г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А21-5170/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24958/2020) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2020 по делу N А21-5170/2020 (судья Юшкарев И.Ю.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство, административный орган) от 08.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 201/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 03.08.2020, вынесенным в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 20.08.2020.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ОАО "РЖД" направило апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Податель жалобы считает, что поскольку статус земельного участка установлен по цели его использования как полоса отвода железной дороги, то возникающие в связи с его использованием отношения должны регулироваться не общими, а специальными нормами, предусмотренными для данного вида правоотношений. Порядок режима использования полосы отвода определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог". По мнению подателя жалобы, согласно подпункту "е" пункта 3 критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта подлежат федеральному государственному экологическому надзору, осуществляемому на территории Калининградской области территориальным органом Росприроднадзора. Пполномочия по контролю за содержанием земельного участка полосы отвода железной дороги по вопросу наличия мусора возложены на Росприроднадзор, а не на Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.
От Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ведущим специалистом отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета муниципального контроля администрации городского округа "Город Калининград" в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол от 09.04.2020 N 251 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена абзацем вторым пункта 1 статьи 73 КоАП КО. В протоколе указано, что в период с 27.02.2020 по 11.03.2020 на территории земельного участка с кадастровым номером: 39:15:111603:109, расположенного по ул. наб.Правая, 10а образована свалка мусора, складированы твердые коммунальные и строительные отходы (стеклотара, автомобильные покрышки, строительный мусор, порубочные остатки), тем самым Обществом допущено нарушение требований пунктов 2.9, 3.6, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.6, 3.6.6.1, 3.6.6.4 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа "Город Калининград" от 20.05.2015 N 161.
Постановлением Министерства от 08.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 201/2020 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности, предусмотренной абзацем вторым пункта 1 статьи 73 КоАП КО с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.
Общество, не согласившись с данным постановлением, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 73 КоАП КО нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением городского Совета депутатов городского округа "Город Калининград" от 20.05.2015 N 161 утверждены Правила благоустройства территории городского округа "Город Калининград" (далее - Правила).
Согласно пункту 2.9 Правил уборка территорий - комплекс работ, связанных с регулярным сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, снега и льда с территорий открытого грунта, в том числе газонов, и территорий с твердым покрытием, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарноэпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3.6.1 Правил уборка городских территорий осуществляется ежедневно.
Согласно с пункту 3.6.2 Правил уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, осуществляются собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями.
Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе: - на основных территориях
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частного жилищного фонда (пункт 3.6.6.1 Правил);
- на территориях железнодорожных путей, переездов через них, зон отчуждения, различных железнодорожных сооружений и прилегающих к ним территориях, находящихся в пределах городской черты, - организации, в ведении которых они находятся (пункт 3.6.6.4. Правил).
Как установлено Министерством территория земельного участка с кадастровым номером: 39:15:111603:109 по ул. Правой набережной в г.Калининграде сильно захламлена бытовым, строительным и иным мусором, автомобильными покрышками и порубочными остатками, периодичность проведения работ по уборке не выполняется, что является нарушением пунктов 2.9, 3.6.1, 3.6.2 Правил. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 39:15:111603:109, расположенного по вышеуказанному адресу, является ОАО "РЖД", соответственно на Общество в силу пункта 3.6.6.4 Правил возложена обязанность по уборке указанного земельного участка.
На основании изложенного Министерство пришло к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем вторым пункта 1 статьи 73 КоАП КО.
Вместе с тем, административным органом и судом первой инстанции не учтено следующее:
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения)
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными АО "РЖД" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264.
В данном случае, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 39:15:111603:109 по ул. Правой набережной в г.Калининграде является полосой отвода железной дороги, предназначенной для осуществления дорожной деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 39:15:111603:109 входит в единое землепользование полосы отвода железной дороги кадастровый номер 39:15:000000:34, который был предоставлен ОАО "РЖД" по договору аренды от 16.02.2004 N 6-ФЗ; вид разрешенного использования данного земельного участка - под главный железнодорожный путь от Северного вокзала до ул. Портовой, данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. том 1 л.д. 13-14) и административным органом не опровергнуто.
Порядок режима использования полос отвода определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".
Согласно подпункту "е" пункта 3 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта подлежат федеральному государственному экологическому надзору, который на территории Калининградской области осуществляется территориальным органом Росприроднадзора. Полномочия по контролю за содержанием земельного участка полосы отвода железной дороги по вопросу наличия мусора возложены на Росприроднадзор, а не на Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Таким образом, поскольку статус земельного участка установлен по цели его использования как полоса отвода железной дороги, возникающие в связи с его использованием отношения должны регулироваться не общими, а специальными нормами, предусмотренными для данного вида отношений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами подателя жалобы о том, что положения Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа "Город Калининград" от 20.05.2015 N 161, в рассматриваемом случае не подлежат применению по отношению к Обществу и принадлежащему ему земельному участку, относящемуся к полосе отвода железной дороги.
Соответственно, оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной абзацем вторым пункта 1 статьи 73 КоАП КО, за нарушение требований пунктов 2.9, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.6.4 Правил не имелось.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 20.08.2020 подлежит отмене как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с неправильным применением норм материального права. Постановление Министерства от 08.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 201/2020 подлежит признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 августа 2020 по делу N А21-5170/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 08.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 201/2020 о привлечении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) к административной ответственности, предусмотренной абзацем вторым пункта 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5170/2020
Истец: Калининградская железная дорога, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