г. Москва |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А41-18329/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "БК": Ланин А.Г., представитель по доверенности от 30.04.2020;
от Министерства жилищной политики Московской области: Захарова Д.А., представитель по доверенности от 24.12.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "БК" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.08.2020 года по делу N А41-18329/20, принятое по заявлению ООО "БК" к Министерству жилищной политики Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "БК" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным отказа Министерства жилищной политики Московской области в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:45:004803:35, расположенном по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Исаева, д. 1В, обязании в течение 5 рабочих дней выдать ООО "БК" разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:45:004803:35, расположенном по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Исаева, д.1В.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.08.2020 года по делу N А41-18329/20 в удовлетворении заявленных ООО "БК" требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "БК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель ООО "БК" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Министерства жилищной политики Московской области в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "БК" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040803:35, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство торгового комплекса, общая площадь 13 561 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Королев, ул. Исаева, д. 1В.
Уведомлением об отказе в выдаче разрешения на строительство (номер обращения: 50457 от 24.08.2018) Министерством жилищной политики Московской области заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство торгового комплекса по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Исаева, д. 1В на земельном участке по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Исаева, д. 1В с кадастровым номером 50:45:004803:35.
Согласно указанному уведомлению основанием для отказа является предусмотренное ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса российской Федерации: - 13.1.1. отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 10.5.1 Административного регламента: 1) правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства, подлежащие демонтажу (сносу); 2) технические условия эксплуатирующих организаций на вынос инженерных сетей из зоны застройки проектируемого объекта; - 13.1.5. несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельному участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации: не представлено согласование размещения проектируемого объекта в зоне планируемого ТПУ "Большево" Ярославского направления Московской железной дороги согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области 25.03.2016 N 230/8.
Уведомлением об отказе в выдаче разрешения на строительство (номер обращения: 72419 от 26.12.2019) Министерством жилищной политики Московской области заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство торгового комплекса по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Исаева, д. 1В на земельном участке по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Исаева, д. 1В с кадастровым номером 50:45:004803:35.
Согласно указанному уведомлению основанием для отказа является предусмотренное ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса российской Федерации: - 13.1.1. отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 10.2.1 Административного регламента: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором размещены стоянки автотранспорта, размещенные за границей земельного участка с кадастровым номером 50:45:004803:35; 2) схема планировочной организации земельного участка (в предоставленном разделе проектной документации отсутствует обоснование границ санитарно-защитной зоны проектируемого объекта в пределах границ земельного участка; в графической части не отображены решения по планировке и благоустройству территории (недостающие места для стоянки автомобилей в количестве 186 м/мест); 3) пояснительная записка (в представленном разделе проектной документации отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства, подлежащие демонтажу (сносу).
Полагая, что указанными действиями нарушаются права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 13.2 положения о Министерстве жилищной политики Московской области, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 688/35, в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, осуществляет выдачу (внесение изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия) разрешений на строительство, выдачу (отказ в выдаче) разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства). Порядок выдачи разрешения (внесение изменений в разрешение) на строительство на территории Московской области установлен ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом предоставления Министерством государственной услуги, утвержденным распоряжением Министерства от 15.02.2019 N 20.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
- проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
По заявлению ООО "БК" от 19.12.2019 об оказании государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - торгового комплекса, расположенного на земельных участках с к.н.: 50:45:0040803:35, 50:45:0040803:37, 50:45:0040803:38, по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Исаева, д. 1В (поступило в Министерство 26.12.2019) Министерством в соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ проведена проверка наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, и допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.1. Административного регламента Министерства жилищной политики Московской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений (внесение изменений в разрешение) на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией), утвержденный Распоряжением Минжилполитики МО от 15.02.2019 г. N 20, заявитель обращается в Минжилполитику Московской области с запросом о предоставлении Государственной услуги в случае для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства.
В перечень документов необходимых для оказания государственной услуги получения разрешения на строительство объекта капитального строительства согласно п. 10.2.1. указанного Административного регламента входят правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута.
Основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги в случае обращения по основанию, указанному в пункте 6.1.1 Административного регламента является отсутствие документов, предусмотренных пунктом 10.2.1 Административного регламента.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 10.2.1 Административного регламента: правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором размещены стоянки автотранспорта, размещенные за границей земельного участка с к.н. 50:45:0040803:35; схема планировочной организации земельного участка (в представленном разделе проектной документации отсутствует обоснование границ санитарно-защитной зоны проектируемого объекта в пределах границ земельного участка; в графической части не отображены решения по планировке и благоустройству территории (недостающие места для стоянки автомобилей в количестве 186 м/мест); пояснительная записка (в представленном разделе проектной документации отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства, подлежащие демонтажу (сносу), Министерством выдано уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство от 26.12.2019 N 72419.
