г. Москва |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А40-27129/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2020 года
по делу N А40-27129/20, принятое судьей В.Э. Козловским
в порядке упрощенного производства,
по иску Закрытого акционерного общества "Локотранс"
(ОГРН: 1027600682010; 150003, Ярославль, улица Кооперативная, 7)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании 659 267 рублей 39 копеек убытков
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локоторанс" (далее - ЗАО "Локотранс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании убытков в размере 659 267 рублей 39 копеек.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2020 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.06.2020 г. исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения настоящего дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения. От ответчика - письменные пояснения на отзыв истца в порядке ст. 81 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2020 г. на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 19.04.2019 г. выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 93948990.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 058 от 18.04.2019. Представитель перевозчика принял участие в комиссионном осмотре.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Черепановым A.M. (специальность осмотрщик-ремонтник вагонов, протокол заседания экзаменационной комиссии N 56 от 12.12.2018, на основании договора N 7/270918 от 27.09.2018), совместно с представителем ОАО "РЖД" и.о. НПТО Кулой Паршиным М. А. и бригадиром ВУ Кулой АО "ВРК-2" Ромицыным А.С.
По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки в текущий отцепочный ремонт ТР-2 и определения ремонта вагона N 93948990 от 19.04.2019. Согласно данному Акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 1226-13944-2017 выщербина 55x2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1226-10176-2017 выщербина 54x2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-93598-2017 выщербина 68x3 мм на одностороннем ползуне. Согласно акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс" и бригадир ВУ Кулой АО "ВРК-2" Ромицын А.С, к акту прилагаются фотоматериалы. Как следует из данного акта, выявленные неисправности являются следствием неправильной эксплуатации колесных пар и относятся к категории повреждений.
Как следует из данного акта, выявленные неисправности являются следствием неправильной эксплуатации колесных пар и относятся к категории повреждений.
Указанный акт подписан представителем ЗАО "Локотранс", а также представителем ОАО "РЖД" с учетом особого мнения. К акту приложены фотоматериалы.
26.04.2019 выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 94962495.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 067 от 22.04.2019. Представитель перевозчика на осмотр представителя не направил.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Панфилов С. Л. (специальность "Инженер-электромеханик"; организация работы приемщика вагонов; Диплом N 40418 от 10.01.1995, удостоверение N 49766 от 27.11.2015), на основании договора N АО-ДД/ФЯрв/В53/16 от 24.03.2016, совместно с заместителем начальника ВЧДР Вологда - филиала АО "ВРК-1" Полыниным Д.С.
По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки вагона N 94962495 от 22.04.2019. Согласно данному акту, при осмотре вагона выявлено: на колесной паре N 1175-81766-2016 выщербина 60x4 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-91920-2016 выщербина 60x3 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-91857-2016 выщербина 60x3 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-85693-2016 выщербина 45х2 мм на одностороннем ползуне. Согласно Акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес.
Как следует из данного акта, выявленные неисправности являются следствием неправильной эксплуатации колесных пар и относятся к категории повреждений.
Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс" и заместителем начальника ВЧДр Вологда Полыниным Д.С., к акту прилагаются фотоматериалы.
12.04.2019 выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 93949790.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 030 от 10.04.2019 г.
Представитель перевозчика на осмотр представителя не направил.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Панфилов С. Л. (специальность "Инженер-электромеханик"; организация работы приемщика вагонов; Диплом N 40418 от 10.01.1995, удостоверение N 49766 от 27.11.2015), на основании договора N АО-ДД/ФЯрв/В53/16 от 24.03.2016, совместно с заместителем начальника ВЧДР Вологда - филиала АО "ВРК-1" Полыниным Д.С.
По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки вагона N 93949790 от 11.04.2019. Согласно данному акту, при осмотре вагона выявлено: на колесной паре N 1175-11149-2017 ползун 0,5 мм; на колесной паре N 1175-25936-2017 выщербина 48x 2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-11097-2017 выщербина 80x 2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-10330-2017 выщербина 50x 1,5 мм на одностороннем ползуне.
Как следует из данного акта, выявленные неисправности являются следствием неправильной эксплуатации колесных пар и относятся к категории повреждений.
Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс", к акту прилагаются фотоматериалы.
ЗАО "Локотранс" направляет телеграммы в адрес ответчика на основании заключенного с ОАО "РЖД" договора N 1-451113/Т от 28.10.2014, в рамках которого ОАО "РЖД" (оператор) оказывает ЗАО "Локотранс" (пользователю) услуги телеграфной связи.
Представленные в материалы дела телеграммы соответствуют требованиям по форме и содержанию, согласованным сторонами в п. 4.3. указанного договора. Согласно п. 4.8 договора N 1-451113/Т от 28.10.2014 года на принятой к отправке телеграмме и на ее копии телеграфист оператора проставляет служебный заголовок и расписывается в приеме. Других требований не содержится.
Факт отправки представленных подтверждается соответствующей детализацией по отправке телеграмм обыкновенных за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, актом выполненных работ по оказанию услуг телеграфной связи от 30.04.2019, а также соответствующей счетом-фактурой от 30.04.2019 и платежным поручением об оплате оказанных услуг N 3370 от 14.05.2019, приложенными к иску.
Таким образом, перевозчик был надлежащим образом уведомлен о предстоящем комиссионном осмотре, путем направления телеграммы (до начала осмотра и до начала ремонта вагона).
В соответствии с Классификатором КЖА 2005 неисправность "односторонний ползун" является повреждением (код неисправности 116 "Ползун на поверхности катания на одном колесе"). Согласно Классификатору КЖА, указанная неисправность относится к разделу 3 "повреждения", и причиной ее возникновения является нарушение установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
07.12.2007 утвержден "Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", согласно которому неисправности колесных пар распределены по классам по признаку, характеризующему главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
"Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007" от 07.12.2007 г. распределяет неисправности колесных пар по классам в зависимости от признака, характеризующего главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
В соответствии с указанным Классификатором неисправностей, по причинам возникновения выделяют три типа выщербин: 1) выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам; 2) выщербины по усталостным трещинам; 3) выщербины по термическим трещинам на поверхности катания обода колеса.
Причиной возникновения выщербин типа 1 - по светлым пятнам, ползунам, наварам (код неисправности 611) согласно Классификатору является выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам.
Согласно разделам 5 и 6 указанного Классификатора неисправность "ползун" отнесена к термомеханическим повреждениям колес. Ползуны могут быть на обоих колесах (при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагщр^эшгда одном колесе (в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке
Классификатор устанавливает содержание понятия "ползун" - это локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания; основными причинами указанного повреждения являются скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Такое скольжение возможно вследствие неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Из того обстоятельства, что "выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам" образуются путем выкрашивания участков поверхности катания при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам, следует, что по происхождению выщербины типа 1 являются повреждением, то есть неисправностями, вызванными нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Определение ползунов и выщербин по светлым пятнам, ползунам и наварам как повреждений имеет свое обоснование не только в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, но и в Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенном в действие с 01 января 1979 года, который в силу Закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" является действующим и не отмененным Минтрансом.
Раскрывая понятия выщербин по светлым пятнам, ползунам и наварам, данные классификаторы характеризуют их общие признаки и определяют причинно-следственную связь их появления, ставя в зависимость причину возникновения данных повреждений именно от действий перевозчика (неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива; роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые).
Таким образом, неисправность односторонний ползун, которые были обнаружены в ходе ремонта вагонов, являются повреждениями согласно всем трем существующим классификаторам неисправностей, и их образование зависит от действий перевозчика. Причины возникновения неисправностей четко определены вышеназванными Классификаторами.
Кроме того, на сети железных дорог Российской Федерации действуют "Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава", утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества (приложение N 18 к протоколу от 07 мая 2014 года N 60).
Указанными Правилами на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178). При этом п. 4 Раздела I установлено, что контроль соблюдения требований настоящих Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Аналогичные требования содержатся и в Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 16 мая 1994 года N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, утвержденной МПС РФ (п.п. 10.1.1., 10.1.10, Раздел 2 Инструкции).
Исходя из приведенных выше нормативных актов, скольжение заклиненных колесных пар по рельсам является нарушением правил эксплуатации подвижного состава и следствием действий перевозчика.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД")
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД".
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами.
Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
ОАО "РЖД" приняло исправные вагоны собственности ЗАО "Локотранс" к перевозке, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N Э3642558 (вагон N 93948990); N ЭИ065970 (вагон N 94962495); N Э3485458 (вагон N 93949790).
Таким образом, в момент принятия вагонов к перевозке они были исправны.
ЗАО "Локотранс" как владелец железнодорожного подвижного состава заключает с вагонными ремонтными предприятиями договоры на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов, тем самым обеспечивая исправное состояние своих вагонов. Отсутствие неисправностей вагонов, поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке.
