город Ростов-на-Дону |
|
10 декабря 2020 г. |
дело N А53-13122/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений г. Гуково на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2020 по делу N А53-13122/2020
по иску ООО Управляющая компания "Стройактив"
к ответчику - Департаменту имущественных отношений г. Гуково
о взыскании задолженности, пени
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Стройактив" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Департаменту имущественных отношений г. Гуково с иском о взыскании задолженности в размере 20952 руб. 43 коп. задолженности по плате за содержание и ремонт и услуги:
по помещению N 88 в многоквартирном жилом доме N 33 по ул. Карла Маркса, г. Гуково за период с 01.07.2018 по 31.07.2020, пени в размере 761 руб. 30 коп. за период с 11.08.2018 по 05.04.2020;
по помещению N 50 в многоквартирном жилом доме N 47 по ул. Карла Маркса, г. Гуково задолженность в размере 21977 руб. 99 коп. за период с 25.11.2016 по 31.07.2020, пени в сумме 1682 руб. 97 коп. за период с 11.12.2016 по 05.04.2020 (с учетом уменьшения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 12.10.2020 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 20952 руб. 43 коп. задолженности по плате за содержание и ремонт и услуги по помещению N 88 в многоквартирном жилом доме N 33 по ул. Карла Маркса, г. Гуково за период с 01.07.2018 по 31.07.2020, пени в сумме 761 руб. 30 коп. за период с 11.08.2018 по 05.04.2020, по помещению N 50 в многоквартирном жилом доме N 47 по ул. Карла Маркса, г. Гуково задолженность в размере 21977 руб. 99 коп. за период с 25.11.2016 по 31.07.2020, пени в сумме 1682 руб. 97 коп. за период с 11.12.2016 по 05.04.2020.
Решение мотивировано тем, что спорные помещения находятся в муниципальной собственности. Оплата услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых расположены помещения, не производится.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что заявленное требование должно быть удовлетворено за счет казны муниципального образования "город Гуково". Доказательств того, что обязанность по внесению платы за жилые и нежилые помещения возложена на Департамент имущественных отношений г. Гуково либо того, что департаменту выделяются денежные средства на содержание муниципальных жилых помещений в материалы дела не представлено. Ссылка на пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 необоснованна.
По мнению заявителя жалобы, орган местного самоуправления, уполномоченный выступать от имени муниципального образования в суде определен правильно, однако, взыскание необходимо производить за счет казны.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений г. Гуково не явился. Департамент извещен о рассмотрении апелляционной жалобы в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Представитель ООО Управляющая компания "Стройактив" в заседание не явился. Общество извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Как следует из отзыва, истец доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, собственником помещений по адресу: ул. Карла Маркса, 33, кв. 88, ул. Карла Маркса, 47а, кв. 50, является муниципальное образование г. Гуково.
Собственниками помещений многоквартирного дома N 33 по ул. Карла Маркса 30.03.2016 принято решение о выборе в качестве обслуживающей компании ООО УК "Стройактив", согласно протоколу общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома. Председателем совета многоквартирного жилого дома N 33 по ул. Карла Маркса Давыденко О.В., действующей от лица всех собственников помещений многоквартирного дома, и ООО УК "Стройактив" заключен договор управления многоквартирным домом от 01.04.2016.
Собственниками многоквартирного дома N 47а по ул. Карла Маркса 01.04.2016 принято решение о выборе в качестве обслуживающей компании - ООО УК "Стройактив", согласно протоколу общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома. Между председателем совета многоквартирного жилого дома N 47а по ул. Карла Маркса Орищенко Т.А., действующей от лица всех собственников помещений многоквартирного дома, и ООО УК "Стройактив" заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с решениями собственников помещений вышеуказанных многоквартирных жилых домов размер платы за услуги, оказываемые управляющей компанией, установлен в соответствии с тарифом, устанавливаемым законодательными актами органов местного самоуправления с учетом вносимых изменений.
Собственником указанных помещений не исполняются обязательства по оплате за оказанные услуги по содержанию, текущему ремонту, управлению МКД, обслуживанию УУТЭ, СОИД электроснабжение, СОИД водоснабжение, СОИД водоотведение, СОИД водоотведение:
в отношении жилого помещения N 88, расположенного по адресу: г. Гуково ул. Карла Маркса. 33, задолженность составляет 20952 руб. 43 коп.;
в отношении помещения N 50, расположенного по адресу: г. Гуково ул. Карла Маркса, 47а, задолженность составляет 21977 руб. 99 коп.
