город Томск |
|
12 апреля 2024 г. |
ДелоN А27-11866/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Лопатиной Ю.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (N 07АП-10822/2023) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.08.2023 по делу N А27-11866/2022 (судья Фуртуна Н.К.) по исковому заявлению публичного акционерного общества "Угольная компания "Южный Кузбасс" (г. Междуреченск, ОГРН 1024201388661, ИНН 4214000608) к Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, (г. Мыски, ОГРН 1024201428206, ИНН 4215003182) о признании недействительным уведомления N 2118 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2020 год по договору аренды земельного участка N 34-18 от 01.08.2018 в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно в размере, превышающем 284 261,64 руб. в год (23 688,47 руб. в месяц); о признании недействительным уведомления N 2119 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2021 год по договору аренды земельного участка N 34-18 от 01.08.2018 г. в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период: - с 01.01.2021 по 30.06.2021 включительно в размере, превышающем 294 771, 17 руб. в год (24 564,26 руб. в месяц); - с 01.07.2021 по 31.12.2021 включительно в размере, превышающем 183 229, 92 руб. в год (15 269,16 руб. в месяц).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Мысковского городского округа, Кемеровская область - Кузбасс, город Мыски (ОГРН 1024201429086, ИНН 4215003337), Совет народных депутатов Мысковского городского округа (ОГРН 1024201427997, ИНН 4215005648), Администрация Правительства Кузбасса (ОГРН 1024200697377, ИНН 4200000647).
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Сазонов Е.В. по доверенности от 22.11.2021;
от Совета народных депутатов Мысковского городского округа - Тимофеева С.А. по доверенности N 26 от 19.02.2024 (в режиме веб-конференции);
от иных лиц - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Угольная компания "Южный Кузбасс" (далее также - ПАО "УК "Южный Кузбасс", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (далее - Комитет, ответчик) о признании недействительным уведомления N 2118 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2020 год по договору аренды земельного участка N 34-18 от 01.08.2018 в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно в размере, превышающем 284 261,64 руб. в год (23 688,47 руб. в месяц); о признании недействительным уведомления N 2119 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2021 год по договору аренды земельного участка N 34-18 от 01.08.2018 г. в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период: - с 01.01.2021 по 30.06.2021 включительно в размере, превышающем 294 771, 17 руб. в год (24 564,26 руб. в месяц); - с 01.07.2021 по 31.12.2021 включительно в размере, превышающем 183 229, 92 руб. в год (15 269,16 руб. в месяц).
Требования мотивированы тем, что оспариваемое уведомление сформировано в связи с тем, до 2019 года арендованный истцом публичный земельный участок находился в черте населенного пункта города Мыски и имел категорию "земли населенных пунктов", затем по решению Совета народных депутатов Мысковского городского округа он был исключен из границ города Мыски; в этой связи Администрацией Мысковского городского округа 24.06.2019 был принят, а затем в порядке самоконтроля 8.06.2021 отменен нормативный акт, устанавливающий новую категорию земель в отношении указанного земельного участка - "земли промышленности"; размер арендной платы за публичный земельный участок должен определяться с соблюдением принципа экономической обоснованности; при изменении категории земельного участка (земли населенных пунктов на земли промышленности); установленный земельным законодательством механизм перевода земель населенных пунктов в иную категорию реализуется путем изменения границ населенных пунктов; в связи с выводом земельного участка из черты населенного пункта - города Мыска решением СНД МГО от 30.04.2019 N 21-н, данный участок утратил категорию "земли населенных пунктов". Без категории земель не бывает, поэтому она и была определена в соответствии с фактическим использованием как "земли промышленности" постановлением Администрации Мысковского городского округа от 24.06.2019 N 815-п. Данное постановление фактически закрепляло не перевод (он уже состоялся решением о выводе участка из городской черты), а установление категории земель; такое установление законом отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.08.2023 суд признал недействительным уведомление N 2118 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2020 год по договору аренды земельного участка от 01.08.2018 N 34-18, заключенному между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (ИНН 4215003182) и публичным акционерным обществом "Угольная компания "Южный Кузбасс" (ИНН 4214000608), в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно в размере, превышающем 284 261,64 руб. в год (23 688,47 руб. в месяц). Признал недействительным уведомление N2119 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2021 год по договору аренды земельного участка от 01.08.2018 N 34- 18, заключенному между комитетом по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (ИНН 4215003182) и