город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2020 г. |
дело N А32-21954/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью "СВП"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.08.2020 по делу N А32-21954/2020
по заявлению Администрации Ейского городского поседения Ейского района
(ИНН: 2306032420, ОГРН: 1072306004044)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "СВП"
(ИНН: 2308136470, ОГРН: 1072308010730)
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ейского городского поседения Ейского района (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 29.04.2020 N 023/10/18.1-1986/2020 по жалобе ООО "СВП" на действия администрации Ейского городского поседения Ейского района при организации и проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1,8.10 на территории Ейского городского поселения Ейского района (извещение N 1/2020).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СВП" (далее - ООО "СВП").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29.04.2020 по делу N 023/10/18.1-1986/2020 по жалобе ООО "СВП" на действия администрации Ейского городского поседения Ейского района при организации и проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1,8.10 на территории Ейского городского поселения Ейского района (извещение N1/2020), а также предписание от 29.04.2020 N 023/10/18.1-1986/2020, как не соответствующие Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суд возложил на Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю и ООО "СВП" обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, признать решение и предписание законным и обоснованным. Жалоба управления мотивирована тем, что п. 5.4 Порядка противоречит требованиям ст. 23 Федерального закона N 220-ФЗ, в связи с чем, результаты конкурса определены с нарушением федерального законодательства.
ООО "СВП" в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в заявленных администрацией требованиях отказать в полном объеме. Жалоб мотивирована тем, что действующая редакция пункта 5.4 Порядка, предоставляя организатору конкурса, на этапе допуска (не допуска) участников конкурса к участию в конкурсе, недопустимую широту собственного усмотрения по определению требований к участникам конкурса не установленных федеральным законодательством, противоречит требованиям статьи 23 Закона N 220-ФЗ, в связи с чем, результаты конкурса были определены с нарушением действующего федерального законодательства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционные жалобы просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставив решение без изменения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 30.11.2020 в связи с нахождением судьи Пименова С.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От ООО "СВП" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "СВП".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционные жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ООО "СВП" на действия администрации Ейского городского поселения Ейского района при организации и проведении конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1,8, 10 на территории Ейского городского поселения Ейского района (извещение N 1/2020 опубликовано на сайте www.adm-veisk.ru ).
В ходе рассмотрения жалобы, ответчиком установлено, что на основании протокола конкурсной комиссии N 2-1/2020, размещенной 27.03.2020 года на сайте администрации, ООО "СВП" не допущено к участию в конкурсе по Лотам N 1, N 2 и N 3, поскольку заявка третьего лица не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 5.4 Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района, утвержденного постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 20.01.2020 N 30 "Об утверждении Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлений перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района" (далее - Порядок).
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю вынесено решение от 29.04.2020 N 023/10/18.1-1986/2020, которым жалоба ООО "СВП" признана обоснованной, ввиду противоречия пункта 5.4 Порядка требованиям статьи 23 Закона N 220-ФЗ.
Управлением в отношении администрации вынесено предписание от 29.04.2020 года N 023/10/18.1-1986/2020, которым организатору торгов предписано в срок до 27.07.2020 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно:
- аннулировать конкурс по извещению N 1/2020 от 23.01.2020 года;
- внести изменения в пункт 5.4 Порядка.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием управления, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 2 и 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса.
Исходя из положений части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ допускается установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам муниципальным нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Реализуя полномочия органов местного самоуправления городского поселения, закрепленные пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения), исходя из статьи 7 данного Федерального закона, а также норм Закона N 220-ФЗ администрацией Ейского городского поселения Ейского района постановлением от 20 января 2020 года N 30 утвержден Порядок организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района.
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в статье 23 Закона N 220-ФЗ и пункте 5.1 Порядка.
В соответствии с пунктом 3 части 3, частью 4 статьи 24 Закона N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным критериям, в числе которых влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.
Качество перевозок проявляется в надежности, безопасность, доступности, комфортности предоставляемых услуг населению.
Характеристики транспортных средств (виды, классы, экологические характеристики, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрутов регулярных перевозок включаются в реестры маршрутов регулярных перевозок (пункт 9 части 1 статьи 26, пункты 10, 11, 12, 13 статьи 27 Закона N 220-ФЗ).
Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 данной статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
В соответствии с пунктом 13 части 4 статьи 27 Закона N 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок наряду с иными характеристиками (экологические характеристики, вид и класс транспортных средств) указываются характеристики транспортных средств, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Пунктом 10 части 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что в карте маршрута регулярных перевозок наряду с техническими характеристиками указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ допускается установление муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес.
