г. Хабаровск |
|
14 декабря 2020 г. |
А73-10575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Форпост": Страфун М.А. по доверенности от 31.08.2020 N 3; Овчинников Р.Г. по доверенности от 31.08.2020 N 37;
от министерства природных ресурсов Хабаровского края: Медведева Ю.А. по доверенности от 13.12.2018 N 12.3.50-31618,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форпост"
на решение от 12.10.2020
по делу N А73-10575/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форпост"
к министерству природных ресурсов Хабаровского края
о признании незаконным решения министерства природных ресурсов Хабаровского края, выраженного в письме N 12345-10257 от 06.05.2019 об отказе в предоставлении в аренду лесных участков в районе им. Лазо; об обязании министерства природных ресурсов Хабаровского края заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Форпост" договор аренды земельных участков,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Россыпи Дальнего Востока",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Форпост" (далее - ООО "Форпост", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к министерству природных ресурсов Хабаровского края (далее -Министерство) о признании незаконным решения министерства природных ресурсов Хабаровского края, выраженного в письме N 12345-10257 от 06.05.2019 об отказе в предоставлении в аренду лесных участков в районе им. Лазо; об обязании министерства природных ресурсов Хабаровского края заключить с ООО "Форпост" договор аренды земельных участков: лесной участок, расположенный на землях лесного фонда с кадастровым номером 27:08:0000000:138 (учетный номер части - 140), площадью 6778000 кв.м (677,8000 га), местоположение лесного участка: Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, кварталы N 255 (выделы 2, 3, 6, 7, 9), N 256 (выделы 1, 4, 5, 8-12, 14-22, 24, 25) Сукпайского участкового лесничества Сукпайского лесничества; лесной участок, расположенный на землях лесного фонда с кадастровым номером 27:08:0000000:138 (учетный номер части - 7), площадью 6229000 кв.м (622,9000 га), местоположение лесного участка: Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, кварталы N 346 (выделы 9, 10, 11, 16, 18, 19, 20, 21, 26, 27, 28, 29, 30), N 347 (выделы 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23), N 369 (выдел 31), N 370 (выдел 33), N 371 (выделы 6, 11, 15, 20, 22, 34, 40) Сукпайского участкового лесничества Сукпайского лесничества; лесной участок, расположенный на землях лесного фонда с кадастровым номером 27:08:0000000:138 (учетный номер части - 142), площадью 1964000 кв.м (196,4000 га), местоположение лесного участка: Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, кварталы N 344 (выделы 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32) Сукпайского участкового лесничества Сукпайского лесничества.
Заявление принято к производству, возбуждено производство по делу N А73-10575/2019, определением суда от 22.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Россыпи Дальнего Востока" (далее - ООО "РОС-ДВ").
Определением суда от 19.08.2019 производство по делу N А73-10575/2019 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А73-14842/2019 по иску Министерства к ООО "Форпост" о признании недействительным соглашения от 07.04.2018 о внесении изменений к охотхозяйственному соглашению от 27.07.2016 N 23/27.
Определением суда от 04.08.2020 производство по настоящему делу было возобновлено.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО "Форпост" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявленные требования мотивированы незаконным отказом Министерства в реализации права на предоставление в аренду лесных участков ООО "Форпост".
Заявитель жалобы привел следующие доводы:
- судом первой инстанции неправомерно отклонены доводы Общества о том, что обязанность Министерства предоставить ООО "Форпост" в аренду лесной участок предусмотрена статьей 36 ЛК РФ, при этом право на заключение договора аренды лесного участка не ставится в зависимость от наличия в охотхозяйственном соглашении условия о предоставлении или непредоставлении лесных участков в аренду охотпользователю;
- исходя из подпункта 7 пункта 4 статьи 27 Закона об охоте, согласно которому условие об обязательствах Министерства предоставить Обществу в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельный участок, является существенным условием охотхозяйственного соглашения;
- судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о непредоставлении доказательств того, что отсутствие арендных отношений препятствует исполнению Обществом обязательств по охотхозяйственному соглашению;
- полагает, что заключение договора аренды лесных участков между Министерством и Обществом не приведет к изменению условий соглашения, заключенного по итогам публичного аукциона и не нарушит публичные интересы;
- полагает неправомерным отказ суда первой инстанции в проведении судебной экспертизы, поскольку определение возможности одновременного использования лесных участков ООО "Форпост" и ООО "РОС-ДВ" требует специальных познаний в области лесного хозяйства, лесоустройства, охотничьего хозяйства;
- ни административным органом, ни третьим лицом в нарушение пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не приведено и в материалы дела не предоставлено доказательств невозможности одновременного многоцелевого использования испрашиваемых лесных участков.
