город Томск |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А03-20707/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мизиной Е. Б. в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Мастер" (N 07АП-6221/2020) на решение от 15.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20707/2019 (судья Куличкова Л.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Мастер" (г.Барнаул, ул. Маяковского, 27, ОГРН 1062224000618, ИНН 2224098980) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула, ул. Профинтерна, 48 А, ИНН 2224091400, ОГРН 1042202195122) о признании недействительным требования N 34404 по состоянию на 19.11.2019, признании действий незаконными.
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Глумова Е. Е. по дов. от 08.04.2020
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Мастер" (далее - заявитель, ООО "Строй-Мастер", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - Инспекция, налоговый орган) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 19.11.2019.
Решением от 15.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что требование не содержит данных об основаниях взимания пени, периоде начислений и налоговой базе; решение Инспекции N РА-15-10 не могло быть исполнено в период с 2012 по 2019 годы; оспариваемое требование направлено с нарушением сроков.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу.
На основании статьи 158 АПК РФ по ходатайствам общества рассмотрение дела было отложено на 05.11.2020, на 07.12.2020.
При рассмотрении дела в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда в связи с отпуском судьи Павлюк Т. В., сформирован состав суда: председательствующий Кривошеина С. В., судьи Логачев К. Д. и Хайкина С. Н.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ООО "Строй-Мастер".
Представитель Инспекции в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 08.12.2011 по 28.04.2012 в отношении ООО "Строй-Мастер" (включая обособленные подразделение: Романовский участок ООО "Строй-Мастер", Петропавловский участок ООО "Строй-Мастер", Шелаболихинский участок ООО "Строй-Мастер", Алейский участок ООО "Строй-Мастер", Хабаровский участок ООО "Строй-Мастер") Инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
По результатам проверки обществу доначислен налог на добавленную стоимость (далее -НДС) в сумме 2 560 663 руб. и налог на прибыль в размере 2 032 533 руб., также установлено неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 891 655 руб.
28.06.2012 Инспекцией принято решение от 28.06.2018 N РА-15-10, согласно которому ООО "Строй-Мастер" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 1 034 818 руб., предусмотренной пунктом 1 статьи 123 Кодекса, в виде штрафа в размере 435 054, начислены пени в размере 1 124 137 руб., дополнительно начислены НДС в размере 2 560 663 руб., налог на прибыль организаций в размере 2 878 576 руб., НДФЛ - в размере 360 180 руб., уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в размере 6 751 руб.
Решением Управления от 15.08.2012 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
22.08.2012 на основании решения Инспекции обществу направлено требование от N 1382 об уплате налогов в общей сумме 5 812 437 руб., пени в общей сумме 1118 536 руб., штрафа в общей сумме 1 469 872 руб., в котором предложено числящуюся за ООО "Строй-Мастер" задолженность уплатить в срок 11.09.2012.
Определением Арбитражного суда Алтайского края о принятии обеспечительных мер от 06.09.2012 по делу N А03-13138/2012 действие решения Инспекции от 28.06.2012 N РА-15-10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приостановлено до вступления судебного акта в законную силу, в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия требования от 22.08.2012 N 1382 об уплате налога отказано, так как законность и обоснованность его обществом в рамках дела N А03-13138/2012 не оспорено.
Решением Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13138/2012 требования ООО "Строй-Мастер" признано недействительным решение Инспекции N РА-15-10 от 28.06.2012 в части назначенного штрафа по статьям 122,123 НК РФ, в общей сумме 1 224 895,33 руб., в остальной части в удовлетворении требований отказано; судом указано, что обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Алтайского края от 06.09.2012, отменяются после вступления в законную силу решения суда по делу N А03 -13138/2012.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 по делу N А03-13138/2012 решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.07.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.07.2019 вступило в законную силу 07.11.2019 в связи с принятием постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда.
Обществом по итогам рассмотрения в двух судебных инстанциях дела N А03-13138/2012 обязанность по уплате соответствующих начислений по налогам, пеням и части уменьшенного штрафа не исполнена.
В связи с неисполнением требования от 22.08.2012 N 1382 об уплате налога, пени, штрафа в установленный срок (11.09.2012), с учетом окончания периода действия принятых судом обеспечительных мер с 06.09.2012 по 07.11.2019, налоговым органом в соответствии со статьей 46 НК РФ принято решение от 07.11.2019 N 2500 о взыскании налога, пени, штрафа в сумме 7 175 283,67 (в том числе налогов - 5 806 170 руб., пеней - 1
124 137 руб., штрафов - 244 976,67 руб.).
15.11.2019 по решению от 07.11.2019 N 2500 задолженность по налогам, пени, штрафам, начисленным по итогам выездной проверки (по решению от 28.06.2012 N РА-15-10) взыскана с расчетного счета ООО "Строй-Мастер" в полном размере.
Решение Инспекции от 07.11.2019 N 2500 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках оспорено ООО "Строй-Мастер" в УФНС России по Алтайскому краю, решением которого от 13.12.2019 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Налоговым органом начислены пени в отношении задолженности по итогам рассмотрения дела N А03-13138/2012 и одновременной отмены обеспечительных мер на решение от 28.06.2012 N РА-15-10 и в адрес ООО "Строй-Мастер" направлено требование от 19.11.2019 N 34404 об уплате в срок до 17.12.2019 пени по налогам в общей сумме 4 154 446,75 руб., в том числе:
* пени по НДС в общей сумме 1 960 541,56 руб. (1 958 779,98 (строка 1) + 1 761,58 (строка 2)),
* пени по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет в общей сумме 239 338,46 руб. (239 274,39 (строка 3) + 64,07 (строка 4)),
* пени по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ в общей сумме 1 951 774,29 руб. (46570,32 (строка 5) + 1904840,88 (строка 6) + 363,09 (строка 7)),
- пени по НДФЛ в размере 2 792,44 руб.
Исходя из представленных материалов, начисления по пеням, включенным в требование N 34404, сформированы из нескольких составляющих и соответствуют определенным начислениям по видам налогов, налоговым периодам и налоговым проверкам:
1. Сумма пени по НДС 1 958 779,98 руб., отраженная в строке 1 требования N 34404 состоит из сумм:
- пени в размере 1 953 466,90 руб., начисленной за период с 29.06.2012 по 14.11.2019 на недоимку по НДС согласно решению от 28.06.2012 N РА-15-10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
- пени в размере 5 313,08 руб., начисленной согласно декларации по НДС за 2 квартал 2019 года.
2. Сумма пени по НДС в размере 1 761,58 руб., отраженная в строке 2 требования N 34404, начислена согласно первичной декларации по НДС за 3 квартал 2019 года за период с 11.11.2019 по 18.11.2019 на недоимку в размере 914 036 руб. по сроку уплаты 25.10.2019.
3. Сумма пени по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет 239 274,39 руб., отраженная в строке 3 требования N 34404, начислена за период с 29.06.2012 по 14.11.2019 на недоимку по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет по решению от 28.06.2012 N РА-15-10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
4. Сумма пени 64,07 руб. по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет, отраженная в строке 4 требования N 34404, начислена согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2019 года за период с
11.11.2019 по 18.11.2019.
5. Пени на общую сумму 1 951 411,2 по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ, отраженная в строке 5, строке 6 (46 570,32 руб.+ 1 904 840,88) требования N 34404, начислена за период с 29.06.2012 по 14.11.2019 на недоимку по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ по решению от 28.06.2012 N РА-15-10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
6. Пени в размере 363,09 руб. по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ, отраженная в строке 7 требования N 34404, начислена согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2019 года за период с 11.11.2019 по 18.11.2019.
7. Сумма пени по НДФЛ в размере 2 792,44 руб., отраженная в строке 8 требования N 34404, состоит из:
* пени 2 599,73 руб., начисленной за период с 21.08.2019 по 17.10.2019 на недоимку по НДФЛ в размере 360 180 руб., доначисленного по решению от 28.06.2012 N РА-15-10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
* пени 192,71 руб., начисленной за период с 31.07.2019 по 18.10.2019 на недоимку в размере 200 000 руб. по расчету 6-НДФЛ за 9 месяцев 2019 года по сроку уплаты 30.07.2019.
Требование Инспекции от 19.11.2019 N 34404 оспорено в УФНС России по Алтайскому краю, решением которого от 14.02.2020 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
В связи с указанными обстоятельствами общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из наличия у налогового органа правовых оснований для направления оспариваемого требования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации установлена процедура взыскания с налогоплательщика налогов, пени, штрафа, в том числе по результатам налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Частью 3 статьи 199 АПК РФ предусмотрена возможность арбитражного суда по ходатайству заявителя приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.
