г. Саратов |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А12-2979/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.Г. Цуцковой,
судей А.Ф. Котляровой, О.Н. Силаковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мальцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. 30 корп. 2.,
апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" Гончарова Владимира Петровича на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года по делу N А12-2979/2019,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети", (ИНН 3435126290, ОГРН 1163443069140),
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", (ИНН 3435311906, ОГРН 1143435002655),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Расчётный центр Волжский",
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- представители общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" в лице конкурсного управляющего общества Гончарова Владимира Петровича - Наумов А.В., по доверенности от 27.10.2020, Решетников В.В., по доверенности от 15.09.2020,
представители общества с ограниченной ответственностью "Расчётный центр Волжский", общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее по тексту - ООО "Волжские тепловые сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" (далее по тексту - ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", ответчик) о взыскании задолженности по договору N 119 от 17.06.2015 г. за период ноябрь 2018 г. в размере 3 017 370, 06 руб., неустойки в размере 24 943, 59 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года по делу N А12-2979/2019 заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2019 года производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года по делу N А12-2979/2019 прекращено в связи с отказом от жалобы.
14.09.2020 конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции отменить, по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения возникшего спора и, как следствие, неверного применения материального закона, подлежащего применению.
Одновременно конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование судебного акта.
Ходатайство мотивировано п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", ссылкой на правовую позицию, сформированную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2020 N 305-ЭС18-5193 (3), в соответствии с которой экстраординарное обжалование ошибочного взыскания предполагает, что с заявлением обращается лицо (кредитор или арбитражный управляющий в интересах кредитора), не участвовавшее в деле, которое и не подлежало привлечению к участию в деле, по которому судебный акт о взыскании долга объективно противопоставляется в деле о банкротстве ответчика (должника), в рассматриваемом случае ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ".
По мнению подателя жалобы, у ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" отсутствовала задолженность перед ООО "Волжские тепловые сети" за спорный период.
Поскольку предельные сроки для обжалования судебного акта, установленные ст.ст. 41, 259 АПК РФ не истекли, и факты, изложенные в апелляционной жалобе, конкурсному управляющему стали известны, только после анализа договорных отношений между Должником и ООО "ВТС", и в связи с получением документов, обосновывающих доводы апелляционной жалобы о неверной оценке судом параметров системы горячего водоснабжения и работы теплового пункта в многоквартирных домах, находящихся в управлении Должника, конкурсный управляющий настаивает на восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года по делу N А12-2979/2019.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети", общества с ограниченной ответственностью "Расчётный центр Волжский" поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых истец, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" в отзыве на апелляционную жалобу настаивает на отказе в восстановлении пропущенного конкурсным управляющим ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" процессуального срока на обжалование решения Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года по делу N А12-2979/2019.
В судебном заседании представители ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" поддержали позицию, изложенную в ходатайстве.
Заявитель апелляционной жалобы пояснил, что определение Арбитражного суда Волгоградской области вступило в силу 03 сентября 2020 года, после рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы на определение суда первой инстанции об утверждении его в качестве конкурсного управляющего. Настоящая апелляционная жалоба подана в суд апелляционной инстанции 14 сентября 2020 года, то есть, незамедлительно после вступления в силу указанного судебного акта, с учётом времени, необходимого для анализа документов соответствующих, поступивших в распоряжение конкурсного управляющего, являющихся основанием для обращения в суд с целью обжалования вступившего в силу судебного акта.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети", общества с ограниченной ответственностью "Расчётный центр Волжский" в судебное заседание не явились.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть ходатайство и апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела и, обсудив ходатайство конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года по делу N А12-2979/2019, судебная коллегия, руководствуясь п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" определила продолжить рассмотрение апелляционной жалобы по существу в силу следующего.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2019 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" (далее - ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Токарев Александр Васильевич.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19 марта 2020 года ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на Токарева А.В. Суд обязал исполняющего обязанности конкурсного управляющего в установленном законом порядке провести в срок до 16.04.2020 года собрание кредиторов для избрания саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июня 2020 года конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" утвержден Гончаров Владимир Петрович из числа членов ААУ "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по делу N А12-24869/2019 определение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июня 2020 года оставлено без изменения.
Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при нахождении ответчика в статусе банкротящегося лица, судам необходимо применять повышенный стандарт доказывания при рассмотрении требований об установлении задолженности, что должно выражаться в проведении более тщательной проверки обоснованности предъявленных требований, представленных истцом доказательств.
При рассмотрении требований к банкротящемуся лицу проверка обоснованности заявленных исковых требований осуществляется судом более углубленно по сравнению с обычным общеисковым гражданским процессом.
Приходя к выводу о доказанности наличия задолженности общества ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", Арбитражный суд Волгоградской области сослался на то, что ответчиком не оспорены исковые требования истца. Вместе с тем материалы дела свидетельствуют, что размер правопритязаний в рамках настоящего дела по существу судом не проверен.
ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" проявило процессуальное безразличие как при рассмотрении иска в суде первой инстанции, так и при обжаловании судебного акта в апелляционном порядке, немотивированно отказавшись от апелляционной жалобы.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 304-ЭС15-12643, обжалование кредитором (или арбитражным управляющим) судебных актов по правилам пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 (далее - экстраординарное обжалование ошибочного взыскания) является одним из выработанных судебной практикой правовых механизмов обеспечения права на судебную защиту лиц, не привлеченных к участию в деле, в том числе тех, чьи права и обязанности обжалуемым судебным актом непосредственно не затрагиваются.
При этом названный механизм отличается от предусмотренного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядка обжалования (пересмотра), закрепленного в статье 42 АПК РФ.
Экстраординарное обжалование ошибочного взыскания предполагает, что с заявлением обращается лицо (кредитор или арбитражный управляющий в интересах кредиторов), не участвовавшее в деле, которое и не подлежало привлечению к участию в нем, по которому судебный акт о взыскании долга объективно противопоставляется в деле о банкротстве ответчика (должника). В случае признания каждого нового требования к должнику обоснованным доля удовлетворения требований остальных кредиторов снижается, в связи с чем они объективно заинтересованы, чтобы в реестр включалась только реально существующая задолженность (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2018 N 305-ЭС18-3533). Этим и обусловлено наделение иных кредиторов правом на экстраординарное обжалование ошибочного взыскания в рамках общеискового процесса.
Из этого следует также, что названный порядок обжалования по своей функциональности предполагает как возможность приведения новых доводов, так и представления (в случае необходимости) новых доказательств.
Такая правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2020 N 305-ЭС18-5193 (3).
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) в условиях банкротства должника и конкуренции его кредиторов возможны ситуации, когда отдельные лица инициируют судебный спор по мнимой задолженности с целью получения внешне безупречного судебного акта для включения в реестр требований кредиторов. Подобные споры характеризуются представлением минимально необходимого набора доказательств, пассивностью сторон при опровержении позиций друг друга, признанием сторонами обстоятельств дела или признанием ответчиком иска и т.п.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на необоснованность взыскания с должника задолженности по спорному договору в связи с тем, что расчёт размера исковых требований противоречит нормам действующего законодательства - он указывается истцом по фактически потребленному ресурсу, а не по годовому (1/12), как утверждено на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Вместе с тем, положениями Правил N 124 предусмотрено определение объема потребления тепловой энергии на отопление как 1/12 часть фактического потребления за предыдущий год с учетом корректировки. Апеллянт указал, что истец должен был определить объем тепловой энергии исходя из среднемесячного объема потребления по показаниям ОДПУ за предыдущий год с учетом корректировки.
Судом первой инстанции неверно определены объёмы и виды поставленных ответчику коммунальных ресурсов, что противоречит нормам законодательства и условиям договора. Так, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354).
Судом первой инстанции при вынесении решения не учтена фактическая переплата ответчиком по поставкам с учетом корректировки за предыдущий период (2017 г.), а также текущие платежи в спорном периоде в адрес истца.
Поскольку данные обстоятельства судами первой инстанций апелляционной инстанций не проверялись, а данные обстоятельства могут повлиять на результат рассмотрения настоящего спора, суд апелляционной инстанции считает, что доводы конкурсного управляющего о необходимости восстановлении пропущенного процессуального срока убедительны, мотивированы документально и подлежат проверке в рамках апелляционного рассмотрения настоящего дела, а, следовательно, пропущенный процессуальный срок на обжалование решения Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года по делу N А12-2979/2019 подлежит восстановлению.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Между ООО "Волжские тепловые сети" (Теплоснабжающая организация) и ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" Исполнитель (Потребитель) заключен договор теплоснабжения N 119 от 17.06.2015 г. (в редакции дополнительных соглашений).
