г. Москва |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А41-103483/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "УК Бриг": Савелюк В.П., по доверенности от 15.11.2019;
от Администрации Одинцовского городского округа: не явились, извещены;
от Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК Бриг" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года по делу N А41-103483/19 по иску ООО "УК Бриг" к Администрации Одинцовского городского округа, третье лицо - Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК Бриг" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с Администрации Одинцовского городского округа недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с марта 2017 по 31 октября 2018 в сумме 667 678 руб. 97 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 16 354 руб. (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года по делу N А41-103483/19 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "УК Бриг" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "УК БРИГ" и Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области было заключено соглашение N 15 от 01.01.2017, согласно которому Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района предоставляет предприятию из бюджета городского поселения Одинцово субсидию в целях компенсации выпадающих доходов предприятия, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 08.12.2016 N 2/39 "О бюджете городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", подпрограммой "Социальная поддержка населения городского поселения Одинцово" муниципальной программы "Муниципальное управление в городском поселении Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" на 2017-2021 годы, утвержденный постановлением Главы городского поселения Одинцово от 11.11.2016 N 542.
В исковом заявлении истец указывает на то, что за период действия соглашения N 15 от 01.01.2017 ответчиком не была произведена компенсация недополученных доходов истца за период март 2017 года по 31.12.2017 в размере 326 401 руб. 07 коп. Также с 01.01.2018 по 01.11.2018 действовал бездоговорный период, в рамках которого, ООО "УК Бриг" продолжало выполнять свои обязанности по предоставлению гражданам муниципальных льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с программой "Социальная поддержка населения городского поселения Одинцово" муниципальной программы "Муниципальное управление в городском поселении Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" на 2017-2021 годы, утвержденный постановлением Главы городского поселения Одинцово от 11.11.2016 N 542, а также основываясь на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Соответственно, ООО "УК Бриг" не получило субсидий в целях компенсации недополученных доходов на сумму 341 277 руб. 90 коп. за период 01.01.2018 по 31.10.2018. Таким образом, недополученные доходы ООО "УК Бриг" за период с марта 2017 по 31 октября 2018 составили 667 678 руб. 97 коп.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Из п. 8 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации вытекает, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1. настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно порядку, утвержденному постановлением Администрации городского поселения Одинцово 20.01.2017 N 8 компенсация производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского поселения Одинцово на текущий финансовый год на указанные цели, на основании следующих документов: соглашения с Администрацией о компенсации выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот; отчета о фактически предоставленных льготах; счетов, счетов-фактур; актов выполненных работ; копий документов, подтверждающих право на муниципальную льготу (пункт 12 Порядка).
С 01.07.2017 действовал порядок, утвержденный постановлением Администрации городского поселения Одинцово 20.10.2017 N 470.
Согласно пункту 3.1. порядка предприятие жилищно-коммунального хозяйства должно предоставить в Администрацию городского поселения Одинцово заявление о предоставлении субсидий, расчет льгот и копии документов, подтверждающих право граждан на получение льгот, до 15 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии.
Пунктом 3.5. порядка установлено, что соглашение между Администрацией городского поселения Одинцово и предприятием жилищно-коммунального хозяйства на предоставление субсидии заключается сроком на один календарный год. Предоставление субсидии предприятию осуществляется ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за отчетным (п. 3.7. порядка).
В соответствии с пунктом 4.2. порядка компенсация выпадающих доходов предприятию производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского поселения Одинцово на текущий финансовый год на указанные цели, на основании следующих документов:
4.2.1 соглашение с Администрацией о компенсации выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот;
4.2.2. отчет о фактически предоставленных льготах;
4.2.3 счет, счет-фактура;
4.2.4 акт выполненных работ;
4.2.5 копии документов, подтверждающих право на муниципальную льготу.
Документы, указанные в пунктах 4.2.2. - 4.2.5. порядка предприятие обязано предоставить в отдел социальной поддержки населения Администрации городского поселения Одинцово не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 4.6. порядка).
Согласно пункту 7 соглашения N 15 соглашение вступает в силу с 01 января 2017 года и действует по 31 декабря 2017 года.
Постановлением Администрации городского поселения Одинцово от 25.01.2018 N 26 (с изменениями, внесенными Постановлениями от 20.04.2018 N 163 и от 29.08.2018 N 381) был утвержден новый порядок и распространялся на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года. Данный Порядок не изменил положения пунктов 3.1, 3.5, 4.2 предыдущего порядка.
В соответствии с заключенным соглашением N 15 между Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района и ООО "УК бриг" от 01.01.2017 перечисление субсидий предприятию осуществляется на основании документов, указанных в пункте 12 порядка, утвержденного постановлением от 20.01.2017 N 8.
С 01.07.2017 действовал порядок, утвержденный постановлением Администрации городского поселения Одинцово 20.10.2017 N 470.
ООО "УК Бриг" с марта 2017 года по декабрь 2017 года комплект соответствующих документов не представлялся.
Истец в апелляционной жалобе указанное обстоятельство подтверждает, однако полагает, что непредставление соответствующих документов не является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, как противоречащий Порядку, утвержденному постановлением Администрации городского поселения Одинцово 20.10.2017 N 470.
Кроме того, ООО "УК Бриг" в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в спорный период.
Кроме того, апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
Согласно ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В этой связи необходимо учитывать положения ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которыми операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
В это же время прекращают свое действие бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года.
Вместе с этим, часть 4 ст. 242 БК РФ устанавливает, что не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
В п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" определено, что в силу статей 161, 162, 225, 250 БК РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (товаров, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
На вопрос апелляционного суда представитель истца пояснил, что в рамках настоящего дела просит взыскать субсидии за 2017 год.
Однако, субсидии за 2017 год могли быть исполнены только в 2017 году, и соответственно, момент окончания финансового года влечет прекращение обязательств.
Так, в соответствии с п. 6 Приказа Казначейства России от 30.06.2014 N 10н наличие неиспользованных остатков средств на счетах казенного учреждения по состоянию на 1 января очередного финансового года не допускается, откуда вытекает обязанность казенного учреждения по возврату неиспользованного остатка денежных средств до начала нового финансового года.
Рассматриваемые исковые требования основываются на требовании возмещения денежных средств, которые должны были быть финансированы за счет средств, предусмотренных бюджетом на 2017 год, на момент обращения в Администрацию с соответствующим заявлением данный финансовый год был закончен, остаток денежных средств возвращен в соответствующий бюджет.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2020 по делу N А41-103483/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-103483/2019
Истец: ООО "УК БРИГ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОДИНЦОВО АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