город Ростов-на-Дону |
|
07 декабря 2020 г. |
дело N А32-8886/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.09.2020 по делу N А32-8886/2020 по иску муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск
к обществу с ограниченной ответственностью "Янэнерго"
об обязании выполнить гарантийные обязательства
УСТАНОВИЛ:
МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями к ООО "Янэнерго" об обязании выполнить гарантийные обязательства.
Решением суда от 29.09.2020 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Результаты работ не могут быть использованы, поскольку должны быть исполнителем засекречены.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЯНЭНЕРГО" и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск (далее -Учреждение) заключен муниципальный контракт N 212/09-38 от 4 сентября 2019 года на оказание услуг для муниципальных нужд ИКЗ N 183231509380623150100101790017219226.
Результатом работ являлись актуализированные схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Новороссийск.
Истец указывает, что в период срока действия гарантийных обязательств выяснилось, что имеются препятствия для использования результатов работ. Причиной является возможное отнесение части материалов к носителям сведений, содержащих государственную тайну, а именно, в соответствии с п. 42.1 Указа Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" Сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих включены в данный перечень.
Население муниципального образования (городской округ) город Новороссийск по состоянию на 2015 год составляло 322 тысячи человек, по данным с официального сайта https://admnvrsk.ru администрации и городской Думы муниципального образования город - герой Новороссийск.
Учреждение направило ООО "ЯНЭНЕРГО" претензию с требованием решить вопрос о необходимости засекречивания подготовленных по контракту материалов и их передаче в установленном порядке. Претензия была оставлена без ответа.
На основании изложенного истец обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями в защиту нарушенного права.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Правоотношения сторон по государственному контракту N 111 регулируются положениями главы 37 ГК РФ и Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 44-ФЗ указанным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ под государственным и муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт к муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
Согласно положениям статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с нормами статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Работы по Контракту выполнены Исполнителем, сданы Заказчику и приняты Заказчиком в соответствии с требованиями закона и Контракта,
В соответствии с п. 1.1. Контракта, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению научно-исследовательской работы по актуализации схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края на период до 2029 г. (далее - Услуга), согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить их результат на условиях Контракта.
В соответствии с п. 1.2. Контракта, требования Заказчика к оказываемым услугам, а также виды, объем и стоимость оказываемых услуг установлены Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с п. 4.3.3, Контракта, Заказчик обязан осуществлять контроль за ходом оказания услуг Исполнителем.
Условия Контракта и Технического задания к Контракту (Приложение N 1) не предусматривали оказание исполнителем услуг по засекречиванию результата работ.
В соответствии с п. 5, п. 8.5. Технического задания - Приложение X" 1, Заказчиком были установлены требования к результату работ по Контракту, которые выполнены Исполнителем в полном объеме. Иные требования, в т.ч. касающиеся засекречиванию результата услуги, контрактом не предусмотрены.
В соответствии со Спецификацией - Приложение N 2 к Контракту, также предусмотрены требования к результату услуги, которые выполнены Исполнителем.
В период с 30.09.2018 г. по 19.12.2019 г. между Заказчиком и Исполнителем были подписаны Акты выполненных работ по первому - четвертому этапам в рамках Контракта.
В соответствии с п. 2 Актов выполненных работ Заказчик подтверждал, что фактическое качество выполненных работ соответствует требованиям Контракта, а в соответствии с п. 4 Актов. Заказчик признавал, что недостатки выполненных работ не выявлены.
В соответствии с п. 2 ст. 720 ГК РФ, Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
В соответствии с п. 3 ст. 720 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
После проведения проверки объема и качества выполненных работ. Заказчик акты о приемке выполненных работ подписал без замечаний. Какие-либо недостатки выявлены не были.
Согласно требованиям ст. 720 ГК РФ, у Заказчика в настоящее время отсутствует право предъявлять претензии к Исполнителю касательно видимых недостатков результата работ по Контракту.
В обоснование требований по Иску Истец не привел доказательств тому, что спорные недостатки не могли быть обнаружены им при приемке работ.
По тексту Иска Истец ссылается на п. 42.1. Указа Президента РФ К" 1203 от 30.11.1995 г., в соответствии с которым сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 000 человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Истец также указывает по Иску и предоставляет доказательство тому, что население г. Новороссийска по состоянию на 2015 г. составляло 322 000 человек.
Таким образом, Заказчик еще в 2015 г. должен был знать (по факту ранее, т.е. с даты, когда население г. Новороссийска превысило 200 000 человек) и не мог не знать о необходимости проведения мероприятий по засекречиванию соответствующей информации, если такие мероприятия были необходимы.
В свою очередь, Исполнитель в рамках Контракта не должен был разработать новые схемы, а только актуализировать схемы, предоставленные Заказчиком и имеющиеся у Заказчика. Соответственно, получив от Заказчика имеющиеся схемы, без каких-либо мероприятий по засекречиванию, Исполнитель выполнил работу по актуализации схем и передал их Заказчику.
Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ, выраженным в Постановлении N 5150/12 от 09.10.2012 г., акт сдачи-приемки выполненных работ, является доказательством факта сдачи подрядчиком заказчику результата выполненных работ.
Согласно п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 51 от 24.01.2000, факт сдачи подрядчиком заказчику результата выполненных работ является основанием для возникновения обязательства заказчика по их оплате. Риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата работ несет заказчик.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 по делу N А32-8886/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8886/2020
Истец: МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК
Ответчик: ООО "Янэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13287/2021
19.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17552/2021
25.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-558/2021
07.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17803/20
29.09.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8886/20