Повреждение вагонов было обнаружено по прибытии его с путей перевозчика, следовательно, вагоны повредил перевозчик.
Таким образом, из вышеуказанных нормативных положений следует, что ОАО "РЖД", повредившее вагоны собственности ЗАО "Локотранс", обязано возместить причиненные убытки.
Согласно прилагаемому расчету, убытки ЗАО "Локотранс" составили 659 267 рублей 39 копеек.
ЗАО "Локотранс" направило в адрес Подрядчика претензии N 5202 от 30.09.19, N 5204 от 30.09.19, N 5229 от 30.09.19, которые оставлены без удовлетворения.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, представленных в материалы дела документов, суд первой инстанции правомерно удовлетворяет заявленные исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из следующего.
Ответчик указывает, что ЗАО "Локотранс" не представило в материалы дела надлежащих доказательств наличия повреждений на колесных парах, образовавшихся по вине ОАО "РЖД".
Однако, как следует из представленных в материалы дела актов осмотра вагонов на предмет наличия неисправностей, на колесных парах были выявлены неисправности колесных пар ("Выщербина на односторонних ползунах" и "Односторонний ползун"), что подтверждается актами комиссионного осмотра вагона вагонов.
Во всех случаях перевозчик был уведомлен о необходимости прибыть на комиссионное расследование посредством направления телеграмм.
Осмотр всех вагонов проходил в присутствии представителя вагонного ремонтного предприятия - филиала АО "ВРК-1"/АО "ВРК-2". Акты осмотра подписаны представителем вагонных ремонтных депо.
Как следует из данных актов, выявленные неисправности являются термомеханическими повреждениями, возникли вследствие неправильной эксплуатации Ответчиком колесных пар вагона, так как выщербины обода колеса образуются путем выкрашивания металла в месте ползуна.
Выявленные дефекты требовали перевода вагонов в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе". Однако ответчиком, который произвел отцепку вагонов в ремонт и оформил уведомления на ремонт вагонов формы ВУ-23-М, с целью избежать ответственности за повреждение вагонов, этого сделано не было.
В соответствии с Классификатором КЖА 2005, на необходимость применения которого указывает ответчик, неисправность "односторонний ползун" является повреждением (код неисправности 116 "Ползун на поверхности катания на одном колесе"). Согласно Классификатору КЖА, указанная неисправность относится к разделу 3 "повреждения", и причиной ее возникновения является нарушение установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Вышеуказанный дефект образовался в результате нарушения Перевозчиком пункта 5.7.3 ГОСТ 22235-2010 (Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ), где регламентируется скорость и длина торможения тормозным башмаком во избежание образования односторонних ползунов. (Для исключения образования односторонних ползунов на немеханизированных горках длина торможения (юза колеса) тормозным башмаком не должна превышать 20 м).
При этом, ЗАО "Локотранс" не отрицает наличие выщербин на колесных парах вагонов, но настаивает на том факте, что выщербины образованы именно вследствие повреждений колесных пар в виде ползунов на поверхности катания.
На основании изложенного считаем, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии на поверхности катания забракованных колесных пар неисправности с кодом 116 - односторонний ползун, причиной образования которых являются действия перевозчика.
Обстоятельства, освобождающие ответчика от ответственности, в рассматриваемом случае отсутствуют. Никаких доказательств в подтверждение возникновения ползунов по вине иных лиц (ветвевладельцев или вагоноремонтных предприятий) или по иным причинам ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Квитанциями о приеме груза к перевозке подтверждается, что вагоны были успешно приняты к перевозке, что означает отсутствие на них каких бы то ни было дефектов и неисправностей в силу требований ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", а также Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, "Правилами технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава" (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, приложение N 18 к протоколу от 7 мая 2014 года N 60) на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178). Аналогичные требования содержаться в Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 16 мая 1994 года N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИЖТ/277, утвержденной МПС РФ (п.п. 10.1.1, 10.1.10, Раздел 2 Инструкции).
Все причины возникновения ползунов подпадают под ответственность ОАО "РЖД", поскольку во всех случаях образуются в результате трения колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары, что является ответственностью перевозчика (ОАО "РЖД").
Скольжение колеса по рельсу, ведущее к образованию ползуна, происходит в результате заклинивания колеса тормозными колодками. Такое заклинивание не может происходить в результате естественного износа деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации. Следствием нормального износа может являться равномерная выработка (т.е. стачивание по всей поверхности качения) обода колеса.