Доводы жалобы ООО "Форпост" по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 20.11.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
До начала судебного заседания от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители Общества сообщили о том, что с представленным отзывом не знакомы, в связи с чем, заявили ходатайство об отложении судебного заседания.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв для ознакомления с поступившим отзывом.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе, с теми же представителями.
Ходатайство об отложении рассмотрено и отклонено апелляционным судом ввиду отсутствия предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований.
Представители ООО "Форпост" поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу. Просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении такой жалобы отказать.
ООО "РОС-ДВ" не направило своего представителя в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 АПК РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе и отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого определения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.12.2019 по делу N А73-14842/2019 установлены следующие существенные для разрешения настоящего дела обстоятельства.
На основании протокола о результатах аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения по лоту N 1 от 12.07.2016 N 3 между ООО "Форпост" (охотпользователь) и Министерством заключено охотхозяйственное соглашение N 23/27 от 27.07.2016.
По условиям охотхозяйственного соглашения (пункт 1.1) охотпользователь обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Министерство обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему соглашению.
Пунктом 2 соглашения определены: местоположение охотничьего угодья - участок "Сукпайский" (Хабаровский край, муниципальный район им. Лазо) площадью 59 660 га, а также приведено описание границ охотничьего угодья, в том числе с его северной, восточной, южной и западных частей.
Пунктом 2.2 соглашения констатировано, что земельные (лесные) участки, расположенные в границах охотничьего угодья - участок Сукпайский, в аренду не предоставляются.
Лесной фонд в границах охотничьего угодья - участок Сукпайский обременен договорами аренды, заключенными с: ООО "РОС-ДВ" от 25.11.2008 N 0009/2008, ООО "Дальлеспром" от 19.11.2008 N 0104/2008, ООО "Промышленно-транспортная компания" от 31.12.2008 N 0378/2008.
Согласно пункту 5 соглашения годовой размер сборов за пользование объектами животного мира рассчитывается в соответствии с устанавливаемыми квотами охотничьих ресурсов по ставкам сборов и составляет 39 315 руб. Годовой размер арендной платы за аренду земельных (лесных) участков, расположенных в границах охотничьего угодья - участок Сукпайский, не установлен.
Пунктом 8.2.1 соглашения предусмотрена обязанность Министерства предоставить охотпользователю право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья - участок "Сукпайский" в соответствии с пунктом 2.1 соглашения.
Охотхозяйственное соглашение заключено на срок 49 лет и действует с момента подписания по 26.07.2065 (пункт 6).
Охотхозяйственное соглашение заключено на основании протокола от 12.07.2016 N 3 о результатах аукциона на право заключения соответствующего соглашения по лоту N 1.
07.04.2018 между Министерством и ООО "Форпост" заключено соглашение о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение от 27.07.2016 N 23/27, изменена редакция пункта 1.1, разделов 2 и 7 охотхозяйственного соглашения.
В частности, в пункт 1.1 внесены изменения в части обязанности министерства предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению.
В пункте 2.2 соглашения указан предоставляемый в аренду лесной участок для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего угодья, расположенный в границах охотничьего угодья - участок "Сукпайский", с перечислением номеров кварталов участкового лесничества.
В пунктах 2.2.1, 2.2.2 определено местоположение лесного участка и его площадь - 1507,1 га.