В соответствии с п. 5.13 Постановления Правительства Московской области от 17.08.2015 г. N 713/30 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области" количество парковочных мест при торговых и торгово-развлекательных комплексах необходимо принимать в зависимости от площади и типа комплекса:
- комплекс с размером до 40000 кв. м торговой площади - не менее 4,5 машиноместа на 100 кв. м торговой площади;
- комплекс с размером до 60000 кв. м торговой площади - не менее 5,5 машиноместа на 100 кв. м торговой площади;
- комплекс с размером более 60000 кв. м торговой площади - количество машиномест на 100 кв. м торговой площади определяется расчетом;
- в комплексах, где есть гипермаркет и/или многозальный кинотеатр, количество машиномест на 100 кв. м торговой площади должно быть не менее 7.
Исходя из представленной заявителем в материалы дела проектной документации на третьем этаже торгового комплекса запроектирован 7-ми зальный кинотеатр на 1200 зрительских мест, при этом согласно технико-экономическим показателям проектируемого объекта капитального строительства кол-во машиномест в подземном паркинге всего лишь 590, что не удовлетворяет требованиям п. 5.13 Постановления Правительства МО от 17.08.2015 г. N 713/30 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области", так как исходя из заявленной торговой площади в 13077 кв.м. количество машиномест должно составлять не менее 916 (т. 3, л.д. 12, 18).
Таким образом, из представленных документов следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:45:004803:35 размещение всего количества машиномест, предусмотренных самим заявителем в проектной документации невозможно, а по действующим на момент обращения положениям законодательства, необходимо предусмотреть большее количество машиномест.
Вместе с тем, из предоставленных в министерство документов усматривается, что проектная документация по объекту капитального строительства "Торговый комплекс по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Исаева, д. 1В" получила положительное заключение экспертизы 31.03.2016 N 56-2-1-3-0080-16 на основании, в том числе, градостроительного плана земельного участка N RU50302000-868 от 29.07.2014.
В части обоснования границ санитарно-защитной зоны проектируемого объекта в пределах границ земельного участка суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доводы заинтересованного лица не являются обоснованными, поскольку, как следует из раздела 8 положительного заключения экспертизы 31.03.2016 N 56-2-1-3-0080-16, в границы санитарно-защитной зоны жилая застройка, а также иные объекты не попадают.
Доказательства расположения указанной зоны за пределами земельного участка с кадастровым номером 50:45:004803:35 не представлены.
В материалах дела отсутствуют доказательства расположения указанной зоны за пределами земельного участка с кадастровым номером 50:45:004803:35, а также доказательства расположения в границах земельного участка с кадастровым номером 50:45:004803:35 объектов капитального строительства, подлежащих демонтажу (сносу).
Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. ГПЗУ определяет информацию как сведения (сообщения, данные) и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Сведения, зафиксированные в ГПЗУ, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (содержит кадастровый номер), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам, и зонам.
Сведения, которые содержатся в ГПЗУ, необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
ГПЗУ отражает информацию о конкретном земельном участке, содержащиеся в нем сведения и порядок о возможном использовании земельного участка (градрегламенты, плотность застройки, этажность и иные показатели), которые необходимы в целях подготовки проектной документации.
Таким образом, при формировании проектной документации должны быть соблюдены те требования градостроительного законодательства, которые действовали на момент выдачи ГПЗУ при условии, что именно на основании этого ГПЗУ получено положительное заключение государственной экспертизы.
Однако, в силу пункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ, для получения разрешения на строительство заявитель был обязан предоставить Градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за 3 года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.
Представитель заявителя в суде первой инстанции пояснил, что ГПЗУ на иную дату не представлялся и у заявителя отсутствует.
На момент получения ГПЗУ N RU50302000-868 от 29.07.2014 п. 5.13 Постановления Правительства Московской области от 17.08.2015 г. N 713/30 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области" не подлежал применению.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на не применение судом первой инстанции ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 373-ФЗ).
Так, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации о предоставлении ГПЗУ, выданного не ранее чем за 3 года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство введены в действие Законом N 373-ФЗ, т.е. позже даты выдачи ГПЗУ N RU50302000-868 от 29.07.2014.
Согласно ст. 9 Закона N 373-ФЗ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 1 июля 2017 года, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Постановлением Правительства Московской области от 10.01.2017 N 9/1 установлено, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 1 июля 2017 года, может быть использована до 1 июля 2020 года для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство.
Однако, заявителем не учтено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:45:004803:35, явилась также невозможность размещения всего количества машиномест, предусмотренных самим заявителем в проектной документации, так как по действующим на момент обращения положениям законодательства, необходимо предусмотреть большее количество машиномест
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что оспариваемый отказ не противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27.08.2020 года по делу N А41-18329/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18329/2020
Истец: ООО "БК"
Ответчик: Министерство жилищной политики Московской области
Третье лицо: Министерство жилищной политики Московской области