г. Чита |
|
07 декабря 2020 г. |
дело N А19-6607/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Макском" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2020 года по делу N А19-6607/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Макском" (ОГРН 1063812069650, ИНН 3812090927; 664074, Иркутская область, город Иркутск, улица Лермонтова, дом 81 корпус 6, офис 1-5) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877; 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Поленова, дом 18а) о признании незаконным и отмене решения от 11.03.2020 N 245/20,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Макском" (далее - заявитель, ООО "УК "Макском" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также - Служба Госжилнадзора или Служба) о признании незаконным решения от 11.03.2020 N 245/20 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2020 года по настоящему делу N А19-6607/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Макском" обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 25 ноября 2020 года был объявлен перерыв до 10 часов 15 минут 27 ноября 2020 года, а в судебном заседании 27 ноября 2020 года - до 17 часов 25 минут 30 ноября 2020 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02.03.2020 ООО "УК "Макском" обратилось в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Иркутской области сведений о многоквартирном доме N 81/9 по ул. Лермонтова г. Иркутска.
Службой проведена проверка заявления и документов, представленных ООО "УК "Макском", на предмет соблюдения условий, установленных Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), по результатам которой вынесено решение от 11.03.2020 N 245/20 об отказе обществу во внесении изменений в реестр лицензий.
Заявитель, не согласившись с указанным решением Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, а также полагая, что оно не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, а именно: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий); реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
В соответствии с частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 4 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи в порядке и сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "УК "Макском" на основании лицензии от 28.04.2015 N 000099 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (далее также - МКД).
ООО "УК "Макском" с 2009 года осуществляет управление многоквартирным домом N 81/9 по ул. Лермонтова г. Иркутска на основании решения общего собрания собственников помещений названного МКД, оформленного протоколом общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 81/9, проведенного в форме заочного голосования, от 31.01.2009 N 1, и договора управления многоквартирным домом от 02.02.2009 N 01-Л 81/9.
Согласно протоколу от 31.01.2009 N 1 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 81/9 по ул. Лермонтова г. Иркутска принято решение:
- о выборе способа управления МКД через управление управляющей организацией;
- о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Макском";
- об утверждении проекта договора, заключаемого между собственниками и управляющей организацией ООО "УК "Макском".
В Службу 02.03.2020 поступило заявление ООО "УК "Макском" о внесении сведений в реестр лицензий с приложением копии протокола общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 81/9, проведенного в форме заочного голосования, от 31.01.2009 N 1 и договора управления от 02.02.2009 N 01-Л 81/9.
По результатам проверки представленных обществом заявления и документов Службой отказано во внесении изменений в реестр лицензий на основании подпункта "в" пункта 3, подпунктов "г", "е" пункта 5 Порядка N 938/пр.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции поддержал вывод Службы, что граждане, указанные в соответствующих решениях, как собственники помещений МКД N 81/9 по ул. Лермонтова г. Иркутска, таковыми не являлись, в связи с чем, не могли принимать в участия в голосовании.
Из общего числа голосов, которыми обладают собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие участие в голосовании, следует исключить 1 521 голос, что в свою очередь не позволяет сделать вывод об участии в собрании собственников, обладающих более чем 50 % голосов от общего количества.
Кворум при проведении общего собрания многоквартирного дома N 81/9 по ул. Лермонтова г. Иркутска, итоги которого подведены 31.01.2009, отсутствовал, собрание в соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК РФ было неправомочно принимать решения по вопросам повестки дня, поставленным на голосование.
В этой связи, суд пришел к выводу о том, что решение собрания собственников, оформленное протоколом от 31.01.2009 N 1, является недействительным.
Другим основанием для отказа обществу во внесении многоквартирного дома в реестр послужило, по мнению Службы, невыполнение заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г" пункта 5 Порядка N 938/пр).
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что обществом не размещены в ГИС ЖКХ сведения об МКД, заявки на включение сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в ГИС ЖКХ отсутствуют. Данное неисполнение установленного законом требования, как указал суд первой инстанции, в силу подпункта "а" пункта 9 Порядка N 938/пр является безусловным основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.
Вместе с тем, судом первой инстанции при постановке данных выводов не учтено, что, как указывалось выше, ООО "УК "Макском" осуществляет управление многоквартирным домом N 81/9 по ул. Лермонтова г. Иркутска с 2009 года на основании решения общего собрания собственников помещений названного МКД, оформленного протоколом общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 81/9, проведенного в форме заочного голосования, от 31.01.2009 N 1 и договора управления многоквартирным домом от 02.02.2009 N 01-Л 81/9.
В то время как изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 данного Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен Разделом X. "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами". Глава 19. "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами", в том числе статьей 198.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Информация, указанная в статье 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с 1 августа 2015 года (пункт 3).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, регулирует Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Под государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (пункт 1 статьи 2); субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе (пункт 2).
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 504 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 934/пр от 30 декабря 2014 года определен адрес официальный сайт государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Таким образом, в силу приведенных норм права с учетом установленных по делу обстоятельств у общества с 1 августа 2015 года возникла обязанность разместить в системе на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru информацию, указанную в части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации - сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми оно осуществляет.
Как следует из материалов дела, 17 мая 2017 года общество направило в Службу информацию о размещении информации об МКД и договорах управления в ГИС ЖКХ (том I, л.д. 27).
10 февраля 2020 года ООО "УК "Макском" обратилось в Службу с заявлением N 46 (входящий номер 1324) о предоставлении информации в ответ на обращение от 17 мая 2017 года (том I, л.д. 29 - 30).
Вместе с тем, 28 февраля 2020 года общество подало в Службу заявление о внесении сведений в реестр, в том числе о многоквартирном доме, находящемся по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 81/9, в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой лицензиат обязан разместить в системе, а также направить в орган государственного жилищного надзора сведения об изменении перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом (том I, л.д. 25 - 26).
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции, следует из материалов дела и указывает само общество в заявлении от 28 февраля 2020 года, договор управления многоквартирным домом изменений не претерпевал.
То есть, в рассматриваемом случае обязанность направления в Службу сведений об изменении перечня многоквартирных домов в отношении многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 81/9, в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации у общества не возникла.
Следовательно, у Службы отсутствует обязанность рассмотрения заявления общества от 28 февраля 2020 года и внесения изменений в реестр лицензий в отношении этого дома.
Однако, как указывалось выше Служба государственного жилищного надзора Иркутской области, рассмотрев заявление общества, отказала ему во внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области по иным основаниям - недействительность решения собрания собственников, оформленное протоколом от 31.01.2009 N 1, и невыполнение требований, установленных частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе.
По мнению суда апелляционной инстанции, ошибочные действия Службы по рассмотрению по существу заявления общества и соответствующие ошибочные выводы, поддержанные судом первой инстанции, при отсутствии у Службы обязанности рассматривать это заявление в порядке части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации не повлекли нарушение прав и законных интересов общества.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 11.03.2020 N 245/20 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2020 года по делу N А19-6607/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Макском" (ОГРН 1063812069650, ИНН 3812090927) государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.10.2020 N 935 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6607/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Макском"
Ответчик: Служба государственного жилищного надзора Иркутской области