город Томск |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А03-1799/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мизиной Е.Б. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (07АП-10686/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.09.2020 по делу N А03-1799/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс", с.Волчиха Волчихинского района Алтайского края, к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, г.Барнаул, о признании незаконными и отмене предписаний N 12-05/3333-1 от 21.01.2020, N 13-04/9 от 23.01.2020.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Чернышова О.С, доверенность от 02.12.2019,
от заинтересованного лица: Федорова И.В., доверенность от 30.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - заявитель, общество, ООО "ВторГеоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, Госинспекция) о признании незаконными и отмене предписаний N 12- 05/3333-1 от 21.01.2020, N 13-04/9 от 23.01.2020, с учетом объединения требований по делу N А03-1799/2020 и N А03-1870/2020 в одно производство.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВторГеоРесурс" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что судом первой инстанции неверно дано толкование пункта 17 Приложения N 1 Постановления N 354 Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), поскольку положения пункта 17 подлежат применению только при наличии мест (площадок) накопления отходов и не должен применяться при использовании бесконтейнерного способа сбора ТКО; суд необоснованно указал на отсутствие доказательственной силы письма Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю от 04.08.2020; суд пришел к необоснованному выводу о том, что оспариваемые предписания не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заинтересованного лица, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, приведенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 30.12.2019 N 12-04/3333 и от 09.01.2020 N 12-04/9, в связи с поступлением обращений собственников жилых помещений в с. Назаровка Михайловского района Алтайского края, Инспекцией проведены внеплановые документарные проверки в отношении ООО "ВторГеоРесурс".
В ходе проверок установлено, что ООО "ВторГеоРесурс" допущено нарушение пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Инспекцией выданы предписания N 12-05/3333-1 от 21.01.2020 и N 13-04/9 от 23.01.2020 об устранении обществом выявленных нарушений.
Не согласившись с указанными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые предписания Госинспекции являются законными и обоснованными, соответствуют нормам действующего законодательства.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обращение с ТКО является коммунальной услугой.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "ж" пункта 148 (24) Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном данными Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков.
В силу абзаца 2 пункта 148 (45) Правил N 354 требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 17 указанного приложения устанавливаются сроки вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам.
Из материалов дела следует, что ООО "ВторГеоРесурс" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Рубцовской зоны Алтайского края, в которую, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, входят территории следующих городских округов и муниципальных образований: Волчихинский район, Егорьевский район, Змеиногорский район, Краснощековский район, Курьинский район, Локтекский район, Михайловский район, Новочихинский район, Поспелихинский район, Рубцовский район, Третьяковский район, Угловский район, городской округ г. Рубцовск.
На территории с. Назаровка Михайловского района реализован бесконтейнерный сбор ТКО.
В соответствии с п. 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 °С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5°С) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Инспекцией проанализированы графики вывоза ТБО с территории с. Назаровка Михайловского района, в результате чего установлено, что указанные графики предусматривают периодичность вывоза ТКО, не соответствующую требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, согласно выпискам из журнала движения мусоровоза коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям, проживающим в с. Назаровка, ул. Ленина, ул. Губина, ул. Тобольская, ул. Целинная, пер. Тракторный предоставляется с июня 2019 в соответствии с графиком (каждая среда с 08:00), по ул. Западная с августа 2019 года:
- июнь 2019 года - 05.06.2019, 12.06.2019, 19.06.2019, 26.06.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- июль 2019 года - 03.07.2019, 10.07.2019, 17.07.2019, 24.07.2019, 31.07.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- август 2019 года - 07.08.2019, 14.08.2019, 21.08.2019, 28.08.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- сентябрь 2019 года - 04.09.2019, 18.09.2019, 25.09.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- октябрь 2019 года - 16.10.2019, 23.10.2019, 30.10.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- ноябрь 2019 года - 06.11.2019, 13.11.2019, 20.11.2019, 27.11.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- декабрь 2019 года - 04.12.2019, 11.12.2019, 18.12.2019, 25.12.2019 (данные системы ГЛОНАСС).
При этом, согласно данным с сайта gismeteo.ru среднесуточная температура воздуха с 01.06.2019 по 31.10.2019 в с. Назаровка Михайловского района Алтайского края составляла свыше +5°С за исключением следующих дней с 18.10.2019 по 23.10.2019. Среднесуточная температура воздуха с 01.11.2019 по 31.12.2019 составляла ниже +5°С.
Вместе с тем снижение размера платы за оказания услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность ООО "ВторГеоРесурс" не производилось.
Согласно пункту 9 Правил обращения с коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 10 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Отказ от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенном в схему, Правилами N 1156 не предусмотрен.
В рассматриваемом случае способом накопления ТКО является бесконтейнерный сбор ТКО.
В соответствии с пунктом 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); производить в установленном названными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г").
Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении N 1 к Правилам N 354, к числу таких требований при обращении с ТКО отнесено обеспечение их своевременного вывоза из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца (пункт 17).
При этом нормы приложения N 1 к Правилам N 354 о периодичности вывоза ТКО, вопреки позиции общества, распространяются и на вывоз отходов от потребителей при применении способа накопления в пакетах или других емкостях.
По мнению суда, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения периодичность вывоза ТБО в теплое время должна быть едина, независимо от того, собираются ТБО с контейнерной площадки либо бестарным способом. Складирование твердых коммунальных отходов в пакеты и другие емкости является одним из предусмотренных законодательством способов их размещения в местах накопления твердых коммунальных отходов, соответственно не имеется оснований для придания такому способу иного правового режима регулирования периодичности вывоза.
При таких обстоятельствах, поскольку ООО "ВторГеоРесурс" является региональным оператором, в зоне деятельности которого находится с. Назаровка Михайловского района Алтайского края, общество обязано соблюдать требования, установленные Правилами N 354 вне зависимости от способа накопления ТКО.
Доводы общества об обратном основаны на неверном толковании действующего законодательства в связи с чем подлежат отклонению.
Письмо Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю от 04.08.2020 правового значения не имеет, поскольку не является нормативно-правовым актом обязательным к применению, цитирует положения пунктов СанПиН 2.1.7.3550-19 и указывает на отсутствие акта урегулирования вопроса о кратности вывоза ТКО.
Доводы общества о нарушении оспариваемыми предписаниями его прав и законных интересов апелляционным судом не принимаются, поскольку общество, осуществляя коммерческую деятельность, должно предполагать наличие соответствующих рисков связанных с данной деятельностью. Увеличение затрат общества на вывоз ТКО не является основанием для нарушения с его стороны санитарно-эпидемиологических требований.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых предписаний и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.09.2020 по делу N А03-1799/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1799/2020
Истец: ООО "ВторГеоРесурс"
Ответчик: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края