г. Москва |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А40-28932/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Бондарева А.В., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2020 по делу N А40-28932/20 по иску АО "РЭУ" к ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, третье лицо: МИНОБОРОНЫ РОССИИ, об обязании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: от ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ - Казьмина О.Ю. по доверенности от 26.05.2020 N 141/1/4838нс, от МИНОБОРОНЫ РОССИИ - Казьмина О.Ю. по доверенности от 18.09.2020 N 207/5/Д/21,
УСТАНОВИЛ:
АО "РЭУ" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ об обязании принять имущество (товарно-материальные ценности) путем подписания актов приема-передачи (возврата) движимого имущества в соответствии с приложенным перечнем.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным решением, ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда представители ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец в судебное заседание не явился, дело рассматривалось в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 269, 271 АПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 N 643-р АО "РЭУ" (истец) определен единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственным Минобороны России организаций.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 29.06.2011 N 1074-р Минобороны России было поручено обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования истцу объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России на срок действия государственных контрактов.
В число переданного в безвозмездное пользование имущества и (или) ответственное хранение вошли товарно-материальные ценности (далее - ТМЦ), принадлежащие Минобороны России.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 для содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг (в том числе по теплоснабжению) в интересах Вооруженных сил Российской Федерации сформировано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Согласно поручению Минобороны России от 17.07.2017 N 141/22992 территориальным управлениям Минобороны России необходимо организовать следующие мероприятия: осуществить прием-передачу ТМЦ, ранее предоставленных в безвозмездное пользовании АО "РЭУ", в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России через балансодержателя имущества (территориальное управление) путем подписания трехсторонних актов; определить имущество, не планируемое к использованию ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, для принятия решения о его дальнейшем использовании в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и порядке приема от АО "РЭУ".
Во исполнение поручения Минобороны России от 17.07.2017 N 141/22992 АО "РЭУ" были организованы мероприятия по формированию и отправке актов территориальным управлениям с просьбой забрать ТМЦ и подписать акты приема-передачи. В адрес начальника ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России направлено письмо от 07.09.2017 N 405-00-03/2163/1 (почтовый идентификатор 60002101137595) с приложением оригиналов актов приема-передачи (возврата) движимого имущества.
Вышеуказанные акты получены ответчиком 25.09.2017, однако до настоящего времени не подписаны и не возвращены в адрес истца.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд об обязании принять имущество (товарно-материальные ценности) путем подписания актов приема-передачи (возврата) движимого имущества.
На основании ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 689 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с п. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, в частности, одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 ГК РФ).
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования по следующим основаниям.
Согласно п. 1.2 договора безвозмездного пользования от 06.10.2011 N 19 право собственности на передаваемое имущество принадлежит Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 214 ГК РФ субъектами права государственной собственности является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации Указ Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Подпунктом 71 пункта 7 указанного положения за Министерством обороны Российской Федерации закреплены полномочия по осуществлению в пределах своей компетенции правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 296 ГК РФ субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку имущество передавалось в безвозмездное пользование как федеральная собственность, в качестве лица, осуществляющего права собственности поименовано Министерство обороны Российской Федерации, следовательно, полномочия по приемке возвращаемого из безвозмездного пользования имущества также принадлежат компетентному органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника по владению и пользованию федеральным имуществом, т.е. Министерству обороны Российской Федерации.
Таким образом, МИНОБОРОНЫ РОССИИ уклоняется от принятия у АО "РЭУ" в добровольном порядке объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собственностью, ссылаясь на невозможность идентифицировать передаваемое имущество ввиду отсутствия стоимостных и иных характеристик передаваемого имущества.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал, что, учитывая, что ответчиком до настоящего времени вышеуказанное имущество (товарно-материальные ценности) не принято у истца путем подписания актов приема-передачи (возврата) движимого имущества, то в его действиях усматривается односторонний отказ от исполнения обязательств, что в соответствии со ст. 310 ГК РФ не допускается, а, следовательно, требование истца неимущественного характера является обоснованным, доказанным представленными доказательствами и подлежит удовлетворению в судебном порядке.
Вопреки доводам ответчика, изложенным в апелляционной жалобе, материалы дела не содержат доказательства, освобождающие ответчика от подписания соответствующих актов приема-передачи имущества, являющегося собственностью МИНОБОРОНЫ РОССИИ, в соответствии с поручением Минобороны России от 17.07.2017 N 141/22992.
Требования истца ответчиком документально не оспорены, доказательства того, что спорное имущество невозможно идентифицировать, в материалы дела не представлены.
Доводы ответчика не опровергают выводы суда первой инстанции, более того были предметом рассмотрения и обоснованно отклонены. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.08.2020 по делу N А40-28932/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28932/2020
Истец: АО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