г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А21-5875/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Гаврева И.Н. по доверенности от 24.01.2020
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26452/2020) ГП КО "Водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.08.2020 по делу N А21-5875/2020, принятое
по заявлению ГП КО "Водоканал"
к Департаменту жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (ОГРН: 1023900591626, адрес: 236023, г. Калининград, пр-кт Советский, д. 107; далее - ГП КО "Водоканал", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - Министерство, заинтересованное лицо) N ЖК2/559/КАС/308-о от 19.03.2020 (далее - Предписание).
Решением от 06.08.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ГП КО "Водоканал" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ГП КО "Водоканал" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Министерством на основании приказа от 18.02.2020 N ЖК-704/пр проведена проверка с целью проверки доводов обращения жильца, проживающего по адресу: г. Калининград, ул. Карташева, д. 3 (далее - МКД) по вопросу соблюдения порядка начисления платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленные в целях содержания общего имущества (потребленные на общедомовые нужды) за период февраль 2017 года - январь 2020 года.
В ходе проверки установлено, что собственниками МКД выбран способ управления - непосредственное управление, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 03.08.2016.
Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению, водоотведению по МКД является ГП КО "Водоканал".
Из пояснений ГП КО "Водоканал" следует, что в МКД установлен общедомовой прибор учета холодной воды (далее - ОДПУ).
Из представленного расчета следует, что ГП КО "Водоканал" расчет платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленное на общедомовые нужды по МКД в период июнь 2017 года - январь 2020 произведен ГП КО "Водоканал" свыше нормативного потребления соответствующего коммунального ресурса.
При этом, распределение сверхнормативного объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета сверх нормативного потребления, возможно только в случае принятия собственниками помещений многоквартирного дома соответствующего решения.
По мнению представителей Министерства, представленный в ходе проверки протокол общего собрания собственников МКД от 03.08.2016 такого решения не содержит, иные решения по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объеме коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками МКД не принимались.
Исходя из этого представителями Министерства сделан вывод о том, что ГП КО "Водоканал" неправомерно произвёл начисление платы за холодное водоснабжение, водоотведение, в целях содержания общего имущества за период с июня 2017 года (установление норматива) по январь 2020 года исходя из разницы показаний ОДПУ и ИПУ, без соответствующего решения собственников помещений вышеуказанного МКД.
Расчет платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленное в целях содержания общего имущества с июня 2017 года должен осуществляться исходя из нормативного потребления соответствующего коммунального ресурса.
Министерством выявлены нарушения жилищного законодательства, в части нарушения порядка расчета платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленные в целях содержания общего имущества за период июнь 2017 года - январь 2020 года собственникам помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Карташева в г. Калининграде.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Предприятия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Частями 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления не позднее 01.06.2017.
Из положений пункта 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ и пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее но тексту - Правила N 491), следует, что при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Для первоначального включения указанных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
При этом, в соответствии п. 44 Правил N 354 в редакции, действовавшей в проверяемый период (действие редакции с 31.07.2019 по 01.07.2020), объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В обоснование заявления, а также апелляционной жалобы Предприятие ссылается на Протокол общего собрания собственников помещений МКД от 03.08.2016, согласно которому по вопросу N 6 собственниками принято решение о распределении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого или нежилого помещения.
Вместе с тем, заявителем не учтено то, обстоятельство, что согласно пункту 44 Правил N 354 в редакции, действовавшей в спорный период, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Только в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 29 Правил N 491).
Из материалов дела следует, что Министерством на основании приказа от 18.02.2020 N ЖК-704/пр проведена проверка с целью проверки доводов обращения жильца, проживающего по адресу: г. Калининград, ул. Карташева, д. 3 по вопросу соблюдения порядка начисления платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленные в целях содержания общего имущества (потребленные на общедомовые нужды) за период февраль 2017 года - январь 2020 года.
В ходе проверки заинтересованным лицом установлено, что собственниками спорного МКД выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 03.08.2016. Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению, водоотведению по МКД N 3 по ул. Старшего сержанта Карташева в г. Калининграде является ГП КО "Водоканал".
Из материалов также следует, что в спорном МКД установлен общедомовой прибор учета холодной воды (далее - ОДПУ).
Из представленного расчета следует, что ГП КО "Водоканал" расчет платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленное на общедомовые нужды по МКД в период июнь 2017 года - январь 2020 произведен свыше нормативного потребления соответствующего коммунального ресурса (подробный расчет приведен в акте проверки Департамента от 19.03.2019 N ЖК-1/704/КАС/308-о).
При этом, распределение сверхнормативного объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета сверх нормативного потребления, возможно только в случае принятия собственниками помещений многоквартирного дома соответствующего решения.
Представленный в ходе проверки протокол общего собрания собственников МКД от 03.08.2016 такого решения не содержит, иные решения по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками спорного МКД не принимались.
Из вышеизложенного следует, что ГП КО "Водоканал" неправомерно произвело начисление платы за холодное водоснабжение, водоотведение, в целях содержания общего имущества за период с июня 2017 года (установление норматива) по январь 2020 года исходя из разницы показаний ОДПУ и ИПУ, без соответствующего решения собственников помещений вышеуказанного МКД. Расчет платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленное в целях содержания общего имущества с июня 2017 года должен осуществляться исходя из нормативного потребления соответствующего коммунального ресурса.
Учитывая изложенное, Министерством правомерно выявлены нарушения жилищного законодательства, в части нарушения порядка расчета платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленные в целях содержания общего имущества за период июнь 2017 года - январь 2020 года собственникам помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Карташева в г. Калининграде.
Правовая позиция Министерства соответствует позиции Минстроя РФ, отраженной в письме от 17 ноября 2017 г. N 50534-ОГ/04, согласно которой размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.
Вопреки мнению подателя жалобы, подходы к толкованию указанных норм в полной мере применимы и к ситуации, когда собственниками помещений выбран способ управления МКД как непосредственное управление.
Судом установлено, что содержание Протокола от 03.08.2016, в частности формулировки вопроса N 6 и принятого по нему решения, не позволяют сделать вывод о том, что собственниками принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, волеизъявления на применение соответствующего порядка, предусмотренного п. 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в проверяемый период), в соответствии с которым допускается исключение из общего правила - объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственниками на собрании 03.08.2016 не было выражено.
Установив, что требование оспариваемого предписания содержит четкие формулировки, вынесено уполномоченным органом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспариваемого представления требованиям, установленным действующим законодательством.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 августа 2020 года по делу N А21-5875/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному предприятию Калининградской области "Водоканал" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5875/2020
Истец: ГП КО "Водоканал"
Ответчик: Департамент жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области