город Москва |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А41-103483/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Тутубалиной Л.А.,
судей: Бочаровой Н. Н., Стрельникова А.И.,
при участии в заседании:
от истца - Савелюк ВП, дов. От 10.11.2020,
от ответчика -
от третьего лица -
рассмотрев 13 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "УК Бриг"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 30.07.2020
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 10.12.2020
по иску ООО "УК Бриг"
к Администрации Одинцовского городского округа,
третье лицо - Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского
муниципального района Московской области,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК Бриг" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с Администрации Одинцовского городского округа (далее - ответчик) недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с марта 2017 по 31 октября 2018 в сумме 667 678 руб. 97 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 16 354 руб. (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением от 10 декабря 2020 года Десятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный су Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит отменить решение от 30 июля 2020 года Арбитражного суда Московской области и постановление от 10 декабря 2020 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Изучив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ООО "УК БРИГ" и Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области было заключено соглашение N 15 от 01.01.2017, согласно которому Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района предоставляет предприятию из бюджета городского поселения Одинцово субсидию в целях компенсации выпадающих доходов предприятия, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 08.12.2016 N 2/39 "О бюджете городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", подпрограммой "Социальная поддержка населения городского поселения Одинцово" муниципальной программы "Муниципальное управление в городском поселении Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" на 2017-2021 годы, утвержденный постановлением Главы городского поселения Одинцово от 11.11.2016 N 542.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что за период действия соглашения N 15 от 01.01.2017 ответчиком не была произведена компенсация недополученных доходов истца за период март 2017 года по 31.12.2017 в размере 326 401 руб. 07 коп.
Также, по мнению истца, с 01.01.2018 по 01.11.2018 действовал бездоговорный период, в рамках которого ООО "УК БРИГ" продолжало выполнять свои обязанности по предоставлению гражданам муниципальных льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с программой "Социальная поддержка населения городского поселения Одинцово" муниципальной программы "Муниципальное управление в городском поселении Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Главы городского поселения Одинцово от 11.11.2016 N 542, а также основываясь на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ и Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Соответственно, ООО "УК БРИГ" не получило субсидий в целях компенсации недополученных доходов на сумму 341 277 руб. 90 коп. за период 01.01.2018 по 31.10.2018. Таким образом, недополученные доходы ООО "УК БРИГ" за период с марта 2017 по 31 октября 2018 составили 667 678 руб. 97 коп.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1. настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно порядку, утвержденному постановлением Администрации городского поселения Одинцово 20.01.2017 N 8, компенсация производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского поселения Одинцово на текущий финансовый год на указанные цели, на основании следующих документов: соглашения с Администрацией о компенсации выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот; отчета о фактически предоставленных льготах; счетов, счетов-фактур; актов выполненных работ; копий документов, подтверждающих право на муниципальную льготу (пункт 12 Порядка).
С 01.07.2017 действовал порядок, утвержденный постановлением Администрации городского поселения Одинцово 20.10.2017 N 470.
Согласно пункту 3.1. порядка предприятие жилищно-коммунального хозяйства должно предоставить в Администрацию городского поселения Одинцово заявление о предоставлении субсидий, расчет льгот и копии документов, подтверждающих право граждан на получение льгот, до 15 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии.
Пунктом 3.5. порядка установлено, что соглашение между Администрацией городского поселения Одинцово и предприятием жилищно-коммунального хозяйства на предоставление субсидии заключается сроком на один календарный год. Предоставление субсидии предприятию осуществляется ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за отчетным (п. 3.7. порядка).
В соответствии с пунктом 4.2. порядка компенсация выпадающих доходов предприятию производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского поселения Одинцово на текущий финансовый год на указанные цели, на основании следующих документов: 4.2.1 соглашение с Администрацией о компенсации выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот;
4.2.2. отчет о фактически предоставленных льготах; 4.2.3 счет, счет-фактура;
4.2.4 акт выполненных работ; 4.2.5 копии документов, подтверждающих право на муниципальную льготу.
Документы, указанные в пунктах 4.2.2. - 4.2.5. порядка предприятие обязано предоставить в отдел социальной поддержки населения Администрации городского поселения Одинцово не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 4.6. порядка).
Согласно пункту 7 соглашения N 15 соглашение вступает в силу с 01 января 2017 года и действует по 31 декабря 2017 года.
Постановлением Администрации городского поселения Одинцово от 25.01.2018 N 26 (с изменениями, внесенными постановлениями от 20.04.2018 N 163 и от 29.08.2018 N 381) был утвержден новый порядок и распространялся на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года. Данный Порядок не изменил положения пунктов 3.1, 3.5, 4.2, 4.6 предыдущего порядка.
В соответствии с заключенным соглашением N 15 между Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района и ООО "УК БРИГ" от 01.01.2017 перечисление субсидий предприятию осуществляется на основании документов, указанных в пункте 12 порядка, утвержденного постановлением от 20.01.2017 N 8.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ООО "УК БРИГ" с марта 2017 года по декабрь 2017 года комплекты соответствующих документов в отдел социальной поддержки населения Администрации городского поселения Одинцово ни в установленный срок ежемесячно (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным), ни позднее в течение 2017 года не представлялись.
Судами также установлено, что на 2018 год истец вплоть до ноября месяца не заключал договор на предоставление компенсации на выпадающие доходы и, соответственно, не предоставлял комплекты документов, подтверждающие предоставление гражданам льгот.
Поскольку истцом в установленный срок документы для возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за период март 2017 - декабрь 2017 не представлялись, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания с ответчика денежных средств в размере 326 401 руб. 07 коп. за период март 2017 года по 31.12.2017.
Также судами правомерно отказано в удовлетворении исковых требований ООО "УК Бриг" в части взыскания недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2018 по 01.11.2018 (бездоговорный период), в связи с тем, что в 2018 году соглашение на компенсацию недополученных доходов предприятия, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг, заключено истцом и ответчиком 01.11.2018.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены ими правильно.
Доводы кассационной жалобы судом округа рассмотрены и отклоняются, как противоречащие положениям закона.
Ссылка истца на пункт 7 соглашения от 01.01.2017, согласно которому соглашение вступает в силу с 01.01.2017 и действует по 31.12.2017, а в порядке расчетов до полного исполнения обязательств по настоящему соглашению, несостоятельна.
Истец неверно толкует данное условие соглашения. После окончания срока соглашения до полного исполнения могут проводиться расчеты за 2017 год по предоставленным истцом в установленный срок в отдел социальной поддержки населения Администрации городского поселения Одинцово документам, по которым не произведена выплата до 31.12.2017.
В настоящем споре на дату прекращения действия соглашения неисполненные обязательства ответчика по выплате субсидии отсутствуют, так как истец не предоставлял документы за спорный период в 2017 году. За январь-февраль 2017 года по представленным истцом документам субсидия выплачена в период действия соглашения.
Предоставление истцом документов на субсидию за 2017 год в 2019 году не является надлежащим исполнением обязательств истцом по соглашению, в связи с прекращением срока действия соглашения основания для исполнения обязательств по нему у ответчика отсутствуют, такие действия истца не подпадают под пункт 7 соглашения.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не нарушены.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения и постановления в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А41-103483/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1. настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2021 г. N Ф05-9590/21 по делу N А41-103483/2019