Пунктом 2.2.4 предусмотрен годовой размер арендной платы за предоставляемый в аренду лесной участок площадью 1507,1 га в сумме 70,97 руб. Размер арендной платы за лесной участок подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы, установленных в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В пункте 2.2.5 указано, что на момент заключения соглашения вышеуказанный лесной участок предоставлен в аренду ООО "РОС ДВ" по договору от 25.11.2008 N 0009/2008 с целью заготовки древесины.
Разделом 7 определены права (пункты 7.1.1 - 7.1.9) и обязанности (пункты 7.2.1 - 7.2.22) охотпользователя.
Пункт 8.2.1 изложен в следующей редакции: "Предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья - участок "Сукпайский" в соответствии с пунктом 2.1 соглашения, а также в соответствии с приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445, после проведения в установленном законодательством порядке государственного кадастрового учета лесного участка, предоставить на основании решения Правительства Хабаровского края охотпользователю в аренду лесной участок, указанный в пункте 2.2 соглашения".
Раздел об обязанностях охотпользователя дополнен условием об обязанности в течение 6 месяцев со дня подписания соглашения сторонами заключить с Министерством договор аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
02.04.2019 ООО "Форпост" обратилось в Правительство Хабаровского края с заявлением от 01.04.2019 N 3.1-15 о предоставлении в аренду без проведения торгов на срок до 25.07.2019 трех лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края: лесного участка с кадастровым номером 27:08:0000000:138 (учетный номер части - 140), площадью 6778000 кв.м (677,8000 га), лесного участка с кадастровым номером 27:08:0000000:138 (учетный номер части - 7) площадью 6229000 кв.м (622,9000 га), лесного участка с кадастровым номером 27:08:0000000:138 (учетный номер части - 142), площадью 1964000 кв.м (196,4000 га) в целях создания охотничьей инфраструктуры для обеспечения проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 27.07.2016 N 23/27.
Решением, изложенным в письме от 06.05.2019 N 12345-10257, Министерство отказало Обществу в предоставлении в аренду лесных участков в районе им. Лазо.
Считая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого отказа ответчика незаконным.
Апелляционный суд поддерживает указанные выводы суда первой инстанции исходя из следующего.
Из анализа положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
На основании части 1 статьи 25 ЛК РФ осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства относится к одному из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 43-45 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 36 ЛК РФ установлено, что использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.
В связи с чем, основанием для предоставления лесного участка в аренду без предоставления торгов в целях, предусмотренных статьей 36 ЛК РФ, является охотхозяйственое соглашение, содержащее соответствующие положения о предоставлении лесных участков в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотхозяйственные соглашения заключаются в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона об охоте на момент заключения охотхозяйственного соглашения).
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, оспариваемым решением, изложенным в письме от 06.05.2019 N 12345-10257, Министерство отказало ООО "Форпост" в предоставлении в аренду лесных участков в районе им. Лазо со ссылкой на пункты 1 и 2 подпункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления Правительством Хабаровского края государственной услуги по предоставлению образованных лесных участков из состава земель лесного фонда в аренду без проведения торгов, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.08.2016 N 94 в связи с тем, что предоставление трех лесных участков общей площадью 1497,1 га либо каждого из этих трех участков в отдельности не обосновывается представленными к заявлению документами. Кроме того, согласно пункту 2.2 заключенного охотхозяйственного соглашения от 27.07.2016 N 23/27 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предоставление лесных участков, расположенных в границах охотничьего угодья - участок "Сукпайский" в аренду не предусмотрено. Учитывая, что условие пункта 2.2 охотхозяйственного соглашения от 27.07.2016 N 23/27 имеет существенное значение для определения цены на торгах, изменение указанного условия недопустимо и является незаконным. Кроме того, изменение существенных условий охотхозяйственных соглашений путем заключения дополнительных соглашений также не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами в сфере пользования. Кроме того, испрашиваемые лесные участки в кварталах N 255, 256, 344, 346, 347, 369, 370, 371 Сукпайского участкового лесничества Сукпайского лесничества обременены правом аренды ООО "РОС-ДВ" по договору от 25.11.2008 N 0009/2008 для целей заготовки древесины.
