город Томск |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А03-7271/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Бородулиной И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (N 07АП-10737/2020) на решение от 22.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7271/2020 (судья Мищенко А.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (ИНН 2225189285, ОГРН 1182225004037), г. Барнаул, Алтайский край к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623), г. Барнаул, Алтайский край о признании незаконным и отмене решения о возмещении излишне понесенных расходов от 26.05.2020 N 30-ПДС.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Тесля И.П., доверенность от 15.05.2020.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - заявитель, Общество, ООО "Партнер") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Учреждение, Фонд, ФСС) о признании незаконным и отмене решения о возмещении излишне понесенных расходов от 26.05.2020 N 30-ПДС.
Решением суда от 22.09.2020 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; заявитель полагает, что трудовые отношения с Переверзевой Е.И. имеют место, страховой случай в виде рождения ребенка наступил, злоупотребление правом на получение выплат ни у работника ни у Общества не имелось.
Фонд в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Партнер" зарегистрирован в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1182225004037. Общество зарегистрировано в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации - филиале N 1, регистрационный номер 2201013823.
В отношении Общества была проведена выездная проверка с 03.02.2020 по 05.02.2020, проверкой установлены нарушения Федерального закона от 29.12.2006 N 255- ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", о чем составлен акт 12.03.2020 N 18-ПДС.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Фондом социального страхования принято решение N 30-ПДС от 26.05.2020 о возмещении излишне понесенных расходов, с Общества подлежат взысканию расходы, излишне понесённые территориальным органом Фонда в связи с неполнотой или недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 149 804,93 рублей.
Не согласившись с решением о возмещении излишне понесенных расходов N 30- ПДС от 26.05.2020, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Фонд правомерно отказал в зачёте и выделении средств на осуществление расходов на цели обязательного социального страхования.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В связи с изложенным территориальный орган Фонда обязан оценивать все представленные в обоснование получения страхового обеспечения документы и право на получение пособий из бюджета Фонда.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Нормой части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Главой III Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок) определено единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Для назначения и выплаты единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, представляется справка из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам (п.п. 19- 24 Порядка).
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N 81-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно Перечню необходимых документов, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н, представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ), за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
При рождении ребенка право на единовременное пособие имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, при рождении двух или более детей оно выплачивается на каждого ребенка (статья 11 Закона N 81-ФЗ, пункт 25 Порядка).
Согласно статьям 4.2, 5 и 12 Закона N 81-ФЗ, с 01.02.2018 размер единовременного пособия при рождении ребенка составлял - 19272,95 руб. (с учетом районного коэффициента 1,15).
На основании части 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ, абз. 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ и подпункта "а" п.39 Порядка ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со 6 дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо предоставляет следующие документы: заявление о назначении пособия; копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход; копия документа о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документа об усыновлении предыдущего ребенка (детей) (в случае смерти предыдущего ребенка представляется свидетельство о смерти); копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком; справка с места работы второго родителя о неполучении им пособия по уходу за ребенком; справка о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие (часть 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 54 Порядка).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ (часть 1 статьи 11.2 Закона N255-ФЗ).
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.02.2019 в силу статей 4.2, 5 и.15 Закона N 81-ФЗ составлял: 3769,07 руб. при рождении первого ребенка, 7538,12 руб. при рождении второго и последующих детей (с учетом районного коэффициента 1,15).
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (в полном объеме), либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (п. 8 Положения). Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления суммы пособия на банковский счет указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Аналогичным образом осуществляется первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие (п. 9 Положения).
Пособия в рамках механизма "прямых выплат" рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в строго установленные законодательством сроки на основании представленных страхователями сведений (документов).
Основания для отказа территориальным органом Фонда в назначении и выплате пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным Положением не предусмотрены.
В силу пункта 16 Положения расходы, излишне понесённые страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
С учетом изложенного, оценив в совокупности вышеизложенные нормы, коллегия считает ошибочным доводы общества о том, что, даже будучи не работающей, Переверзева Е.М. должна была получить пособия за счет средств Фонда, противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
Правовой статус лица - получателя страхового обеспечения, несмотря на обратное утверждение заявителя, влияет на его право получения конкретного вида пособия, размер этого пособия, а также из каких средств и каким органом будет осуществляться выплата пособия.
Как следует из материалов дела, 11.01.2019 и 14.01.2019 Обществом в филиал N 1 отделения Фонда представлены реестры сведений для выплаты Переверзевой Е.И. пособия по беременности и родам, в том числе в связи с осложненными родами, а также единовременного пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности.
