г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А56-56982/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Румянцев О.С. по доверенности от 27.08.2019;
от Администрации - Суданова О.С. по доверенности от 09.01.2020;
от АО "Фирма Флоридан" - Никитин И.В. по доверенность от 02.11.2018;
иные участники процесса - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30127/2020) Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2020 г. по делу N А56-56982/2020, принятое
по иску акционерного общества "Артис - Детское питание"
к 1) Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга; 2) акционерному обществу "Фирма Флоридан"; 3) Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе N 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга; 4) Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе N 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга; 5) Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду N38 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
об оспаривании торгов,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Артис - Детское питание" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными проведенных Администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) торгов, оформленных протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.12.2019 N 0172200002319000113, в части отказа в допуске к участию в аукционе заявки, поданной Обществом; о признании недействительными государственных контрактов, заключенных по результатам указанной закупки от 24.12.2019 между государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой N 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга с АО "Фирма "Флоридан" N361; Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой N 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга с АО "Фирма "Флоридан" N362; Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом N38 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга с АО "Фирма "Флоридан N363; обязании устранить допущенное нарушение прав Общества при проведении электронного аукциона путем пересмотра первых частей заявок в течении 30 суток со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечив дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Решением суда первой инстанции от 11.09.2020 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал недействительным протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.12.2019 номер 0172200002319000113 в части отказа в допуске к участию в аукционе заявки, поданной акционерным обществом "Артис - Детское питание"; признал недействительными торги, проведенные в форме электронного аукциона N 0172200002319000113; признал недействительными государственные контракты от 24.12.2019 г. N 361, N 362, N363 и применил последствия недействительности сделок в виде прекращения действия указанных контрактов на будущее время; в остальной части требований отказал.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга подана апелляционная жалоба, в которой Администрация просит отменить обжалуемое решение суда от 11.09.2020 г. в удовлетворенно части заявления и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; полагает, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку Общества, поскольку истцом в нарушение части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и требований аукционной документации в первой части заявки в отношении показателя "Температура хранения" товара "Йогурт фруктовый 2.5% жирности в ассортименте" не указана единица измерения нижнего значения диапазона "плюс 2 °С", при этом судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что истец мог руководствоваться при заполнении первой части заявки установившейся практикой указания на продуктах требований к условиям хранения, а не аукционной документации и инструкцией по заполнению заявок. Также податель жалобы указывает на то, что контракты, заключенные по результатам спорных торгов, в настоящее время частично исполнены. Судом также не принято во внимание, что осуществление питания детей в образовательных учреждениях должно носить непрерывный характер и принятое решение по настоящему делу о прекращении действий контрактов приведет к нарушению прав и законных интересов детей.
В судебном заседании представитель Администрации жалобу поддержал; представитель АО "Фирма Флоридан" согласился с доводами Администрации; представитель АО "Артис-Детское питание" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, не настаивал на пересмотре решения суда в не обжалуемой Администрацией части.
ГБОУ СОШ N 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга; ГБОУ СОШ N 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга; ГБДОУ детский сад N38 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда от 11.09.2020 в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.11.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Администрацией (уполномоченный орган) размещено извещение N 0172200002319000113 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего питания для нужд образовательных учреждений Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2020-2021 годах; заказчиками выступали ГБОУ СОШ N 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга; ГБОУ СОШ N 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга; ГБДОУ детский сад N38 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Аукцион), а также размещена Документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 36 013 782,55 руб.; дата рассмотрения заявок участников аукциона 09.12.2019.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.12.2019 на участие в спорном Аукционе было подано три заявки, двум участникам отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе, Обществу отказано в допуске к участию в на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям Документации об аукционе, а именно: "несоответствием информации о конкретных показателях товара, соответствующим значениям установленным документацией об электронном аукционе в приложении N 1 к части II Информационная карта аукциона "Требования к конкретным показателям товара, используемого при оказании услуг по организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях в возрасте от 3 до 7 лет (сад)" (далее "Приложение N1") и подпункту 3.5 части I "Инструкция по заполнению первой части заявки" (далее - Инструкции), а именно: - в заявке участника для товара N 43 "Йогурт фруктовый 2,5 % жирности в ассортименте" у показателя N10 "Температура хранения" указано значение: "плюс 2 - плюс 6 °С", при этом в Приложении N1 для данного товара установлено требование: "~ плюс 4 °С".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 09.12.2019 заявка АО "Фирма Флоридан" признана соответствующей требованиям Документации об аукционе, в связи с чем принято решение на основании пункта 4 части 2 статьи 71 Закона N 44-ФЗ заключить контракты с АО "Фирма Флоридан".
По результатам аукциона 24.12.2019 между ГБОУ СОШ N 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга и АО "Фирма "Флоридан" заключен государственный контракт N361; между ГБОУ средняя СОШ N 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга и АО "Фирма "Флоридан" заключен государственный контракт N362; между ГБДОУ детский сад N38 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга и АО "Фирма "Флоридан" заключен государственный контракт N363.
Не согласившись с результатами торгов по извещению N 0172200002319000113, АО "Артис-Детское питание" обратилось в суд с настоящим иском, который был частично удовлетворен судом первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (части 1 и 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) (подпункт "б").
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи (часть 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.12.2019 Обществу отказано в допуске к участию в на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям Документации об аукционе, а именно: "несоответствием информации о конкретных показателях товара, соответствующим значениям установленным документацией об электронном аукционе в приложении N 1 к части II Информационная карта аукциона "Требования к конкретным показателям товара, используемого при оказании услуг по организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях в возрасте от 3 до 7 лет (сад)" (далее "Приложение N 1") и подпункту 3.5 части I "Инструкция по заполнению первой части заявки" (далее - Инструкции), а именно: - в заявке участника для товара N 43 "Йогурт фруктовый 2,5 % жирности в ассортименте" у показателя N10 "Температура хранения" указано значение: "плюс 2 - плюс 6 °С", при этом в Приложении N1 для данного товара установлено требование: "~ плюс 4 °С".
Как следует из материалов дела, требования к конкретным показателям товара, используемого при оказании услуг по организации питания, были установлены в Приложении N 1 к части II Информационная карта аукциона Документации об аукционе.
Согласно Приложению N 1 к части II Информационная карта аукциона Документации об аукционе к товару "Йогурт фруктовый 2,5% жирности в ассортименте" (позиция 34) в отношении показателя 10 "Температура хранения" установлено требование к значению показателя "~плюс 4°С", а также установлено требование о соответствии данного товара, в том числе, ГОСТ 31981-2013.
Пунктом 3.5.3.19 Инструкции по заполнению первой части заявки Документации об аукционе предусмотрено, что при установлении требований по показателям, к значениям которых в документации установлены требования о предоставлении диапазона значений, используется формулировка вида "~...". В данном случае наименование показателя и единицы измерения представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, при этом значение показателя представляется в виде диапазона значений, находящегося в интервале от - 50% до +50% включительно от установленного требования, то есть двух значений границ диапазона (одно значение - нижней границы, второе значение - верхней границы диапазона, разделенные знаком " - ", но без использования символа "~", с учетом характеристик товара, а также положений настоящей инструкции".
Из материалов дела усматривается, что АО "Артис-Детское питание" в заявке указало значение показателя 10 "Температура хранения" к товару с позицией N 43 "Йогурт фруктовый 2,5% жирности в ассортименте" в следующем виде: "Температура хранения плюс 2 - плюс 6 °С", что в полной мере соответствует требованиям Документации об аукционе.
Обществом указан диапазон значений, находящийся в интервале от - 50% до +50% включительно от установленного в Документации об аукционе требования к спорному показателю "~плюс 4°С", а также указана единица измерения. При этом, из пункта 3.5.3.19 Инструкции по заполнению первой части заявки (исходя из его буквального прочтения) следует, что в виде диапазона указывается значение показателя, при этом не указано, что единицы измерения должны быть указаны у каждого из двух значений границ диапазона (в том числе у нижнего значения диапазона).
