г. Москва |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А40-39964/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Александровой Г.С., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Ванта-РС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2020
по делу N А40-39964/19 (41-365), принятое судьей Березовой О.А.,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к ООО "Ванта-РС" (ИНН 7708712752, ОГРН 1107746063270)
о взыскании денежных средств, расторжении договора аренды и выселении,
по встречному исковому заявлению ООО "Ванта-РС"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендной платы, об обязании пересчитать арендную плату по льготной ставке
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Полянский П.А. по доверенности от 24.04.2020, диплом N 107724 3794905 от 10.07.2019;
от ответчика: Лунева В.В. по доверенности от 01.12.2018, диплом ИВС 0322558 от 30.05.2002;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец. Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым к обществу с ограниченной ответственностью "Ванта-РС" (далее - ответчик, Общество) с требованиями о взыскании задолженности по договору аренды от 25.07.2006 N 01-00863/06 за период с 01.10.2018 по 31.05.2019 в размере 884.181 руб. 15 коп., расторжении договора аренды и выселении ответчика из арендуемого помещения (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Ответчик предъявил встречный иск о признании за ним права на имущественную поддержку в виде применения льготной (минимальной) ставки арендной платы по указанному договору в размере 3.500 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС в период с 10.12.2015 по 31.12.2016 и в размере 4.500 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС в период с 01.01.2017 по 31.12.2019, обязании Департамента произвести перерасчет арендной платы по договору аренды от 25.07.2006 N 01-00863/06 исходя из указанных ставок арендной платы.
Департамент при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявил отказ от иска в части требований о расторжении договора аренды и выселении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2020 по делу N А40-39964/19 принят отказ истца от иска в части требований о расторжении договора аренды и выселении ответчика, производство по делу в указанной части прекращено. Первоначальный иск удовлетворен, с Общества в пользу Департамента взыскано 884.181 руб. 15 коп. арендной платы. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить встречный иск, в удовлетворении первоначального иска в части удовлетворенных требований отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить по изложенным в жалобе основаниям. Поддержал ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы для определения стоимости реализации предметов лизинга.
Представитель Департамента возражал против доводов, заявленных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке ч.5 ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения проверяется судом только в обжалуемой части.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта в силу следующих причин.
Как следует из материалов дела, 25.07.2006 меду Департаментом имущества г.Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) и Обществом (арендатором) был заключен договор аренды объекта нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, N 01-00863/06 (далее -Договор).
По условиям Договора арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение площадью 104, 3 кв. м по адресу: г. Москва, Селиверстов пер., д. 10, стр. 2 (подвал, пом. I, комн. 1-3, 3а, 4, 6, 6а, 7, 8, 8а, 9а, 9б, 10а).
Согласно п. 2.1 Договора срок его действия установлен с 01.04.2006 по 31.03.2011.
В соответствии с п. 5.1.3 Договора арендодатель вправе ежегодно изменять размер арендной платы в соответствии с п. 6.2, 6.3, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
На основании п. 5.4.2 Договора арендатор обязан вносить арендную плату за объект аренды в порядке и в сроки, установленные договором.
Согласно п. 6.1 Договора за объект аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения договора и не может быть снижена.
Пунктом 6.2 Договора предусмотрено, что за объект аренды величина арендной платы устанавливается в размере 758.136 руб. в год, включая НДС.
В течение первого года оплата аренды производится по ставке, определенной на основании действующих на дату заключения договора нормативных правовых актов города Москвы, в последующие годы оплата аренды производится с учетом коэффициента-дефлятора, устанавливаемого ежегодно уполномоченным органом (Минэкономразвития России).
При этом ежегодная арендная плата исчисляется путем умножения ставки арендной платы, действовавшей в предыдущем году с учетом коэффициента-дефлятора, на новый коэффициент-дефлятор.
В п. 6.3 Договора стороны пришли к соглашению, что арендная плата с учетом коэффициента-дефлятора подлежит обязательной уплате арендатором без дополнительного согласования и внесения изменений и дополнений в договор.
Согласно п. 6.5 Договора арендная плата без НДС вносится арендатором ежемесячно с оплатой не позднее 5-го числа текущего месяца в размере 1/12 части, установленной п. 6.1, 6.2 и 6.3 договора, в бюджет города Москвы.
Дополнительным соглашение от 31.05.2010 стороны приостановили действие п.6.2 договора на период действия льготной ставки арендной платы, которая, как следует из приложения к этому соглашению, на основании постановления Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1016-ПП на срок с 01.06.2010 по 31.12.2010 установлена в размере 1.200 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС.
Дополнительным соглашением от 25.05.2011 срок аренды продлен по 30.06.2015, а дополнительным соглашением от 10.12.2015 - по 30.06.2025.