Из положений пунктов 1 и 2 подпункта 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления Правительством Хабаровского края государственной услуги по предоставлению образованных лесных участков из состава земель лесного фонда в аренду без проведения торгов (далее - Административный регламент), утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.08.2016 N 94, следует, что решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а также случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации);
- подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 настоящего раздела.
Согласно подпункту 2.6.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента в перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем входит обоснование цели, вида (видов) и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
Судом установлено, что при обращении в Правительство Хабаровского края с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов трех лесных участков в целях создания охотничьей инфраструктуры для обеспечения проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания Обществом было представлено охотхозяйственное соглашение от 27.07.2016 N 23/27, заключенное с Министерством по результатам аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.
Согласно условиям данного охотхозяйственного соглашения лесные участки, расположенные в границах предоставленного охотничьего угодья, в аренду не предоставляются (пункт 2.2 раздела 2 охотхозяйственного соглашения).
В этой связи указанное охотхозяйственное соглашение, заключенное с ООО "Форпост" по результатам аукциона, по смыслу положений статей 36, 73.1 ЛК РФ не могло являться основанием для предоставления лесных участков в аренду без проведения торгов.
Кроме того, судом в данном случае учтено, что к заявлению Общества о предоставлении в аренду лесных участков было приложено соглашение от 07.04.2018 о внесении изменений в охотхозяйственое соглашение, по условиям которого в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства Обществу предоставляется лесной участок площадью 1507,1 га с перечислением номеров кварталов участкового лесничества.
Главой 3 Закона об охоте урегулирован порядок предоставления земельных и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в границах охотничьих угодий.
Так, частью 2 статьи 25 указанного Закона предусмотрено, что расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Частью 3 статьи 27 Закона об охоте предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Охотхозяйственное соглашение заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона. При заключении и исполнении охотхозяйственного соглашения изменение условий аукциона на основании согласия сторон такого соглашения или по требованию одной из его сторон не допускается (часть 28 статьи 28 Закона об охоте).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.12.2019 по делу N А73-14842/2019 по иску Министерства природных ресурсов Хабаровского края к ООО "Форпост" о признании недействительным соглашения было признано недействительным соглашение от 07.04.2018 о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение от 27.07.2016 N 23/27, заключенное между Министерством природных ресурсов Хабаровского края и ООО "Форпост".
При рассмотрении дела N А73-14842/2019 судом было установлено, что соглашением от 07.04.2018 внесены изменения в предмет охотхозяйственного соглашения, согласно которым установлена обязанность Министерства предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, соответствующих лесных участков.
Данное условие соглашения, являющееся существенным, признано судом противоречащим аукционной документации, поскольку вся документация по проведенному аукциону содержала сведения о наличии обременения лесных участков правами третьих лиц, а также условие о том, что лесные участки в дальнейшем по заключенному охотхозяйственному соглашению предоставляться в аренду не будут, что обеспечивает реальную возможность формирования потенциальными участниками аукциона полного представления о предмете торгов и, как следствие, принятие ими решения об участии в аукционе.
Согласно части 4 статьи 27 Закона об охоте условие о предоставлении лесных участков в аренду напрямую влияет на формирование начальной цены предмета аукциона, следовательно, на определение цены на торгах в целом.
Начальная цена предмета аукциона (права на заключение охотхозяйственного соглашения) в силу пункта 6 части 6 статьи 28 Закона об охоте определяется как сумма годового размера арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки и лесные участки, рассчитанного исходя из минимальных размеров арендной платы по договорам аренды земельных участков и лесных участков, и годового размера сборов за пользование объектами животного мира.
Вместе с тем, соглашением от 07.04.2018 изменены существенные условия охотхозяйственного соглашения от 27.07.2016 N 23/27 ввиду фактического изменения условий, влияющих на формирование цены охотхозяйственного соглашения.
Установленный законом порядок заключения охотхозяйственного соглашения направлен на обеспечение публичных интересов, в связи с чем, заключенная с его нарушением сделка является ничтожной в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела N А73-14842/2019 суд пришел к выводу о том, что соглашением от 07.04.2018 нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.
Поскольку судом установлено нарушение соглашением от 07.04.2018 прямого запрета на изменение условий охотхозяйственного соглашения, что свидетельствует о нарушении публичных интересов, указанное соглашение было признано судом недействительным.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемым решением Министерство правомерно отказало Обществу в предоставлении в аренду лесных участков в районе им. Лазо по тем основаниям, что согласно пункту 2.2 охотхозяйственного соглашения для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предоставление лесных участков, расположенных в границах охотничьего угодья - участок "Сукпайский" в аренду не предусмотрено. Учитывая, что условие пункта 2.2 охотхозяйственного соглашения от 27.07.2016 N 23/27 имеет существенное значение для определения цены на торгах, изменение указанного условия недопустимо и является незаконным.
Иных сведений, обосновывающих возможность предоставления лесных участков в аренду в соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, заявление Общества и приложенные к нему документы, представленные в Министерство, не содержали.
Доводы Общества о том, что в связи с признанием судом соглашения от 07.04.2018 недействительным, ООО "Форпост" просило суд не учитывать его как одно из оснований в заявлении о признании незаконным решения Министерства, правомерно отклонен судом первой инстанции поскольку к представленному в Министерство заявлению о предоставлении в аренду лесных участков Обществом было приложено соглашение от 07.04.2018 о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение, которым Общество обосновывало предоставление ему в аренду лесных участков и которому Министерством при принятии оспариваемого решении была дана соответствующая правовая оценка, в связи с чем, данное обстоятельство подлежит принятию во внимание судом при рассмотрении настоящего дела.
Кроме того, из материалов дела суд установил, что к представленному в Министерство заявлению ООО "Форпост" о предоставлении лесных участков в аренду была приложена проектная документация трех образованных лесных участков площадью 677,8000 га, площадью 622,9000 га и площадью 196,4000 га.
В отношении всех испрашиваемых ООО "Форпост" лесных участков имеется обременение правами третьего лица - ООО "РОС-ДВ" по договору аренды лесного участка от 25.11.2008 N 0009/2008, заключенному для целей заготовки древесины на срок до 16.12.2053.
Министерством в порядке осуществления межведомственного взаимодействия был направлен запрос в Управление лесами Правительства Хабаровского края от 05.04.2019 N 12.3.53-8051 о предоставлении сведений о лесных участках, испрашиваемых ООО "Форпост" в районе им. Лазо.
Письмом от 29.04.2019 N 02-23/6414 Управление лесами Правительства Хабаровского края сообщило, что в отношении испрашиваемых лесных участков имеется обременение правами аренды ООО "РОС-ДВ" в кварталах NN 255, 256, 344, 346, 347, 369, 370, 371 Сукпайского участкового лесничества Сукпайского лесничества. Согласно проекту освоения лесов, разработанному ООО "РОС-ДВ" и утвержденному приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 11.12.2018 N1119П, заготовка древесины на период срока действия аренды запланирована в кварталах NN 255, 256, 346, 347, 371 Сукпайского участкового лесничества Сукпайского лесничества.
Лесным законодательством допускается многоцелевое использование лесов, в статье 25 ЛК РФ указано, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В заявлении о предоставлении лесных участков в аренду ООО "Форпост" указало, что планирует возведение на испрашиваемых лесных участках объектов охотничьей инфраструктуры.
Вместе с тем, как указано выше, по информации Управления лесами Правительства Хабаровского края, ООО "РОС-ДВ", которому ранее было предоставлено право аренды лесного участка для заготовки древесины на территории лесного фонда, входящего в состав испрашиваемых заявителем лесных участков, в установленном порядке запроектировало освоение данных лесных кварталов.