ООО УК "Стройактив" направило заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с муниципального образования "город Гуково" в лице Департамента имущественных отношений г. Гуково Ростовской области задолженности по оплате за жилое помещение N 88 за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 33 по ул. Карла Маркса в г. Гуково задолженности по оплате за жилое помещение N 50 за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 47а по ул. Карла Маркса, а также пени.
Определением от 06.03.2020 по делу N А53-6014/2020 отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с чем ООО УК "Стройактив" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае ООО "Стройактив" избрано на общем собрании собственников помещений в многоквартирных жилых домах управляющей компанией, что подтверждается протоколами общих собраний от 01.04.2016 и 30.03.2016, а также названными выше договорами управления многоквартирными жилыми домами.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1- 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу частей 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости квартира N 88 в многоквартирном жилом доме N 33 по ул. Карла Маркса в г. Гуково и квартиры N 50 в многоквартирном жилом доме N 47а по ул. Карла Маркса находится в собственности муниципального образования "город Гуково".
Заявитель жалобы не ссылается на то, что спорные квартиры переданы в пользование физических лиц.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания, по которому управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Указанный правовой подход закреплен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, согласно которому расчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В пунктах 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Согласно расчету, представленному истцом в материалы дела, задолженность по помещению N 88 в многоквартирном жилом доме N 33 составляет 20952 руб. 43 коп. за период с 01.07.2018 по 31.07.2020, по помещению N 50 в многоквартирном жилом доме N 47а по ул. Карла Маркса, г. Гуково - 21977 руб. 99 коп. за период с 25.11.2016 по 31.07.2020.
Расчет задолженности заявителем жалобы не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В установленные сроки плата не внесена.
Согласно пункту 14 статьи 155 Кодекса лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В силу статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Расчет пени судом первой инстанции проверен и признан правильным, требование о взыскании пени удовлетворено обоснованно.
Ссылка заявителя жалобы на то, что взыскание необходимо производить за счет казны муниципального образования, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте имущественных отношений города Гуково, принятого Гуковской городской думой 26.04.2012 Департамент имущественных отношений г. Гуково является отраслевым органом администрации города Гуково и входит в ее структуру.
В пункте 1.2. положения о Департаменте имущественных отношений г. Гуково, департамент является уполномоченным органом администрации города Гуково, осуществляющим управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "город Гуково", а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах городской черты, в рамках компетенции, установленной настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 1.8 департамент имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в органах Федерального казначейства, является балансодержателем муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.
Согласно пункту 1.9 департамент от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
В пункте 3.1 Положения предусмотрено, что департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению в установленном порядке муниципальным имуществом и земельными участками, находящимся в муниципальной собственности г. Гуково, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах городской черты.
Согласно пункту 3.40 департамент обеспечивает в пределах своей компетенции представление имущественных интересов города в Арбитражных судах, судах общей юрисдикции, иных государственных органах со предоставленными истцу, ответчику либо третьему лицу.
В соответствии с абзацем 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 от 28.05.2019 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то, возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом. Финансовое обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 БК РФ).
Сами они, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами.
Поэтому взыскание производится непосредственно с соответствующего казенного учреждения в пользу лица, предъявившего иск.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 названного постановления положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения. Органы Федерального казначейства, осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 названного Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Обязанность Департамента по оплате задолженности возникла в связи необходимостью несения расходов, связанных с содержанием муниципального имущества и ненадлежащим исполнением обязательства по ее оплате.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенными разъяснениями, взыскание задолженности за содержание и ремонт и коммунальные услуги правомерно произведено судом первой инстанции непосредственно с Департамента имущественных отношений г. Гуково.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.11.2020 N Ф08-8693/2020 по делу N А53-7321/2020 с аналогичными обстоятельствами между этими же сторонами.
При таких условиях, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2020 по делу N А53-13122/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13122/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТРОЙАКТИВ"
Ответчик: "Город Гуково" в лице Департамента имущественных отношений г. Гуково, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Г. ГУКОВО