В соответствии с п. 1 дополнительного соглашения от 10.12.2015 с 10.12.2015 ставка арендной платы за 1 кв.м. в год установлена в размере 10.203 руб. без учета НДС.
В нарушение условий Договора арендатор за период с 01.10.2018 по 31.05.2019 ответчик не уплатил арендную плату в размере 884.181 руб. 15 коп., при этом арендная плата за период с октября по декабрь 2018 года начислялась истцом по ставке в размере 12.345 руб. 63 коп. за 1 кв.м. в год без учета НДС, то есть по ставке, установленной с 10.12.2015, с применением коэффициента-дефлятора в размере 1, 1 в 2017 году (10.230 руб. х 1, 1 = 11.223 руб. 30 коп.) и с применением аналогичного коэффициента-дефлятора в 2018 году (11.223 руб. 30 коп. х 1, 1 = 12.345 руб. 63 коп.), а за период с января по май 2019 года - по ставке в размере 12.962 руб. 91 коп. за 1 кв. м в год без учета НДС, то есть по ставке, применявшейся в 2018 году, с применением коэффициента-дефлятора в размере 1, 05 (12.345 руб. 63 коп. х 1, 05 = 12.962 руб. 91 коп.).
В связи с тем, что Общество в порядке досудебного урегулирования спора не уплатило сумму задолженности Департамент обратился в Арбитражный суд г. Москвы с первоначальным иском.
Возражая против первоначального иска и заявляя встречные исковые требования, Общество указал, что признание за арендатором права на применение ставки арендной платы за 1 кв.м. в год, в соответствии с положениями п. 1.1. и п. 5 Постановления N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции указал, что с учетом дополнительного соглашения от 10.12.2015 сторонами согласована рыночная ставка арендной платы, в связи с чем применение минимальной (льготной) ставки арендной платы после 10.12.2015 должно происходить в порядке, предусмотренном п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, однако в деле отсутствуют как решение Комиссии о предоставлении ответчику имущественной поддержки в виде установления минимальной (льготной) ставки арендной платы, так и заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления ответчику такой имущественной поддержки.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения встречного иска не имеется, арендная плата правомерно начислена по рыночной ставке, согласованной в дополнительном соглашении от 10.12.2015, с учетом коэффициента-дефлятора, применение которого не требует внесения изменений и дополнений в Договор.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами Арбитражного суда г. Москвы в силу следующих причин.
Согласно положениям Постановления N 800-ПП (в редакции постановления от 01.07.2016 г. N 386-П) с 1 января 2014 года имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год (с 01.01.2017 - 4500 руб.) предоставлялась субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
В случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
При этом, в п.2.1 указанного постановления предусмотрено, что ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Согласно п.5.1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 01 июля 2013 года N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением документов. Таким образом, субъекты малого предпринимательства вправе по своему усмотрению обратиться как в Департамент городского имущества города Москвы, так и в комиссию, при этом субъекты малого предпринимательства, осуществляющие бытовые услуги и не использующие труд инвалидов обязаны в срок до 01 декабря предоставить только договор аренды и обращение.
В соответствии с п.1.1 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП (в редакции постановления от 02 декабря 2016 года N 812-ПП) с 1 января 2017 года ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв. м в год установлена субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
В соответствии с последним абзацем пункта 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Согласно условиям п. 5 дополнительного соглашения от 10.12.2015 к Договору в случае принятия изменении ставки арендной платы стороны пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной в одностороннем порядке. В этом случае Департамент уведомлением извещает арендатора о том, что такое изменение произошло, с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы. Данное изменение считается согласованным сторонам и обязательным для них с даты, указанной в нормативном акте
Таким образом, признание за Обществом права на применение ставки арендной платы в размере 3.500 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС в период с 10.12.2015 по 31.12.2016 и в размере 4.500 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 в соответствии с положениями п.п.1.1, п.5 Постановления N 800-ПП, не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, так как действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта Правительства Москвы.
Доказательств несоответствия Общества критериям, указанным в п.1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, для предоставления льготной арендной ставки, ответчиком не представлено.
В соответствии с Постановлением N 800-ПП Обществу не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, так как данный субъект малого предпринимательства подпадает к критериям пункта Постановления и к нему не предъявляются дополнительные требования, установленные пунктом 2.1 Постановления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее.
Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление.
Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения из договора аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (статья 431 ГК РФ).
Между тем, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Условиями договора (в редакции дополнительного соглашения от 13.11.2015) стороны предусмотрели возможность изменения порядка начисления арендной платы в одностороннем порядке арендодателем в случае принятия решения Правительством Москвы о централизованном изменении ставки арендной платы.
Согласно п.1 ст.424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические а свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК РФ).
Пункт 2 ст.424 ГК РФ исключает возможность одностороннего изменения цены, установленной в договоре.
