г. Москва |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А40-60106/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СК "СОГЛАСИЕ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2020 по делу N А40-60106/2020
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "СОГЛАСИЕ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по городу Москве
третье лицо: Правительство Москвы
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ковалева Е.А. по дов. от 20.05.2020; |
от третьего лица: |
Макеева И.А. по дов. от 11.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2020 принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "СОГЛАСИЕ" (заявитель, Общество) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по городу Москве (заинтересованное лицо, Инспекция) от 27.01.2020 N 178 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт, которым удовлетворит заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель ООО "СК "СОГЛАСИЕ", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представители Инспекции и третьего лица - Правительство Москвы в заседании суда апелляционной инстанции на доводы жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменных отзывах, поступивших через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщенных к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 19.12.2018 по 19.03.2019 Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка ООО "СК "Согласие" уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организации за 2016 год (корректировка N 5), представленной в налоговый орган 19.12.2018.
По результатам проведенной проверки налоговым органом принято решение N 179 от 27.01.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу доначислен налог на имущество организаций за 2016 год в общем размере 18 447 139 рублей.
Решением УФНС России по г. Москве от 30.04.2020 N 21-10/077750@ оспариваемое налогоплательщиком решение оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Считая, что выводы налогового органа, положенные в основу оспариваемого решения, указанным требованиям законодательства не соответствует, ООО "СК "СОГЛАСИЕ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, Арбитражный суд города Москвы руководствуясь п. 2 ст. 375, п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), ст.ст. 24.17, 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость, использованная налоговым органом, не опровергнута имеющимися в деле доказательствами, следовательно, не нарушает прав заявителя.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Так, в рамках камеральной налоговой проверки, Инспекцией было установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- недвижимое имущество (помещение) расположенное по адресу: г. Москва, ул. Гиляровского, д. 42 с кадастровым номером объекта 77:01:0003049:2663, площадью 269,20 кв. м;
- недвижимое имущество (помещение) расположенное по адресу: г. Москва, ул. Гиляровского, д. 42 с кадастровым номером объекта 77:01:0003049:2666, площадью 7 354,10 кв. м.
Вышеуказанные помещения являются частью Материнского объекта - нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003049:1052.
Согласно оспариваемому решению Инспекции исчисление суммы налога на имущество организаций за 2016 год должно производиться обществом исходя из кадастровой стоимости помещений с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 и 77:01:0003049:2666, определенной органами Росреестра, на основании Решения Комиссии от 08.11.2016 N 51-6288/2016 (далее - решение Комиссии) по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, используемой для целей налогообложения в 2016 году для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 в размере 66 542 487.35 руб. и для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 в размере 1 486 900 842.77 руб.
При этом заявитель полагает, что расчет налогового органа является ошибочным, так как связан с использованием не подлежащих применению данных о кадастровой стоимости; для налогового периода 2016 года применяется кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением 688-ПП от 21.11.2014 по состоянию на 01.01.2014, и составляет для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 в размере 4 747 191,25 руб. и для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 в размере 129 685 435,20 руб.
Постановлением Правительства от 28.11.2014 N 700-1111 (в редакции Постановления Правительства Москвы от 25.11.2015 г N 786-ПП) здание с кадастровым номером 77:01:0003049:1052, расположенное по адресу г. Москва, ул. Гиляровского, д. 42 включено в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 г.
Кадастровая стоимость Объектов была утверждена Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" (далее - Постановление N 688-ПП) для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 в размере 4 747 191,25 руб. и для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 в размере 129 685 435,20 руб.
В результате мероприятий, проводимых ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (далее - Росреестр) совместно с Департаментом городского имущества города Москвы, в связи с пересмотром недостоверных результатов определения кадастровой стоимости на 2016 год объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании заявления представителя Департамента городского имущества города Москвы по решению Комиссии установлена кадастровая стоимость для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 в размере 66 542 487.35 руб. и для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 в размере 1 486 900 842,77 руб.
Кадастровая стоимость для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 в размере 66 542 487,35 руб. и для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 в размере 1486 900 842,77 руб. впоследствии была утверждена Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ГТП (далее - Постановление N 937 -ПП).