публичным акционерным обществом "Угольная компания "Южный Кузбасс" (ИНН 4214000608), в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 включительно в размере, превышающем 294771,17 руб. в год (24 564,26 руб. в месяц); и за период с 01.07.2021 по 31.12.2021 включительно в размере, превышающем 183229,92 руб. в год (15 269,16 руб. в месяц). Взыскал с Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (ИНН 4215003182) в пользу публичного акционерного общества "Угольная компания "Южный Кузбасс" (ИНН 4214000608) 12 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование к отмене оспариваемого решения апеллянт указывает, что судом не привлечены к участию в деле третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области - Кузбассу и Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области; не имеет значение принадлежность спорного земельного участка к определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а также его документально подтвержденное фактическое использование, поскольку, по мнению КУМИ Мысковского городского округа, в спорный промежуток времени вышеуказанных земельный участок продолжал оставаться земельный участком с категорией земли "земли населенных пунктов" и фактически не мог быть переведен в какую-либо другую категорию, в том числе в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка к землям населенных пунктов; в ЕГРН в отношении спорного земельного участка сведения об изменении его категории из земли лесного фонда на земли населенных пунктов не вносились, что также свидетельствует о несостоявшемся переводе названного земельного участка в земли населенных пунктов.
От ПАО "УК "Южный Кузбасс" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв, в котором оно с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства, нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Иное понимание КУМИ Мыски норм действующего законодательства не свидетельствует об их неправильном применении судом первой инстанции.
В дополнении к апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа ссылается на то, что описание границ населенных пунктов, входящих в состав Мысковского городского округа, в том числе границы населенного пункта Мыски по своему содержанию не соответствует форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650, в связи с чем сведения не могли быть внесены в ЕГРН, решение органа местного самоуправления о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования само по себе не порождает возможность перевода из земель населенных пунктов, поскольку возможность перевода, земельного участка из земель населенных пунктов в земли иных категорий закон связывает с иными основаниями. Решение Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 30.04.2019 года N21-н "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Мысковский городской округ" Кемеровской области г. Мыски не свидетельствует о переводе (исключении) земель из категории земель населенных пунктов в какую-либо иную категорию земель, не наделяет Администрацию Мысковского городского округа полномочиями по переводу в другие категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Сведения об изменении категории спорного земельного участка из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности внесены в ЕГРН истцом на основании постановления администрации Мысковского городского округа от 24.06.2019 N815-п "О переводе категории земель", которое отменено с момента его издания на основании протеста прокурора города Мыски, законность отмены подтверждена вступившими в силу решениями судов общей юрисдикции. Относительно письма N138 от 02.03.2020 за подписью начальника отдела архитектуры и градостроительства Мысковского городского округа, из содержания которого следует, что спорный земельный участок не расположен в границах населенных пунктов, сообщает, что данная информация не соответствует действительности. Полагает, что суд необоснованно не привлек к участию в деле Управление Росреестра по Кемеровской области.
Совет народных депутатов Мысковского городского округа в своем отзыве просил апелляционную жалобу удовлетворить, отменить решение суда Кемеровской области и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ПАО УК "Южный Кузбасс" в полном объеме, отмечая, что суд незаконно посчитал, что если компетентным органом в установленном порядке категория не определена, суд определяет ее по тем правилам, какими должен был руководствоваться данный орган. Сведения о спорном земельном участке с кадастровым номером 42:00:0000000:3879 внесены в ЕГРН при его постановке на государственный кадастровый учет на основании Распоряжения "Об утверждении схем расположения земельных участков" N 327 от 19.10.2018 Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, категория земель: "земли населенных пунктов". Указанное Распоряжение действует, ни кем не оспорено. Из указанного следует, что "автоматическая" смена категории путем ее определения судом первой инстанции в отношении спорного земельного участка в нарушение достоверных сведений ЕГРН затрагивает права и законные интересы помимо лиц участвующих в деле также Управления Росреестра по Кемеровской области и Филиала Роскадастра, однако вопрос о привлечении их к участию в деле судом не разрешался.
