г. Вологда |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А05-1867/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мезенцевой Марины Николаевны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 августа 2020 года по делу N А05-1867/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мезенцевой Марине Николаевне (ОГРН 315290400004171, ИНН 291400912790; адрес: 165430, Архангельская область, село Красноборск; далее - Глава КФХ) о взыскании 1 478 398 руб. 09 коп. в возврат средств субсидии, предоставленной на основании соглашения от 11.05.2016 N 01-35/252, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, предпринимателя Трофимова Романа Анатольевича.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.08.2020 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Истец и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по итогам конкурса, проведенного в соответствии с Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Положение), утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп, и на основании распоряжения министерства от 10.05.2016 N 195-р истец и ответчик заключили соглашение N 01-35/252 о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 11.05.2016 (далее - Соглашение).
Согласно пунктам 1.1 - 1.4 Соглашения министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 478 398,09 руб. путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а ответчик, в свою очередь, принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными Положением и Соглашением.
Проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства Глава КФХ реализует в сроки, установленные Положением и планом расходов гранта (приложение 1 к Соглашению), являющимся неотъемлемой частью этого Соглашения, грант используется исключительно в соответствии с планом расходов гранта. Грант предоставляется из областного бюджета на безвозмездной основе на условиях долевого финансирования в соответствии с планом расходов грана и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Положением и этим Соглашением.
В соответствии с подпунктами 2.3.1 - 2.3.10 пункта 2.2 Соглашения Глава КФХ принял на себя обязательства: реализовать проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства и использовать грант в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленными Соглашением и планом расходов гранта; выполнить условия Положения и Соглашения; в течение срока действия Соглашения постоянно проживать в муниципальном образовании Архангельской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, которое является единственным местом его трудоустройства; использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на его расчетный счет; оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов; создать не позднее 18 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет 3 постоянных рабочих места, что должно подтверждаться в целевом отчете по расходованию средств гранта и ежеквартальном отчете по истечении указанного срока; быть зарегистрированным в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 лет со дня заключения Соглашения; зарегистрировать право собственности на имущество, приобретаемое за счет средств гранта в соответствии с планом расходов; использовать все приобретения за счет средств гранта исключительно в деятельности своего КФХ, на развитие и деятельность КФХ и только с целью получения дохода от деятельности КФХ; не осуществлять в течение 10 лет со дня поступления гранта на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущества, приобретаемого с использованием средств гранта.
В соответствии с подпунктами 2.3.11 - 2.3.15 пункта 2.2 Соглашения Глава КФХ принял на себя обязательства: в случае, предусмотренном пунктом 2.2.1 Соглашения, обеспечить беспрепятственный доступ представителей министерства и органов государственного финансового контроля Архангельской области к имуществу, приобретенному за счет средств гранта и используемому в сельскохозяйственном производстве, давать объяснения, отчеты и документы, касающиеся приобретения, пользования и распоряжения имуществом, включенным в план расходов, исполнять предписания, вынесенные по результатам проверок; согласен на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта и выполнения запрета приобретения за счет средств гранта иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления гранта иных операций, согласен не препятствовать Министерству и органам государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта, дает согласие на передачу и обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации; перечисленные средства гранта расходовать исключительно по направлениям расходования средств, указанных в плане расходов гранта, и только путем безналичного перечисления средств на расчетные счета контрагентов; для подтверждения целевого использования средств гранта в течение 20 рабочих дней со дня использования средств гранта по каждому наименованию в соответствии с планом расходов представлять в Министерство фотоотчет и сброшюрованный отчет с приложением копий документов, заверенных получателем гранта в установленном федеральным законом порядке, по перечню, установленному Министерством; в течение 5 лет с момента получения гранта ежеквартально в рамках календарного года представлять в Министерство отчет о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в целях создания и развития КФХ не позднее 10 числа месяца (не позднее 10 апреля, 10 июля, 10 октября, 10 января), следующего за отчетным кварталом в соответствии с установленными Министерством формам; в случае наступления событий, указанных в подпункте 2.2.2 Соглашения, в течение 10 рабочих дней возвратить в полном объеме полученные средства гранта путем перечисления денежных средств на расчетные счета, указанные в уведомлении Министерства.
