г. Пермь |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А50-37642/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрев без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционные жалобы истца, администрации Индустриального района города Перми, Министерства финансов Пермского края, поданную в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
от 02 октября 2020 года, принятое судьей Завадской Е.В. в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-37642/2019
по иску администрации Индустриального района города Перми (ОГРН 1025901219200, ИНН 5905006167)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Мастер" (ОГРН 1055902845624, ИНН 5905235505)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ДорТехИнжиниринг" (ОГРН 1135903006370, ИНН 5903110420)
о взыскании субсидии в федеральный бюджет в сумме 35 347 руб. 48 коп., в краевой бюджет в сумме 13 073 руб. 73 коп., в местный бюджет в сумме 12 105 руб. 30 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Индустриального района г. Перми (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Мастер" (далее - ответчик, общество) о взыскании субсидии в общей сумме 60 526,51 руб., в том числе в федеральный бюджет в сумме 35 347 руб. 48 коп., в краевой бюджет в сумме 13 073 руб. 73 коп., в местный бюджет в сумме 12 105 руб. 30 коп., предоставленной по договору от 23.07.2018 N 94.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДорТехИнжиниринг".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.10.2020, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 24.09.2020) в удовлетворении ходатайства администрации Индустриального района города Перми о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917) отказано. В удовлетворении исковых требований администрации Индустриального района города Перми отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрацией Индустриального района города Перми и Министерством финансов Пермского края, обратившимся в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поданы апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Истец, администрация Индустриального района города Перми, указывает на наличии факта нецелевого использования ответчиком бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии, поскольку такой вид работ как осуществление строительного контроля за проведением работ по благоустройству дворовых территорий не предусмотрен минимальным и дополнительным перечнями работ, указанным в Порядке предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 20.03.2018 N 136-П (далее - Порядок N 136-П), а также в Порядке предоставления субсидий на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды", утвержденным Постановлением администрации города Перми от 05.05.2017 N 342 (далее - Порядок N 342, Порядок).
Несмотря на то, что обеспечение осуществления строительного контроля является обязанностью заявителя - получателя субсидии при выполнении работ по ремонту дворового проезда и (или) оборудованию автомобильных парковок и (или) устройству тротуаров дворовых покрытий, однако учитывая, что финансирование данного вида работ не предусмотрено нормативными актами, регламентирующими порядок предоставления субсидии, оплата расходов на осуществление строительного контроля за счет средств бюджета, полученных в качестве субсидии, не должна производиться.
По мнению истца, суд неправомерно не привлек к участию в деле в качестве третьего лица Министерство финансов Пермского края, поскольку последний является органом государственного финансового контроля, осуществляющим контроль за целевым использованием субсидии, за соблюдением условий и порядка ее предоставления, а также ее возвратом.
Министерство финансов Пермского края в апелляционной жалобе приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы истца относительно наличии факта нецелевого использования ответчиком бюджетных средств по осуществлению строительного контроля за проведением работ по благоустройству дворовых территорий и отказа в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Министерства финансов Пермского края.
От лиц, участвующих в деле, отзывов на апелляционные жалобы не поступило.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, проанализировав нормы процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что производство по апелляционной жалобе Министерство финансов Пермского края подлежит прекращению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 257 АПК РФ в порядке апелляционного производства обжалуются решения арбитражного суда первой инстанции, не вступившие в законную силу.
При применении статей 257, 272 АПК РФ арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 АПК РФ относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
В соответствии со статьей 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N12) в случае, когда после рассмотрения апелляционной жалобы и принятия по результатам ее рассмотрения постановления суд апелляционной инстанции принял к своему производству апелляционную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле, права и обязанности которого затронуты обжалуемым судебным актом (статья 42 АПК РФ), такую жалобу следует рассматривать применительно к правилам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Если при рассмотрении соответствующей жалобы суд апелляционной инстанции установит, что заявитель является лицом, не привлеченным к участию в деле, о правах и обязанностях которого приняты судебные акты по делу, то ранее принятые постановление суда апелляционной инстанции и решение суда первой инстанции подлежат отмене и суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Таким образом, основанием для отказа в принятии апелляционной жалобы, поданной лицом, не привлеченным к участию в деле, в случае если обжалуемый судебный акт затрагивает его права и обязанности, не может являться пересмотр обжалуемого судебного акта в порядке апелляционного производства и принятие соответствующего постановления.
В данном случае суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктами 1, 2, 13, 25 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12, должен установить, какие именно права и обязанности заявителя жалобы были затронуты решением арбитражного суда первой инстанции.
Исходя из смысла и совокупности статьи 42, пункта 4 статьи 260 АПК РФ заявитель жалобы должен указать в апелляционной жалобе основания, по которым обжалуется судебный акт, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, а также на то, какие права или обязанности заявителя жалобы были затронуты решением арбитражного суда первой инстанции.
Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из приведенной нормы процессуального права следует, что третье лицо может быть привлечено к участию в деле в случае, если судебный акт, принятый по результатам рассмотрения дела, может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Целью участия в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
При решении вопроса о привлечении лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, арбитражный суд исходит из того, какой правовой интерес имеет данное лицо при участии в деле.
Из содержания обжалуемого судебного акта следует, что предметом настоящего спора является требование Администрации к обществу "УК "Дом Мастер" о взыскании субсидии в общей сумме 60 526,51 руб., предоставленной по договору от 23.07.2018 N 94, заключенному между сторонами.
Установив, что судебный акт по настоящему делу непосредственно права и законные интересы Министерства финансов Пермского края не затрагивает с учетом предмета рассматриваемых требований и вопросов, входящих в предмет доказывания, суд первой инстанции правомерно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Пермского края.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решение суда первой инстанции не содержит суждений и выводов о правах и об обязанностях Министерства финансов Пермского края ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях указанного судебного акта, следовательно, права указанного лица относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на него не возложены.
Таким образом, апелляционная жалоба подана лицом, не имеющим право на обжалование судебного акта.
Ввиду отсутствия оснований для признания Министерства финансов Пермского края лицом, на права и обязанности которого может повлиять судебный акт, производство по апелляционной жалобе Министерства финансов Пермского края подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Указанная правовая позиция изложена также в определении Арбитражного суда Уральского округа от 24.09.2020 по аналогичному делу N А50-37188/2019.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба Администрации Индустриального района рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между администрацией и ООО "УК" Дом Мастер" заключен договор N 94 о предоставлении из бюджета города Перми субсидии юридическому лицу на возмещение затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды" от 23.07.2018 (далее - договор), в соответствии с которым Администрация предоставляет Обществу из бюджета города Перми в 2018 году субсидии в целях возмещения затрат Заявителя - получателя субсидии, связанных с благоустройством дворовой территории многоквартирных домов ул. Милиционера Власова,31, ул. Милиционера Власова,35, г. Пермь (далее - Субсидия).
Субсидия носит целевой характер и предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды", утвержденным постановлением администрации города Перми от 05 мая 2017 г. N 342 (далее - Порядок предоставления субсидии).
Договором установлено, что предоставленные из бюджета города Перми средства направляются на ремонт дворовых проездов; оборудование автомобильных парковок; устройство тротуара дворовой территории, в размере в 2018 году - 2 888 868 руб. 20 коп. на вышеуказанные цели.
В соответствии с пунктом 4.3 договора Общество обязалось в числе прочего: представлять в Администрацию Индустриального района документы, в соответствии с пунктами 3.1.2., 3.2.3. настоящего Договора; обеспечить достижение значений показателей результативности, установленного Порядком предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.1.4 настоящего Договора; отчет об использовании субсидии по форме согласно приложению N 2 и отчет по показателям результативности по форме согласно приложению N 4 к настоящему договору, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора с приложением перечня оправдательных документов; при выполнении работ по ремонту дворового проезда и (или) оборудованию автомобильных парковок и (или) устройству тротуаров дворовых территорий осуществление строительного контроля (включающего лабораторные испытания физико-механических свойств асфальтобетона (уплотнение, водонасыщение) (п. 4.3.11.2).
Согласно пункту 5.1 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Сумма субсидии перечислена ответчику, ответчик представил доказательства, подтверждающие исполнение обязательств по договору.
По результатам проверки истца, проведенной Министерством финансов Пермского края, выявлено неправомерное представление средств субсидии заявителям-получателям субсидии в целях возмещения затрат по оплате ООО "ДорТехИнжиниринг" работ по осуществлению строительного контроля за проведением работ по благоустройству дворовых территорий, не предусмотренных минимальным и дополнительным перечнем (в нарушение пункта 5.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 20.03.2018 N 136-п, пунктов 2.3, 2.4 Порядка, утверждённого Постановлением Администрации города Перми от 05.05.2017 N 342, пункта 1.2. договоров о предоставлении субсидии).
Как следует из акта проверки от 16.08.2019 N 07-07/9-3 истцом необоснованно предоставлена ответчику субсидия на осуществление строительного контроля за проведением работ по благоустройству дворовых территорий в размере 60 526,51 руб., из них средства федерального бюджета - 35 347 руб. 48 коп., средства краевого бюджета - 13 073 руб. 73 коп., средства местного бюджета - 12 105 руб. 30 коп.
Данные обстоятельства явились основанием для направления истцом в адрес ответчика претензии о возврате суммы субсидии в указанном размере.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судом принято вышеприведенное решение об отказе в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Правовые и организационные основы распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды урегулированы Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 169.