Согласно Письму Управления Росреестра по Москве от 27.04.2020 N 51-3331/2020 кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003049:2663, 77:01:0003049:2666 в размере 66 542 487,35 руб. и 1486 900 842,77 руб. соответственно определена по состоянию на 01.01.2014 и внесена в ЕГРН 23.12.2016 на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 08.11.2016 N 51-6288/2016.
Указанные величины кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в силу статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку заявление о пересмотре подано 21.10.2016.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случаях использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 114 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка заказчик работ по определению кадастровой стоимости - Департамент городского имущества города Москвы обеспечил определение кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003049:2663, 77:01:0003049:2666 в размере 66 542 487.35 руб. и 1 486 900 842.77 руб. соответственно и представил в орган кадастрового учета информацию о произведенном определении кадастровой стоимости.
В Решении Комиссии отражено, что Комиссия рассмотрела заявление, поступившее в Комиссию 21.10.2016 от заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы - Д.Н. Тетушкина, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в отношении которых оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, поданное на основании недостоверности сведений об объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2014, указанной в отчете об определении кадастровой стоимости от 04.06.2014 N 01-ГКООН-77-2014 "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы от 04.06.2014 N О1-ГКООН-77-2014" (далее - Отчет от 04.06.2014) и утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве".
Согласно решению Комиссии, в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003049:2663 и 77:01:0003049:2666 отражены недостоверные сведения, а именно отнесение к 12 группе "Прочие объекты", использованные при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По результатам рассмотрения заявления Комиссия решила пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с использованием следующих сведений:
- помещение с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 отнести к группе 3 "Объекты, предназначенные для хранения транспорта" и группе 7 "Объекты офисно-делового назначения";
- помещение с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 отнести к группе 7 "Объекты офисно-делового назначения".
Порядок определения кадастровой стоимости регулируется нормами Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона N 135-ФЗ, под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная, в том числе, в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Действующим законодательством была предусмотрена возможность изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости после проведения государственной кадастровой оценки. В частности, кадастровая стоимость может быть оспорена в судебном порядке или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в соответствии с положениями ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ, в Комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
П. 15 ст. 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ, действовавшей на момент рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости) установлено, что изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Исключения составляют случаи изменения кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие:
- исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН);
- в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ, абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ).
В случае установления недостоверности сведений об объекте недвижимости, в том числе по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, Комиссия вправе принять решение только о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлен Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 114.
Согласно п. 4 указанного Приказа, определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости.
Сведения о новой кадастровой стоимости помещения включаются в ГКН в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития N 114 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости", согласно направленной заказчиком в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) (п. 3 Приказа N 114). Таким образом, несмотря на тот факт, что в Решении Комиссии о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, размер кадастровой стоимости не содержится, кадастровая стоимость изменяется именно на основании указанного Решения, которое фактически запускает процесс определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в случае установления недостоверности сведений об указанном объекте.
Указанный вывод подтверждается также Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Так, согласно приложению N 1 к указанному Приказу, формы документов, принимаемых Комиссией, не предполагают принятие Комиссией решения об установлении кадастровой стоимости. Данные формы документов, в своей резолютивной части, не предусматривают указания новой кадастровой стоимости.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 по делу N А40-232515/2017 со схожими фактическими обстоятельствами указано, что в налоговом периоде 2016 года сложилась ситуация, при которой кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, признана недостоверной (вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении) в установленном порядке и законность соответствующего решения комиссии не оспаривается, но в силу вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 31.10.2018 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12, правовой акт Правительства Москвы об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости (N 937-ПП), не может применяться непосредственным образом к спорному налоговому периоду.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" утверждена кадастровая стоимость объектов капитального строительства в г. Москве, в том числе для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 в размере 4 747 191,25 руб. и для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 в размере 129 685 435,20 руб.
Обществом был исчислен налог на имущество организаций за 2016 год исходя из вышеуказанной стоимости спорных объектов.
По решению Комиссии установлена кадастровая стоимость для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 в размере 66 542 487,35 руб. и для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 в размере 1 486 900 842,77 руб.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела было установлено, что различие между первоначально определенной кадастровой стоимостью принадлежащих обществу помещений и исправленной кадастровой стоимостью данных объектов составляет более чем в 12 раз.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 многократное различие (занижение) кадастровой стоимости со всей очевидностью не укладывается в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения, что согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении от 11.07.2019 N 20-П, позволяет сделать вывод о заведомой некорректности ранее состоявшейся кадастровой оценки, о чем не мог не знать налогоплательщик, являющийся действующей коммерческой организацией.
