г. Самара |
|
07 декабря 2020 г. |
дело N А72-12846/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Барковской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Абидуевой Л.Ц.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 августа 2020 года по делу N А72-12846/2019 (судья Тимофеев В.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Барышавтосервис" (ОГРН 1057306007571, ИНН 7306037064) к администрации муниципального образования "Барышский район" (ОГРН 1027300517089, ИНН 7304002563), Правительству Ульяновской области в лице Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области (ОГРН 1027301172106, ИНН 7325018444) о взыскании,
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Барышское АТП", муниципальное образование "Барышский район"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Барышавтосервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании выпадающих доходов, возникших от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом общего пользования в 2019 году с Ульяновской области в лице Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области (далее - первый ответчик), за счет средств казны Ульяновской области в размере 1 357 591, 18 руб. с администрации муниципального образования "Барышский район" (далее - второй ответчик) за счет средств казны муниципального образования Барышский район в размере 71 452,17 руб.
К участию в деле в качестве третьих ли, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Барышское АТП", муниципальное образование "Барышский район".
Решением от 28.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Первый ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 22.04.2009 N 174-П "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях компенсации недополученных доходов от перевозки пассажиров автомобильным транспортом юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данную деятельность" субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области как получателя бюджетных средств.
Субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между Министерством и перевозчиком, в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Ульяновской области.
ООО "Барышавтосервис" в 2018 и 2019 годах не обращалось в Министерство за компенсацией недополученных доходов от перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на территории Барышского района Ульяновской области.
21.12.2015 между истцом (исполнитель) и администрацией муниципального образования "Барышский район" (заказчик) заключен договор N 2 на осуществление перевозок по регулярным автобусным маршрутам Барышского района, согласно которому истец принял на себя обязательство по осуществлению регулярных маршрутных пассажирских перевозок, и обязался обслуживать население на регулярных автобусных маршрутах, указанных в приложении N 1 к договору, в соответствии с паспортами маршрутов и расписаниями движения транспортных средств, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора, и требованиями к безопасности перевозок (п. 1.1).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/419-П утверждена Государственная программа Ульяновской области "Развитие транспортной системы Ульяновской области" на 2014 - 2021 годы" (далее - Программа N 37/419-П).
Разделом 7 подпрограммы "Обеспечение населения Ульяновской области качественными услугами пассажирского транспорта в 2015 - 2021 годах" вышеуказанной Программы N 37/419-П предусматривается предоставление из областного бюджета Ульяновской области субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на компенсацию недополученных доходов от перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
Порядок предоставления субсидий на компенсацию недополученных доходов от перевозки пассажиров юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данную деятельность, устанавливается постановлением Правительства Ульяновской области.
Согласно пункту 1.3 "Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях компенсации недополученных доходов от перевозки пассажиров автомобильным транспортом юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данную деятельность", утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 22.04.2009 N 174-П (далее - Порядок N 174-П) правом на получение субсидий обладают перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в границах территории Ульяновской области по регулируемым тарифам.
Согласно пункту 3.3 "Порядка предоставления финансовой поддержки предприятиям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки на территории муниципального образования "Барышский район" по социально значимым маршрутам", утвержденного постановлением администрации МО "Барышский район" Ульяновской обл. от 04.10.2013 N 1465-А (далее - Порядок N 1465-А), выплата финансовой поддержки производится на основании соглашения, заключенного между перевозчиком и Администрацией муниципального образования "Барышский район", по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 1.3. статьи 1 Постановления Правительства Ульяновской области от 22.04.2009 N 174-П правом на получение субсидий обладают перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в границах территории Ульяновской области по регулируемым тарифам.
За этот период из областного бюджета предприятию было выделено на компенсацию недополученных доходов от перевозки пассажиров: в 2015 году 2 652 900 руб., в 2016 году 2 681 200 руб., в 2017 году 2037,4 руб., в 2018 году 484,1 руб.
Постановлением Правительства Ульяновской области N 98-П от 07.03.2019 утверждено распределение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых в 2019 году бюджетам муниципальных районов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств в связи с организацией регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.
В соответствии с данным Постановлением в бюджет Барышского района поступили денежные средства в размере 5 000 000 руб.
