город Ростов-на-Дону |
|
14 декабря 2020 г. |
дело N А32-16685/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Авдониной О.Г., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бархо В.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 по делу N А32-16685/2020
по заявлению администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510, ИНН 2309090540)
о признании незаконным отказа, обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Сочи (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Краснодарскому краю) с заявлением о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 15.01.2020 N 23/20-6047, об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 121 кв.м с кадастровым номером 23:49:0203018:1964, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Красноармейская, д. 38, бокс 5, 6, 7, 8, 9.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Руководствуясь статьей 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), согласно которой снятию с государственного кадастрового учета подлежат земельные участки, которые носят временный характер, суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1964 поставлен на кадастровый учет 06.04.2017, статус "учтенный", не является преобразуемым и не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьями 70,72 Закона N 218-ФЗ, в связи с чем исключить из ЕГРН сведения о спорном земельном участке не представляется возможным.
Суд исходил из того, что администрация не привела норм права, которые бы позволили аннулировать сведения о земельном участке со статусом "учтенный" и исключить земельный участок из государственного кадастра недвижимости (аннулировать сведения о земельном участке) по обращению администрации в орган государственной регистрации прав. Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что у заинтересованного лица имелись законные основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1964. Оспариваемое решение управления от 15.01.2020 N 23/20-6047 соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Закона N 218-ФЗ и не нарушает права и законные интересы администрации.
Администрация города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение суда отменить, вынести новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования администрации.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими обстоятельствами. Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. У администрации города Сочи отсутствует возможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1964 в административном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу управление указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения. Заинтересованное лицо указывает, что заявителем пропущен срок на подачу заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не подавалось. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1964 поставлен на кадастровый учет 06.04.2017, статус "учтенный", таким образом не является преобразуемым, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьями 70,72 Закона N 218-ФЗ.
Также управление направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 25.01.2017 N 20-р "О предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории по улице Красноармейской, д. 38, боксы NN 5, 6, 7, 8, 9, в Центральном внутригородском районе города Сочи в аренду" на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 121 кв.м с кадастровым номером 23:49:0203018:1964. Право муниципальной собственности на данные земельные участки не зарегистрировано.
На основании протеста заместителя прокурора города Сочи, в соответствии с распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 28.06.2017 N 206-р "О признании утратившим силу некоторых распоряжений главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи", распоряжение от 25.01.2017 N 20-р отменено.
Департамент имущественных отношений администрации города Сочи обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка
Управлением 14.10.2019 на основании части 1 пункта 33 статьи 26 Закона N 218-ФЗ уведомлением N 23/19-228755 вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав.
Решением от 15.01.2020 N 23/20-6047 управлением на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказано в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1964 в связи с тем, что указанный земельный участок имеет статус "учтенный".
Считая отказ органа регистрации прав в снятии с кадастрового учета спорного земельного участка незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания оспариваемого решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных данным Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.
Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Исчерпывающий перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельных участков содержится в Законе N 218-ФЗ. Если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
Согласно правовому подходу, отраженному Арбитражным судом Северо-Кавказского округа в постановлении от 29.09.2020 по делу N А32-60111/2017, снятие с государственного кадастрового учет объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Законом N 218, но и в случае, если объект недвижимого имущества образован и поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении требований о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета суд вправе дать оценку действиям органа кадастрового учета по осуществлению кадастровых действий, и в случае если суд придет к выводу о том, что действия по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества были совершены органом кадастрового учета с нарушением требований действующего законодательства, результатом этого может быть снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, поставленного на государственный кадастровый учет без установленных законом оснований.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 218 предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 25.01.2017 N 20-р на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 121 кв.м с кадастровым номером 23:49:0203018:1964. На основании протеста заместителя прокурора города Сочи от 26.06.2017, в соответствии с распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 28.06.2017 N 206-р "О признании утратившим силу некоторых распоряжений главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи" (т. 1, л.д. 29), вышеуказанное распоряжение отменено.
Из протеста заместителя прокурора города Сочи от 26.06.2017 усматривается, что распоряжение от 25.01.2017 N 20-р подлежит отмене в связи с нарушением требований законодательства при его издании. Так, собственниками нежилых помещений - боксов NN 5, 6, 7, 8, 9 являются Мороз Е.А., Гуркаева Т.В., Шестопалова Е.В., Абдурагимов С.П., Беляев В.С. Согласно сведениям ЕГРН указанные боксы входят в состав нежилого гаража площадью 859,5 кв.м с кадастровым номером 23:49:0203018:1876. Предоставление отдельного земельного участка под помещения, входящие в состав единого строения, нарушает установленный законодательством принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Вместе с тем, все собственники гаражных боксов вправе обратиться в орган местного самоуправления для приобретения такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Изложенное подтверждает, что распоряжение от 25.01.2017 N 20-р, на основании которого на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1964, отменено лишь по причине нарушения порядка предоставления земельного участка в аренду; сведения о нарушении способа формирования земельного участка, об образовании и постановке на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах основания для вывода о совершении органом кадастрового учета постановки земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1964 на учет с нарушением требований действующего законодательства отсутствуют.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1964 поставлен на кадастровый учет 06.04.2017, статус "учтенный", таким образом не является преобразуемым, следовательно, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьей 70, 72 Закона N 218-ФЗ, в связи, с чем исключить из ЕГРН сведения о спорном земельном участке не представляется возможным.
Действующим законодательством не предусмотрено снятие с кадастрового учета объектов недвижимости со статусом "учтенные".
Таким образом, оспариваемое решение управления от 15.01.2020 N 23/20-6047 соответствует требованиям ЗК РФ, Закона N 218-ФЗ и не нарушает права и законные интересы администрации.
Поскольку у регистратора отсутствуют законные основания для снятия с кадастрового учета спорных земельных участков, а администрация не лишена возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельного участка, основания для удовлетворения требования администрации отсутствуют.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017.
В указанном определении также отмечено, что при отсутствии объективных препятствий к реализации прав собственника на преобразование земельных участков в установленном порядке, соответствующим способом защиты законного интереса будет преобразование земельного участка.
Заявитель жалобы ссылается на отсутствие возможности снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1964 в административном порядке.
Между тем, в настоящем деле администрация не доказала наличия объективных препятствий для принятия решения о преобразовании земельного участка.
Правовая позиция, согласно которой, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случаях, прямо предусмотренных законом, повторена в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Исходя из представленного для постановки на кадастровый учет распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 25.01.2017 N 20-р, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка. Действия органа кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет в порядке главы 24 АПК РФ не оспорены, не признаны они незаконными и в порядке искового производства по спору о праве гражданском.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 по делу N А32-16685/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16685/2020
Истец: Администрация города Сочи
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по КК