Кроме того, из приведенных норм Постановления N 800-ПП (в редакции, действовавшей с 20.10.2015 по 31.12.2016) и пунктов 2.1.1, 2.12, а также пунктов 5.1-5.2 раздела V (устанавливающих перечень документов, необходимых для представления в Межведомственную комиссию) Положения о Межведомственной комиссии позволяет сделать вывод о том, что обращение в данную комиссию для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы необходимо субъектам малого предпринимательства, осуществляющим один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 Постановления N 800-ПП, с представлением подтверждающих такую деятельность документов. Право на применение льготы, предусмотренной пунктом 1.1 в виде ставки 3500 руб. при аренде помещения до 300 кв.м ограничивается субъектным составом (субъект малого предпринимательства, сведения о котором включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе) и объектным (площадь до 300 кв.м).
При этом непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора, соответствующего приведенным критериям (использование объекта по целевому назначению, отсутствие задолженности по арендной плате, сдача в субаренду помещения с согласия арендодателя), возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечь оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого 10 использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4.500 руб. за кв.м в год: - субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом. Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка 11 предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с в соответствующий период, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3.500 руб. и 4500 руб. за 1 кв.м. в соответствующий период; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки.
Поскольку действующая редакция Постановления N 800-ПП не содержит требований о представлении в межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления субъекту, отвечающему требованиям п.п.1.1. Постановления N 800-ПП имущественной поддержки, а также принятие комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически.
При таких обстоятельствах, установленная условиями дополнительного соглашением от ставка арендной плат применению не подлежат как противоречащие п.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и нарушающие право Общества как субъекта малого предпринимательства на применение льготной ставки, установленной Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП.
Довод Департамента и Правительства Москвы о том, что льготная ставка в размере 4500 руб. за кв.м в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек, не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП.
Согласно названному пункту критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Более того, только постановлением Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-П "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП и от 1 июля 2013 г. N 424-ПП" внесены соответствующие изменения в пункты 1 и 1(1) Постановления N 800-ПП.
Кроме того, предлагаемый Департаментом подход не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, само по себе заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды. Поскольку по условиям договора аренды от 17.12.2003 и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП.
В том случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период не соответствовало критериям, установленным для применения льготной ставки (утратило статус субъекта малого предпринимательства, превысило лимит площади арендуемого объекта, нарушало условия договора аренды, использовало помещение не по назначению). 13 Судебная коллегия считает необходимым отметить, что применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, толкования содержания в совокупности норм Постановления N 800-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2016, и Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением N 424-ПП, а также буквального содержания Постановления N 800-ПП в редакции, вступившей в действие с 01.01.2017, разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.
При этом аналогичный правой подход содержится в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года по делу N 305-ЭС20-7258,от 23.10.2020 по делу N 305-ЭС20-4888.
Таким образом, Общество имеет право на применение льготной ставки арендной платы в размере 3.500 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС в период с 10.12.2015 по 31.12.2016 и в размере 4.500 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС в период с 01.01.2017 по 31.12.2019
Заключение дополнительного соглашения о продлении договора аренды не является обстоятельством, свидетельствующим об утрате арендатором права на имущественную поддержку субъекту малого предпринимательства.
Учитывая, что в спорный период арендатор вносила арендные платежи в объеме превышающим размер льготной ставки, то первоначальные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения, а верченый иск удовлетворению в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при вынесении обжалуемого решения Арбитражным судом г. Москвы были неправильно применены нормы материального права, и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене применительно к п. п.1, 3 ч.1 ст.270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2020 по делу N А40-39964/19 отменить в части удовлетворения требований первоначального иска и отказа в удовлетворении требований встречного иска.
В удовлетворении требований первоначального иска о взыскании с ООО "Ванта-РС" в пользу Департамента городского имущества города Москвы задолженность по арендной плате в размере 884181,15 руб. отказать.
Встречный иск удовлетворить.
Признать за ООО "ВАНТА-РС" право на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства, в виде предоставления льготной ставки арендной платы в период с 10.12.2015 г. по 31.12.2016 г. ставки арендной платы 3500 рублей за 1 кв.м. в год и в размере 4500 рублей за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения) находящегося в собственности г. Москвы от 25.07.2006 г. N 01-00863/06.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды от 25.07.2006 г. N 01-00863/06, начиная с 10.12.2015 г. исходя из ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м. в год, и с 01.01.2017 г. по 30.04.2019 г. исходя из ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м. в год.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) в пользу к ООО "Ванта-РС" (ИНН 7708712752, ОГРН 1107746063270) расходы по уплате государственной пошлины по встречному иску в размере 6000 (шесть тысяч) рублей и по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В остальной части оставить решение Арбитражного суда города Москвы без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39964/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "ВАНТА-РС"