город Ростов-на-Дону |
|
06 февраля 2024 г. |
дело N А32-42054/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца - представитель Дегтярева И.С. по доверенности от 22.01.2024;
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)" - представитель Мингулов А.А. по доверенности N Д-ТМТП-21.12.23-У/0П7-1 от 21.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2023 по делу N А32-42054/2023
по иску акционерного общества "Уголь-транс" (ОГРН 1185029007470 ИНН 5047210316)
к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (ОГРН 1022303274674 ИНН 2322001997)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Уголь-Транс" (далее - истец, АО "Уголь-Транс") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик, АО "ТМТП") о взыскании убытков, причиненных повреждениями вагонов, в размере 2 209 499,25 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2023 с акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" в пользу акционерного общества "Уголь-Транс" взысканы убытки, причиненные повреждениями вагонов, в размере 2 209 499,25 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 34 047 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Туапсинский морской торговый порт" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что спорные вагоны находились в ремонте от 6 до 37 дней. Указанный срок значительно превышает срок нахождения в ремонте иных вагонов с идентичными повреждениями (от 1 до 5 дней). Во время нахождения в ремонте, производился ремонт, не находящийся в причинно-следственной связи с полученными повреждениями (ремонт колесных пар и т.п.). Истцом необоснованно предъявлена ко взысканию сумма упущенной выгоды за ремонт указанных вагонов. По мнению ответчика, не подлежат оплате контрольно-регламентные операции и документальное оформление повреждённых вагонов (на общую сумму 135 763,40 руб.), поскольку эти работы не находятся в причинно-следственной связи с повреждением вагонов. Кроме того, взыскание убытков в виде провозной платы за перевозку вагонов из ремонта приведет к неосновательному обогащению истца. Убытки в размере 1 273 054 руб. взысканы судом первой инстанции необоснованно.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при выполнении работ на путях необщего пользования ответчиком были повреждены вагоны.
В результате повреждения вагонов были составлены соответствующие акты о повреждении вагонов формы ВУ-25 и акты общей формы ГУ-23. Лицом, повредившим вагоны, признан ответчик.
Данные вагоны были привлечены истцом у ООО "Модум-Транс" и АО "НТК".
ООО "Модум-Транс" и АО "НТК" предъявили истцу требования от 07.09.2022 N П-0907/2, от 15.09.2022 N 0/1361 (с уточнением требования письмом от 04.10.2022 N 0/1447), от 26.09.2022 N П-0926/1, от 28.10.2022 N П-1028/1 и от 27.12.2022 N П-1227/2 (с письмом о корректировке требований от 23.01.2023 NМТ-0123/41) о возмещении убытков, понесенных в связи с повреждением вагонов. Данные требования ООО "Модум-Транс" и АО "НТК" оплачены истцом в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 15.03.2023 NN2213, 2214, 2215, 2216 и 2217.
Таким образом, истцу по вине ответчика причинены убытки в размере 2 358 491,40 руб.
Истец направил ответчику претензии с требованием возмещения убытков, связанных с повреждением вагонов, на общую сумму 2 358 491,40 руб. Ответчик частично удовлетворил требования истца, возместив сумму убытков в размере 148 992,15 руб. Таким образом, размер исковых требований истца к ответчику составляет 2 209 499,25 руб.
Неисполнение требований претензий в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пунктам 11 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
По правилам статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своих прав, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце, который должен доказать наличие перечисленных условий для возмещения вреда. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктах 1, 2, 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 ГК РФ). Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 393 ГК РФ размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ). При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (пункт 1, пункт 2).
В соответствии со статьей 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону 4 должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
По делам искового производства суд не обязан собирать доказательства по собственной инициативе. Риск наступления последствий несовершения процессуальных действий по представлению в суд доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается сторона как на основание своих требований и возражений, лежит на этой стороне. Последствием непредставления в суд доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, является принятие судебного решения не в пользу этой стороны (часть 2 статьи 9, статья 65, статья 168 АПК РФ).
В условиях состязательного процесса арбитражный суд не собирает доказательства по собственной инициативе. Его задача состоит в том, чтобы, не ограничивая волеизъявления лиц, участвующих в деле, по представлению доказательств, создать им благоприятные условия в определении круга фактических обстоятельств дела. При этом стороны самостоятельно определяют свою правовую позицию по делу, собирают и представляют суду доказательства в обоснование своих требований. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Как установлено судом, повреждение грузовых вагонов, допущенное ответчиком, породило у истца убытки, состоящие из оплаченных собственникам поврежденных ответчиком вагонов, которые привлекались истцом для осуществления перевозок, стоимости восстановительного ремонта грузовых вагонов (оплачена ответчиком в рамках досудебного урегулирования спора), провозной платы за передислокацию поврежденных грузовых вагонов к местам проведения ремонтов и из ремонтов, а также штрафа за непроизводительный простой вагонов в ремонте.
Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 разработаны и утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 256), согласно пункту 43 которых обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В силу пункта 93 Правил N 256 во всех случаях повреждения вагона, устранение которых производится при капитальном, деповском, текущем ремонте или исключении вагона, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для установки ЗПУ, выявления отсутствия узлов и деталей, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона, составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25 (далее - акт о повреждении вагона).
Пунктом 101 Правил N 256 установлено, что в акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, количество поврежденных деталей и узлов, вид (объем) необходимого ремонта. В случае необходимости оценки технического состояния вагона для определения объема необходимых ремонтных работ и соответственно стоимости данных работ и стоимости поврежденных деталей в акте о повреждении вагона указывается, что стоимость ремонтных работ и поврежденных деталей, а также общая оценка повреждения вагона будет 8 указана вагоноремонтным депо или предприятием, где будет производиться ремонт вагона.
Факт допущенного ответчиком повреждения спорных грузовых вагонов, принадлежащих истцу, был оформлен в соответствии с указанным порядком, акты общей формы ГУ-23 и акты о повреждении вагонов формы ВУ-25 были представлены истцом в материалы дела.
Представленными истцом в материалы дела актами о повреждении вагонов формы ВУ-25, уведомлениями формы ВУ-23 и ВУ-36 подтвержден период непроизводительного простоя поврежденных вагонов в ремонте. Актами оказанных услуг с перечнями, счетами-фактурами, а также транспортными железнодорожными накладными подтверждены факты перевозки поврежденных вагонов в ремонт и из ремонта, а также размер провозной платы.
Довод ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с тем, что затраты на проведение контрольных и регламентных работ и на документальное оформление поврежденных вагонов являются обязательными для истца как собственника вагонов и не должны взыскиваться с лица, повредившего вагоны, а признанная ответчиком часть требований была оплачена в добровольном порядке, судом правомерно отклонен по следующим основаниям.
Суть исковых требований состоит во взыскании с ответчика убытков, понесенных истцом вследствие допущенных ответчиком повреждений вагонов истца.
В соответствии с расчетом суммы исковых требований убытки истца до момента добровольной оплаты ответчиком части требований состояли из следующих элементов:
- стоимость ремонта поврежденных вагонов в размере 135 763,40 руб.;
- штраф за простой вагонов в ремонте 938 400,00 руб.;
- провозная плата за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта в размере 1 284 328,00 руб.
В рамках досудебного урегулирования настоящего спора ответчик в добровольном порядке возместил истцу стоимость ремонта вагонов на сумму 148 992,15 руб., что превышает заявленный истцом в претензионном порядке размер убытков в части, касающейся ремонта вагонов.
Данный факт свидетельствует о том, что требования истца, касающиеся ремонта вагонов, были оплачены ответчиком в полном объеме.
Таким образом, довод ответчика о необоснованности включения в размер суммы исковых требований затрат на проведение контрольных и регламентных работ и на документальное оформление вагонов признан судом несостоятельным в связи с тем, что истцом данные требования не заявлялись по причине их фактической оплаты ответчиком до подачи искового заявления в суд.
Суд правильно указал на то, что приведенная ответчиком в качестве примера судебная практика является неотносимой к сути рассматриваемых в настоящем деле исковых требований, т.к. арбитражные суды Северо-Кавказского округа в указанных ответчиком случаях дали оценку правомерности предъявления собственником вагонов к лицу, повредившему вагоны, требований по возмещению затрат на проведение контрольных и регламентных работ и на документальное оформление вагонов.
В настоящем споре истцом данные требования к ответчику не заявляются.