Постановлением администрации г. Перми от 05.05.2017 N 342 утвержден Порядок предоставления субсидий на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды".
Согласно пункту 1.4 Порядка N 342 субсидии заявителям - получателям субсидий предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Перми, включенных в муниципальную программу, для создания наиболее благоприятных условий проживания жителей.
Согласно пункту 1.5 Порядка минимальный перечень работ - перечень работ по благоустройству дворовых территорий, включающий: ремонт дворовых проездов; обеспечение освещения дворовых территорий; установка скамеек, урн; оборудование автомобильных парковок; устройство тротуаров дворовых территорий.
Дополнительный перечень работ - перечень работ по благоустройству дворовых территорий, включающий: установку пандусов и поручней для входных групп в домах, где проживают люди, имеющие ограниченные возможности в связи с заболеванием опорно-двигательного аппарата; монтаж тактильной плитки в случае проживания на дворовой территории людей с ограниченными возможностями в связи с заболеванием систем восприятия.
Пункт 2.1 Порядка (в редакции, действовавшей в момент заключения договора о предоставлении субсидии) устанавливает следующие условия и критерии предоставления субсидий на благоустройство придомовых территорий заявителям:
2.1.1. принятие решения заинтересованными лицами о благоустройстве дворовой территории;
2.1.2. включение дворовой территории в муниципальную программу;
2.1.3. представление заявителем - получателем субсидии заявки на получение субсидии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.8 настоящего Порядка;
2.1.4. проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений и дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения;
2.1.5. установка пандусов и поручней для входных групп в домах, где проживают люди (человек), имеющие(-ий) ограниченные возможности в связи с заболеванием опорно-двигательного аппарата, монтаже тактильной плитки в случае проживания на дворовой территории людей (человека) с ограниченными возможностями в связи с заболеванием систем восприятия.
Согласно пункту 2.3. Порядка N 342 субсидии предоставляются на благоустройство дворовых территорий в рамках минимального и (или) дополнительного перечней работ, за счет средств федерального бюджета, бюджета Пермского края, бюджета города Перми, предусмотренных на финансирование мероприятий муниципальной программы.
Пунктом 2.4. Порядка предусмотрено, что при проведении работ по благоустройству дворовых территорий заявитель - получатель субсидии обязан обеспечить: при выполнении работ по ремонту дворового проезда и (или) оборудованию автомобильных парковок и (или) устройству тротуаров дворовых территорий осуществление строительного контроля (включающего лабораторные испытания физико-механических свойств асфальтобетона (уплотнение, водонасыщение).
Для предоставления субсидии заявитель - получатель субсидии представляет в Территориальный орган заявку в двух экземплярах по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 2.7. Порядка).
Согласно пункту 2.8.2 Порядка к заявке прилагаются, в том числе протоколы общих собраний собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решений собственников каждого здания и сооружения, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, содержащих решения о (об):
утверждении общей суммы расходов на благоустройство дворовой территории, в том числе на осуществление Строительного контроля;
определении организаций, которые будут выполнять работы по благоустройству дворовой территории, организации, (из числа специализированных организаций, уполномоченных осуществлять строительный контроль, в том числе лабораторий, получивших аккредитацию), которая будет осуществлять Строительный контроль;
Пунктом 2.13. Порядка предусмотрено, что заявитель - получатель субсидии в течение 10 календарных дней со дня получения проекта договора о предоставлении субсидии подписывает договор в двух экземплярах и направляет в Территориальный орган с приложением договора(-ов) на выполнение работ по благоустройству дворовой территории (далее - договоры на выполнение работ), договора на осуществление Строительного контроля, графика выполнения работ по благоустройству дворовой территории по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Перечисление субсидии осуществляется Территориальным органом на расчетный счет заявителя - получателя субсидии не позднее 10 рабочих дней после представления заявителем - получателем субсидии, в том числе следующих документов:
акта приемки выполненных работ по благоустройству дворовой территории, подписанного заявителем - получателем субсидии, организацией(-ями), осуществляющей(-ими) выполнение работ, организацией, осуществляющей Строительный контроль, представителем(-ями) заинтересованных лиц, уполномоченным(-ыми) на участие в осуществлении контроля за выполнением работ по благоустройству дворовой территории, в том числе промежуточном, и их приемке, и согласованного руководителем Территориального органа или уполномоченным им лицом;
акта приемки оказанных услуг на осуществление Строительного контроля, подписанного заявителем - получателем субсидии и организацией, осуществляющей Строительный контроль;
акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанных организацией(-ями), осуществляющей(-ими) выполнение работ, организацией, осуществляющей строительный контроль (пункт 2.14 Порядка).
