г. Красноярск |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А74-3945/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "05" октября 2020 года по делу N А74-3945/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации
Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Хакасия (ИНН 1901141880, ОГРН 1191901002721, далее - истец, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному казённому учреждению Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" (ИНН 1901082240, ОГРН 1071901005912, далее - ответчик, учреждение) о взыскании 8852 рублей 88 копеек ущерба.
Определением к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное казённое учреждение Республики Хакасия "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности" (далее - центр).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 октября 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на следующие обстоятельства:
- факт излишней выплаты сумм пенсии Егорову А.С., Иванищеву В.В. произошел в результате ненадлежащего выполнения обязанности ответчика по предоставлению отчета по форме СЭВ-М "исходная" за июль 2016 года, следовательно, причинно-следственная связь между действиями ответчика и причиненным вредом имеется;
- первичная документация по учету кадров находится у страхователя, истец не располагает сведениями о фактической численности работников у страхователя, следовательно, при получении противоречащих друг другу сведений представленных в формах СЭВ-М, РСВ-1, выявить в какой именно из представленных форм содержатся достоверные сведения, не представляется возможным.
Соответчики отзывы на апелляционную жалобу не направили.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Учреждение состоит на учёте в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя.
Между государственным казённым учреждением Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" (учреждение) и государственным казённым учреждением Республики Хакасия "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности" (исполнитель) 22.10.2012 заключено соглашение N 05-02/36-214/2012 о передаче полномочия по ведению бюджетного учета и бухгалтерского учета (далее соглашение), согласно которому учреждение передает, в и\исполнитель принимает на себя полномочия по ведению бюджетного бухгалтерского учета в учреждении (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения исполнитель обязуется составлять и предоставлять налоговую, статистическую отчетность и отчетность в Пенсионный фонд, в
Фонд социального страхования в соответствии с законодательством, осуществлять своевременный расчет и перечисление страховых взносов и налоговых платежей учреждения, при этом за несвоевременную сдачу налоговой и статистической отчетности
ответственность несет сотрудник исполнителя.
Письмом от 28.12.2016 N 191-260-ЕС ГКУ РХ "Межведомственный центр" уведомил учреждение о том, что поскольку отчет СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" не содержит бухгалтерских и других расчетных данных, с 01.01.2017, начиная с отчета за январь 2017 года, учреждения должны будут самостоятельно отчитываться по данной форме.
19.04.2017 учреждением представлен отчет по форме СЗВ-М "исходная" за июль 2016 года на двух застрахованных лиц.
20.04.2017 учреждение представило сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" на 48 застрахованных лиц, в том числе относительно Егорова А.С. и Иванищева В.В., являющимися пенсионерами.
Поскольку на вышеуказанных лиц сведения не представлены в установленные сроки, Пенсионным фондом произведена выплата данным лицам пенсий с индексацией, производимой неработающим пенсионерам, в период с 01.10.2016 по 31.05.2017.
13.12.2017 Пенсионным фондом выявлены излишне выплаченные пенсионеру Егорову А.С. суммы пенсии в размере 4376 рублей 72 копеек (протокол N 1105/457), 09.01.2018, факт выплаты излишних сумм пенсии в размере 4476 рублей 16 копеек выявлен также в отношении Иванищева В.В. (протокол N 17/7), общая сумма переплаты составила 8852 рубля 88 копеек за период с 01 октября 2016 года по 31 мая 2017 года.
21.10.2019 Пенсионным фондом в адрес учреждения направлено уведомление N 09-14/3145 с предложением в добровольном порядке произвести погашение суммы излишне выплаченной пенсии в указанном размере.
В связи с отсутствием добровольного возмещения сумм переплат пенсии, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400 установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 400-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона N 400, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 3 статьи 28 Закона о страховых пенсиях в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 названной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ) индексации подлежат страховые пенсии только неработающим пенсионерам.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 указанной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 рассматриваемой статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 рассматриваемой статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 84 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 85 Правил N 885н определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил N 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В силу пункта 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсий (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учётом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
Из содержания приведенных положений Правил N 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учётом сроков, определённых частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н) - то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, на основании вышеизложенных норм права, пришел к выводу о том, что выплаты, произведенные Пенсионным фондом за период с 01.10.2016 по 31.05.2017, не находятся в непосредственной причинно-следственной связи с несвоевременным представлением ответчиком сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Как следует из материалов дела, 07.07.2016 страхователем в Пенсионный фонд переданы сведения по форме СЗВ-М "исходная" за август 2016 года, из которых следует, что пенсионеры Егоров А.С. и Иванищев В.В. фактически являлись работающими.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что уже в сентябре 2016 года истец располагал сведениями о работающих пенсионерах, сведения о которых не были представлены в форме СЗВ-М "исходная" за июль 2016 года, на основании сданного истцом отчета по форме СЗВ-М "исходная" за август 2616 года, в котором спорные лица были указаны в качестве работающих. При этом сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года на застрахованных лиц получены Пенсионным фондом 07.09.2016, тогда как решения об индексации страховой пенсии приняты фондом - 28.09.2016.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Закон N 385-ФЗ, которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Таким образом, на момент принятия названных решений, Пенсионный фонд должен был уточнить факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец не был лишен возможности на основании предоставленных в установленные срок сведений по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, в том числе Егорове А.С., Иванищеве В.В. за август 2016 года, не принимать решения о перерасчете (корректировке) пенсии, а принимая во внимание предоставление в установленные сроки отчетности как по СЗВ-М за последующие периоды (с сентября 2016 года по март 2017 года), так и по форме РСВ-1 за 9 месяцев и год 2016 года (24.10.2016, 24.01.2017) принять новое решение о прекращении выплаты пенсии с учетом индексации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика убытков в размере 8852 рублей 88 копеек, поскольку истцом не доказано, что данная сумма представляет собой убытки, возникшие у Пенсионного фонда в результате противоправных действий ответчика.
Аналогичная позиция Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа изложена в постановлении от 20.05.2020 по делу N А74-2530/2018.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является ГКУ РХ "Хакасавтодор".
Судебный акт суда первой инстанции в данной части не обжалуется истцом, доводов о несогласии с решением суда в указанной части ответчиками также не представлено.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы заявитель на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "05" октября 2020 года по делу N А74-3945/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3945/2020
Истец: ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ЦЕНТР БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ"