольких эксплуатационных объектов. Допускается составление единых технологических схем разработки месторождения, технологических проектов разработки месторождения и дополнений к ним для группы мелких и очень мелких месторождений и подготовки продукции с разделением технологических показателей разработки по месторождениям.
Таким образом, как видно из приведенных правил, составление отдельной проектной документации никак не взаимоувязано с границами "участка недр". Более того, правила составления проектной документации предусматривают гибкие правила, исходя из которых, отдельные проекты разработки могут составляться как в отношении группы месторождений, так и, наоборот, в отношении отдельных объектов разработки крупных месторождений.
Как пояснил представитель налогового органа, оформление двух горноотводных актов в рамках лицензии СЫК 01066 НЭ обусловлено следующими исторически сложившимися обстоятельствами, что имеет существенное значение для определения понятия "участок недр" в настоящем деле
Так, Южная переклиналь и Костюкская зона Возейского месторождения были введены в разработку в 1973 и 1980 годах на основании самостоятельных технических проектов и горноотводных актов. Право на разработку Южной переклинали и Костюкской зоны Возейского месторождения принадлежало ОАО "Коминефть". Впоследствии с согласия решения Совета директоров ОАО "Коминефть" лицензия СЫК 00143 НЭ - 17.06.1996 года была переоформлена на ОАО НК "Коми ТЭК", а далее - 27.12.2001, переоформлена в спорную лицензию СЫК 11066 НЭ.
В соответствии с Основами Законодательства Союза СССР и Союзных Республик о недрах от 09.07.1975 и Кодексом РСФСР "О недрах" от 09.07.1976 года, недра предоставлялись в пользование для добычи полезных ископаемых в виде горных отводов. В соответствии со ст. 16 Кодекса РСФСР "О недрах", горные отводы для разработки полезных ископаемых (кроме горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых) предоставляются органами государственного горного надзора в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР
Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.02.1968 года N 69 утверждено положение о Государственном комитете по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министра СССР (Госгортехнадзор).
При этом, что следует из вышеуказанного Постановления, Госгортехнадзор осуществляет государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазодобывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей и транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, а также за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых и за охраной недр.
Также, одной из главных задач Госгортехнадзора РСФРС являлся контроль за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых. И за охраной недр.
Таким образом, органами Госгортехнадзора РСФСР первоначально были выданы два горноотводных акта в связи с нахождением между Костюкской зоной и Южной переклиналью зоны нарушений, и связано, прежде всего, с безопасностью ведения работ по добыче нефти и газа, а не с удостоверением границ двух участков недр, как указывает Общество.
Лицензирование пользования недрами было введено с принятием Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" в связи, с чем два горноотводных акта на Костюкскую зону и Южную переклиналь были оформлены в единую лицензию СЫК 00143 НЭ, впоследствии переоформленную в лицензию СЫК 11066 НЭ, поскольку являлись двумя блоками единого участка недр.
Таким образом, Обществу в пользование был предоставлен один участок недр -Возейский участок недр.
Довод Общества, о том, что в целях главы 26 НК РФ Костюкская зона и Южная переклиналь являются самостоятельными участками недр, противоречит норме права п. 3 ст. 336 НК РФ и основан на неправильном ее толковании.
Так, с 01.01.2017 статья 336 НК РФ дополнена пунктом 3, в соответствии с которым под участком недр понимается блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы. Данное дополнение лишь ввело в Налоговый кодекс Российской Федерации определение понятия "участок недр" в целях исчисления НДПИ, ранее уже содержащееся в отраслевом законодательстве.
Изменения, внесенные в статью 336 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ, являются совершенно логичным и последовательным результатом формирования судебной практики и позиции государственных органов (Минприроды России, Минфина России, ФНС России) по вопросу определения термина "конкретный участок недр".
Кроме того, Общество за 2017 год исчисляло понижающие коэффициенты в целях исчисления НДПИ по всему лицензионному участку в целом, что также подтверждает позицию Инспекцию, поскольку законодатель четко указал, что под участком недр понимается блок недр, включая все входящие в него горные и геологические отводы.
В спорной лицензии отражены границы всего лицензионного участка в целом, в которые входят два горных отвода, что подтверждает позицию налогового органа.
Необходимо отметить, что приведенные ниже письма Роснедр и Минфина России, отражали волю законодателя и до введения в действие п. 3 ст. 336 НК РФ, о том что, понятия "участок недр" и "лицензионный участок" являются тождественными.