Кроме истца пассажирские перевозки по регулируемым тарифам осуществляют МУП "Барышское автотранспортное предприятие", МУП "Барышское АТП" которым финансовая поддержка оказана.
Истцу было отказано в финансовой поддержке, в связи с чем, он обратился в Арбитражный суд с иском о понуждении к заключению договора (соглашения) по вопросу предоставления финансовой поддержки.
Заявленные требования судом были оставлены без удовлетворения в связи с тем, что у администрации МО "Барышский район" отсутствует обязанность по заключению договора на предоставление субсидии.
Истец, указывая на то, что администрация МО "Барышский район" обязана оказывать финансовую поддержку перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Администрация, возражая против удовлетворения исковых требований, указала на отсутствие у нее обязанности компенсировать истцу причиненные убытки, на системное нарушение истцом условий договора на маршрутах, не согласилась с размером заявленных требований.
Кроме того, сослалась на решение по делу А72-6428/2019, которое, по мнению администрации, носит преюдициальный характер для настоящего спора.
Первый ответчик также возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что обязанность Министерства по перечислению денежных средств исполнена в полном объеме.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3. указанного выше Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится также решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление тарифов на перевозку пассажиров осуществляется публично - правовым образованием - Ульяновской областью - в пределах, предоставленных ей полномочий.
Кроме того, в силу пунктов 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 22.04.2009 N 174-П утвержден порядок предоставления субсидий в целях компенсации недополученных доходов от перевозки пассажиров автомобильным транспортом юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данную деятельность.
Основанием для осуществления перевозок являлось наличие у перевозчика договора с администрацией муниципального образования "Барышский район".
Факт оказания услуг по перевозке граждан, а также объем оказанных услуг подтвержден истцом первичной бухгалтерской документацией, представленной в материалы дела, в том числе путевыми листами, учетно-билетными ведомостями, бухгалтерским балансом, приходными кассовыми ордерами, отчетами о проданных проездных билетов.
Суд предлагал сторонам назначить по делу судебную экспертизу для определения размера убытков, ответчики ходатайство о назначении экспертизы не заявили.
Суд обоснованно отклонил ссылку второго ответчика на решение по делу А72-6428/2019, указав, что для настоящего спора данное решение не имеет преюдициального значения.
Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
Обязанность по перевозке пассажиров, в том числе пассажиров льготных категорий, возникает у транспортной организации в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ на основании актов публично-правовых образований, а не из условий указанных договоров. Право на получение из соответствующего бюджета сумм возмещения расходов за перевозку пассажиров по регулируемым тарифам несет непосредственно перевозчик.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг закреплен в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Затраты и недополученные доходы перевозчиков могут возникнуть в случае ограничения стоимости (цены) перевозок пассажиров и их багажа органами исполнительной власти и (или) органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Данный подход применим и к правоотношениям, возникающим в сфере перевозок, поскольку данный вид деятельности связан с государственным регулированием тарифов.
Таким образом, требования истца о взыскании выпадающих доходов, возникших от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, являются обоснованными.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета Ульяновской области бюджету муниципального образования "Барышский район" в 2019 году N 53 от 11.03.2019 предусмотрено софинансирование из областного бюджета 95% из муниципального бюджета 5% (пункты 2.2 и 2.3 Соглашения).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требования истца обоснованно заявленными к обоим ответчикам.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчиков по правилам статьи 110 АПК РФ и не взысканы в доход федерального бюджета, поскольку истцу при подаче искового заявления была предоставлена отсрочка, а ответчики от уплаты государственной пошлины освобождены в силу закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают, а направлены на их переоценку, оснований для которой не имеется.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется
От уплаты государственной пошлины заявитель освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 августа 2020 года по делу N А72-12846/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12846/2019
Истец: ООО "Барышавтосервис"
Ответчик: Администрация МО "Барышский район", Администрация МО Барышский район Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Ульяновской области в лице Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области
Третье лицо: МО "Барышский район", МУП "БАРЫШСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ", МУП "Барышское АТП"
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8489/2021
31.03.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1885/2021
07.12.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12959/20
04.08.2020 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-12846/19