г. Москва |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А41-88021/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Муриной В.А.,
судей Досовой М.В., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Лутая Александра Валентиновича на решение Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2020 года по делу N А41-88021/19,
по итогам процедуры реструктуризации долгов гражданина в рамках дела о признании Лутая Александра Валентиновича несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о банкротстве Лутая Александра Валентиновича в Арбитражный суд Московской области от финансового управляющего поступили ходатайство о введении процедуры реализации имущества гражданина, протокол собрания кредиторов, отчет финансового управляющего, реестр требований кредиторов и иные документы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2020 года Лутай Александр Валентинович признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина сроком до 11.02.2021. Финансовым управляющим имуществом должника утвержден Сильченко Евгений Анатольевич (адрес для направления корреспонденции: 123056, г. Москва, Б. Грузинская, д. 42, кв. 21).
Не согласившись с принятым судебным актом, должник обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 223, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Подберезко Елена Борисовна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании должника Лутая Александра Валентиновича несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2019 года заявление принято к производству суда, возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2019 по делу N А41-88021/19 в отношении Лутая А.В. введена процедура - реструктуризации долгов. Финансовым управляющим утвержден Сильченко Е.А.
По итогам проведенных мероприятий реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с ходатайством о признании Лутая А.В. банкротом и введении в отношении него процедуры реализации имущества гражданина.
Рассмотрев представленные в материалы дела отчет о проделанной работе, анализ о финансовом состоянии должника, полно и всестороннее исследовав указанные документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания Лутая А.В. несостоятельным (банкротом).
Арбитражный апелляционный суд полагает, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан:
принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества;
проводить анализ финансового состояния гражданина;
выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
вести реестр требований кредиторов;
уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона;
созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом;
уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора;
рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;
осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;
осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;
направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;
исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.
Из материалов дела следует, что за период проведения реструктуризации долгов финансовым управляющим должника были осуществлены следующие мероприятия:
Финансовым управляющим должника подготовлен и представлен в материалы дела отчет финансового управляющего от 10 апреля 2020 года.
Как следует из отчета финансового управляющего должника, в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина финансовым управляющим проведена следующая работа:
- сделаны запросы в регистрирующие и иные органы с целью определения имущественного положения должника;
- проведен анализ финансового состояния должника.
Из реестра требований кредиторов следует, что размер требований кредиторов, включенных в реестр требований должника, составляет 8 048 648,87 рублей.
В отчете финансовый управляющий должника пришел к выводу, что должник на момент введения процедуры реструктуризации долгов гражданина обладает признаками неплатежеспособности и в отношении него установлены признаки банкротства.
10 апреля 2020 года финансовым управляющим проведено собрание кредиторов должника, на котором большинством (94,302%) голосов было принято решение обратиться в суд с ходатайством о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества.
Указанное решение собрания кредиторов в установленном законом порядке не обжаловалось, недействительным не признано.
Таким образом, финансовым управляющим были надлежащим образом выполнены все обязанности, проведены все мероприятии, предусмотренные Законом о банкротстве, представлены суду отчет о проделанной работе, анализ о финансовом состоянии должника, протокол первого собрания кредиторов.
В силу статьи 213.24 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если:
гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона;
арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина;
производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях, установленных пунктом 3 статьи 213.29 или пунктом 7 статьи 213.31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 213.12 Закона о банкротстве в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного п. 2 ст. 213.8 настоящего Федерального закона, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
В случае, если в установленный Законом срок финансовым управляющим не получено ни одного проекта плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (пункт 4 статьи 213.12 Закона о банкротстве).
Представленный должник проект плана реструктуризации долгов гражданина не был одобрен собранием кредиторов должника.
С учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, учитывая, что план реструктуризации долгов гражданина, представленный Лутаем А.В., утвержден не был, доказательств наличия у Лутая А.В. достаточных доходов для погашения требований кредиторов не имеется, истечение предусмотренных законом сроков процедуры реструктуризации долгов гражданина, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости признания Лутая А.В. несостоятельным (банкротом) и введении процедуры реализации имущества должника.
Доказательств возможности восстановления платежеспособности должника в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Оснований полагать, что у должника отсутствуют признаки неплатежеспособности, у апелляционной коллегии не имеется.
С учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции, учитывая наличие непогашенной задолженности, не утверждения проекта плана реструктуризации долгов гражданина, истечение предусмотренных законом сроков процедуры реструктуризации долгов гражданина, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости признания Лутая А.В. несостоятельным (банкротом) и введении процедуры реализации имущества должника.
Представленные в материалы дела документы, относительно арбитражного управляющего Сильченко Е.А., отвечают требованиям статей 20 и 20.2 Закона о банкротстве, в связи с чем, он правомерно утвержден в качестве финансового управляющего в рамках настоящего дела о банкротстве.
План реструктуризации одобряется собранием кредиторов и после этого, по общему правилу (п. 1 ст. 213.17 Закона о банкротстве) утверждается арбитражным судом. Условия, при которых предлагаемый план реструктуризации может быть утвержден судом в отсутствие одобрения его собранием кредиторов, описаны в пункте 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве.
Таким образом, введенная в законодательство о банкротстве процедура реструктуризации долгов гражданина направлена на обеспечение баланса интересов как должника, так и его кредиторов. Исходя из плана реструктуризации, кредиторы вправе рассчитывать на предполагаемые по обстоятельствам его составления будущие доходы неплатежеспособного должника. При этом будущие источники покрытия долгов определяются в долгосрочной (3 года, по общему правилу) перспективе, установленной законодателем с расчетом на обеспечение добросовестного должника временными рамками для изменения в сторону улучшения своего имущественного положения. Закон о банкротстве не содержит конкретных требований к содержанию мероприятий, предусматриваемых планом реструктуризации. И в этом аспекте кредиторы и должник свободны в формулировании его содержания с учетом конкретных обстоятельств дела, жизненного опыта гражданина, его профессионального и образовательного уровня, трудоспособности и т.д.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 45 от 13.10.15 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.
Иными словами, план реструктуризации не ограничивается полным удовлетворением требований кредиторов в установленные сроки, поскольку может считаться исполненным и в случае стабилизации финансового состояния должника в степени, позволяющей исполнение периодических платежей в соответствии с условиями обязательств.
Не запрещено (исходя из субъектного состава правоотношений с участием гражданина, находящегося в процедурах банкротства) и прощение части долга, списание штрафных санкций, установление моратория на начисление процентов в конкретные периоды времени со стороны кредитных организаций, как это принято в банковской практике, в целях создания добросовестному заемщику благоприятного режима погашения долга. План реструктуризации может предусматривать снижение кредитного бремени для добросовестного заемщика с соблюдением баланса прав и законных интересов учетом интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).
Для утверждения плана реструктуризации доход должен быть сопоставим с предполагаемыми и допустимыми условиями этого плана.
Если на дату рассмотрения обоснованности заявления о несостоятельности гражданина его объявленный доход является явно малым для утверждения плана реструктуризации имеющихся долгов, и, личность гражданина, с учетом всех значимых обстоятельств, не предполагает ни в коей мере обнаружение или появление иных источников доходов, не исключено введение процедуры реализации имущества.
Данный вопрос должен решаться исходя из того, что трудоспособный гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, тем не менее, должен принимать все возможные меры к получению доходов с целью погашения своих долгов: новое трудоустройство, повышение квалификации, изменение специализации, переход на более скромный уровень потребления (в части автотранспорта, жилья и др.), что может быть урегулировано именно условиями плана реструктуризации.
Однако в материалы дела и апелляционному суду не представлено доказательств возможности фактической реализации представленного должником плана реструктуризации долгов гражданина.
Как следует из справок 2 - НДФЛ, представленных должником, сумма дохода за 2019 год составил 119 130,43 руб., за 2020 год - 80 000 руб. (л.д. 82-83).
В то же время, ежемесячный платеж в представленном должником проекте плана реструктуризации более 200 000 руб. Доказательств наличия иных постоянных источников дохода материалы дела не содержат.
Доказательства того, что план реструктуризации долгов гражданина позволит удовлетворить требования кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, также не представлены.
С учетом изложенного суд правомерно признал должника банкротом и ввел процедуру реализации имущества должника.
Иных доводов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2020 года по делу N А41-88021/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Мурина |
Судьи |
М.В. Досова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-88021/2019
Должник: Лугай Александр Валентинович, Лутай А В
Кредитор: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. НАРО-ФОМИНСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО Банк ВТБ, Подберезко Елена Борисовна, Сильченко Евгений Анатольевич
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21804/2022
24.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15022/2022
15.09.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16841/2022
08.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15376/20
04.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14234/20
17.08.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-88021/19
17.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11172/20
23.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2017/20