Так, ФНС России были направлены запросы в Федеральное Агентство по недропользованию от 08.12.2014 N ГД-4-3/25349@ и в Министерство Финансов Российской Федерации от 22.12.2014 N ГД-4-3/26409@ с просьбой разъяснить значение термина "участок недр" в соответствии с законодательством Российской Федерации "О недрах" и порядок расчета степени выработанности участка недр.
Федеральное Агентство по недропользованию письмом от 17.12.2014 N ОК-03-28/14410 разъяснило, что "в границах участка недр, предоставленного в пользование по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, могут находиться геологический отвод и несколько горных отводов. При этом указанный геологический и горные отводы не образуют самостоятельных участков недр и являются единым участком недр в рамках лицензии".
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) Министерство финансов Российской Федерации наделено правом давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
Поскольку право давать разъяснения по вопросам налогообложения, как указано выше, является прерогативой Минфина России, ФНС России письмом от 03.02.2020 N СД-4-3/1584@ обратилось для согласования позиции по вопросу определения "конкретного участка недр" для целей исчисления НДПИ при разработке на основании спорной лицензии от 27.01.2001 N СЫК 11066 НЭ лицензионного участка на Возейском месторождении.
Необходимо отметить, что Минфин России в письме от 07.04.2020 N 11-30-8693 (т. 3 л.д. 145) со ссылкой на письмо Минприроды России от 07.04.2020 N 11-30-8693 и письмо Роснедр от 06.03.2020 N ОК-03-28/3661 полностью поддержал позицию Инспекции.
Так, Минфин России, со ссылкой на ст. 336 НК РФ указал, что объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в целях указанной главы Кодекса под участком недр понимается блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы, а залежью углеводородного, сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение определенного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии, и определяющие основные условия пользования недрами, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, а также указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование.
Таким образом, исходя из совокупности положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере недропользования, участком недр в целях налогообложения НДПИ признается часть недр, пользование которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке в пределах конкретных пространственных границ оформлено соответствующим разрешительным документом.
Установление в лицензии на пользование недрами и (или) технических проектах и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, границ выделенных на предоставленном в пользование участке недр зон, залежей, пластов, горизонтов, разрабатываемых, в том числе, по отдельным техническим проектам, не является основанием для признания их отдельными участками недр, поскольку данное выделение связано с соблюдением требований рационального пользования недрами, а не с удостоверением права пользования конкретным участком недр.
Таким образом, при расчете степени выработанности запасов конкретного участка недр в целях исчисления НДПИ, следует учитывать показатели начальных извлекаемых запасов полезного ископаемого по всем зонам, залежам, пластам, горизонтам, горным отводам, расположенным в пределах определенных лицензией на пользование недрами границах участка недр.
Отождествляя понятия "лицензионный участок" и "участок недр" Минфин России в вышеуказанном письме также указал на необходимость переоформления спорной лицензии СЫК 011066НЭ на две лицензии, с целью расчета Кв (степени выработанности запасов конкретного участка недр) отдельно по Костюкской зоне и Южной переклинали.
Кроме того, вышеуказанная позиция также подтверждается сложившейся судебной практикой по аналогичным делам, предметом рассмотрения которых являлось определение понятия "участок недр" для целей расчета НДПИ при добыче углеводородного сырья за налоговые периоды, окончившиеся до 01.01.2017 (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.10.2018 по делу N А40-105880/17 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 07.02.2019 N 305-КГ18-24629), Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А40-79052/17, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.07.2018 по делу N А40-79936/2017; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А40-194017/17, постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.07.2019 по делу N А40-3632/18-75-77 и др.).
Судебная практика, на которую ссылается в жалобе ООО "Лукойл-Коми" не может быть применима в настоящем споре, поскольку в ней рассматривались ситуации, когда пользователю недр была выдана совмещенная лицензия на право пользованиями недрами, имеющая статус горного и геологического отвода.
При этом статус совмещенная лицензия несет для владельца лицензии диаметрально противоположные права и обязанности, поскольку в рамках геологического отвода, владелец лицензии имеет право только на разведку и геологическое изучение и не имеет право добывать полезные ископаемые, что не соответствует статусу лицензии со статусом горный отвод, поскольку владелец лицензии имеет право добывать углеводородное сырье на всем лицензионном участке.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения судом первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017 N 305-КГ17-14817).
Таким образом, отсутствует правовая необходимость наиподробнейшей оценки абсолютно всех доводов, приведенных обществом в апелляционной жалобе.
По совокупности собранных доказательств и по существу спора судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2020 по делу N А40-316237/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-316237/2019
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-КОМИ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 1
Третье лицо: ФНС России МИ по крупнейшим налогоплательщикам N2