Согласно пункту 4.1 Соглашения в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения предусмотренных соглашением обязательств стороны несут ответственность соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашением.
В соответствии с приведенным в приложении 1 к Соглашению Планом расходов крестьянского (фермерского) хозяйства Мезенцовой Марины Николаевны в муниципальном образовании "Красноборский муниципальный район" гранта на развитие КФХ по направлению: организация тепличного хозяйства по круглогодичному выращиваю овощей и зелени (овощеводство) (далее - План) целями использования гранта являлись:
1) Строительство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию, в том числе:
1.1. Строительство теплиц размером 18 х 6 м в количестве 4 штук общей стоимостью 1 463 598,09 руб. (365 899,52 руб. х 4), из них средства гранта -1 312 078,09 руб., собственные средства - 151 520,00 руб.,
2) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (4 наименования), в том числе:
2.1. котел длительного горения в количестве 2 штуки общей стоимостью 120 000 руб. (60 000 руб. х 2), из них: средства гранта - 108 000,00 руб., собственные средства -12 000,00 руб.,
2.2. емкость для воды 1 куб.м. в количестве 5 штук общей стоимостью 30 000,00 руб. (6000,00 руб. х 5), из них: средства гранта - 27 000,00 руб., собственные средства - 3000,00 руб.,
2.3. минераловатные маты в количестве 204 штуки общей стоимостью 20 400,00 руб. (100,00 руб. х 204), из них: средства гранта - 18 360,00 руб., собственные средства - 2040,00 руб.,
2.4. кубики для сеянцев в количестве 600 штук общей стоимостью 14 400,00 руб. (24,00 руб. х 600), из них: средства гранта - 12 960,00 руб., собственные средства - 1440,00 руб.
Соглашение вступает в силу с даты его заключения и действует в течение 5 лет до полного исполнения сторонами принятых по нему обязательств либо до его расторжения (пункт 3.1 Соглашения).
Предусмотренный указанным соглашением грант в размере 1 478 398,09 руб. перечислен Главе КФХ платежными поручениями от 12.05.2016 N 277354 и 271600.
Министерством на основании распоряжения от 25.09.2018 N 285-р проведена плановая выездная проверка КФХ Мезенцевой М.Н. на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления, получения, расходования и использования средств гранта на создание и развитие КФХ. Поверка проведена в присутствии ответчика, извещенного о времени и месте ее проведения.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения порядка использования гранта: грант на момент проверки в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленные Соглашением и Планом, не использован в полном объеме; постоянные рабочие места не созданы; документы для подтверждения целевого использования средств гранта в соответствии с планом расходов (позиция 2) в Министерство не представлены.
Результаты проверки отражены в акте от 22.10.2018 N 57.
Выявленные в ходе проверки нарушения целей и условий предоставления гранта послужили основанием для направления министерством в адрес Главы КФХ требования от 25.06.2019 N 205-01/3080 о возврате 1 009 267,09 руб. средств гранта течение 30 рабочих дней со дня его предъявления.
Поскольку требование не было исполнено, истец обратился арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 1 009 267,09 руб. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец увеличил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика всю сумму гранта в связи с нарушением условий, целей и порядка предоставления гранта.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта (пункт 7 статьи 78 БК РФ).
Статьями 28 и 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2020 годы.
Постановлением Правительства Архангельской области от 07.04.2016 N 111-пп постановление Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп дополнено Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Согласно пункту 3 Положения гранты выделяются на создание и развитие на территории сельских поселений и межселенных территориях Архангельской области крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - хозяйство), включая: приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию; подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с пунктом 35 Положения, пунктом 4.4 Соглашения, в случае нарушения условий, порядка и целей предоставления грантов их получателями, а также условий соглашений, средства грантов подлежат возврату в областной бюджет.