Основанием для формирования Инспекцией требования N 34404 по состоянию на 19.11.2019 явилось вступление в силу судебных актов первой и апелляционной инстанций по делу N А03-13138/2012 и отменой обеспечительных мер в отношении налогов, начисленных по итогам выездной проверки, в котором начислены пени за период приостановки действия права налогового органа на взыскание задолженности.
Соглашаясь с позицией налогового органа о правомерности начисления пени за указанный период, суд первой инстанции правомерно принял во внимание положения статьи 75 НК РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П, по смыслу которых налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; пеня - компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в связи со следующими причинами: принятия налоговым органом решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика; принятия судом обеспечительных мер в виде:
1) приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке,
2) наложения ареста на денежные средства,
3) наложения ареста на имущество налогоплательщика.
Из указанной нормы следует, что в этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Таким образом, как правильно указал суд, пени не начисляются в том случае, если применение к должнику указанных обеспечительных мер препятствует ему самостоятельно и своевременно погасить имеющуюся у него недоимку. Основанием для приостановления начисления пеней является наличие причинно-следственной связи между приостановлением операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика и невозможностью погасить недоимку, то есть имущество арестовано и именно поэтому налогоплательщик не может погасить недоимку.
Приостановление действия решения налогового органа от 28.06.2012 N РА-15-10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до рассмотрения по существу арбитражного дела N А03-13138/2012 и вступления судебного акта по указанному делу в законную силу, не влечет автоматического приостановления начисления пени. В связи с окончанием приостановления и снятия обеспечительных мер по принудительному взысканию недоимки приостановленные ранее к взысканию суммы задолженности восстанавливаются, тем самым возобновляется право на их взыскание.
В данном случае производится и восстановление права на начисление пени за весь период, за который пени не начислялись на суммы налогов, доначисленных по решению от 28.06.2012 N РА-15-10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Обеспечительные меры наложены судом первой инстанции по делу N А03-13138/2012 по заявлению самого налогоплательщика с целью предотвращения реализации налоговым органом мер взыскания начисленных сумм по налогам, пеням и штрафам, при этом обществу не запрещено было в течение судебного разбирательства исполнить обязанность по уплате начислений по итогам выездной проверки в полном объеме либо частично.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом обоснованно начислены пени в отношении задолженности по итогам рассмотрения дела N А03-13138/2012 и одновременной отмены обеспечительных мер на решение от 28.06.2012 N РА-15-10.
Из материалов дела суд усмотрел, что начисления по пеням, включенным в требование N 34404, сформированы из нескольких составляющих и соответствуют определенным начислениям по видам налогов, налоговым периодам и налоговым проверкам (в том числе в него включены пени, начисленные и на иные суммы неисполненной задолженности налогоплательщиком); по размеру начисленных сумм пени возражений общество не представило.
Ссылка общества на то, что оспариваемое требование направлено с нарушением установленных законом сроков (требование налогового органа должно быть направлено не позднее 06.08.2012), является необоснованной.
Как указано выше, в связи с неисполнением требования от 22.08.2012 N 1382 об уплате налога, пени, штрафа в установленный срок (11.09.2012), с учетом окончания периода действия принятых судом обеспечительных мер с 06.09.2012 по 07.11.2019, налоговым органом в соответствии со статьей 46 НК РФ принято решение от 07.11.2019 N 2500 о взыскании налога, пени, штрафа в сумме 7 175 283, оставленное УФНС России по Алтайскому краю, без изменения, в связи с чем и направлено требование от 19.11.2019 N 34404.
Довод общества о неотражении в требовании данных об основаниях взимания пени, периоде начислений и налоговой базе, правомерно не принят судом, учитывая, что форма требования N 34404 соответствует установленным нормам статьи 69 НК РФ, Приложению N 2 к Приказу ФНС России ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ (ред. от 19.03.2019) "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам". Форма требования об уплате налога для организации и индивидуальных предпринимателей не должна содержать информацию о налоговом периоде (Верховный Суд отказался признать частично недействующим приложение N 2 к приказу ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@). Требование об уплате налога, пени, штрафа может быть признано недействительным, в случае, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, пени и штрафа, или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными (пункт 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79). Таких обстоятельств судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесения обжалуемого решения нарушений норм материального и процессуального права не допущено, обстоятельства дела исследованы в полном объеме.
В связи с изложенным оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина подлежит возврату (статьи 104, 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20707/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Мастер"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью ""Строй-Мастер" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.07.2020 N 5715.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20707/2019
Истец: ООО "Строй-Мастер"
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула.