4 декабря 2020 г. |
А39-198/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области и Правительства Пензенской области
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.09.2020
по делу N А39-198/2020,
принятое по заявлению администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконными решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 22.10.2019 N 13-ИВ/13246, решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01.11.2019 N ЕГ-10/37031,
без участия лиц,
и установил:
администрация Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества, Управление, уполномоченный орган) от 22.10.2019 N 13-ИВ/13246 и решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 01.11.2019 N ЕГ-10/37031 об отказе в передаче земельных участков с кадастровым номером 58:18:0941501:280 площадью 290 300 кв.м, с кадастровым номером 58:18:0941501:367 площадью 262 000 кв.м в собственность муниципального образования Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. Одновременно Администрация просила суд обязать уполномоченный орган устранить допущенное нарушение ее прав.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Пензенской области, Департамент государственного имущества Пензенской области, акционерное общество "ДОМ. РФ" (далее - АО "ДОМ. РФ").
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.09.2020 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемые решения МТУ Росимущества и Росимущества от 22.10.2019 N 13-ИВ/13246 и от 01.11.2019 N ЕГ-10/37031 признаны незаконными в части отказа в передаче земельного участка с кадастровым номером 58:18:0941501:280 в собственность муниципального образования Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. В целях восстановления нарушенного права суд обязал МТУ Росимущества принять решение о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области земельного участка с кадастровым номером 58:18:0941501:280 площадью 290300 кв.м, по адресу: Пензенская область Мокшанский район с. Рамзай, ул. Дачная, д.8. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и Правительство Пензенской области обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой отказано в удовлетворении требований, и принять по делу в этой части новый судебный акт.
В обоснование апелляционных жалоб заявители указывают на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, нарушение или неправильное применение норм материального права.
Администрация и Правительство Пензенской области настаивают на том, что материалы дела не доказывают, что земельный участок с кадастровым номером 58:18:0941501:367 площадью 262 000 кв.м относится к особо охраняемых природным территориям федерального значения.
Управление в отзыве на апелляционные жалобы указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части. Вместе с тем, уполномоченный орган ходатайствует о пересмотре судебного акта в апелляционном порядке в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Администрация и Управление ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
С учетом ходатайства Управления законность и обоснованность принятого судебного акта пересматривается судом апелляционной инстанции в полном объеме.
По делу установлено, что 30.08.2018 и 30.11.2018 глава Администрации обратился в МТУ Росимущества с заявлениями (исх.N 589, N 853) о передаче в порядке статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельных участков с кадастровым номером 58:18:0941501:280, площадь 290300 кв.м, с кадастровым номером 58:18:0941501:367, площадь 262000 кв.м, расположенных в границах Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области и находящихся в собственности Российской Федерации в муниципальную собственность Рамзайского сельсовета Мокшанского района.
МТУ Росимущества сообщило Администрации о направлении пакета документов для рассмотрения вопроса о передаче земельных участков в Росимущество.
10.10.2019 глава Администрации обратился в Росимущество и МТУ Росимущества с просьбой сообщить о решении по заявлениям.
МТУ Росимущества письмом N 13-ИВ/13246 от 22.10.2019 г. (вх.386 от 05.11.2019) и Росимущество письмом N ЕГ-10/37031 от 01.11.2019 (вх. N393 от 12.11.2019) сообщило заявителю об отказе в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 58:18:0941501:280, 58:18:0941501:367 в собственность муниципального образования Рамзайский сельсовета Мокшанского района Пензенской области, указав, на то, что в отношении данных участков межведомственным коллегиальным органом принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов РФ полномочий РФ по управлению и распоряжению земельными участками, в целях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развития жилищного строительства" (Протокол N11 от 29.08.2017).
Не согласившись с решениями МТУ Росимущества и Росимущества, считая их не соответствующими действующему земельному законодательству, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении настоящего спора Арбитражный суд Республики Мордовия руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.30, 39.31, 94 Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что МТУ Росимущества и Росимущество доказали законность и обоснованность оспариваемых решений в части.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В соответствии с приказом Росимущества от 16.12.2016 N 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 460 от 19.12.2016, МТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Таким образом, МТУ Росимущества является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Республики Мордовия и принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем доводы об отсутствии полномочий самостоятельно распоряжаться земельными участками площадью более десяти гектар, являются несостоятельными.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений по спорному вопросу, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Орган местного самоуправления правомерно обратился в МТУ Росимущества с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 58:18:0941501:367 и 58:18:0941501:280 в муниципальную собственность.
Испрашиваемые земельные участки расположены в границах сельского поселения Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, что следует из генерального плана Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, утвержденного решением Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 06.04.2012 N 295-97/5, размещенного на официальном сайте администрации Рамзайского сельсовета в разделе "Градостроительство", Правил землепользования и застройки Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, утвержденных решением Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 21.09.2018 N 366-153/6, размещены на официальном сайте администрации Рамзайского сельсовета в разделе "Правила землепользования и застройки территории Рамзайского сельсовета".
