г. Пермь |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А50-10390/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи О.В. Лесковец, судей Д.И. Крымджановой, М.А. Поляковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Муравьевой,
при участии в заседании:
от истца: Костицына Е.С., служебное удостоверение,
представители иных лиц, участвующих в деле, явку не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, администрации Чайковского городского округа, на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2020 года по делу N А50-10390/2020
по иску Первого заместителя прокурора Пермского края в интересах публично-правового образования - Чайковский городской округ Пермского края
к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, администрации Чайковского городского округа, акционерному обществу "Газлизингтэк" (ОГРН 1037722038441, ИНН 7722297466)
третьи лица: акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" (ИНН 5902183841, ОГРН 1025900512670), Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Пермского края в интересах муниципального образования "Чайковский городской округ" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Администрации Чайковского городского округа (далее - Администрация), акционерному обществу "Газлизингтэк" (далее - АО "Газлизингтэк"), Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи муниципального имущества N 02-08-102 от 25.05.2017, заключенного между МО "Чайковское городское поселение" от имени которого выступил Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ЗАО "ГазЛизингТэк"; и применении последствий недействительности сделки в виде обязания АО "ГазЛизингТэк" передать Администрации:
- газопровод, назначение: нежилое, протяженность 544-м. адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г. Чайковский, начало - ул. Ленина,83, конец до жилых домов по ул. Прибрежная, Центральный район, кадастровый (или условный) номер: 59:12:0010346:548;
- газоснабжение жилых домов по ул. Кирова, 72,74,76,78,89,91,93 назначение: нефтяное и газовое сооружение: протяженность 708п.м. инв N 13988 адрес объекта: Пермский край, г. Чайковский, ул. Кирова, кадастровый (или условный) номер: 59:12:001:0000-0000-0001:13988:1000;
- Газопровод в микрорайоне Заря-2, назначение: инженерные сети, протяженность 375,4п.м. (лит.1), адрес (местонахождение) объекта: Пермский край. г. Чайковский, Заринский район, Шоссе Космонавтов, ул. Большевистская, кадастровый (или условный) номер: 59:59_16/071/2012-488;
- Газопровод низкого давления, назначение: инженерные сети, протяженность 318 м, инв N 10846, лит.1, адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г. Чайковский, пер. Колхозный, начало - врезка в существующий газопровод по улице Набережная, кадастровый (или условный) номер 59:12:0010450:182;
- Газопровод низкого давления, протяженность 166,3 м, инв. N 11222, (адрес местонахождение) объекта: Пермский край, г. Чайковский, улица 40 лет Октября, начало врезка в существующий газопровод по улице Светлая, кадастровый (или условный) номер: 59:12:0000000:11107;
- Газопровод низкого давления, назначение: инженерные сети, протяженность 231,3 п. м, (лит. 1), адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г. Чайковский, ул. Восточная. Кадастровый (или условный) номер: 59-59-16/034/2013-463;
- Газопровод низкого давления, протяженность 652 м, адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г. Чайковский, по ул. Мичурина, Уральская, Южная, 2-й Проезд, начало - врезка в существующий газопровод по улице Мичурина, кадастровый (или условный) номер: 59:12:0000000:12251.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" (далее - АО "Газпром газораспределение Пермь"), Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Решением суда от 14.09.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке, просит отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик считает не подлежащим применению положения п. 1 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации). Полагает, что истцом не доказано наличие заинтересованности муниципального образования в оспаривании сделки, и нарушений закона при ее совершении. Утверждает, что положения закона не содержат запрета на приватизацию объектов энергетики, являющихся муниципальной собственностью и не входящих в состав унитарного предприятия. Указывает, что в бюджете муниципального образования отсутствует финансовая возможность на возврат денежных средств, полученных по сделке. Кроме того, отмечает, что судом не учтены положения Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в представленном отзыве поддерживает доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе.
Кром того, ходатайствует о рассмотрении жалобы Администрации в отсутствие представителя Управления. Ходатайство судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке ст. 159 АПК и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Прокуратура в отзыве доводы жалобы считает необоснованными, просит жалобу отклонить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.05.2017 между МО "Чайковское городское поседение" в лице Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения (продавец) и ЗАО "ГазЛизингТэк" (покупатель) заключен договор купли-продажи муниципального имущества N 02-08-102, по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить имущество, составляющее казну муниципального образования "Чайковское городское поселение":
Газопровод, назначение: нежилое, протяженность 544-м. адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г. Чайковский, начало - ул. Ленина,83, конец до жилых домов по ул. Прибрежная, Центральный район, кадастровый (или условный) номер: 59:12:0010346:548;
Газоснабжение жилых домов по ул. Кирова, 72,74,76,78,89,91,93 назначение: нефтяное и газовое сооружение: протяженность 708п.м. инв N 13988 адрес объекта: Пермский край, г. Чайковский, ул. Кирова, кадастровый (или условный) номер: 59:12:001:0000-0000-0001:13988:1000;
Газопровод в микрорайоне Заря-2, назначение: инженерные сети, протяженность 375,4п.м. (лит.1), адрес (местонахождение) объекта: Пермский край. г. Чайковский, Заринский район, Шоссе Космонавтов, ул. Большевистская, кадастровый (или условный) номер: 59:59 16/071/2012-488;
Газопровод низкого давления, назначение: инженерные сети, протяженность 318 м, инв N 10846, лит.1, адрес (местонахождение) объекта:Пермский край, г. Чайковский, пер. Колхозный, начало - врезка в существующий газопровод по улице Набережная, кадастровый (или условный) номер 59:12:0010450:182;
Газопровод низкого давления, протяженность 166,3 м, инв. N 11222, (адрес местонахождение) объекта: Пермский край, г. Чайковский, улица 40 лет Октября, начало врезка в существующий газопровод по улице Светлая, кадастровый (или условный) номер: 59:12:0000000:11107;
Газопровод низкого давления, назначение: инженерные сети, протяженность 231,3 п. м, (лит. 1), адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г. Чайковский, ул. Восточная. Кадастровый (или условный) номер: 59-59-16/034/2013-463;
Газопровод низкого давления, протяженность 652 м, адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г. Чайковский, по ул. Мичурина, Уральская, Южная, 2-й Проезд, начало - врезка в существующий газопровод по улице Мичурина, кадастровый (или условный) номер: 59:12:0000000:12251 (л.д.18- 24). Данное имущество принадлежало на праве собственности муниципальному образованию "Чайковское городское поселение".
Имущество передано продавцом покупателю по передаточному акту от 25.05.2017.
Согласно п. 2.1 договора покупатель оплачивает стоимость имущества без учета НДС в размере 934030 руб.
ЗАО "ГазЛизингТэк" произведена оплата имущества по платежному поручению N 1181 от 08.06.2017 в сумме 934030 руб.
Впоследствии в июне 2017 года проведена государственная регистрация права собственности ЗАО "ГазЛизингТэк" на приобретенное недвижимое имущество.
Полагая, что договор купли-продажи муниципального имущества от 25.05.2017 N 02-08-102 является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку объекты не могут быть приватизированы в силу прямого запрета закона, Первый заместитель прокурора Пермского края в порядке ст. 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 7 и 9 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", п. 1 и 2 ст. 30 Закона о приватизации, п. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", придя к выводу, что спорные объекты не могут являться объектом приватизации в силу прямого запрета, установленного Законом о приватизации, на основании ст. 153, 166, 167 и 168 ГК РФ исковые требования прокурора удовлетворил, признал сделку недействительной и применил последствия недействительности сделки в виде возврата сторонами полученного по сделке.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводящиеся к обоснованию соответствия оспариваемой сделки законодательству, отклоняются апелляционным судом, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с положениями абз. 6 п. 1 ст. 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Системное толкование ст. 30 Закона о приватизации дает основания полагать, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения делятся на две группы:
- объекты, оборот которых запрещен (не подлежащие приватизации), такие объекты могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
- объекты, ограниченные в гражданском обороте, то есть не изъятые из оборота полностью, а такие, которые могут быть предметом отчуждения, но с соблюдением предусмотренных законодательством условий и процедур.
Из материалов дела следует, что переданные по договору купли-продажи муниципального имущества объекты относятся к объектам энергетики и предназначены для обслуживания населения г. Чайковский, в том числе индивидуальных жилых домов населения (абонентов). Доказательств существования иного газопровода, по которому может осуществляться транспортировка газа населению, не представлено.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесены к вопросам местного значения, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о несоответствии оспариваемой сделки требованиям законодательства в связи с наличием запрета на приватизацию спорного имущества по причине возможности его нахождения только в муниципальной собственности.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2012 N 16662/11, определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 308-ЭС17-11970.
Таким образом, не влечет и удовлетворение апелляционной жалобы указание в ней на то, что, как считает Администрация, положения Закона о приватизации не содержат запрета на приватизацию объектов энергетики, являющихся муниципальной собственностью и не входящих в состав унитарного предприятия.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что использование объекта специализированной организацией возможно также без передачи объекта в собственность, путем передачи в аренду, заключения концессионных соглашений.
Довод Администрации об отсутствии заинтересованности муниципального образования в оспаривании сделки не имеет правового значения в целях разрешения настоящего иска, поскольку также не опровергает обоснованность признания судом первой инстанции сделки недействительной по указанным выше основаниям.
Поскольку из материалов дела не следует возможность газификации населенного пункта альтернативным путем, с использованием иных газопроводов, по которым может осуществляться транспортировка газа, с учетом положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заинтересованность муниципального образования, а равно нарушение в результате совершения оспариваемой сделки публичных интересов представляется доказанным.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на отсутствие финансовой возможности по возврату денежных средств, полученных по сделке, в качестве основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта также приняты быть не могут, равно как и экономические и иные мотивы заключения сделки, о недействительности которой заявлено.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Администрация от уплаты госпошлины освобождена на основании подп. 1.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2020 года по делу N А50-10390/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.В. Лесковец |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10390/2020
Истец: Прокуратура Пермского края
Ответчик: Администрация Чайковского городского округа, АО "ГАЗЛИЗИНГТЭК", Управление земельно-имущественных отношений администрации г. Чайковского
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМЬ", Управление Росреестра по ПК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