Судом в данном случае учтено, что представленные в Министерство заявление ООО "Форпост" и приложенные к нему документы не содержали сведений, подтверждающих возможность одновременного многоцелевого использования лесных участков в случае возведения ООО "Форпост" на данных участках объектов охотничьей инфраструктуры.
Установив вышеизложенные факты, а также учитывая, что по условиям охотхозяйственного соглашения от 27.07.2016 N 23/27, заключенного между Министерством и Обществом, лесные участки, расположенные в границах предоставленного охотничьего угодья, в аренду не предоставляются, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Министерства имелись основания для отказа Обществу в предоставлении в аренду лесных участков в районе им. Лазо.
Довод Общества о том, что обязанность Министерства предоставить ООО "Форпост" в аренду лесной участок предусмотрена статьей 36 ЛК РФ, при этом право на заключение договора аренды лесного участка не ставится в зависимость от наличия в охотхозяйственном соглашении условия о предоставлении или непредоставлении лесных участков в аренду охотпользователю, правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Из содержания положений статьи 36 ЛК РФ и статей 26, 27, 28 Закона об охоте следует, что заключенное по результатам аукциона охотхозяйственное соглашение является фактическим основанием для возникновения у охотпользователей права пользования охотничьими угодьями, а также правовым основанием для заключения договора аренды лесного участка, расположенного в границах предоставленных охотничьих угодий.
В данном случае, как следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 30.12.2019 по делу N А73-14842/2019, предметом аукциона, по результатам которого заключено охотхозяйственное соглашение N 23/27 от 27.07.2016, являлось право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья - участок "Сукпайский". Аукционная документация содержала сведения, что лесные участки, расположенные в границах охотничьего угодья, в аренду не предоставляются.
В этой связи, аукционной документацией и охотхозяйственным соглашением N 23/27 от 27.07.2016 условий об аренде лесных участков не предусмотрено.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 302-ЭС16-21388, мнение о том, что лицо, являющееся стороной охотхозяйственного соглашения, может впоследствии по своему усмотрению определять те лесные участки и требовать передачи их в аренду, которые он сочтет необходимым для осуществления своей деятельности, является ошибочным.
В ситуации, когда охотхозяйственное соглашение, а также аукционная документация, на основании которой оно заключено, не содержат сведений о расположенных в границах охотничьих угодий и предоставляемых в аренду обремененных лесных участках, охотпользователь не вправе требовать понуждения заключения договора аренды лесного участка, обязательность предоставления которого не следует из соглашения.
Иное будет означать изменение условий аукциона и заключенного сторонами охотхозяйственного соглашения.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, заключение договоров аренды лесных участков без проведения торгов возможно только в отношении тех участков, которые указаны в охотхозяйственном соглашении.
Требование Общества о понуждении к заключению договоров аренды лесных участков, не указанных в охотхозяйственном соглашении, заключенном по результатам аукциона, фактически предполагает изменение условий такого аукциона и заключенного по его итогам охотхозяйственного соглашения, что действующим законодательством не допускается.
Отклоняется и довод Общества о том, что оспариваемое решение Министерства нарушает права и законные интересы ООО "Форпост", как охотпользователя, поскольку отсутствие договора аренды лесных участков в границах охотничьего угодья приводит к невозможности исполнения Обществом обязательств, предусмотренных охотхозяйственным соглашением и требованиями Закона об охоте.
Судом в данном случае учтено, что Общество имело возможность ознакомиться с аукционной документацией, каких-либо возражений при заключении охотхозяйственного соглашения, не выражало, аукцион в установленном порядке не признан недействительным.
При этом доказательств того, что отсутствие арендных отношений препятствует исполнению ООО "Форпост" обязательств по охотхозяйственному соглашению, Обществом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемый отказ Министерства соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, основания для обязания Министерства заключить с ООО "Форпост" договор аренды земельных участков также отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции, при рассмотрении дела, в связи с этим признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Учитывая вышеизложенное, вынесенное арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного акта суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.10.2020 по делу N А73-10575/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10575/2019
Истец: ООО "ФОРПОСТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "Россыпи Дальнего Востока"