На основании представленных Обществом сведений, филиалом N 1 отделения Фонда Переверзевой Е.И. платежными поручениями от 16.01.2019 N 823255, N 823267, N 826336 произведена выплата пособий по беременности и родам в размеру 59 087 руб. по листку нетрудоспособности N 303145254371 и 6 752, 80 руб. по листку нетрудоспособности N 332057341628 (в связи с осложненными родами), а также единовременного пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности в размере 722,74 руб.
06.02.2019 Обществом представлен новый реестр сведений для выплаты Переверзевой Е.И. единовременного пособия при рождении ребенка, указанное пособие в размере 19 272, 95 руб. было перечислено Переверзевой Е.И. филиалом N 1 отделения Фонда 11.02.2019 платежным поручением N 383323.
12.04.2019 Обществом вновь был направлен в филиал N 1 отделения Фонда реестр сведений для выплаты Переверзевой Е.И. ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 17.03.2019 по 20.06.2020. В связи с чем, филиал N 1 отделения Фонда 17.03.2019 производил Переверзевой Е.Н. выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком: за период с 17.03.2019 по 31.03.2018 в размере 3 647,48 руб., с 01.04.2019 по 31.12.2019 ежемесячно в размере 7 538,12 руб.
Общий размер пособия по уходу за ребенком, выплаченного Переверзевой Е.И за период с 17.03.2019 по 31.12.2019, составил 71 490,56 руб. ((7538,12 руб. х 9 мес.) + 3647,48 руб.).
В рамках контроля за полнотой и достоверностью предоставляемых страхователями сведений, на основании решения директора филиала N 1 отделения Фонда от 03.02.2020 N8-ПДС, в период с 03.02.2020 по 04.02.2020 была проведена выездная проверка Общества на предмет полноты и достоверности сведений, представленных для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением за период с 06.02.2018 по 31.12.2019.
В рамках проведенной проверки Фондом установлено, что приказом N 2 от 03.05.2018 Переверзева Елена Ибрагимовна принята на работу бухгалтером в Общество с табельным номером 03 и тарифным окладом 12837,45 руб., при этом в приказе о приеме на работу в качестве основания его издания номер и дата трудового договора не указаны.
В соответствии с представленным Обществом трудовым договором от 03.05.2018, для Переверзевой Е.И. он является договором по основной работе, которым ей установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
Согласно пояснениям директора Общества в организации книга приказов не ведется.
Как следует из трудовой книжки Переверзевой Е.И.: последняя имеет среднее профессиональное образование по специальности бухгалтер (подтверждено копией диплома ФГОУСПО "Алтайский промышленно-экономический колледж"); до приема в Общество на должность бухгалтера Переверзева Е.И. деятельность по ведению бухгалтерского учета не осуществляла; последнее место работы Переверзевой Е.И. - ООО "ФДМ-Алтай" в должности оператора ПК в торговом зале, уволена из этой организации 29.05.2015.
По имеющейся информации в 2016 году она состояла на учете в КГКУ Центр занятости населения г. Барнаула.
В личной карточке работника Переверзевой Е.И., оформленной заявителем лишь 05.08.2018, отсутствует личная подпись работника, образование, состав семьи, дата трудового договора и т.д.
Согласно должностной инструкции бухгалтера, утвержденной руководителем Общества 03.05.2018: пункт 1.3 - бухгалтер подчиняется главному бухгалтеру.
Однако, исходя из штатного расписания, должности главного бухгалтера в Обществе нет. В штатном расписании Общества N 1 от 02.05.2018, утвержденного в выходной день и действующего с 01.05.2018, числится 1 штатная единица директора с окладом 12837,45 руб. и 1 штатная единица бухгалтера с таким же окладом.
Пункт 1.5 должностной инструкции бухгалтера содержит требования, предъявляемые к бухгалтеру: образование не ниже среднего специального, со стажем работы не менее двух лет, либо высшее профессиональное со стажем работы от полугода.
Однако Переверзева Е.И. на момент трудоустройства данного стажа не имела.
В связи с тем, что Переверзева Е.И. не имела навыков по ведению и составлению бухгалтерского и налогового учета и отчетности, предусмотренных пунктом 1.7 должностной инструкции бухгалтера, Обществом с 06.08.2018 был заключен договор с ООО "Креадор" для сдачи квартальных отчетов.
Согласно пункту 2.1 договора в круг обязанностей бухгалтера входит: ведение финансово-хозяйственных операций, учет движения денежных средств, работа с кассовой наличностью, оформление прием и выдача бухгалтерской документации, работа с налогооблагаемой базой, расчет налогов и перечисление их в бюджет, расчет и перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, расчет заработной платы, составление налоговой и бухгалтерской отчетности;
Вместе с тем, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что в кассовой книге Общества за 2018 год от имени бухгалтера весь год расписывался Переверзев Д.А., подписи Переверзевой Е.И. в кассовой книге отсутствуют. В авансовых отчетах за 2018 год её подписи в качестве бухгалтера также отсутствуют. В расчетно-платежных ведомостях начиная с N 3 от 10.05.2018 в графе "выплаты произвел бухгалтер" проставлена подпись от имени Переверзевой Е.И., ниже от имени бухгалтера также расписывается Переверзев Д.А.
Принимая во внимание, что за бухгалтера во всех документах Общества в 2018 год расписывался Переверзев Д.А., утверждение заявителя, что Переверзева Е.И. с 03.05.2018 работала в Обществе бухгалтером надлежащим образом необоснованно.
Данный вывод также подтверждается фактом ведения в Обществе с 06.08.2018 бухгалтерского учета ООО "Креадор" с дублированием функций бухгалтера Общества.
Кроме того, из табеля учета рабочего времени с марта по июль 2018 года следует, что они составлены в один день - 05.08.2018.
С 07.08.2018 по 18.08.2018 Переверзева Е.И. находилась на лечении в дневном стационаре женской консультации, на период лечения лист нетрудоспособности не оформляла, что подтверждается письмом от 23.06.2020 КГБУЗ "Городская больница N 10 г. Барнаула". Однако, в табеле рабочего времени у Переверзевой Е.И. директором Общества в указанный период проставлены рабочие дни продолжительностью 8 часов (9 рабочих дней).
Кроме того, в приказе о приеме на работу Переверзева Д.А. в качестве директора ему присвоен табельный номер 00002, по приказу о приёме на работу Переверзевой Е.И. она принимается на работу с табельным номером 00003, этот же табельный номер указан и в ее личной карточки работника.
Однако в расчетно-платежных ведомостях у Переверзева Д.А. указан табельный номер 00001, у Переверзевой Е.И. - 00002, аналогичный табельный номер указан в её расчетных листках.
Фондом также установлены несоответствия в табеле учета рабочего времени Общества за май-июль 2018 года, так у Переверзева Д.А. указан табельный номер 00002, у Переверзевой Е.И. - 00003; по табелям за июль-декабрь 2018 года у Переверзева Д.А. указан табельный номер 00001, у Переверзевой Е.И. - 00002.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом Фонда о том, что Обществом не представлены документы, подтверждающие фактическое наличие трудовых отношений между Обществом и Переверзевой Е.И., о чем также свидетельствуют и листки нетрудоспособности, выданные медицинским учреждением Переверзевой Е.И.
Таким образом, документы в подтверждение права на возмещение расходов по выплате пособия хотя и представлены заявителем, вместе с тем, исходя из вышеуказанных нормативных требований, формальное соответствие требованиям законодательства представленных документов, не является основанием для возмещения ему спорных расходов, поскольку создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие фактическое наличие трудовых отношений между Обществом и Переверзевой Е.И.
Кроме того, как следует из материалов дела Переверзевой Е.И выданы листки по беременности и родам 12.10.2018 N 303145254371 на 140 дней и 24.12.2018 N 332057341628 на 16 дней. Оба листка нетрудоспособности заполнены медицинским учреждением с использованием программных средств, записи во всех полях напечатаны с помощью принтера, кроме записей в поле "место работы - наименование организации". В указанных графах листков нетрудоспособности Переверзевой Е.И. записи отсутствуют.
Согласно пункту 57 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, при заполнении бланка листка нетрудоспособности в строке "место работы - наименование организации" указывается полное или сокращенное наименование организации, либо фамилия и инициалы работодателя - физического лица (с интервалом в одну ячейку между фамилией и инициалами работодателя). Данная информация указывается со слов гражданина.
Соответственно, при наличии между Обществом и Переверзевой Е.И. трудовых отношений на день оформления ей вышеназванных листков нетрудоспособности в них было бы указано место работы Переверзевой Е.И.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Общества экономической целесообразности приема Переверзевой Е.И. на работу, и о том, что трудовые отношения между Переверзевой Е.И. и Обществом носили формальный характер, как основание для получения пособия по беременности и родам за счет средств Фонда.
Юридические лица вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, учитывая, что ситуация связана с возмещением расходов на выплату пособия по беременности и родам, ее разрешение не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о создании заявителем искусственной ситуации по оформлению на работу физического лица для получения средств из Фонда социального страхования, что исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что факт наступления документально подтвержденных страховых случаев Переверзевой Е.И. Фонд не оспаривает; наличие неправильно оформленных листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету сумм страхового обеспечения; Фонд имеет право предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Коллегия суда апелляционной инстанции признает основанной на ошибочном толковании норм действующего законодательства приведенную позицию заявителя.
Действительно, пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ закреплено право (не обязанность) страховщика (Фонда) предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Однако, в рассматриваемом случае речь идет о создании Обществом искусственной ситуации по трудоустройству Переверзевой Е.И. с целью получения страхового обеспечения за счет средств Фонда, а не спор о правильности оформления листков нетрудоспособности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 г. N 2901/04 указано, что руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере.
Вместе с тем, решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. Для получения соответствующего возмещения страхователь, являясь работодателем, должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений. Последнее обстоятельством Обществом подтверждено не было.
Утверждение Общества, что кассовая книга Фондом не проверялась и не была учтена судом, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Указанный документ Общества был учтен судом при вынесении оспариваемого решения, его копия имеется в материалах дела.
В подтверждение довода о внесении Переверзевой Е.И. данных в программу 1С Общество каких-либо доказательств ни в ходе выездной проверки, ни при рассмотрения дела в суде не представило.
Относительно довода Общества о непринятии во внимание судом товарно-транспортных накладных, приходно-расходных ордеров, представленных заявителем в суд, коллегия установила, что заявитель знал о проводимой в отношении него выездной проверке, получал от филиала N 1 отделения Фонда все процессуальные документы по выездной проверке, следовательно, имел возможность представить все имеющиеся у него документы в подтверждение исполнения Переверзевой Е.И. трудовых обязанностей бухгалтера в Обществе, как в период проведения проверки, так и до вынесения решения N 30-ПДС, однако данным правом не воспользовался.
При этом доказательства, представляемые после проведение проверки и принятия оспариваемых решений, не относимы к предмету спора - где законность и обоснованность решений проверяется по доказательствам, существовавшим и представленным до принятия решений.
Вместе с тем, исходя из содержания решения суда, вышеназванные документы Общества являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были учтены им во взаимосвязи и в совокупности с другими имеющимися в деле документами.
Относительно довода общества о том, что Фонд социального страхования при проверке не имел права давать оценку выполненной работы Переверзевой Е.И., суд обоснованно оценил его критически, поскольку Фонд социального страхования вправе производить оценку состоявшего трудоустройства застрахованного лица и последовавших за ним выплат пособий работнику, в связи с наступлением страхового случая.
Таким образом, предоставленные страхователем к проверке и при рассмотрении материалов проверки документы не соответствуют требованиям законодательства, либо составлены Обществом в одностороннем порядке, являются его внутренними документами и содержат противоречивые сведения, либо соответствие этих документов фактическим обстоятельствам, кроме самого Общества, никем не подтверждено.
До оформления трудовых отношений с Обществом Переверзева Е.И. не работала в течение трех лет, последняя запись об увольнении 29.05.2015. Оформление трудовых отношений с Переверзевой Е.И., которая в будущем уйдёт в отпуск по беременности и родам, а затем в отпуск по уходу за ребенком свидетельствует о том, что страхователь, используя свои полномочия в сфере трудовых отношений, создал искусственную ситуацию по трудоустройству Переверзевой Е.И. с целью получения ею пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда.
Исчисление Переверзевой Е.И. спорных пособий, означает переложение бремени участия в образовании средств Фонда социального страхования Российской Федерации на другие категории граждан, что ведет к нарушению конституционного принципа справедливости (статья 17 Конституции РФ), а также нарушению Основного принципа осуществления обязательного социального страхования - устойчивости финансовой системы Фонда, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования (статья 4 Закона N 165-ФЗ).
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии в трудоустройстве Переверзевой Е.И. реальной деловой цели, в материалах дела не имеется.
Фактические обстоятельства, перечисленные выше, в своей совокупности указывают на формальные признаки принятия Переверзевой Е.И. на работу и обоснованно расценены Фондом как искусственно созданная ситуация по приему на работу лица непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения средств Фонда.
При этом, выплата пособий за счет средств социального страхования не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. В случае, если работодателем допущены нарушения или злоупотребления при выплате социальных пособий, спорные расходы должны быть произведены за его счет.
Возмещение средств из Фонда социального страхования РФ является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Создание искусственной ситуации с целью получения от Фонда социального страхования Российской Федерации средств на обязательное социальное страхование противоречит установленному законом порядку и нормам статьи 10 Гражданского кодекса РФ, которыми установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребления правом в иных формах.
Формальное соответствие представленных документов требованиям законодательства не является основанием для возмещения спорных расходов. В данном случае действия Общества не могут считаться добросовестными, так как совокупность вышеуказанных обстоятельств свидетельствует об обратном.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы апеллянта направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оценив в совокупности фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия Общества фактически были направлены на создание искусственной ситуации, связанной с преднамеренным приемом на работу, т.е. непосредственно перед наступлением страхового случая в целях неправомерного получения средств бюджета Фонда социального страхования, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7271/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7271/2020
Истец: ООО "Партнер"
Ответчик: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