В соответствии с пунктом 1.1. договора теплоснабжающая организация обязуется подавать Исполнителю (Потребителю) через присоединенную сеть на нужды отопления и горячего водоснабжения тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, а Исполнитель (Потребитель) обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Определение количества объемов отпущенных ресурсов установлено разделом 6 договора. На основании пункта 9.1. договора, расчетным периодом по договору является календарный месяц. Пунктом 9.11 договора установлен, что оплата производится в срок до 15 числа месяц, следующего за расчётным.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из указанных норм права следует, что основной обязанностью абонента (потребителя) является оплата отпущенной энергии. При этом именно на должнике по денежному обязательству лежит первичная обязанность совершения необходимых действий и принятия разумных мер по исполнению денежного обязательства.
Разрешая возникший спор, Арбитражный суд Волгоградской области, исходил из того, что, во исполнение принятых на себя обязательств по договору истец произвел поставку тепловой энергии и горячей воды в ноябре 2018 г. в необходимом ответчику объеме. Указанные обстоятельства, как посчитал суд, подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Поскольку обязательства по оплате поставленного коммунального ресурса ответчиком не исполнены, наличие задолженности в сумме 3 017 370 руб. 06 коп. стало причиной обращения истца в суд.
Учитывая непредставление ответчиком доказательств, опровергающих обоснованность заявленных истцом требований, суд счел обстоятельства, на которых истец основывает заявленные требования, признанными ответчиком.
Поскольку исковые требования о взыскании суммы основного долга не оспорены, обоснованность иска подтверждена материалами дела, иск удовлетворен, и также с ответчика взысканы пени в размере 24 943 руб. 59 коп. за период с 16.12.2018 г. по 16.01.2019 г.
В соответствии со статьями 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является способом исполнения обязательства и признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Расчет судом проверен и признан обоснованными, при этом суд счел необходимым отметить, что расчет арифметически верен и учитывает соглашение сторон о сроках оплаты, согласованных в договоре.
Ответчик с ходатайством о снижении неустойки не обратился.
Между тем, судом первой инстанции при рассмотрении иска оставлены без внимания следующие обстоятельства, установленные судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы на основании вновь представленных и приобщенных в материалы дела по правилам абзаца первого части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" и пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" доказательств: справок АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", МУП "БТИ" г.Волжский о том, что в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", тип системы ГВС - "нецентрализованная система горячего водоснабжения", а также схема теплоснабжения городского округа - город Волжский Волгоградской области, актуализированная схема до 2028 года, паспорт теплового пункта по адресу: г. Волжский, Волгоградская область, ул. Дружбы, д. 139, копии ведомостей показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) помесячно за 2017 г., копия ООО "ВТС" ведомости фактического потребления тепловой энергии за ноябрь 2018 г. в разрезе МКД, акт приёмки-передачи N РЦ_В-01145 от 30 ноября 2018 г. - 1 457 471, 38 руб. (998, 89067 Гкал), акт приёмки-передачи N РЦ_В-01212 от 30 ноября 2018 г. - 1 053 954, 10 руб. (661,31604 Гкал), акт приёмки-передачи N РЦ_В-01144 от 30 ноября 2018 г. - 618 559,00 руб. (5038, 76668 м3), акт приёмки-передачи N РЦ_В-01211 от 30 ноября 2018 г.- 424 262, 68 руб. (3456, 0336 м3), приложение N1 "Контррасчет ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" за коммунальный ресурс - тепловая энергия, пришедшая на оказание коммунальной услуги - отопление за период ноябрь 2018 год, выполненный в соответствии с п.25(1) Постановлением Правительствах" 124 и иных правовых актах", приложение N2 "Сводный расчет среднемесячного количества тепловой энергии, рассчитанная по показаниям ОДПУ, за 2017 г., в разрезе МКД, находившихся в управлении ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" с помесячной детализацией", копия Постановления Администрации Волгоградской Области N 345-П от 01.07.2016 г., копия "О финансовых результатах за 2018 год" ООО "ВТС", скриншот с официального сайта Федеральной Антимонопольной Службы, копия приказа КТР Волгоградской области N 54/18 от 18.12.2015 г., копия приказа КТР Волгоградской области N 54/18 от 18.12.2015 г., копия приказа КТР Волгоградской области N 51/78 от 20.12.2017 г; раскрытие информации общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" за 2 квартал 2018 г., отчет о финансовых результатах общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" за 2018 г; реестр платежных поручений общества с ограниченной ответственностью "ЕРИЦ" на сумму 2 841 764, 63 руб., реестр перечислений в пользу тепловых сетей за 2017 и 2018 года, расчет общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" за коммунальные ресурсы: тепловая энергия и теплоноситель за 2017 и 2018 года, акты приемки-передачи по договору N 19 от 17.06.2015 за 2017 и 2018 года.