При этом судебная коллегия обращает внимание, что использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости, влекущее необходимость ее пересмотра, свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Такая кадастровая стоимость вопреки п. 1 ст. 53 НК РФ не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 по делу N А40-232515/17 также указано, что с принятием комиссией в 2016 году решения о признании недостоверными сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения в установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности порядке спора о результатах государственной кадастровой оценки, ранее определенная кадастровая стоимость более не может применяться для целей налогообложения, по крайней мере, в данном налоговом периоде и в последующих налоговых периодах.
Таким образом, использование налогоплательщиком в качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций за 2016 год кадастровой стоимости для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 в размере 4 747 191,25 руб. и для недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 в размере 129 685 435,20 руб. не соответствует положениям законодательства и вышеуказанным разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации.
Верховным Судом Российской Федерации также отмечено, что поскольку иное не предусмотрено главой 30 НК РФ "Налог на имущество" (в редакции, действовавшей в 2016 году), и принимая во внимание отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных характеристик), величина налога на имущество за 2016 год в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
Верховный Суд Российской Федерации, отменяя судебные акты по делу N А40-232515/2017, принятые в пользу налогового органа, и направляя дело на новое рассмотрение указал, что суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, предложить обществу и налоговому органу представить сведения о достоверной стоимости спорного здания для целей исчисления налога за 2016 год, при необходимости решить вопрос о назначении экспертизы по вопросу об определении рыночной стоимости здания, принять законный и обоснованный судебный акт.
Департамент городского имущества города Москвы письмом от 23.04.2020 N ДГИ-1-36453/20-1 направил в адрес налогового органа Письмо с приложением разъяснений по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003049:2663 и 77:01:0003049:2666, в соответствии с которым кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы, определена на основании сведений, приведенных в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, и предоставленных в формате xml-файлов письмом Управления Росреестра по городу Москва от 24.02.2014 N 3318/2014 (далее - Перечень).
Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимости, в том числе объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003049:2663 и 77:01:0003049:2666 определена на основании информации о количественных и качественных характеристиках объектов недвижимости, содержащихся в Перечне.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с Решением Комиссии признано недостоверным отнесение спорных объектов недвижимости к 12 группе "Прочие объекты".
В результате рассмотрения спора о кадастровой стоимости спорные объекты недвижимости отнесены к группе 3 "Объекты, предназначенные для хранения транспорта" и группе 7 "Объекты офисно-делового назначения".
Согласно пункту 3.6.3. Отчета "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы от 04.06.2014 г. N О1-ГКООН-77-2014", кадастровая стоимость рассматриваемого объекта недвижимости рассчитана на основе сравнительного подхода методом статистического моделирования зависимости стоимости от ценообразующих факторов.
В результате проведенного анализа для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости группы, в том числе рассматриваемого объекта, была построена мультипликативная модель, вид и характеристики которой приведены в письме Департамента.
С учетом значений ценообразующих факторов рассматриваемых объектов оценки, представленных в таблице N 2 приложения к письму Департамента, удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003049:2663 и 77:01:0003049:2666, расположенных по адресу: ул. Гиляровского, д. 42, расчет которых производился путем подстановки значений меток ценообразующих факторов в статистическую модель, составил 247 186,06 рублей и 202 186,55 рублей за 1 квадратный метр.
Отчет от 04.06.2014 содержит результаты государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением N 688-ПП, и размещен в Фонде данных государственной кадастровой оценки на официальном сайге Управления Росреестра по г. Москве в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, таким образом, доступен всем налогоплательщикам для ознакомления со сведениями, используемыми для расчета кадастровой стоимости объектов.
Правом на обращение с административным иском в порядке, предусмотренном главой 25 КАС РФ, по мотивам оспаривания результатов величин кадастровых стоимостей спорных Объектов, заявитель также не обращался.
При этом в отчете от 04.06.2014 изложены модели расчета кадастровой стоимости для каждой группы объектов.
Таким образом, сведения, внесенные в ЕГРН, являются достоверными, документально подтвержденными, сформированными на основании отчета от 04.06.2014.