От Администрации Мысковского городского округа также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что сведения об изменении категории спорного земельного участка из категории земель населенных пунктов в категорию земель Промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения внесены в ЕГРН истцом на основании постановления Администрации Мысковского городского округа от 24.06.2019 N 815-п "О переводе категории земель" и письма N 138 от 02.03.2020 за подписью начальника отдела архитектуры и градостроительства Мысковского городского округа. При этом, постановление администрации Мысковского городского округа 24.06.201е ) N 815-н "О переводе категории земель" отменено с момента его издания па основании протеста прокурора города Мыски. Законность отмены подтверждена вступившими в силу решениями судов обшей юрисдикции.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2024 года судебное заседание по делу было отложено, судом было предложено истцу представить письменные объяснения с указанием каким образом и на основании какого документа была определена категория спорного земельного участка ранее принятия Решения Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 30.04.2019 N 21-н, должна ли такая категория считаться восстановленной с 01.07.2021 с учетом того, что пунктом 1.1. Решения Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 23.06.2021 N 51-н ранее принято решение об изменении границ отменено, а также с обоснованием того каким образом должна определяться категория земельного участка и арендная плата с 01.07.2021 с учетом включения участка в границы населенного пункта с указанием соответствующего расчета. Также было предложено ответчику представить письменные объяснения с указанием каким образом и на основании какого документа была определена категория спорного земельного участка ранее принятия Решения Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 30.04.2019 N 21-н, а также с обоснованием того каким образом должна определяться категория земельного участка и арендная плата с 01.07.2021 с учетом включения участка в границы населенного пункта с указанием соответствующего расчета с раскрытием всех параметров (показателей) такого расчета со ссылками на акты, которыми они установлены.
После отложения от ПАО "УК "Южный Кузбасс" поступили письменные объяснения с указанием, что сведения о категории земельного участка содержались в правоустанавливающем документе - договоре аренды N 34-18 от 01.08.2018. Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 30.04.2019 N 21-н "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Мысковский городской округ" Кемеровской области г. Мыски, утв. решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 20.11.2008 N 9-н", были изменены границы населенных пунктов. В соответствии с указанным Решением спорный земельный участок перестал входить в границы населенного пункта. В ЕГРН внесены изменения категории земельных участков на "земли промышленности". Между ПАО "Южный Кузбасс" и КУМИ г.Мыски заключено дополнительное соглашение к договорам аренды (зарегистрировано в ЕГРН), с указанием категории "земли промышленности_". Решение Совета народных депутатов N 21-н. от 30.04.2019 отменено Решением Совета народных депутатов N 51-н от 23.06.2021. (опубликовано 01.07.2021). При этом, как следует из п. 3 Решения N 51-н оно вступило в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования (обнародования), что делает невозможным придание правоотношениям по изменению границ обратной силы. С этого момента категория земельного участка - земли населенных пунктов. Дополнительно истец пояснил, что после принятия Арбитражным судом Кемеровской области решения по настоящему делу, Совет народных депутатов Мыски изменил п. 3 Решения N 51-н в попытке придать ему обратную силу приняв Решение N 21-н от 15.11.2023. Представлен справочный расчет арендной платы с 01.07.2021 с учетом включения участка в границы населенного пункта и состоявшегося пересмотра кадастровой стоимости.