С учетом всего вышеизложенного, является несостоятельной, юридически неверной позиция Управления об отсутствии у него полномочий по принятию решения по заявления Администрации.
Статья 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации перечисляет случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса.
Пункт 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, когда не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации земельные участки.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.30. Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из писем МТУ Росимущества от 22.10.2019 N 13-ИВ/13246 и Росимущество от 01.11.2019 N ЕГ-10/37031 об отказе в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 58:18:0941501:280, 58:18:0941501:367 в собственность муниципального образования Рамзайский сельсовета Мокшанского района Пензенской области следует, что в отношении данных участков межведомственным коллегиальным органом принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов РФ полномочий РФ по управлению и распоряжению земельными участками, в целях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развития жилищного строительства" (протокол N11 от 29.08.2017).
Кроме того, письмом от 05.04.2019 N 4248-АА АО "ДОМ.РФ" сообщило Администрации, что передало полномочия по управлению и распоряжению данными участками органам государственной власти Пензенской области. Поскольку информация об отказе от реализации своих полномочий от данных органов не поступала, соответственно данные земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13 главы 5 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О содействии развитию жилищного строительства" предусмотрена передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности Российская Федерация на срок один год в целях жилищного строительства и полтора года в целях создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 настоящей части, или четыре года в целях предоставления земельных участков в соответствии с пунктами 7.3 - 7.5 настоящей части с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа.
Согласно материалам дела Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации в отношении спорных земельных участков, расположенных на территории Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, было принято решение (протокол N 11 от 29.08.2017) о передаче полномочий Правительству Пензенской области. Срок осуществления полномочий Правительством Пензенской области истек 29.08.2018.
Правительство Пензенской области направляло письма в адрес МТУ Росимущества от 20.05.2019 N 3-4-3845 и Росимущества от 23.05.2019 N 3-23-4073, а также АО "Дом РФ" от 31.01.2019 N 9-23-625 об окончании срока осуществления полномочий по управлению и распоряжению вышеуказанными земельными участками.
Письмом от 23.04.2020 N 5808-ДФ АО "Дом РФ" предложило Правительству Пензенской области рассмотреть возможность повторной передачи полномочий Российской Федерации в отношении испрашиваемых земельных участков для комплексного освоения территории, в том числе жилищного строительства.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив собранные по делу доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что приведенные в оспариваемых решениях основания для отказа в передаче испрашиваемых земельных участков в собственность муниципального образования Рамзайский сельсовета Мокшанского района Пензенской области не нашли своего подтверждения, следовательно, такие решения уполномоченных органов нельзя признать законными и обоснованными.
Вместе с тем, в процессе производства по делу суд установил наличие иных оснований для отказа в передаче в муниципальную собственность одного из испрашиваемых земельных участков.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Из части 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения (пункт 2 части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее- ВК РФ) установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 8 ВК РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1 ВК РФ).
Неотъемлемой частью охраняемого водного объекта являются береговая полоса и водоохранная зона, связанные с ним территориально и функционально, составляющие с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования береговой полосы и водоохранной зоны в особо установленных режимах.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, генерального плана территории Рамзайского сельсовета земельный участок с кадастровым номером 58:18:0941501:367 находится в границах водоохранной зоны реки Пензятка.
Как следует из ответа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 08.09.2020 N 16-3-4/5190 на запрос арбитражного суда, земельный участок с кадастровым номером 58:18:0941501:367 частично попадает в водоохранную зону реки Пензятка.
Предоставленные Министерством сведения Администрацией не опровергнуты.
На основании части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При этих обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу требований части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации основания для передачи земельного участка с кадастровым номером 58:18:0941501:367 из федеральной в муниципальную собственность отсутствуют, поскольку он относится к землям природоохранного назначения.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявителю правомерно отказано в передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 58:18:0941501:367.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно удовлетворил заявленные Администрацией требования в части и признал незаконными решения МТУ Росимущества и Росимущества в части отказа в передаче земельного участка с кадастровым номером 58:18:0941501:280 в собственность муниципального образования Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. Основания для удовлетворения остальной части заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционные жалобы Администрации и Правительства Пензенской области признаются не подлежащими удовлетворению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционных жалобах аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.09.2020 по делу N А39-198/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.07.2020 по делу N А39-198/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области и Правительства Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-198/2020
Истец: Администрация Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: АО ДОМ.РФ, Арбитражный суд Пензенской области, Департамент гос. имущества Пензенской обл., Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, Отдел водных ресурсов по Пензенской области, Первый арбитражный апелляционный суд, Правительство Пензенской обл., Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство водных ресурсов Верхне-Волжское бассейновое водное управление