Доказательства, опровергающие указанный расчет, Обществом не представлены.
С учетом вышеизложенного, измененная на основании решения Комиссии кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости правомерно применена Инспекцией при определении налоговой базы Заявителя по налогу на имущество организаций за 2016 год.
Таким образом, налоговый орган обладает сведениями о достоверной стоимости спорных объектов для целей исчисления налога за 2016 год, с учетом вышеуказанного Определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 по делу N А40-232515/2017.
Доводы заявителя жалобы о том, что вновь установленная кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, установленная Постановлением Правительства г. Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 г "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 г N 688-1111", могла применятся для целей налогообложения лишь с 01.01.2018 гда, поскольку нормативные акты об утверждении кадастровой стоимости для целей применения в налоговых правоотношениях вступают в силу не ранее, чем по истечение одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа налогового периода по соответствующему налогу. Вывод налогового органа входит в противоречие с решением Мосгорсуда по делу N 3а/3533/2018 и определению Верховного суда РФ N 5-АПА19-12 от 06.03.2019 г. Нормативным актом, устанавливающим кадастровую стоимость объектов недвижимости, является именно Постановление Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 г, а не решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, отклоняются судом апелляционной инстанции поскольку новая кадастровая стоимость спорного объекта утверждена именно Постановлением N 937-1111.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" указы Мэра Москвы и постановления Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом указе Мэра Москвы или постановлении Правительства Москвы.
Согласно пункту 2 Постановления N 937-ПП оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Поскольку указанное Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) 26.12.2016, следовательно, датой его вступления в силу является 26.12.2016.
В рассматриваемом случае изменение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости не связано с принятием Постановления N 937-ПП, а связано с принятием решения Комиссии от 08.11.2016.
Суд первой инстанции правомерно указал, что доказательством достоверности стоимостных характеристик объектов недвижимости, примененных налоговым органом при исчислении налога на имущество организаций в 2016 году, служит то обстоятельство, что на следующий налоговый период (2017 год) размер кадастровой стоимости объектов недвижимости Общества утвержден Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-1111 "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в значениях: объект с кадастровым номером 77:01:0003049:2663 стоимость в 2017-2018 гг. - 64 559 611,30 руб. и объект с кадастровым номером 77:01:0003049:2666 стоимость в 2017-2018 гг. - 1 487 457 695,22 руб., то есть в значении, приближенном к размеру кадастровой стоимости определенной по решению Комиссии в 2016 году.
В том числе, кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003049:2663, 77:01:0003049:2666 в размере 51 713 853,02 руб. и 1170 755 290,78 руб. утверждена распоряжением Департаментом городского имущества города Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01.01.2018" и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2019 по настоящее время.
Суд первой инстанции также отметил, что указанная в Решении Инспекции от 27.01.2020 N 178 сумма доначисленного налога на имущество в размере 18 447 139 руб., меньше, чем сумма налога на имущество исходя из применения Постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.".
Относительно ссылки Заявителя на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20.06.2017 N 03-05-04-01/38266 согласно которому изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда, коллегия отмечает следующее.
Как следует из письма Минфина России от 24.07.2017 N 03-05-05-01/46822 На основании пункта 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно Налоговому кодексу в общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Однако это правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также изменением кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.
Таким образом, в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах с учетом положений соответственно пункта 15 статьи 378.2, абзацев четвертого - шестого пункта 1 статьи 391 и абзацев второго - четвертого пункта 2 статьи 403 НК РФ.
При этом в тех случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта субъекта Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П.
Согласно указанному постановлению нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.
Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Что касается письма Департамента налоговой и таможенной политики от 20 июня 2017 г. N 03-05-04-01/38266, то изложенный в нем вывод о сроках учета измененной кадастровой стоимости для определения налоговой базы касался конкретных ситуаций, связанных с изменением кадастровой стоимости на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, представленные суду материалы, сведения и факты, свидетельствуют о том, что судом первой инстанции по результатам настоящего спора вынесено справедливое, законное решение.
Кроме того, учитывая изложенные обстоятельства, заявителем не приведено необходимых доводов и оснований для отмены вынесенного судом решения в порядке ст. 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.09.2020 по делу N А40-60106/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60106/2020
Истец: ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