Принимая во внимание, вышеизложенное в конкурсной документации по лотам N 1,2,3 в графе "Требования к подвижному составу на муниципальном маршруте" подграфе "Характеристики транспортных средств, влияющих на качество перевозок" приложения N 2 указано на необходимость наличия "Спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНACC/GPS-100%".
Из материалов дела следует, что 23 января 2020 года на сайте администрации Ейского городского поселения Ейского района www/adm-yeisk/ru в разделе "Документы" подраздел "Конкурсы" размещены извещение о проведении открытого конкурса на право получение свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам N 1,8,10 и конкурсная документация по лотам N 1,2,3.
Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса в составе заявки, определены пунктом 8.3 Порядка организации и проведения конкурса, утверждённым постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 20.01.2020 N 30 (размещено на сайте администрации) и приложением N 3 к конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 8.3 Порядка заявка на участие в конкурсе должна содержать копию действующей лицензии (с приложениями) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) с разрешением осуществлять деятельность по видам работ, указанным в конкурсной документации подпункт 5 пункта 8.3 Порядка), документы и сведения, установленные конкурсной документацией, необходимые для оценки и сопоставления заявки на участие в конкурсе (подпункт 12 пункта 8.3 Порядка).
Согласно приложению N 2 к конкурсной документации по лотам N 1, 2, 3 в графе "Требования к подвижному составу на муниципальном маршруте" подграфе "Характеристики транспортных средств, влияющих на качество перевозок" указано на необходимость наличия "Спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS-100%".
16.03.2020 года состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе по лотам N 1 (маршрут N 1), по лоту N 2 (маршрут N 8) и лоту N 3 (маршрут N 10). По результатам вскрытия конвертов с заявками конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе ООО "СВП":
- по Лоту N 1 в связи с отсутствием в приложенной претендентом лицензии транспортного средства, предлагаемого к обслуживанию на маршруте, и не подтверждения факта установки спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS- 100%" на транспортных средствах;
- по Лоту N 2 не подтверждения факта установки спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS-100%" на транспортных средствах;
- по Лоту N 3 не подтверждения факта установки спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS-100%" на транспортных средствах.
Решением конкурсной комиссии от 27.04.2020 года конкурс по лотам N 1, 2, и 3 признан не состоявшимся.
Требование по оснащению транспортных средств перевозчиков вытекают из федерального законодательства: транспортной стратегией Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, статьи 3 Федерального закона от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", Требованиями к системам и аппаратно-программным навигационным комплексам, функционирующим с использованием навигационных сигналов ГЛОНАСС в части обеспечения информационного взаимодействия с автоматизированными центрами контроля и надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2012 года N 285, Национальными стандартами Российской Федерации. Глобальная навигационная спутниковая система. Системы навигационно-информационные (ГОСТ Р 55538-2013).
Таким образом, конкурсная документация в части необходимости оснащения транспортных средств системой ГЛОНАСС не устанавливает дополнительные требования к участникам конкурса и не ограничивает их право на участие в конкурсе, а имеет своей целью обеспечить наиболее безопасные условия перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, укрепление транспортной дисциплины, повышение качества обслуживания.
Необходимость оснащения транспортных средств системой ГЛОНАСС предусмотрена реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ейского городского поселения Ейского района, утверждённым постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 12.02.2016 года N 123 (далее - Реестр).
На основании изложенного, положения пункта 5.4 Порядка, предусматривающие случаи не допуска претендента на участие в конкурсе соответствуют требованиям статей 17 и 23 Закона N 220-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в оспариваемом решении антимонопольным органом сделан неверный вывод относительно несоответствия пункта Порядка требованиям статьи 23 Закона N 220-ФЗ.
Таким образом, оспариваемые решение и предписание управления от 29.04.2020 N 023/10/18.1-1986/2020 не соответствуют требованиям Закона N 135-ФЗ и нарушают права и законные интересы администрации.
Апелляционный суд поддерживает выводу суда первой инстанции, поскольку оснащение транспортных средств системой навигации ГЛОНАСС является одним из требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, установленным реестром, и, следовательно, данная характеристика транспортного средства может отражаться в конкурсной документации открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, а ее отсутствие может являться основанием для не допуска претендента к участию в конкурсе.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 по делу N А32-21954/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21954/2020
Истец: Администрация Ейского городского поселения Ейского района, Клочко Виктор Александрович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "СВП"