Факт предоставления ответчику субсидии на благоустройство придомовой территории установлен судом, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Судом первой инстанции также установлено, что ответчик соответствовал требованиям, предусмотренным Порядком для получения субсидии.
Иного из материалов дела не следует.
Разделом 4 Порядка установлено, что заявитель - получатель субсидии несет ответственность за целевое использование субсидии в соответствии с настоящим Порядком и действующим законодательством (пункт 4.1).
На основании статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Из положений статьи 306.4 БК РФ следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно пункту 4.5 Порядка N 342 в редакции от 15.06.2018, действовавшей до 22.03.2019 (то есть на дату заключения договора и выдачи субсидии), возврат субсидии осуществляется ее получателем в случае нарушения условий ее предоставления и в случае недостижения показателей результативности предоставления субсидии.
Таким образом, исходя из толкования пункта 4.5 Порядка и с учетом вышеприведенного нормативного обоснования "нецелевого использования бюджетных средств" для обязания ответчика возвратить субсидию необходимо установить как нарушение условий ее предоставления, так и недостижение показателей результативности предоставления субсидии. Нарушение условий предоставления субсидии не выявлено входе судебного разбирательства.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела такое основание для возврата субсидии, как недостижение показателей ее результативности (пункт 4.5 Порядка), истцом не заявляется, нецелевое расходование бюджетных средств материалами дела не подтверждено, денежные средства использованы в целях, предусмотренных Порядком N 342, в связи с чем суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для взыскания с ответчика 60526,51 руб. в счет возврата субсидии.
Доводы апеллянта о том, что работы по осуществлению строительного контроля не предусмотрены минимальным и дополнительным перечнями работ, установленными нормативными актами, регламентирующими порядок предоставления субсидии (Порядок N 136-П и Порядок N 342), апелляционным судом не принимаются по следующим основаниям.
Осуществление строительного контроля является обязательным в силу пункта 2.4 Порядка N 242 и обусловлено необходимостью выполнения ответчиком работ, указанных в минимальном перечне работ по благоустройству дворовых территорий (пункт 1.5 Порядка).
Материалами дела подтверждено и истцом не опровергнуто, что ответчик соответствовал требованиям, установленным Порядком N 342 для получения субсидии.
Из содержания положений Порядка, определяющих содержание заявки на получение субсидии, следует, что заявитель не может претендовать на получение субсидии в случае не утверждения общей суммы расходов на благоустройство дворовой территории, в том числе на осуществление строительного контроля; не определения организаций, которые будут выполнять работы по благоустройству дворовой территории, организации, (из числа специализированных организаций, уполномоченных осуществлять строительный контроль, в том числе лабораторий, получивших аккредитацию), которая будет осуществлять строительный контроль.
Согласно утвержденной формы заявки на получение субсидии, запрашиваемая сумма расходов на благоустройство дворовой территории, включает в себя осуществление строительного контроля (включающего лабораторные испытания физико-механических свойств асфальтобетона (при ремонте дворового проезда и (или) оборудовании автомобильных парковок и (или) устройстве тротуаров дворовых территорий).
Субсидия в полном объеме представлена истцом после фактического выполнения работ ответчиком и представления всех необходимых документов, подтверждающих выполнение работ. Следовательно, при выделении субсидии и перечислении денежных средств истцу было известно, в оплату каких работ запрашиваются денежные средства. Возражений по представленным документам у истца не возникло.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела такое основание для возврата субсидии, как недостижение показателей ее результативности (пункт 4.5 Порядка), истцом не заявлено, нецелевое расходование бюджетных средств материалами дела не подтверждено, денежные средства использованы в целях, предусмотренных Порядком N 342.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца о наличии факта нецелевого использования ответчиком бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии, на оплату расходов на осуществление строительного контроля не нашли своего подтверждения, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводы истца о неправомерном не привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Министерство финансов Пермского края были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При решении вопроса о привлечении лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, арбитражный суд исходит из того, какой правовой интерес имеет данное лицо при участии в деле.
Установив, что судебный акт по настоящему делу непосредственно права и законные интересы Министерства финансов Пермского края не затрагивает с учетом предмета рассматриваемых требований и вопросов, входящих в предмет доказывания, суд первой инстанции правомерно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Пермского края.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции и подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, производство по апелляционной жалобе Министерства финансов Пермского края подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ администрация и министерство освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 117, 150, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционной жалобе Министерства финансов Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 октября 2020 года по делу N А50-37642/19, принятое в порядке упрощенного производства прекратить.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 октября 2020 года по делу N А50-37642/19, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-37642/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМ МАСТЕР"
Третье лицо: ООО "ДОРТЕХИНЖИНИРИНГ"
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1147/2021
09.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3522/20
02.10.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-37642/19
06.05.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3522/20