Согласно Плану целями использования гранта являлись:
- приобретение материалов для строительства теплиц размером 18 х 6 м в количестве 4 штук общей стоимостью 1 463 598,09 руб. (365 899,52 руб. х 4), из них средства гранта - 1 312 078,09 руб., собственные средства - 151 520,00 руб.,
- приобретение следующего имущества:
1. котел длительного горения в количестве 2 штуки общей стоимостью 120 000 руб. (60 000 руб. х 2), из них: средства гранта - 108 000,00 руб., собственные средства -12 000,00 руб.,
2. емкости для воды 1 куб.м. в количестве 5 штук общей стоимостью 30 000,00 руб. (6000,00 руб. х 5), из них: средства гранта - 27 000,00 руб., собственные средства - 3000,00 руб.,
2.3. минераловатные маты в количестве 204 штуки общей стоимостью 20 400,00 руб. (100,00 руб. х 204), из них: средства гранта - 18 360,00 руб., собственные средства - 2040,00 руб.,
2.4. кубики для сеянцев в количестве 600 штук общей стоимостью 14 400,00 руб. (24,00 руб. х 600), из них: средства гранта - 12 960,00 руб., собственные средства - 1440,00 руб.
Планируемый срок расходования средств гранта согласно Плану - июнь 2016 года.
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения грант подлежал использованию в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет предпринимателя. Средства были перечислены министерством 12.05.2016, соответственно, грант подлежал использованию до 12.11.2017.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчик в подтверждение расходования средств гранта представил в материалы дела копии следующих документов: выписка операций по лицевому счету, платежные поручения от 16.08.2016 N 4, от 01.08.2016 N 3, от 18.09.2016 N 6, от 13.04.2016 N 1, от 06.06.2016 N 2, от 07.09.2016 N 5, от 27.10.2016 N 7, от 27.10.2016 N 8, счета от 01.03.2016 N 536, счета от 30.07.2016 N 564, расходная накладная N 517 от 10.08.2016, договоры розничной купли-продажи от 16.09.2016, 10.04.2016, УПД от 16.09.2016 N 162, от 13.04.2016 N 65, от 03.06.2016 N 106, от 31.08.2016 N 142, от 26.10.2016 N 194, от 26.10.2016 N 195, договор подряда от 01.04.2016. Общая сумма расходов предпринимателя по расчету ответчика составила 1 626 157,20 руб.
Между тем относительно договора подряда от 01.04.2016 и платежного поручения от 16.08.2016 N 4, представленных ответчиком в обоснование расходования средств гранта, судом установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.02.2019 по делу N А05-13703/2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2019, постановлением кассационного суда от 05.12.2019, с предпринимателя Трофимова Р.А. в пользу Главы КФХ Мезенцевой М.Н. взыскано 500 000 руб. неосновательного обогащения, 19 092,46 руб. процентов, а также проценты на будущий период, судебные расходы.
Как установлено вступившим в законную силу судебным актом денежные средства в размере 500 000 руб. перечислены Мезенцевой М.Н. Трофимову Р.А. платежным поручением от 16.08.2016 N 4.
Суд первой инстанции по делу N А05-13703/2018 пришел к выводу о том, что, поскольку документов, подтверждающих наличие между Мезенцевой М.Н. и Трофимовым Р.А. договорных или иных отношений, в материалы дела не представлено, между сторонами велись переговоры о ведении совместной деятельности, однако договор между сторонами не заключен, условия договора подряда стороны не согласовали, работы по заданию Главы КФХ Трофимов Р.А. не выполнял и другого встречного исполнения не предоставил, последний получил денежные средства в размере 500 000 руб., перечисленные платежным поручением от 16.08.2016 N 4, без договорных или иных законных оснований, неосновательное обогащение подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
В постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 по делу N А05-13703/2018 установлено, что между сторонами сложились конфликтные отношения, возникшие в результате совместной деятельности по выращиванию в теплицах овощей и их реализации, а также эксплуатации теплиц, принадлежащих как истцу, так и ответчику. При этом данная совместная деятельность документально не оформлялась, в том числе по строительству теплиц истца. Со слов Мезенцевой М.Н. теплица, о строительстве которой заявил Трофимов Р.А., построена ею своими силами при оказании некой помощи третьих лиц без документального оформления. Со слов Трофимова Р.А, теплица построена непосредственно им по заказу Мезенцевой М.Н. Спор о принадлежности теплицы не заявлен...".
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А05-13703/2018 опровергается довод ответчика о расходовании средств гранта в размере 500 000 руб. на оплату работ Трофимова Р.А. по договору подряда от 01.04.2016.