Также от ПАО "УК "Южный Кузбасс" поступил отзыв на дополнения к апелляционной жалобе, в котором он указывает на то, что обязательным при изменении генерального плана является только графическое установление границ населенных пунктов и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат (аналогичная позиция с учетом контекста спора отражена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 20.11.2019 N 44-АПА19-40). В Решении Совета народных депутатов N 21-н от 30.04.2019 содержится графическая схема данной территории (см. приложения к Решению), а также координаты характерных точек границ населенного пункта (см п.1.1. Решения) и, вопреки доводам апелляционной жалобы, разночтений, неопределенности между текстовой и графической частью нормативного правового акта не существует.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, ответчик, Администрация и Правительство своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, ходатайств об отложении заседания не поступало.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, возражал против ее удовлетворения, поддержал поступившее в суд письменное ходатайство о прекращении производства по апелляционной жалобе.
Представитель Совета народных депутатов Мысковского городского округа поддержала доводы настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы и письменно изложенную позицию, против ходатайства возражала.
Оценив доводы ходатайства о прекращении производства по жалобе апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для прекращения производства. Согласно представленному с жалобой почтовому конверту, жалоба направлена в суд в августе 2023 года, то есть без пропуска срока на обжалование решения. Действительно, в суд первой инстанции апелляционная жалоба поступила (зарегистрирована) 11.12.2023, фамилия и способ поступления на штампе суда первой инстанции не указан. Однако, доказательств того, что жалоба направлена в иную дату с пропуском срока, не имеется, почтовый конверт и иные документы не позволяют установить пропуск срока на обжалование. В отсутствие зафиксированных судом первой инстанции данных об ином способе поступления апелляционный суд делает вывод о необходимости толковать сомнения в данной ситуации в пользу апеллянта, что направлено на обеспечение права на доступ к правосудию. В любом случае в сомнительной ситуации и в отсутствие доказательств злоупотребления процессуальными правами ответчиком срок, по мнению апелляционного суда, должен быть восстановлен. В этой связи апелляционный суд считает необходимым рассмотреть по существу апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов письменных объяснений, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным подателем жалобы доводам, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.08.2018 между Комитетом (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 34-18 сроком действия до 01.08.2067, вид разрешенного использования гидротехнические сооружения.
По договору передан земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 (далее - земельный участок, спорный участок) площадью 38 562 кв.м, расположенный по адресу: Кемеровская область, Мысковский городской округ, город Мыски, улица Братская; участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена; вид разрешенного использования - гидротехнические сооружения.
Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 30.04.2019 N 21-н "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Мысковский городской округ"_" была установлена граница города Мыски. Координаты характерных точек границ определены нормативным актом. Спорный участок оказался за чертой населенного пункта, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
После исключения земельного участка из черты населенного пункта отпали основания для сохранения за ним соответствующей категории земель, в связи с чем по инициативе общества были предприняты действия по установлению новой категории - постановлением Администрации Мысковского городского округа от 24.06.2019 N 815-п "О переводе категории земель" земельному участку определена категория земель "земли промышленности_".
Изменение сведений о категории земель явилось основанием для применения в расчете по арендной плате другой величины кадастровой стоимости земельного участка.
Во исполнение протеста прокурора города Мыски Администрация Мысковского городского округа постановлением от 08.06.2021 N 894-нп отменила собственное постановление от 24.06.2019 N 815-п с момента его издания.
Данное постановление от 08.06.2021 N 894-нп было оспорено истцом. Административный иск оставлен без удовлетворения решением Мысковского городского суда от 21.04.2022 по делу N 2а-42/2022, решение вступило в законную силу.
Наряду с этим, Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 23.06.2021 N 51-н "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Мысковский городской округ"_" был отменен пункт 1 Решения Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 30.04.2019 N 21-н. Спорный участок вновь стал входить в границы населенного пункта город Мыски. Решение вступило в силу с момента его опубликования в газете "Мыски" 01.07.2021.
Впоследствии был принят еще один нормативный акт о границах населенного пункта город Мыски - решение совета народных депутатов Мысковского городского округа от 19.10.2022 N 77-н. В отношении спорного участка изменений не произошло, он остался в пределах городской черты. Согласно позиции Совета, только на основании указанного решения сведения о границе города Мыски впервые были внесены в ЕГРН.