Следовательно, любое скольжение заклиненных колесных пар по рельсам - это нарушение перевозчиком правил управления тормозами железнодорожного подвижного состава, о чем недвусмысленно говорят положения Классификатора 1.20.001-2007. Неисправность "ползун" относится к категории повреждений т.к. ее образование обусловлено действиями перевозчика - то есть, ОАО "РЖД", доказательств иного ответчиком не представлено.
Кроме того, возложение на перевозчика ответственности за возникновение ползунов и выщербин предусмотрено Распоряжением ОАО "РЖД" от 13 июля 2007 года N 1305р "Об утверждении положения "О порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий по вагонному комплексу" (в ред. Распоряжении ОАО "РЖД" от 27.05.2008 N 1127р, от 20.08.2012 N 1667р).
В соответствии с п. 7.5 которого: "В случаях наличия на поверхности катания колес следов схода с рельс железнодорожного подвижного состава, а также отколов обода, выщербин, неравномерного проката, ползунов или наваров выше допустимых в эксплуатации размеров (со стороны аварийного буксового узла) событие относить за эксплуатационными вагонными депо, производившими последнее техническое обслуживание поезда".
Очевидно, и вытекает из законов физики, что ровная площадка (ползун) не может образоваться на круглом колесе, если ввиду указанных выше причин колесо не пошло юзом. Колесо с момента приема вагона к перевозке находится в полном распоряжении ОАО "РЖД", и никто иной, кроме перевозчика, учитывая описанный выше механизм образования, не может его повредить.
Если перевозчик не исполняет данную обязанность, его действия являются правонарушением и влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 105 "Устава железнодорожного транспорта".
Согласно статье 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, ответчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, вследствие их повреждения или утраты.
Юридически значимым обстоятельством для рассмотрения данного дела является тот факт, что ответчик является лицом, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающих.
В силу части 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо его грубой неосторожности. Железная дорога, представляя собой совокупность инфраструктуры, локомотивов, а также непосредственно перевозочный процесс в целом, безусловно, является источником повышенной опасности.
Основанием для освобождения ОАО "РЖД" от ответственности является следующие обстоятельства: действия непреодолимой силы; умысел потерпевшего; грубая неосторожность потерпевшего. Доказательств наличия данных обстоятельств ответчиком не представлено.
Представленные ответчиком к отзыву на исковое заявление акты общей формы фиксируют начало и окончание задержки доставки груза. Отражение в указанных актах наличия на вагонах неисправности является формальным, так как призвано фиксировать краткую причину задержки.
При обнаружении на вагонах неисправности и составлении уведомления формы ВУ-23, составляется отдельный Акт общей формы в соответствии с Пунктом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 45; далее - Правила). Указанные акты Ответчиком не представлены, вместо этого, им приобщаются к материалам дела Акты общей формы о задержке доставки груза.
В связи с вышеизложенным, Акты общей формы о задержке доставки груза, представленные ответчиком, не относятся к существу настоящего дела.
Представленная ответчиком выписка из АСУ АРМ ТОВ/2 показывает операции на момент прибытия поезда на осмотр на станции отцепки в текущий ремонт (то есть, когда на колесах уже имеются повреждения на поверхности катания, в связи с чем осмотрщик вагона оформил ВУ-23-М).
Таким образом, выписка из программы АСУ АРМ ТОВ/2 не подтверждает, что были соблюдены все технические условия организации маневровых работ с момента принятия вагона к перевозке и до оформления уведомления на ремонт вагонов, формы ВУ-23-М.
Ответчик представил в материалы дела справку Северной дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", из которой следует, что подтверждающих документов у ОАО "РЖД" не имеется, они утилизированы.
Таким образом, указанная справка не имеет доказательственной силы.
Заключение специалиста N 80/17 от 03.05.2017 года, Техническое пояснение Асадченко В.Р. от 16.06.2017, статья Королькова Е.П., акты экспертизы, на которые ссылается ответчик, не относятся к предмету спора и содержат сведения об иных колесных парах, в связи с чем не могу являться надлежащими доказательствами по делу.
Научные статьи, приведенные ответчиком, не имеют ни обязательного, ни рекомендательного характера. В данных статьях выражено лишь частное мнение их авторов, которое, так же, как и заключение специалиста, не относится к спорному случаю, а имеет общий характер. Поэтому представленные ответчиком статьи и монографии не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по настоящему делу.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу N А40-27129/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295) в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27129/2020
Истец: ЗАО "Локотранс"
Ответчик: ОАО "РЖД"