Относительно оставшейся суммы, которая, по мнению ответчика, подтверждает расходование средств гранта судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не опровергнуто, что часть расходов (168 000 руб.) произведена до заключения Соглашения и перечисления средств гранта ответчику. Оснований для принятия такой суммы в качестве обоснования расходования средств гранта не имеется.
Кроме того, в соответствии с представленными УПД часть расходов произведена ответчиком на цели, не соответствующие Плану: по УПД от 31.08.2016 N 142 позиции 34, 1, 11, 29; по УПД от 26.10.2016 N 195 позиции 3, 5, 6, 11, 16, 39; по УПД от 03.06.2016 N 106 позиции 33, 35, 36, 39, 40, 49, 54, 57, 74; по УПД от 26.10.2016 N 194 позиции 10, 12, 13, 19.
Таким образом, оснований для принятия сумм, израсходованных не в соответствии с целями предоставления средств гранта, не имеется.
Кроме того, из акта проверки министерства от 22.10.2018 N 57 следует, что на момент проверки 18.10.2018 теплицы не функционируют (нарушена кровля), на объекте отсутствует котел длительного горения и освещение теплиц (фитолампы, светильники), что подателем жалобы не оспаривается.
Со слов ответчика крыши в теплицах обрушились еще зимой 2017-2018. Теплицы не были восстановлены. Таким образом, Главой КФХ на момент проверки деятельность не велась, рабочие места не были созданы.
Кроме того, из искового заявления Мезенцевой М.Н. в деле N А05-14181/2018 следует, что приобретенный 16.09.2016 у Трофимова Р.А. котел длительного горения был установлен в теплице Трофимова Р.А., находящейся на соседнем земельном участке, и использовался для ее обогрева. Из искового заявления Мезенцевой М.Н. в деле N А05-14181/2018 следует, что отопление в ее теплицах не было смонтировано.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что предпринимателем в установленный Соглашением срок не был реализован проект организации тепличного хозяйства по круглогодичному выращиванию овощей и зелени. Иными словами, условия предоставления средств гранта не были выполнены.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции на основании определения суда от 17.07.2020 сотрудниками министерства в присутствии Главы КФХ 28.07.2020 произведен осмотр территории по адресу: Архангельская область, с. Красноборск, ул.Двинская, д.41. В ходе осмотра установлен демонтаж теплиц. На момент осмотра на земельном участке находятся только фундаменты от теплиц.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о том, что им в настоящий момент организована деятельность по выращиванию овощей в теплицах по адресу: Архангельская область, с. Красноборск, ул.Кичайкинская, д. 48. В ходе проведенного министерством с участием ответчика осмотра по указанному адресу действительно обнаружены 2 теплицы, одна из которых была приобретена Мезенцевой М.Н. по договору купли-продажи от 13.09.2019 N ВОЛ007371 за пределами срока реализации гранта. На представленных министерством фотографиях видно, что теплица не используется по назначению. Доказательств использования второй теплицы в деятельности по выращиванию овощей (зелени) в материалы дела не представлено.
Представленные в материалы дела договор купли-продажи транспортного средства от 30.05.2019 N 000014040, накладная на приобретение термостата и тепловентилятора также правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку не являются доказательствами расходования средств гранта в связи с тем, что расходование средств гранта на указанные цели не предусмотрено Планом и расходы произведены за пределами срока использования средств гранта.
Также судом правомерно отклонена ссылка заявителя на неправомерные действия третьего лица, поскольку деятельность главы крестьянского (фермерского) хозяйства является предпринимательской, осуществляемой на свой риск, а в данном случае, ответчик, самостоятельно совершая определенные действия (подача заявки на предоставление субсидии, заключение Соглашения, его исполнение/неисполнение) обязан был предполагать возможные последствия своих действий, и нести риски, в том числе, негативные при осуществлении предпринимательской деятельности. Основанием для освобождения ответчика от применения мер ответственности, могут быть обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению соответствующих обязательств. Таких обстоятельств не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к обоснованному выводу о том, что Главой КФХ были нарушены условия и цели предоставления средств гранта, в связи с чем средства гранта подлежат возврату в заявленном размере.
Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 августа 2020 года по делу N А05-1867/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мезенцевой Марины Николаевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1867/2020
Истец: министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мезенцева Марина Николаевна
Третье лицо: ИП Трофимов Роман Анатольевич