г. Москва |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А40-20573/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Завод "Эталон"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-20573/20
по заявлению ООО "Завод "Эталон"
к 1.Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; 2.Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
третьи лица: 1. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области; 2.Минтранс России; 3. Роскомнадзор; 4. ОАО "РЖД"; 5. ФГУП "Крымская железная дорога"; 6. АО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии"
о признании незаконными пунктов 1 и 3 решения
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованных лиц: |
1. Джумаев Т.Б. по дов. от 26.12.2019; 2. Джумаев Т.Б. по дов. от 28.02.2020; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. Коновалов Д.В. по дов. от 18.12.2019; 3. не явился, извещен; 4. Михайлина Н.В. по дов. от 24.12.2018; 5-6. не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Завод "Эталон" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании незаконными пунктов 1 и 3 решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 11.09.2018 N 18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте" в части:
- выделения полосы радиочастот 1785-1805 МГц исключительно владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и только для применения радиоэлектронных средств, без права разработки и производства (абзац первый пункта 1);
- ограничения применения радиоэлектронных средств перспективных стандартов и технологий в полосе радиочастот 1785-1805 МГц исключительно технологическими сетями связи на железнодорожном транспорте (абз. 1 п. 1);
- наделения Министерства транспорта Российской Федерации полномочием по представлению перечня владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу охраны Российской Федерации и в/ч 52686 (абзац второй пункта 1);
- установления условий использования полосы радиочастот 1785-1805 исключительно в отношении радиоэлектронных средств технологических сетей связи на железнодорожном транспорте (пункт 3). (далее - Решение-1).
о признании незаконным решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 22.10.2019 г. N 19-52-04-1 (пункт 5) в части отказа в выделении: полосы радиочастот 1785-1805 Мгц для применения радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа, а также полос радиочастот 1785-1790 Мгц и 1800-1805 Мгц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации (далее - Решение-2).
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Завод "Эталон" посредством внесения изменений в решения Государственной комиссии по радиочастотам: от 11.09.2018 года N 18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте"; от 22.10.2019 г. N 19-52-04-1 (пункт 5), с целью выделения для неопределенного круга лиц полосы радиочастот 1785 -1805 МГц для использования, в том числе в целях разработки, модернизации, производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации.
Решением от 03.09.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители ответчиков, ОАО "РЖД", Минтранса России возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, заявитель в соответствии с уставными целями и предметом деятельности осуществляет разработку, производство и продажу коммуникационного и передающего оборудования гражданского назначения, включая радиоэлектронные средства (РЭС1), то есть является участником рынка разработки, производства и применения РЭС гражданского назначения.
Общество, имея законный интерес к реализации разрабатываемых и производимых им РЭС максимально возможному числу участников рынка средств связи и услуг связи с использованием радиочастотного спектра (радиочастотного ресурса) в полосе радиочастот 1785 - 1805 МГц, на равных условиях с другими лицами, т.е. на условиях выделения этой полосы частот для применения неопределенным кругом лиц, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере для целей создания глобальной, устойчивой, безопасной и конкурентоспособной информационно- телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, преимущественно на основе отечественных разработок, обратилось в установленном порядке к Руководителю аппарата Государственной комиссии по радиочастотам с заявлением о выделении ООО "Завод "Эталон", как российскому производителю радиоэлектронного оборудования, полосы радиочастот 1785-1805 Мгц для разработки, применения и производства базовых и абонентских станций сетей широкополосного беспроводного доступа (исх.N 4 от 02.04.2019).
Решением Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее также - ГКРЧ) от 22.10.2019 года N 19-52-04-1 (пункт 5), ООО "Завод "Эталон" выделена полоса радиочастот 1790-1800 Мгц (суженная на 10 Мгц) для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации.
Указанным решением от 22.10.2019 ООО "Завод "Эталон" отказано в выделении полосы радиочастот 1785-1805 Мгц для применения радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа, а также полос радиочастот 1785-1790 Мгц и 1800-1805 Мгц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации на основании отрицательного заключения о возможности выделения полосы радиочастот.
