г. Хабаровск |
|
09 декабря 2020 г. |
А04-6418/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
от общества с ограниченной ответственностью "Апин": представитель не явился;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Апин"
на решение от 29.09.2020
по делу N А04-6418/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Апин"
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Апин" (ОГРН 1082801003031, ИНН 2801130630) обратилось в Арбитражный суд Амурской области о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция) от 05.08.2020 N 280120205000206 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 29.09.2020 постановление инспекции от 05.08.2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ признано незаконным в части размера назначенного административного наказания. Штраф с 510 125,69 руб. снижен до 492 170,90 руб. в связи с неверно произведенным расчетом.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 29.09.2020 по делу N А04-6418/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
На основании поручения заместителя начальника инспекции от 21.07.2020 N 280120200004002 проведена проверка соблюдения обществом законодательства о валютном регулировании. В ходе проверки установлен выплата обществом с 30.07.2018 по 31.08.2019 гражданами КНР - 70 нерезидентам по трудовым договорам 1 689 335,17 руб., что подтверждается платежными ведомостями. При этом общество осуществляло валютные операции в виде выплаты заработной платы нерезидентам не через банковский счет в уполномоченном банке, а наличной валютой Российской Федерации. Результаты проверки отражены в акте от 22.07.2020 N 280120200004.
Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, инспекцией рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении назначено на 23.07.2020 в 11 час. 00 мин., уведомление от 14.07.2020 N 12578, получено законным представителем общества 21.07.2020.
23.07.2020 должностным лицом инспекции составлен протокол об административном правонарушении N 280120205000206, действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Копия протокола получена законным представителем общества 27.07.2020. В протоколе указана дата рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 05.08.2020 в 11 час. 00 мин.
Постановлением от 05.08.2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции, с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, штраф снижен ниже низшего предела в два раза. Постановление получено законным представителем общества 07.08.2020.
О незаконности постановления общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно частично удовлетворил заявленное требование.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон N 173-ФЗ) резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 2 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится приобретение нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с частью 2 указанной статьи если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам-нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений по статье 14 Закона N 173-ФЗ такая выплата не входит.
Материалами дела подтверждается и документально не опровергнуто осуществление валютных операций в виде выдачи по трудовым договорам заработной платы 69 нерезидентам 30.07.2018 года по 31.08.2019 в общей сумме 1 312 455,72 руб. не через банковский счет в уполномоченном банке, а наличной валютой Российской Федерации.
Инспекция с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определила размер ответственности на сумму 510 125,69 рублей (1/2*1 360 335,17 (сумма выплат за период с 05.08.2018 по 31.12.2019, так как за более ранний период истек срок привлечения к административной ответственности) *3/4).
При проверке начисленного штрафа судом первой инстанции правильно установлено, что налоговый орган при расчете штрафа ошибочно учел сумму 47 879,45 руб., выплаченную резиденту - гражданину КНР Хэ Вэньсинь, постоянно проживающему в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, что привело к неправильному расчету штрафа. Штраф в данном случае следовало исчислить от суммы незаконной валютной операции в размере 1 312 455,72 рублей, который будет составлять с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ - 492 170,90 рублей (1/2*1312455,72*3/4).
Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
У общества имелась возможность для соблюдения установленных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Исключительных обстоятельств, препятствующих соблюдению обществом вышеуказанных норм действующего законодательства, не установлено. В рассматриваемом случае нарушение обществом требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за соблюдением исполнения публично-правовых обязанностей, характеризует его пренебрежительное отношение к установленным обязательным правовым требованиям.
Состав административного правонарушения общества, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
На основании статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами. Реализация норм трудового права осуществляется с соблюдением специальных норм Закона N 173-ФЗ и внутренние документы общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного закона.
Устранение обществом последствий правонарушения путем совершения действий, направленных на выполнение обязанности соблюдения норм трудового законодательства, а также побуждение своих иностранных работников на открытие в установленном порядке банковских счетов, признание лицом своей обязанности по выплате заработной платы иностранным рабочим с учетом требований законодательства о валютных операциях, не являются безусловным основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку характеризуют юридическое лицо, а не обстоятельства совершения правонарушения.
С учетом взаимосвязи части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, совокупности указанных в них условий, статус общества как субъекта малого и среднего предпринимательства не достаточен для изменения ответственности. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации" важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности государства является валютное регулирование и контроль. Цель валютного регулирования и валютного контроля - обеспечение реализации единой государственной валютной политики. Невыполнение рассматриваемых по настоящему делу императивных предписаний Закона N 173-ФЗ признается как создающее угрозу охраняемым отношениям по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, что исключает применение статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Постановление принято инспекцией в пределах полномочий административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и не резидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ.
Отсутствуют исключительные обстоятельства для применения апелляционным судом статей 2.9, 4.1 КоАП РФ.
Иное понимание подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 29.09.2020 по делу N А04-6418/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6418/2020
Истец: ООО "АПИН"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 1по Амурской области