г. Москва |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А41-7324/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Товарищества собственников недвижимости "Тюнино" - Ганеева Е.В., по доверенности от 23.10.2020,
от заинтересованного лица по делу - УФССП России по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - судебного пристава-исполнителя Луховицкого РОСП УФССП России по Московской области Неверовой Г.И. - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Луховицкого РОСП УФССП России по Московской области Неверовой Г.И. - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Межрайонная ИФНС России N 8 по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "Тюнино" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2020 по делу N А41-7324/20, принятое судьей Цховребовой А.В., по заявлению Товарищества собственников недвижимости "Тюнино" к УФССП России по Московской области, Луховицкому РОСП УФССП России по Московской области, судебному приставу-исполнителю Луховицкого РОСП УФССП России по Московской области Неверовой Г.И. о признании недействительными постановлений, третье лицо: Межрайонная ИФНС России N8 по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Тюнино" (далее - заявитель, ТСН "Тюнино", должник) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к УФССП России по Московской области, Луховицкому РОСП УФССП России по Московской области, судебному приставу-исполнителю Луховицкого РОСП УФССП России по Московской области Неверовой Г.И. (далее - заинтересованные лица) об освобождении ТСН "Тюнино" от взыскания исполнительского сбора в размере 9 648 533,85 руб. по сводному исполнительному производству N 7548/18/50020-СД, возбужденному судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП УФССП России по Московской области по исполнительным производствам N 7548/18/50020-ИП от 06.04.2018, N 22856/18/50020-ИП от 13.08.2018, N 6598/19/50020-ИП от 11.03.2019, N 9761/19/50020-ИП от 04.04.2019, N 18450/19/50020-ИП от 13.06.2019, N 22233/19/50020-ИП от 10.07.2019 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество собственников недвижимости "Тюнино" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Товарищества собственников недвижимости "Тюнино" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей УФССП России по Московской области, судебного пристава-исполнителя Луховицкого РОСП УФССП России по Московской области Неверовой Г.И., Луховицкого РОСП УФССП России по Московской области, Межрайонная ИФНС России N 8 по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя Товарищества собственников недвижимости "Тюнино", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в связи с наличием задолженности ТСН "Тюнино" перед МИФНС N 8 по Московской области по обязательным платежам (налоги, сборы, пени, штрафы) на общую сумму 137 693 340,52 руб. на основании исполнительных документов налогового органа - актов - применены меры принудительного взыскания задолженности в отношении должника возбуждены исполнительные производства:
1. 06.04.2018 на основании акта МИФНС N 8 по Московской области от 03.04.2018 N 459 о взыскании налогов, сборов (пени, штрафов, процентов) возбуждено исполнительное производство N 7548/18/50020-ИП в размере 5 081 102,11 руб.
В связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок обязательств ТСН "Тюнино" судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП 16.04.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора N 50020/16/60690 на сумму 355 677,15 руб.
27.12.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о прекращении исполнительного производства N 7548/18/50020-ИП, поскольку установлено, что 19.12.2019 арбитражным судом утверждено мировое соглашение между взыскателем и должником.
31.12.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 53359/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 355 677,15 руб.
2. 13.08.2018 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП на основании Акта N 706 МИФНС N 8 по Московской области от 22.05.2018 г. о взыскании налогов, сборов (пеней, штрафов, процентов) возбуждено исполнительное производство N 22856/18/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 27 058 839,94 руб.
07.09.2018 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора N 50020/18/207186 на сумму 1 894 118,80 руб.
27.12.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о прекращении исполнительного производства N 22856/18/50020-ИП, так как установлено, что 19.12.2019 утверждено арбитражным судом мировое соглашение между взыскателем и должником.
31.12.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 53363/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 1 894 118,80 рублей.
3. 11.03.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП на основании Акта N 109 МИФНС N 8 по Московской области от 26.02.2019 о взыскании налогов, сборов, (пеней, штрафов, процентов) возбуждено исполнительное производство N 6598/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 30 183 278,08 рублей.
19.03.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора N 50020/19/51236 на сумму 2 112 829,47 руб.
25.06.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о прекращении исполнительного производства N 6598/19/50020-ИП, так как установлено, что 19.12.2019 утверждено арбитражным судом мировое соглашение между взыскателем и должником.
03.07.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 21199/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 2 112 829,47 руб.
4. 04.04.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП на основании Акта N 115 МИФНС N 8 по Московской области от 01.04.2019 о взыскании налогов, сборов, (пеней, штрафов, процентов) возбуждено исполнительное производство N 9761/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 6 865 398,62 руб.
19.04.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора N 50020/19/66376 на сумму 480 577,90 руб.
27.12.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о прекращении исполнительного производства N 9761/19/50020-ИП, так как установлено, что 19.12.2019 утверждено арбитражным судом мировое соглашение между взыскателем и должником.
31.12.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 53362/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 480 577,90 руб.
5. 13.06.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП на основании Акта N 125 МИФНС N 8 по Московской области от 05.06.2019 о взыскании налогов, сборов (пени, штрафов, процентов) возбуждено исполнительное производство N 18450/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 43 591 756,65 руб.
23.07.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора N 50020/19/134233 на сумму 3 051 422,97 руб.
27.12.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о прекращении исполнительного производства N 18450/19/50020-ИП, так как установлено, что 19.12.2019 утверждено судом мировое соглашение между взыскателем и должником.
31.12.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 53361/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 3 051 422,97 руб.
6. 10.07.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП на основании Акта N 126 МИФНС N 8 по Московской области от 27.06.2019 г. о взыскании налогов, сборов (пеней, штрафов, процентов) возбуждено исполнительное производство N 22233/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 24 912 965,12 рублей.
05.08.2019. судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора N 50020/19/145192 на сумму 1 743 907,56 рублей.
27.12.2019 судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о прекращении исполнительного производства N 22233/19/50020-ИП, так как установлено, что 19.12.2019 утверждено судом мировое соглашение между взыскателем и должником.
31.12.2019. судебным приставом-исполнителем Луховицкого РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 53360/19/50020-ИП в отношении ТСН "Тюнино" в размере 1 743 907,56 рублей.
26.09.2018, 10.09.2018, 19.03.2019, 07.06.2019, 15.07.2019 исполнительные производства в отношении должника ТСН "Тюнино" объединены судебным приставом-исполнителем в сводное исполнительно производство с единым номером 7548/18/50020-СД.
Исполнительский сбор по сводному производству N 7548/18/50020-СД составил сумму в размере 9 638 533, 85 руб.
Должником осуществлялось частичное исполнение погашение задолженности по своим обязательствам перед налоговым органом.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Московской области обратилась в суд с заявлением о признании ТСН "Тюнино" несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Московской области от 11.12.2018 заявление принято к производству суда, делу присвоен N А41-98844/2018.
19.12.2019 в рамках рассмотрения спора по делу N А41-98844/2018 о признании ТСН "Тюнино" несостоятельным сторонами подписано мировое соглашение, которое утверждено Арбитражным судом Московской области, производство по делу прекращено.
27.12.2019 судебным приставом в связи с утверждением мирового соглашения вынесены постановления о прекращении исполнительных производств по сводному исполнительному производству N 7548/18/50020-СД в отношении должника - ТСН "Тюнино".
Полагая, что ТСН "Тюнино" добросовестно осуществляло исполнение своих обязательств перед налоговым органом, что исключает, по его мнению, противоправность с его стороны, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора.
Согласно п. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 3 ст. 112 названного закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.
Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Нормой ч. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П по смыслу статьи 81 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьями 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии обстоятельств, позволяющих освободить ТСН "Тюнино" от взыскания исполнительского сбора в порядке, установленном в ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо уменьшить размер исполнительского сбора.
Основываясь на приведенных нормах права, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исследования и оценки материалов дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заявителем предоставлено не было.
Из материалов дела следует, что ТСН "Тюнино" в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения не исполнило требования налогового органа по обязательствам перед бюджетом.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено (исполнение обязательств в ходе исполнительного производства не может автоматически освободить лицо от уплаты исполнительского сбора).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что постановление о возбуждении исполнительного производства должником не оспорено, в постановлении о возбуждении исполнительного производства, разъяснено, что после истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель применяет меры принудительного исполнения, в соответствии с ст. 112 Закона N 229-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2020 по делу N А41-7324/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7324/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ТЮНИНО"
Ответчик: Луховицкий РОСП уФССП по МО
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N8 по Московской области, Неверова Г И, Луховицкий РОСП уФССП по МО, судебный пристав-исполнитель Луховицкого РОСП УФССП России по МО Неверова Г.И., УФССП по Московской области