Кроме того, согласно пункту 8.3 ГОСТ 31981-2013 "Межгосударственный стандарт. Йогурты. Общие технические условия", ссылка на который имеется в Приложении N 1 к части II Информационная карта аукциона, в отношении товара N43 йогурты хранят при температуре (4 +/- 2) °C.
Таким образом, указание Обществом в заявке в отношении товара "Йогурт фруктовый 2,5% жирности в ассортименте" значения показателя "Температура хранения плюс 2 - плюс 6 °С", соответствует требованиям Документации об аукционе и ГОСТ 31981-2013.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Обществу в допуске к участию в Аукционе по причине неуказания дважды единицы измерения при указании значения показателя 10 "Температура хранения" к товару "Йогурт фруктовый 2,5% жирности в ассортименте" является неправомерным и нарушает требования части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Указанное нарушение Закона N 44-ФЗ при проведении Аукциона имеет существенный характер, поскольку АО "Артис-Детское питание" было лишено возможности принять участие в аукционе, что привело к заключению контрактов по результатам аукциона с АО "Фирма Флоридан" - единственным участником, заявка которого была признана соответствующей требованиям Документации об аукционе.
Статьей 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в том числе в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах.
Положения статьи 449 ГК РФ должны применяться во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 АПК РФ и быть направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов.
Исходя из логического толкования пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов, и должны затрагивать интересы лица, обратившегося с иском о признании торгов недействительными.
На основании изложенного торги и договор, заключенный по их результатам, могут быть признаны недействительными по иску участника торгов либо лица, незаконно не допущенного к участию в торгах, либо иного лица, которое докажет свою заинтересованность в заявленном иске.
Как указано выше, допущенные аукционной комиссией при проведении спорного Аукциона нарушения имеют существенный характер, поскольку заявка АО "Артис-Детское питание" была неправомерно не допущена к участию в Аукционе.
Необоснованное отклонение заявки не позволили Обществу принять участие в спорном Аукционе и претендовать на заключение контрактов по его итогам, что существенно нарушает права и законные интересы Общества.
При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования о признании недействительным протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.12.2019 N 0172200002319000113 в части отказа в допуске к участию в аукционе заявки, поданной Обществом, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что по итогам аукциона между государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга и АО "Фирма "Флоридан" заключен государственный контракт от 24.12.2019 N361; между Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга и АО "Фирма "Флоридан" заключен государственный контракт от 24.12.2019 N362; между Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N38 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга и АО "Фирма "Флоридан" заключен государственный контракт от 24.12.2019 N363.
При этом срок исполнения контрактов установлен до 31.01.2022, то есть на дату рассмотрения настоящего спора еще не исполнены.
Пунктом 2 статьи 449 ГК РФ прямо предусмотрено, что признание торгов недействительными влечет применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
Учитывая изложенное, принимая во внимание предмет контрактов (оказание услуг), а также учитывая частичное исполнение данных контрактов, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 статьи 449 и статьей 167 ГК РФ правомерно признал недействительными контракты от 24.12.2019 г. N 361, N 362, N363, прекратив их действие на будущее время в неисполненной части.
Применение последствий недействительности сделок в виде прекращения действия контрактов на будущее время не исключает обязанности заказчика оплатить услуги, оказанные исполнителем и принятые в установленном порядке до прекращения действия контрактов.
Выводы суда первой инстанции в указанной части являются законными и обоснованными, в полной мере отвечают положениям статей 166, 167, 168, 449 ГК РФ, Закона N 44-ФЗ.
Ссылка подателя жалобы на наличие не оспоренного решения УФАС, вынесенного по жалобе истца, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку настоящие требования заявлены в рамках процедуры искового производства и их рассмотрение не обусловлено ни соблюдением досудебного или внесудебного порядка урегулирования спора, ни результатами рассмотрения жалобы, поданной в УФАС.
При указанных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 11.09.2020 г. в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Администрации в обжалуемой части - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 сентября 2020 года по делу N А56-56982/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56982/2020
Истец: АО "АРТИС-ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, АО "ФИРМА ФЛОРИДАН", Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N38 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 2 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16943/20
17.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30127/20
10.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30127/20
11.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-56982/20