Обществу выделена полоса частот для проведения работ по разработке РЭС (проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ).
Из решения следует, что ООО "Завод "Эталон" разрешено разрабатывать РЭС в полосе радиочастот 1790-1800 Мгц в течении 10 лет, а производить, продавать (реализовывать) и применять РЭС - не разрешено.
Решение Государственной комиссии по радиочастотам от 22.10.2019 N 19-52-04-1 официально опубликовано на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 07 ноября 2019 г.
Не согласившись с оспариваемыми решениями ответчика в части, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее Министерство), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 Минкомсвязь России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Из пункта 1 Положения о Комиссии следует, что Комиссия является межведомственным координационным органом, действующим при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и осуществляющим на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации
В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 07.07.2003 126-ФЗ "О связи" использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в частности с принципами: разрешительного порядка доступа пользователей к радиочастотному спектру; права доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения связи для нужд органов государственной власти, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно п. 4 Положения о Комиссии ГКРЧ осуществляет в том числе, обеспечение доступа пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов.
Необходимо отметить, что Решение-1 принято с учетом государственных приоритетов в области транспорта, которые легли в основу предложений, представленных Министерством транспорта Российской Федерации в ГКРЧ, в целях внедрения перспективных радиотехнологий в среду грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Таким образомм, Министерство транспорта Российской Федерации посредством данного решения ГКРЧ начало реализацию государственных приоритетов в области транспорта, суть которых состоит в выполнении перечня мероприятий в рамках реализации перспективных проектов на железнодорожном транспорте, в том числе комплексного инновационного проекта "Цифровая железная дорога" и федерального проекта "Цифровой транспорт и логистика" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
В соответствии с п. 15 Положения о Комиссии решения, принятые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, включая иностранных.
П. 1 Решения-1, предусмотрено, что полоса радиочастот 1785-1805 МГц выделена неопределенному кругу лиц - владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для применения РЭС перспективных стандартов и технологий в создаваемых технологических сетях связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации. Этим же пунктом Решения установлено, что Перечень владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования представляется Министерством транспорта Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу охраны Российской Федерации и в/ч 52686.
В данном случае Комиссия конкретизировала неопределенный круг лиц владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования только исходя из того, что в выделенной полосе радиочастот 1785 -1805 МГц будут создаваться только технологические сети связи на железнодорожном транспорте, к которым предъявляются весьма серьезные и специфические требования, в том числе с точки зрения обеспечения транспортной и национальной безопасности. Иные юридические лица не смогут создать такие технологические сети связи на железнодорожном транспорте, полностью удовлетворяющие жестким нормам регулятора, тем более поддерживать их в рабочем состоянии.
При таких обстоятельствах, ГКРЧ, принимая Решение действовала в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий с учетом соблюдения государственных приоритетов.
Необходимо также отметить, что, согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 (Положение о Минтрансе России) Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), внеуличного, городского наземного электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
Таким образом, как Минкомсвязь России, так и Минтранс России как федеральные органы исполнительной власти вырабатывающие государственную политику и осуществляющие нормативно-правовое регулирование обладают полномочиями по определению государственных приоритетов в установленной сфере деятельности.
Кроме того, дорожной картой программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" определены необходимые условия для развития цифровой экономики Российской Федерации. Так, Планом мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", являющимся Приложением N 3 к протоколу заседания правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18.12.2017 N 2, утвержденным Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности предусмотрено в том числе обеспечения покрытия объектов транспортной инфраструктуры (в т.ч. федеральных автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры) сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных (04.01.006) Распоряжением Правительством Российской Федерации от 19.03.2019 N 466-р утверждена Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 г. (программа), синхронизированная с положениями государственных программ Российской Федерации.
Разделом 2 программы определено, что одной из задач Программы является переход на Цифровую железную дорогу.
Программа направлена на реализацию задач, предусмотренных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и др.
Таким образом, Комиссией учтено и соблюдено законодательство Российской Федерации в полном объёме, учитывая, что Решение-1 принималось с учетом государственных приоритетов, выработанных Минцифры России, Минтрансом России, а также на основании Распоряжений Правительства Российской Федерации и Указов Президента Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что Решение вынесено со ссылкой на отсутствующие в деле доказательства не принимается апелляционным судом, поскольку указанные документы, обладают принципом общедоступной информации, установленным ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и размещены в различных правовых базах, а также на официальных порталах размещения правовой информации.
Из материалов дела следует, что 22.10.2019 на заседании ГКРЧ, рассмотрев радиочастотную заявку ООО "Завод "Эталон" для выделения полосы радиочастот 1785-1805 МГц для разработки, применения и производства базовых и абонентских станций широкополосного беспроводного доступа, пунктом 5 решения ГКРЧ N 19-52-04-1:
А) выделила ООО "Завод "Эталон" полосу радиочастот 1790-1800 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации на условиях, определённых в приложении N 3 (прилагается).
Б) отказала ООО "Завод "Эталон" в выделении полосы радиочастот 1785-1805 МГц для применения радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа, а также полос радиочастот 1785-1790 МГц и 1800- 1805 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации на основании отрицательного заключения о возможности выделения полосы радиочастот.
Решение об отказе принималось на основании заключения Роскомнадзора от 20.08.2019 N 06ПА-71798, в котором сообщалось, что выделение полос радиочастот 1785-1790 МГц и 1800-1805 МГц в заявленных целях по условиям ЭМС с РЭС сетей стандартов GSM и LTE в соседних ранее выделенных полосах радиочастот 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц не представляется возможным. В настоящее время полоса радиочастот 1785-1805 МГц выделена решением ГКРЧ от 11.09.2018 N 18-46- 02 владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для РЭС сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте. Соседние полосы радиочастот 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц используются РЭС сухопутной подвижной радиосвязи стандарта GSM на основании решения ГКРЧ от 01.07.2016 N 16-37-03 и РЭС сетей связи стандарта LTE и последующих его модификаций на основании решения ГКРЧ от 11.12.2013 N 13-22-02. Кроме того, Роскомнадзор в данном заключении отметил, что ранее при рассмотрении данной радиочастотной заявки ООО "Завод "Эталон" (письмо от 29.04.2019 N 06ПА-42757) он указывал, что в целях обеспечения ЭМС заявленных РЭС необходимо проведение следующих теоретических и экспериментальных исследований:
* по определению величин соответствующих территориальных разносов от действующих и планируемых РЭС инфраструктуры железнодорожного транспорта в полосе радиочастот 1785-1805 МГц;
* по разработке условий совместного использования с РЭС сетей стандартов GSM и LTE в соседних полосах радиочастот 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц. Теоретические и экспериментальные исследования до настоящего времени не проведены.
Таким образом, рассмотрение вопроса о выделении полосы радиочастот 1785-1805 МГц для использования РЭС сети подвижной радиосвязи широкополосного беспроводного доступа возможно только после проведения указанных исследований.
Согласно ст. 17 Положения о Комиссии Роскомнадзор входит в состав Комиссии с правом решающего голоса. Принимая Решение об отказе ГКРЧ полагалось не на исполнителя заключения, а на орган, который он представляет. Таким образом при принятии Решения-2 Комиссия руководствовалась действующими на тот момент нормами законодательства Российской Федерации.
Из апелляционной жалобы следует, что согласно выписке из протокола заседания ГКРЧ от 22.10.2018 N 19-52 дсп следует, что какое-либо решение по заявлению ООО "Завод "Эталон" Комиссией не принималось.
Между тем, в п. 1 пп. 4.1 выписки прямо говорится о принятии в соответствии с информационным листом (прилагается к настоящему протоколу заседания ГКРЧ) решение ГКРЧ "О выделении полос радиочастот, внесении изменений в решения ГКРЧ и продлении срока действия решений ГКРЧ", которое прилагается к настоящему протоколу заседания ГКРЧ.
В данном случае речь идет о Решении-2, пунктом 5 которого принято решение по радиочастотной заявке ООО "Завод "Эталон" (исх. N 4 от 02.04.2019, вх. ГКРЧ N 311 от 04.04.2020) о выделении полосы 1790-1800 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации на условиях, определённых в приложении N 3, и об отказе в выделении полосы радиочастот 1785-1805 МГц для применения радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа, а также полос радиочастот 1785-1790 МГц и 1800- 1805 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации на основании отрицательного заключения о возможности выделения полосы радиочастот.
Относительно ссылки заявителя на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации изложенной в решении от 22.04.2019 по делуN АКПИ19-116, необходимо указать следующее.
Заявитель в жалобе указывает лишь на один абзац указанного решения. Между тем, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2019 по делу N АКПИ19-116 указано следующее:
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 февраля 2006 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа" Государственная комиссия по радиочастотам не является федеральным органом исполнительной власти, ее права не тождественны правам таких органов и в силу своей природы она не может осуществлять нормативно-правовое регулирование. Федеральный закон "О связи" наделяет ее статусом-органа при федеральном органе исполнительной власти в области связи и соответствующими координационными функциями. Ее решения служат выполнению технических задач регулирования использования радиочастотного спектра, оформляются протоколами заседаний и приобретают обязательный для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц характер постольку, поскольку утверждаются полномочным федеральным органом исполнительной власти в области связи либо согласованным решением данного органа и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, в полномочия Комиссии не входит нормативно-правовое регулирование, и она не наделена полномочиями давать толкование понятия "неопределенный круг лиц" и определять полномочия Министерства транспорта Российской Федерации, как это указывают административные истцы. Несогласие заинтересованных лиц с решением Государственной комиссии по радиочастотам от 11.09.2018 г. N 18-46-02 не лишает их права на обращение в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.".
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации указывает на то, что решения ГКРЧ приобретают обязательный для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц характер постольку, поскольку утверждаются Минцифры России и в полномочия ГКРЧ не входит нормативно-правовое регулирование и она не наделена полномочиями давать толкование понятия "неопределенный круг лиц".
Указанный вывод Верховного Суда Российской Федерации отсылает к п. 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, согласно которому Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Решение ГКРЧ от 22.10.2019 N 19-52-04-1 вынесено на основании предложений, представленных Министерством транспорта Российской Федерации, в целях внедрения перспективных радиотехнологий в среду грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
Кроме того, согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 (Положение о Минтрансе России) Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), внеуличного, городского наземного электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
Таким образом, как Минцифры России, так и Минтранс России как федеральные органы исполнительной власти, вырабатывающие государственную политику и осуществляющие нормативно-правовое регулирование, обладают полномочиями по определению государственных приоритетов в установленной сфере деятельности.
Необходимо отметить, что предметом оспаривания в деле N АКПИ19-116 являются полномочия ГКРЧ закрепленные в Положении о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 N 336, что в свою очередь также подтверждает вывод о том, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривал только полномочия ГКРЧ.
Учитывая изложенное, ГКРЧ, принимая Решения действовала в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий с учетом соблюдения государственных приоритетов.
Целью решения ГКРЧ от 11.09.2018 N 18-46-02 является выделение радиочастот 1785-1805 МГц для создания только технологических сетей связи на железнодорожном транспорте. Указанные сети связи не предназначены для осуществления коммерческой деятельности, а направлены на обеспечение, в том числе, транспортной и национальной безопасности.
Относительно довода жалобы о нарушении ГКРЧ положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закон о конкуренции) необходимо указать следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" акционерное общество "Российские железные дороги" входит в перечень акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Кроме того, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р акционерное общество "Российские железные дороги" входит в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.
Таким образом, целью Решения является выделение радиочастот 1785-1805 МГц для создания только технологических сетей связи на железнодорожном транспорте. Указанные сети связи не предназначены для осуществления коммерческой деятельности, в частности для оказания услуг связи, как это указывают Заявители, а направлены на обеспечение деятельности железнодорожного транспорта, в том числе с целью обеспечения стратегических интересов государства, обороноспособности и безопасности государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения ответчика являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-20573/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20573/2020
Истец: ООО "ЗАВОД "ЭТАЛОН"
Ответчик: Государственная комиссия по радиочастотам при Министерсве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области, ОАО РЖД