После отмены постановления Администрации Мысковского городского округа от 24.06.2019 N 815-п "О переводе категории земель" в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о категории земельного участка "земли населенных пунктов" и о соответствующей кадастровой стоимости.
Комитет направил истцу оспариваемые уведомления от 01.07.2021 N 2119, N 2118 с указанием размера арендной платы по договору.
30.11.2022 истец оспорил внесенную в ЕГРН кадастровую стоимость земельного участка в размере 52185183,36 руб., определенную исходя из категории "земли населенных пунктов".
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу от 20.12.2022 N 25-93 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной стоимости 9 060 000 руб.
Полагая, что уведомление N 2118 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2020 год по договору аренды земельного участка N 34-18 от 01.08.2018 в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно в размере, превышающем 284 261,64 руб. в год (23 688,47 руб. в месяц); уведомление N 2119 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2021 год по договору аренды земельного участка N 34-18 от 01.08.2018 в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период: - с 01.01.2021 по 30.06.2021 включительно в размере, превышающем 294 771, 17 руб. в год (24 564,26 руб. в месяц); - с 01.07.2021 по 31.12.2021 включительно в размере, превышающем 183 229, 92 руб. в год (15 269,16 руб. в месяц) являются недействительными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции по существу спора принят верный судебный акт.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды (пункты 74, 75 и 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Установленный законом порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, направлен на обеспечение публичных интересов.
Полномочиями по распоряжению землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности в силу статей 3, 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" наделены соответствующие муниципальные образования.
В силу подпункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из основных принципов земельного законодательства закреплено "деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства".
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
При этом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, земельное законодательство предусматривает два различных механизма, в результате которых устанавливается или изменяется категория земель для земельного участка:
1) отнесение к определенной категории (когда таковая не еще не установлена);
2) перевод из одной категории в другую (изменение имеющейся категории).
Порядок реализации и компетенция органов власти и местного самоуправления в отношении указанных процедур урегулированы статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом N 172-ФЗ и Законом Кемеровской области от 04.07.2002 N 49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в сфере земельных отношений" (далее - Закон N49-ОЗ).
Так, в силу пункта 11 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи.
Вместе с тем, до разграничения государственной собственности на землю перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель урегулированы специальной нормой - статьей 15 Закона N 172-ФЗ. Эта норма относит данные полномочия к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (за исключением случаев, когда вопрос отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 1 данной статьи) и к компетенции органов местного самоуправления в отношении земель населенных пунктов (пункт 3 данной статьи)).
Пунктом 2 статьи 15 Закона N 172-ФЗ и пунктом 5 статьи 3 Закона N 49-ОЗ предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю по общему правилу в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и перевод, и отнесение земель к определенной категории осуществляет высший исполнительный орган Кемеровской области - Кузбасса (Правительство Кузбасса).
Из данного общего правила предусмотрен ряд исключений, в частности, в отношении перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ).
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (пункт 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ).
Компетенцией по определению границ населенных пунктов на территории муниципальных образований наделены представительные органы указанных образований.
Учитывая пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 13 статьи 32 Устава Мысковского городского округа, утвержденного Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010 N 70-н, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что изменение границ города Мыски в пределах муниципального образования Мысковский городской округ, осуществлено решениями Совета народных депутатов МГО в соответствии с его компетенцией.
В рассматриваемом случае, Решением от 30.04.2019 N 21-н была изменена граница городской черты, в результате чего рассматриваемый земельный участок перестал относиться к категории земель населенных пунктов.
В Решении Совета народных депутатов N 21-н от 30.04.2019 содержится графическая схема данной территории, а также координаты характерных точек границ населенного пункта (см п.1.1. Решения). Указанный нормативный правовой акт и определенные им границы городской черты города Мыски действовали вплоть до отмены пункта 1 указанного Решения.
Отменен пункт 1 указанного Решения был только Решением от 23.06.2021 N 51-н.
Таким образом, вплоть до вступления в силу нормативного правового акта об отмене, границы города Мыски определялись именно в соответствии с Решением Совета народных депутатов N 21-н от 30.04.2019
То обстоятельство, что сведения об изменении границ города Мыски не внесены в ЕГРН, само по себе не влияет на юридическую силу указанного нормативного правового акта (как и принятого в дальнейшем Решения от 23.06.2021 N 51-н).
Также ответчик заявлял о неприменении границ города Мыски, установленных Решением от 30.04.2019 N 21-н в связи с тем, что определенные им границы не соответствовали требованиям части 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Приказу Минэкономразвития России от 23.11.2018 N650, что сделало невозможным постановку их на кадастровый учет.
Вместе с тем, ответчиком не указано, в чем конкретно выразились нарушения при установлении границ, не доказано, что наличие данных нарушений послужило основанием для отказа во внесении данных о них в ЕГРН. Также не учтено, что Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 был опубликован 07.02.2019, вступил в силу 18.02.2019.
Решение от 30.04.2019 N 21-н не было оспорено и признано недействительным либо не действующим нормативным актом в установленном порядке (иного из материалов дела не следует).
В силу пункта 12 статьи 15 Закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона N 172-ФЗ отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.
Спорный участок был исключен из городской черты города Мыски Решением Совета народных депутатов от 30.04.2019 N 21-н и не мог быть признан относящимся к землям населенных пунктов вплоть до вступления в силу Решения Совета народных депутатов от 23.06.2021 N 51-н (вступило в силу с 01.07.2021).
В этой связи спорном периоде с 01.01.2021 по 30.06.2021 земельный участок не относился к землям населенных пунктов, а с 01.07.2021 - вновь стал относиться к категории земель населенных пунктов.
Делая вывод о том, что с 01.07.2021 земельный участок вновь должен относиться к категории земель населенных пунктов апелляционный суд исходит из следующего. Ранее вступления в силу Решения от 30.04.2019 N 21-н об изменении границ городской черты спорный участок относился к землям населенных пунктов, что не оспаривается кем-либо из участвующих в деле лиц. Решением от 23.06.2021 N 51-н отмене пункт 1 Решения от 30.04.2019 N 21-н об изменении городской черты, в связи с чем после вступления в силу с 01.07.2021 указанного акта об отмене должно восстановиться ранее имевшееся положение. Кроме того, в Решении от 23.06.2021 N 51-н не имеется указаний на отмену ранее принятого решения с момента издания, не имеется указания относительно обратной силы решения. В письменных объяснениях истца упомянуто, что в дальнейшем было принято Решение от 15.11.2023, однако, такое решение в любом случае не может быть принято во внимание судом, поскольку такого решения не было ни на момент принятия оспариваемых в рамках настоящего дела уведомлений, датированных 2021 годом, ни на момент рассмотрения дела судом первой инстанции и принятия обжалуемого решения суда от 07.08.2023.
Таким образом, участок относился к землям населенных пунктов до Решения от 30.04.2019 N 21-н и после его отмены Решением от 23.06.2021 N 51-н, а именно с 01.07.2021. В указанных периодах при определении размера арендной платы должна применяться кадастровая стоимость для категории земель населенных пунктов.
В период действия Решения от 30.04.2019 N 21-н при определении категории земли необходимо исходить из следующего.
Участок оставался за городской чертой вплоть до 30.06.2021 включительно.
В соответствии с пунктом 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне П 1 - производственная зона предприятий I-II класса опасности, что подтверждается сведениями из карты градостроительного зонирования.
Фактическое использование (гидротехнические сооружения) соответствует категории земель "Земли промышленности".
В этой связи в указанном периоде следует исходить из фактического использования земель, соответствующего категории земель промышленности.
В отношении доводов о том, что иная категория (земли промышленности) была определена для спорного земельного участка постановлением Администрации Мысковского городского округа от 24.06.2019 N 815-п, которое было отменено с момент принятия, и суд общей юрисдикции признал такую отмену законной следует учесть, что данный акт не мог быть признан определяющим категорию земель по причине отсутствия полномочий на это у Администрации.
Как указано выше, в силу пункта 11 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Вместе с тем, до разграничения государственной собственности на землю перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель урегулированы специальной нормой - статьей 15 Закона N 172-ФЗ. Эта норма относит данные полномочия к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (за исключением случаев, когда вопрос отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 1 данной статьи) и к компетенции органов местного самоуправления в отношении земель населенных пунктов (пункт 3 данной статьи)).
Пунктом 2 статьи 15 Закона N 172-ФЗ и пунктом 5 статьи 3 Закона N 49-ОЗ предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю по общему правилу в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и перевод, и отнесение земель к определенной категории осуществляет высший исполнительный орган Кемеровской области - Кузбасса (Правительство Кузбасса).
Из данного общего правила предусмотрен ряд исключений, но принятие постановления Администрации Мысковского городского округа от 24.06.2019 N 815-п, к данным случаям исключений не относится. В этой связи данное постановление не может быть признано определяющим категорию, которая в отсутствие соответствующего акта и период нахождения земельного участка за пределами границ города Мыски должна определяться исходя из фактического использования.
Как указывает истец, в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022) содержится правовая позиция, согласно которой придание нормативному правовому акту обратной силы допускается только в случаях, когда это не ухудшает положение участника гражданского оборота. Участник оборота должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании лежащих на нем обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности (постановления КС РФ от 30.01.2001 N 2-П, от 02.07.2013 N 17-П, Определение от 01.07.1999 N 111-О).
Данная позиция подлежит применению в отношении действия Решения от 30.04.2019 N 21-н вплоть до его отмены. В отношении же постановления Администрации об изменении категории земель необходимо учесть, что обращение истца имело место в орган, который не был уполномочен на разрешение соответствующего вопроса, такое обращение не должно создавать обоснованных, соответствующих закону ожиданий в отношении состава обязательств.
С учетом изложенного, арендная плата за 2020 год, а также за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 должна определяться как за земли промышленности с учетом всех предусмотренных коэффициентов. Представленный истцом расчет, проведенный апелляционным судом, в частности подробно изложенный в письменных объяснениях от 04.04.2024, является обоснованным. Размер арендной платы за 2020 год должен составлять 284 261,64 рублей в год или 23 688,47 рублей в месяц, размер арендной платы за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 определяется исходя из 294 771,17 рублей в год или 24 564,26 рублей в месяц. Доказательств необоснованности такого расчета, неверности его параметров не представлено.
С 01.07.2021 по 31.12.2021 арендная плата должна определяться с учетом отнесения земельного участка к землям населенных пунктов.
Согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость с учетом данной категории, определенная на дату 10.11.2017, составляла 52 185 183,36 рублей. Однако, истец 30.11.2022 обратился с заявлением от 28.11.2022 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости. Решением комиссии от 20.12.2022 N 25-93 по результатам рассмотрения данного заявления на основании отчета об оценке комиссией установлена кадастровая стоимость земельного участка 42:29:0102010:40 в размере рыночной стоимости 9 060 000 рублей.
В Решении комиссии указано на пересмотр кадастровой стоимости на основании норм Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно разъяснениями, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)" от 30.06.2021, порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства РФ, Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N135-ФЗ) и Федеральным законом от 3.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N269-ФЗ).
При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Закона N 237- ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 01.01.2017.
Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Законом N 135-ФЗ.
Законом N 269-ФЗ в Закон N 135-ФЗ внесены изменения, часть 5 статьи 24.20 изложена в новой редакции, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Закон N 269-ФЗ введен в действие с 11.08.2020 и с этого момента, как указано в ответе на вопрос 6 Обзора N 2 (2021), утратила правовое значение дата подачи в суд общей юрисдикции заявления об оспаривании кадастровой стоимости, поскольку новая величина кадастровой стоимости теперь подлежит учету со дня начала применения изменяемой величины, а не с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Общие правила действия закона во времени и его соотношения с договором определены пунктом 2 статьи 4 и пунктом 2 статьи 422 ГК РФ, согласно которым по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 N 2978-О отмечено, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу. Закон N 269-ФЗ не содержит в себе прямого указания на то, что его действие в целом распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 N 580-О указано, что часть пятая статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции Закона N 269-ФЗ) не содержит указания о распространении его на права и обязанности, возникшие из ранее заключенных и исполненных договоров, соответственно, подлежит применению с учетом общего принципа действия закона во времени, закрепленного, в частности, в статье 4 ГК РФ, то есть распространяется только на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.
Таким образом, новая редакция части пятой статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ признается применимой к случаям заключения и исполнения договоров аренды, где размер арендной платы определен с учетом результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 01.01.2017, лишь в отношении тех периодов пользования объектом аренды, которые следуют за введением в действие Закона N 269- ФЗ, то есть после 11.08.2020, а до этой даты расчеты по договору (как состоявшиеся, так и не состоявшиеся вследствие просрочки со стороны должника) должны осуществляться по первоначально установленной кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.
Однако, данная норма неприменима к спорным правоотношениям, поскольку обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что в одном периоде существует одновременно несколько надлежащих кадастровых стоимостей спорного земельного участка. Суд в каждом временном периоде установил одну подлежащую применению кадастровую стоимость земельного участка, соответствующую категории земель.
С учетом изложенного выше исчисление арендной платы с 01.07.2021 должно производиться исходя из категории земель населенных пунктов, соответствующей данной категории кадастровой стоимости и результатов ее пересмотра в порядке норм Закона N 135-ФЗ, применяемых к рассматриваемому периоду, истекшему уже после внесения в закон соответствующих изменений. В этой связи с 01.07.2021 расчет арендной платы должен осуществляться по кадастровой стоимости 9 060 000 рублей, арендная плата составляет 182 229,92 рублей в год или 15 269,16 рублей в месяц.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в оспариваемых уведомлениях кадастровая стоимость земельного участка и соответственно арендная плата указаны в размере, превышающем подлежащие применению, суд первой инстанции правомерно признал недействительными уведомление N 2118 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2020 год по договору аренды земельного участка от 01.08.2018 N 34- 18, заключенному между комитетом по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (ИНН 4215003182) и публичным акционерным обществом "Угольная компания "Южный Кузбасс" (ИНН 4214000608), в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно в размере, превышающем 284 261,64 руб. в год (23 688,47 руб. в месяц); и уведомление N2119 от 01.07.2021 об изменении арендной платы на 2021 год по договору аренды земельного участка от 01.08.2018 N 34- 18, заключенному между комитетом по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (ИНН 4215003182) и публичным акционерным обществом "Угольная компания "Южный Кузбасс" (ИНН 4214000608), в части установления размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:29:0102010:40 за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 включительно в размере, превышающем 294771,17 руб. в год (24 564,26 руб. в месяц); и за период с 01.07.2021 по 31.12.2021 включительно в размере, превышающем 183229,92 руб. в год (15 269,16 руб. в месяц).
Оснований для иной оценки указанных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает, и доводы заявителей апелляционных жалоб об обратном отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права и иной оценке установленных обстоятельств по делу.
Доводы о том, что суд не привлек к участию в деле третьих лиц, подлежат отклонению, поскольку судебный акт не содержит каких-либо выводов в отношении прав и обязанностей лиц, на привлечении которых указывали ответчик и третьи лица, не создает непосредственно для них каких-либо обязанностей, вопрос о возможности применения либо неприменения какого-либо акта в рассматриваемым правоотношениям непосредственно не воздает обязанности по привлечению указанных апеллянтом лиц к участию в деле в качестве третьих лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы судом также проведены, не свидетельствуют о неверном разрешении судом первой инстанции спора по существу и не подтверждают наличие оснований для принятия иного судебного акта по результатам рассмотрения заявленных требований.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.08.2023 по делу N А27-11866/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11866/2022
Истец: ПАО УК "Южный Кузбасс"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа
Третье лицо: Администрация Мысковского городского округа, АДМИНИСТРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КУЗБАССА, Совет народных депутатов муниципального образования "Мысковский городской округ"