Требования истца заключаются во взыскании с ответчика убытков, понесенных в связи с допущенными ответчиком повреждениями вагонов, состоящих из оплаченного собственнику вагонов штрафа за непроизводительный простой вагонов в ремонте и провозной платы за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
Довод ответчика о завышении истцом суммы убытков в виде штрафа за непроизводительный простой вагонов судом исследован и признан несостоятельным.
Между истцом и ООО "Модум-Транс", а также между истцом и АО "Национальная Транспортная Компания" заключены договоры, по условиям которых истец привлекал вагоны сторонних собственников для осуществления перевозок.
В соответствии с п. 4.3.5 договора от 01.10.2018 N МТ-ОПВ-1043/6, заключенного между истцом и ООО "Модум-Транс", истец обязался нести полную ответственность за выполнение грузополучателями/грузоотправителями требований законодательства РФ, а также требований законодательства государств, по территории которых осуществляется перевозка груза, в том числе налогового, таможенного, валютного законодательства, требований документов ОАО "РЖД", железнодорожных администраций, государственных органов в области железнодорожного транспорта, касающихся эксплуатации вагонов и их сохранности; обеспечить при производстве грузовых операций выполнение требований ГОСТ 22235-2010 "Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ".
Согласно п. 6.4 договора N МТ-ОПВ-1043/6 в случае повреждения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, возникшего по причинам, зависящим от истца, грузоотправителя, грузополучателя истца, третьих лиц, а также на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, независящим от ООО "Модум-Транс", истец уплачивает по требованию ООО "Модум-Транс" штраф за непроизводительный простой вагонов за период с даты обнаружения повреждения вагона, указанной в акте о повреждении вагона формы ВУ-25 и/или уведомлении формы ВУ-23-М и до даты выхода вагона из ремонта, указанной в уведомлении формы ВУ-36-М.
Согласно п. 4.3.13 договора от 01.10.2018 N СУЭК-18/700Т, заключенного между истцом и АО "НТК", истец обязался обеспечивать сохранность предоставляемых в рамках договора вагонов на путях необщего пользования.
Пунктом 4.3.23 договора N СУЭК-18/700Т предусмотрено, что истец несет полную ответственность за выполнение грузополучателями/грузоотправителя требований законодательства РФ, а также требований законодательства государств, по территории которых осуществляется перевозка груза, в том числе налогового, таможенного, валютного законодательства, требований документов ОАО "РЖД", железнодорожных администраций, государственных органов в области железнодорожного транспорта, касающихся эксплуатации вагонов и их сохранности.
Согласно п. 6.4 договора СУЭК-18/700Т в случае повреждения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, возникшего по причинам, зависящим от истца, грузоотправителя, грузополучателя истца, третьих лиц, а также на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, независящим от АО "НТК", истец уплачивает по требованию АО "НТК" штраф за простой вагонов в ремонте за каждые сутки его нахождения в ремонте. При этом время нахождения вагонов в ремонте определяется на основании данных, указанных в актах формы ВУ-23-М и ВУ-36-М (неполные сутки считаются за полные).
Таким образом, истец оплачивает собственникам вагонов штраф за непроизводительный простой вагонов в ремонте не за время, указанное в дефектных и расчетно-дефектных ведомостях в качестве времени фактического ремонта вагонов, а за все время выбытия вагонов из хозяйственного оборота по причине допущенных третьими лицами повреждений - в данном случае ответчиком.
Противоправные действия ответчика привели к тому, что истец не смог использовать вагоны в своей текущей хозяйственной деятельности, лишившись возможности получения денежных средств за осуществление перевозок грузов.
Данные обстоятельства повлекли возникновение убытков у истца, в том числе, на оплату времени непроизводительного простоя вагонов в ремонте собственникам вагонов.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Статьей 1081 ГК РФ предусмотрено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Повреждения грузовых вагонов, допущенные ответчиком, породили у истца убытки, состоящие из оплаченной собственнику поврежденных ответчиком вагонов, которые привлекались истцом для осуществления перевозок, стоимости эксплуатации вагонов за время нахождения в ремонте.
Факты допущенных ответчиком повреждений спорных грузовых вагонов, принадлежащих истцу, оформлены в соответствии с указанным порядком, акты общей формы ГУ-23 и акты о повреждении вагонов формы ВУ-25 представлены истцом в материалы дела.
Представленными истцом в материалы дела уведомлениями формы ВУ-23 и ВУ-36, актами о повреждении вагонов формы ВУ-25 подтвержден период нахождения поврежденных вагонов в ремонте.
Учитывая вышеизложенное, материалами дела подтвержден факт повреждения вагонов по вине ответчика и наличие убытков истца, а также установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими у истца убытками.
Таким образом, необходимые условия применения деликтной ответственности в форме возмещения убытков в настоящем деле подтверждаются в виде факта совершения противоправных действий ответчиком; причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и убытками истца.
Судом принят во внимание тот факт, что истец не влияет на сроки проведения ремонта вагонов в эксплуатационном вагонном депо, в связи с чем истец не мог предпринять меры по уменьшению размера убытков (упущенной выгоды).
Именно допущенные ответчиком повреждения вагонов повлекли за собой необходимость выполнения ремонтных работ. При этом, поврежденные вагоны не могли быть отремонтированы в те же самые сутки, в которые произошло их повреждение.
Время ремонта вагонов зависит от значительного количества сторонних факторов (загруженность путей вагоноремонтного предприятия, наличие деталей для выполнения ремонта и пр.), которые никаким образом не зависят от действий истца, в рамках настоящего спора являющегося владельцем вагонов.
Период простоя поврежденных грузовых вагонов истца в нерабочем парке (даты начала и окончания простоя) определен в расчете понесенных истцом убытков на основании актов о повреждении вагонов формы ВУ-25, уведомлений на ремонт вагонов формы ВУ-23 и о приемке вагонов из ремонта формы ВУ-36.
Ответчик необоснованно отождествляет понятия "время нахождения в ремонте" и "время нахождения в нерабочем парке". Так, время нахождения, собственно, в ремонте (продолжительность ремонтных работ) указано в расчетно-дефектных ведомостях и фактически составляет несколько часов.
Между тем, время нахождения грузовых вагонов в нерабочем парке определяется с даты выявления неисправности (повреждения), которая фиксируется в актах формы ВУ-25 (уведомлениях на ремонт вагонов формы ВУ-23), и до даты выпуска вагона из ремонта. Поскольку неисправные вагоны не могут быть допущены к эксплуатации, они переводятся в нерабочий парк с момента составления актов о повреждении вагонов (формы ВУ-25).
Расчет времени непроизводительного простоя вагонов необходимо производить с даты повреждения вагонов или с даты уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23-М (в зависимости от условий договоров, заключенных между истцом и собственниками вагонов), поскольку поврежденные вагоны объективно не могли быть использованы истцом для осуществления своей предпринимательской деятельности по дату выполнения их ремонта.
Ответчик заявил возражения относительно требований истца о возмещении убытков, состоящих из оплаченной провозной платы за перевозку вагонов из ремонта, в связи с тем, что расходы по отправке вагонов грузополучателям истец понес бы независимо от допущенных повреждений вагонов, поэтому ответчик считает, что данные расходы не находятся в причинно-следственной связи с противоправными действиями ответчика.
Данный довод ответчика исследован судом и правомерно отклонен судом.
Согласно п. 6.4 договора N МТ-ОПВ-1043/6 в случае повреждения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, возникшего по причинам, зависящим от истца, грузоотправителя, грузополучателя истца, третьих лиц, а также на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, независящим от ООО "Модум-Транс", истец возмещает ООО "Модум-Транс" провозную плату за перевозку вагонов к месту подготовки к ремонту, к месту ремонта, а также за перевозку вагонов после осуществления ремонта на железнодорожную станцию, указанную ООО "Модум-Транс".
Согласно п. 6.4 договора СУЭК-18/700Т в случае повреждения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, возникшего по причинам, зависящим от истца, грузоотправителя, грузополучателя истца, третьих лиц, а также на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, независящим от АО "НТК", истец возмещает АО "НТК" платежи за перевозку вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, к месту ремонта и обратно, на станцию повреждения.
Положения ст. ст. 15, 393, 1064, 1079 и 1081 ГК РФ не исключают той ситуации, при которой убытки в виде имущественных потерь могут возникнуть в правоотношениях кредитора не с причинителем вреда, а с третьим лицом.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 N 16777/10 по делу N А82-14922/2009-8.
Повреждения грузовых вагонов, допущенные ответчиком, породили у истца убытки, состоящие из оплаченной собственникам поврежденных ответчиком вагонов, которые привлекались истцом для осуществления перевозок, стоимости провозных платежей за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
Факты допущенных ответчиком повреждений спорных грузовых вагонов, принадлежащих истцу, оформлены в соответствии с указанным порядком, акты общей формы ГУ-23 и акты о повреждении вагонов формы ВУ-25 представлены истцом в материалы дела.
Представленными истцом в материалы дела актами о повреждении вагонов формы ВУ-25, уведомлениями форм ВУ-23 и ВУ-36 подтвержден период нахождения поврежденных вагонов в ремонте; накладными, актами оказанных услуг с перечнями подтверждены размеры провозных платежей, возмещенных истцом собственникам вагонов.
Учитывая вышеизложенное, материалами дела подтверждены факты повреждения вагонов по вине ответчика и наличие убытков истца, а также установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими у истца убытками, состоящих из оплаченных собственникам вагонов провозных платежей.
Таким образом, необходимые условия применения деликтной ответственности в форме возмещения убытков в настоящем деле подтверждаются в виде факта совершения противоправных действий ответчиком; причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и убытками истца.
Судом принят во внимание тот факт, что в случае, если бы ответчик не допустил повреждения вагонов, истец не понес бы убытки, состоящие в возмещении собственникам вагонов провозной платы за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
Вопреки позиции ответчика, изложенной в апелляционной жалобе, истец не влияет на сроки проведения ремонта вагонов в эксплуатационном вагонном депо, в связи с чем истец не мог предпринять меры по уменьшению размера убытков (упущенной выгоды).
АО "Уголь-Транс" самостоятельно вагоны в ремонт не отцепляет, ремонт своими силами не осуществляет и расследование случаев повреждений не производит.
АО "Уголь-Транс" является профессиональным участником рынка по предоставлению вагонов для перевозок грузов.
Спорные вагоны на момент повреждения находились в аренде АО "Уголь-Транс" и по условиям договоров аренды истец продолжал вносить арендные платежи за время, когда вагоны фактически не могли использоваться истцом ввиду их повреждения и нахождения в ремонте.
Время нахождения грузовых вагонов в нерабочем парке определяется с даты выявления неисправности (повреждения), которая фиксируется в актах формы ВУ-25 (уведомлениях на ремонт вагонов формы ВУ-23), и до даты выпуска вагона из ремонта. Поскольку неисправные вагоны не могут быть допущены к эксплуатации, они переводятся в нерабочий парк с момента составления актов о повреждении вагонов (формы ВУ-25).
Расчет времени непроизводительного простоя вагонов необходимо производить с даты повреждения вагонов или с даты уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23-М (в зависимости от условий договоров, заключенных между Истцом и собственниками вагонов), поскольку поврежденные вагоны объективно не могли быть использованы Истцом для осуществления своей предпринимательской деятельности по дату выполнения их ремонта.
Данная позиция Истца подтверждается судебной практикой, к примеру, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2019 по делу N А56-165876/2018, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2023 по делу N А56-121631/2022, Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по делу N А56-15035/2020.
Довод ответчика о возникновении на стороне истца неосновательного обогащения в случае взыскания убытков в данной части признан судом несостоятельным.
В связи с допущенными ответчиком повреждениями вагонов истец понес убытки в виде провозной платы, уплаченной собственникам вагонов за перевозку вагонов из ремонта. В случае, если бы ответчик не допустил повреждения заявленных в рамках настоящего спора вагонов, истец не должен был оплачивать провозную плату за перевозку вагонов из ремонта собственникам вагонов.
Расчет суммы убытков, представленный истцом в материалы дела, судом проверен и признан арифметически верным и подтвержденным представленными в материалы дела доказательствами.
Довод АО "Туапсинский морской торговый порт" о неправильном расчете размера убытков апелляционный суд находит основанным на ошибочном толковании обстоятельств дела и норм права.
Доводы апелляционной жалобы АО "Туапсинский морской торговый порт", сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат отнесению на АО "Туапсинский морской торговый порт".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2023 по делу N А32-42054/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42054/2023
Истец: АО "Уголь-Транс"
Ответчик: АО "Туапсинский морской торговый порт"