Оценка данным документам дана судом апелляционной инстанции в совокупности и во взаимосвязи с первоначально представленными сторонами доказательствами и установлено следующее.
Пунктом 1.4. Договора предусмотрено, что при выполнении Договора, а также по вопросам, не оговорённым Договором, стороны обязуются руководствоваться Федеральным законом от 27.07.2009 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Жилищным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034, Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808, Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, постановлениями органа исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования об установлении тарифов, а также иными действующими нормативно-правовыми актами.
Пунктом 2.1. Договора, предусмотрено, что ООО "ЭНЕРГО - ИНВЕСТ" приобретает коммунальный ресурс и осуществляет самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению для собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении N 2 к Договору. В п.п. 2.2, 2.3. Договора установлена граница поставки ООО "Волжских тепловых сетей" коммунального ресурса.
- Пунктом 5.1.1 предусмотрено обязательство ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" оплачивать коммунальные ресурсы, а не коммунальные услуги. В актах приема-передачи и счетах-фактурах, представленных ООО "ВТС", указаны коммунальные услуги.
Пунктом 8.1 предусмотрено, что цена Договора формируется из стоимости отпущенных Исполнителю коммунальных ресурсов - то есть, тепловой энергии и теплоносителя.
Пунктами 6.3., 6.3.1 предусмотрено, что расчётные объёмы коммунальных ресурсов определяются в каждом расчётном периоде в зависимости от системы теплоснабжения каждого объекта теплоснабжения. Расчётные объёмы коммунальных ресурсов, подаваемых в объекты теплоснабжения с открытой системой теплоснабжения определяются способом, указанным в Договоре.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 г. N 309-ЭС17-8475 указано, что по общему правилу потребитель обязан оплатить фактически принятое количество энергии в соответствии с данными её учёта (статьи 539, 541,544 ГК РФ).
На основании анализа материалов дела, представленных доказательств суд делает вывод, что ООО "Волжские тепловые сети" не является поставщиком коммунального ресурса: горячая вода, а поставляет тепловую энергию и теплоноситель.
Материалами дела, в частности, подписанным между истцом и ответчиком Расчётом суммы основного долга по Договору N 119 от 17.06.2015 г., подтверждается факт оплаты со стороны ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" в размере 3 554 247,17 руб.
Согласно пункту 3.2. Договора для целей определения обязательств Исполнителя (Потребителя) по оплате за фактическое количество подаваемых Теплоснабжающей организацией коммунальных ресурсов стороны Договора определяют расчётный объём коммунальных ресурсов в порядке, установленном разделом 6 Договора.
Как видно из материалов дела, ООО "Волжские тепловые сети" не имеет централизованных сетей горячего водоснабжения и суду не представлен договор аренды на централизованные сети горячего водоснабжения, а также отсутствует договор на покупку холодной воды, для производства и сбыта горячей воды, на основании которого был бы заключен и представлен суду договор на поставку горячей воды с ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83".
В связи с вышеизложенным между ООО "ВТС" и ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" заключен договор теплоснабжения в порядке, установленном ФЗ N 190 "О теплоснабжении" от 27.07.2009 г., Постановлением Правительства РФ N 808 "Об организации теплоснабжения в РФ..." от 08.08.2012 г., Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 г.
Таким образом, ООО "Волжские тепловые сети не оказывает ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" коммунальные услуги.
Положениями "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N124) предусмотрено определение объема потребления тепловой энергии на отопление как 1/12 часть фактического потребления за предыдущий год - следовательно, истец должен был определить объем тепловой энергии исходя из среднемесячного объема потребления по показаниям ОДПУ за предыдущий годовой расчет суммы долга. Таким образом, расчёт, предоставленный ООО "Волжские тепловые сети", противоречит нормам и требованиям действующего законодательства - то есть, выставлен в адрес ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" по фактически потребленному ресурсу, а не по годовому (1/12).
Из материалов дела усматривается, что объём тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно двусторонними актами исходя из текущих показаний приборов учёта, а объём, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется теплоснабжающей организацией один раз в год (п.9.4 Договора), согласно данным, указанным в двусторонних актах. Правилами, утверждёнными постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), установлен единый порядок расчёта размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчётных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии.
В силу пункта 42(1) Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - правила N354) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Порядок расчета размера платы за отопление при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определен пунктами 2(1), 3 (1)-3(4) раздела 1 приложения N 2 к Правилам N 354. Правилами N 124 (пункт 25(1)) также определен порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления). При этом объем тепловой энергии, поставляемый в многоквартирный дом, жилой дом, фиксируется двусторонними актами исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется ресурсоснабжающей организацией один раз в год;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Таким образом, в соответствии с п.1. Постановления Администрации Волгоградской области N 345-п от 01 июля 2016 г. применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, рассчитанные исходя из оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г, в период образования задолженности при расчетах за тепловую энергию стороны должны руководствоваться действующими в спорный период положениями Правил N 354 и Правил N 124, которыми предусмотрена равномерность оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, оплата за отопление должна рассчитываться ежемесячно как 1/12 часть от фактического показания прибора учета тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких показаний - по нормативам потребления; исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы по фактическому показанию прибора учета за текущий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - правила N603) внесены изменения в Правила N 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объёмов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению. Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний указанного прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц) за вычетом объёмов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объёмы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учёта). В то же время, в соответствии с подпунктом "а" пункта 25 (1) Правил N 124 при принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объём коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в следующем порядке: при поставке коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учётом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потреблённого за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учёта, определённой в порядке, установленном пунктом 22 этих Правил (пункт 25 (1) Правил N 124 введён в действие 30.06.2016).
Согласно разъяснениям, изложенным в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и от 30.10.2017 N46725-ОГ/04, пунктом 25 (1) Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчётных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года. В отношении соотнесения пунктов 21 и 25 (1) Правил N 124 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации указало, что в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года, определение объёма фактически потреблённой теплоэнергии, с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению, осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124. При этом объём теплоэнергии, подлежащий оплате исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, определяется в соответствии с пунктом 25 (1) Правил N 124. Из изложенного следует, что пункт 21 Правил N 124 регулирует порядок расчёта фактически потреблённого объёма коммунального ресурса, а пункт 25.1 - порядок расчёта подлежащего оплате объёма коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и сохранения на территории городского округа - город Волжский способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объём коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, определяется исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления)
Пункт 21 Правил N 124 регулирует порядок расчёта фактически потреблённого объёма коммунального ресурса, а пункт 25.1 - порядок расчёта подлежащего оплате объёма коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года. При этом, пункт 25 (1) Правил N 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил N 124 и, в случае выполнения условий, указанных в пункте 25 (1), применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчётный период (месяц) подлежит именно пункт 25 (1) Правил N 124. Также Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в данных письмах указало, что определённый фактический объём потреблённой за расчётный период (месяц) тепловой энергии не применяется при определении подлежащего оплате от исполнителя коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации размера платы за коммунальный ресурс (теплоэнергию), поставленную с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению.
Объём потреблённого коммунального ресурса, предъявленного ресурсоснабжающей организацией исполнителю услуг (ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ") не может быть больше объёма, предъявленного управляющей компанией своим потребителям. Фактически же истец (ООО "Волжские тепловые сети"), обратившись с иском о взыскании задолженности, предъявил ответчику объём в размере, значительно превышающем объём, предъявленный ответчиком населению, что является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, истец заявил требования о взыскании задолженности до истечения срока, когда ответчик, являясь управляющей компанией (исполнителем коммунальных услуг) мог предъявить плату за фактически потреблённый объём коммунальных услуг своим потребителям - жителям многоквартирных домов, находившихся в управлении ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ".
ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" предоставил в материалы дела контррасчет за коммунальный ресурс: тепловая энергия, поставленная на предоставление коммунальной услуги - отопление за ноябрь 2018 г., потребление которого составило: 1 953 719,86 руб. (1 338,99887 Гкал). Согласно данному контррасчету выявлено несоответствие между суммой, предъявленной ООО "Волжские тепловые сети" к оплате, и суммой подлежащей к оплате по Правилам N 124, которое составило - 557 705,62 рублей.
Согласно следующим Актам приёма-передачи, приобщённым к материалам дела, ООО "Волжские тепловые сети" предъявило ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" сумму к оплате за тепловую энергию на отопление за Ноябрь 2018 г. в размере 2 511 425,48 руб. (1 660,20671 Гкал):
- Акт приёмки-передачи N РЦ_В-01145 от 30 ноября 2018 г. - 1 457 471,38 руб. (998,89067 Гкал);
- Акт приёмки-передачи N РЦ_В-01212 от 30 ноября 2018 г. - 1 053 954,10 руб. (661,31604 Гкал);
Итого за Ноябрь 2018 г. - 2 511 425,48 руб. (1 660,20671 Гкал).
Исходя из представленного контррасчета оплата за коммунальный ресурс в расчетном периоде (ноябрь 2018 г.) составила с учетом требований "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 предусматривающих определение объема потребления тепловой энергии на отопление как 1/12 часть фактического потребления за 2017 год с учетом корректировки составила 1 953 719,86 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что ООО "Волжские тепловые сети" необоснованно предъявило требование ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" для оплаты на сумму: 557 705,62 руб. (2 511 425,48 - 1 953 719,86 = 557 705,62).
Апелляционной инстанцией установлено, что Истцом неверно определены объём и вид поставленного в пользу ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" коммунального ресурса. Так, в счетах-фактурах указан вид коммунального ресурса - горячая вода. В то же время, суд установил, что данное обстоятельство противоречит нормам законодательства и условиям договора по следующим основаниям:
Как видно из представленных заявителем жалобы справок АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", МУП "БТИ" г.Волжский о том, что в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", тип системы ГВС - "нецентрализованная система горячего водоснабжения", а также схема теплоснабжения городского округа - город Волжский Волгоградской области, актуализированная схема до 2028 года, паспорт теплового пункта по адресу: г. Волжский, Волгоградская область, ул. Дружбы, д. 139
- многоквартирные дома, находившиеся на обслуживании ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", имеют нецентрализованную систему горячего водоснабжения, что подтверждается:
а) точками поставок коммунальных ресурсов, в которых установлены общедомовые приборы учета на тепловую энергию и теплоноситель, что подтверждается проектной документацией, главой 1 "Назначение", в которой указано: "Узел учета тепловой энергии предназначен для учета количества тепловой энергии и теплоносителя, в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя"; паспортом теплового пункта многоквартирного дома, которой является неотъемлемой частью паспорта готовности к отопительному периоду, в котором так же указано: схема подключения ГВС нецентрализованная, поставка от ЭПУ (энергопринимающие установки) МКД;
б) экспертизой по делу А12-24323/2017, в которой указывается, что ГВС жилых домов подключены через индивидуальные тепловые пункты к системе теплоснабжения в тепловом пункте происходит смешение теплоносителя для приготовления ГВС и отопления и из тепловых сетей по подающему трубопроводу поставляется тепловая энергия и тепловой носитель на нужды ГВС и отопления;
в) утвержденным документом Администрацией г/о - г. Волжский Волгоградской области - "Схема теплоснабжения городского округа - город Волжский Волгоградской области";
г) письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 09.08.2019 года за N 29491- ОГ/04 в котором говорится следующее: индивидуальный тепловой пункт используется для подготовки горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению;
- в силу п. 12 ст. 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно
Частью 6 ст. 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601 и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил N354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению;
- пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") установлено:
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, от 14.02.2015 N 129, от 26.12.2016 N 1498).
Пунктом 21. Постановления Правительства РФ N 124 предусмотрено:
- при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме:
а) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);
В соответствии с пунктом 22. Постановления Правительства РФ N 124:
- При установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее:
а) стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области устанавливает тарифы в соответствии с Постановлением Правительства РФ 1075 от 22.10.2012 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" в котором указано следующее:
- "теплоноситель" - пар или вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
Согласно п. 5.2. Постановления Правительства РФ N 1075 от 22.10.2012 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" с 1 января 2018 г. цены, указанные в пункте 5(1) настоящего документа, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением следующих случаев:
а) реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
Согласно п. 5.3. Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 настоящего документа. К категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся:
а) товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению.
Из вышеизложенного следует, что коммунальный ресурс - горячая вода ООО "Волжские тепловые сети" не поставляло и не поставляет в настоящее время.
- Коммунальная услуга ГВС поставляется потребителям через индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществлялось абонентом, т.е. ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", самостоятельно, с использованием двух коммунальных ресурсов: тепловой энергии и теплоносителя, что не противоречит Постановлениям Правительства РФ N 808, N 124 и N 354.
Вместе с тем, отбор тепловой энергии для целей предоставления коммунальных услуг потребителям ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" осуществляло не из тепловой сети, принадлежащей ООО "Волжские тепловые сети", а из сетей, находящихся внутри многоквартирного дома, то есть, за границами балансовой и эксплуатационной ответственности ООО "Волжские тепловые сети", согласно Приказа Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", что соответствует предмету договора между ООО "ВТС" и ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", раздел 1 договора N 119 от "17" июня 2015 г.
Система горячего водоснабжения, входящая в состав общего имущества МКД, подключена к внутридомовой теплопотребляющей энергоустановке (ТПЭ) по системе горячего водоснабжения МКД, с использованием которой приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно.
В то же время, пунктом 1.3. Договора N 119 от 17.06.2015 г. предусмотрено, что местом исполнения обязательств Теплоснабжающей организации является точка поставки. Согласно пункту 1.4. Договора при выполнении обязательств, предусмотренных данным Договором, стороны обязуются руководствоваться, в том числе, постановлением Правительства от 18.11.2013 г. N 1034. Так, согласно пунктам 97, 100 данного нормативно-правового акта в открытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;
б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час;
в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В открытых системах теплопотребления дополнительно определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения;
б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Наличие ИТП на объектах, находившихся в управлении ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", предусмотрено Договором. Установлен порядок определения количества (объёмов) отпущенных Теплоснабжающей организацией коммунальных ресурсов. Пунктом 6.1 Договора предусмотрено, что расчётные объёмы коммунальных ресурсов определяются на границе эксплуатационной ответственности по каждому объекту теплоснабжения, то есть, именно в точке поставки. В силу п. 4.1.5 Договора Теплоснабжающая организация приняла на себя обязательство обеспечивать надлежащую эксплуатацию находящихся в границах эксплуатационной ответственности Теплоснабжающей организации тепловых сетей.
Система теплоснабжения МКД, находившихся в управлении ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", относится к централизованной системе теплоснабжения, что подтверждается материалами дела. Водоразбор осуществляется на балансовых сетях многоквартирных домов, которые являются общедомовым имуществом - следовательно, фиксация объёма коммунального ресурса осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" - на границе поставки коммунального ресурса.
При наличии прямых договоров, ООО "Волжские тепловые сети" не становится владельцем, арендатором или эксплуатирующей организацией внутридомовых инженерных систем МКД: тепловыми пунктами (ИТП), в которых размещена теплопотребляющая энергоустановка (ТПЭ), внутридомовой системой горячего водоснабжения, входящей в состав общего имущества и подключенной к внутридомой теплопотребляющей энергоустановке. При прямых договорах за поставку коммунальной услуги - ГВС, состоящей из двух ресурсов: тепловая энергия и теплоноситель, перед потребителем отвечает управляющая организация, в рамках договоров управления в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме").
С учётом указанного суд установил, что истец неправомерно указывал в счетах-фактурах такой коммунальный ресурс, как горячая вода, поскольку согласно условиям Договора теплоснабжения N 119 от 17.06.2015 г. ООО "Волжские тепловые сети" осуществляли ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" поставку коммунальных ресурсов - тепловой энергии и теплоносителя. Истец неправомерно предъявлял и к оплате и взысканию оплату за коммунальный ресурс по однокомпонентному тарифу. Судом первой инстанции обстоятельства и правомерность применения данного порядка расчета и применения однокомпонентного тарифа не рассматривались и правовая оценка не давалась.
Поскольку коммунальную услугу "горячее водоснабжение" ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" предоставляло потребителям путём самостоятельного приготовления, то расчет надлежит осуществить за тепловую энергию и теплоноситель, предоставленные на коммунальную услугу ГВС в соответствии с формулой 20 Приложения 2 к Правилам N 354, из двух составляющих.
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области при установлении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель руководствуется принципами п. 7 Постановления Правительства РФ N 1075 главы "Принципы и методы регулирования цен (тарифов)":
- Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В соответствии с приказом КТР Волгоградской области N 54/18 от 18.12.2015 г., утверждено приложение N 2 в котором цена на тепловую энергию, на момент действия договора N 119, составляла:
с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. - 1459,09 руб. за 1 Гкал.
В соответствии с приказом КТР Волгоградской области N 51/78 от 20.12.2017 г., утверждено в котором цена на теплоноситель на момент действия договора N 119, составляла:
с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. - 20,45 руб. за 1 м3.
В связи с этим ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ", ООО "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" подготовило свой контррасчёт. Апелляционная инстанция считает данный расчет соответствующим условиям Договора и требованиям действующего законодательства, в частности, формуле N 20, утверждённой постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, согласно которой объём Гкал, потреблённый на нужды горячего водоснабжения, что соответствует пункту 6.3.1.1. Договора и определяется в тоннах. В соответствии с Городским положением Волжской городской Думы от 01.01.2001 г. N375-ВГД норматив нагрева составляет 0,06375 Гкал на 1м3.
Согласно представленному ответчиком расчету за коммунальный ресурс - тепловая энергия, пришедший на оказание коммунальной услуги - отопление за период ноябрь 2018 год, выполненный в соответствии п. 25 (1) Постановления Правительства РФ N 124 и иных правовых актов, стоимость тепловой энергии направленной на отопление в ноябре 2018 года составляет 1 953 719,86 рублей.
Согласно представленному ответчиком расчету за коммунальный ресурс - тепловая энергия, пришедший на оказание коммунальной услуги - горячее водоснабжение за период ноябрь 2018 год стоимость данного теплового ресурса составляет 791 451,03 рублей и стоимость теплоносителя составила 205 314,25 рублей.
Сумма обязательств ответчика перед истцом за ноябрь составила 2 950 485,14 рублей.
Согласно реестра платежных поручений ООО "ЕРИЦ" оплата за ноябрь 2018 года составила 2 865 753,68 рублей.
Согласно реестра платежных поручений ООО "ЕРИЦ" оплата 2017 года составила 66 924 565,15 рублей.
Стоимость поставленной теплоэнергии для отопления и предоставления ответчиком услуги ГВС, а также стоимость теплоносителя в 2017 г. с учетом корректировки составила 30 347 209, 94 рубля.
Таким образом, у ответчика отсутствует задолженность перед истцом за спорный период.
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции не верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; не правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка не всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года по делу N А12-2979/2019 - отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ИНН 3435126290, ОГРН 1163443069140) к обществу с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест" (ИНН 3435311906, ОГРН 1143435002655) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения N119 от 17.06.2015 г. за период ноябрь 2018 года в сумме 3 017 370 руб. 06 коп., пени за просрочку оплаты в сумме 24 943 руб. 59 коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 40 896 руб. 00 коп.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года по делу N А12-2979/2019 отменить.
Принять по делу N А12-2979/2019 новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ИНН 3435126290, ОГРН 1163443069140) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" (ИНН 3435311906, ОГРН 1143435002655) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения N 119 от 17.06.2015 г. за период ноябрь 2018 года в сумме 3 017 370 руб. 06 коп., пени за просрочку оплаты в сумме 24 943 руб. 59 коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 40 896 руб. 00 коп. отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ИНН 3435126290, ОГРН 1163443069140) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ИНВЕСТ" (ИНН 3435311906, ОГРН 1143435002655) судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. 00 коп.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2979/2019
Истец: ООО "ВОЛЖСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО "Энерго-Инвест"
Третье лицо: ООО "РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР ВОЛЖСКИЙ"
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13437/2021
01.12.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8920/2021
01.11.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9510/2021
25.10.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6784/2021
25.05.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2319/2021
15.12.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7881/20
28.06.2019 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5844/19
01.04.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-2979/19