г. Москва |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А40-109091/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей В.Р. Валиева, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Лис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года по делу N А40-109091/20,
принятое судьей Е.А. Вагановой,
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Лис" (ОГРН: 1047102961190, ИНН: 7136025020)
к Акционерному обществу "Городское бюро экспертизы собственности" (ОГРН: 1027700371214, ИНН: 7702190468)
третье лицо: ООО "Газпром Трансгаз Казань" (ОГРН: 1021603624921, ИНН: 1600000036)
о признании торгов (процедура N ГП017308) по продаже имущества ООО "Газпром трансгаз Казань", проведенные с нарушением правил, установленных законом, недействительными; о признании незаконными Действия аукционной комиссии АО "ГБЭС" по отказу в допуске к участию заявки ООО "Корпорация ЛИС"; об отмене протоколов, составленных в ходе рассмотрения заявок, об отмене протокола; о признании открытого аукциона несостоявшимся; о возложении обязанности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Соловьева И.А. по доверенности от 11.01.2018,
от ответчика: Мартюшова Н.И. по доверенности от 06.08.2020,
от третьего лица: извещен, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация Лис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "Городское бюро экспертизы собственности" (далее - ответчик) о признании торгов (процедура N ГП017308) по продаже имущества ООО "Газпром трансгаз Казань", проведенные с нарушением правил, установленных законом, недействительными; о признании незаконным Действия аукционной комиссии АО "ГБЭС" по отказу в допуске к участию заявки ООО "Корпорация ЛИС"; об отмене протоколов, составленных в ходе рассмотрения заявок, об отмене протокола; о признании открытого аукциона несостоявшимся; о возложении обязанности организатора торгов допустить ООО "Корпорация ЛИС" к участию в торгах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Газпром Трансгаз Казань".
Решением от 23 сентября 2020 года Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От ответчика и третьего лица поступили отзывы, в которых они против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия в порядке, установленном статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2020 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на ЭТП ГПБ https://etp.gpb.ru/ организатором торгов - Акционерным обществом "Городское бюро экспертизы собственности" (АО "ГБЭС"), было размещено Информационное сообщение ГП 017308 лот N 1 о проведении открытого аукциона по продаже имущества труба категории Б.
Собственник имущества: Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" - Заказчик.
Выставляемое на аукцион имущество: труба, категория Б Кол-во 721,136 тн Местонахождение РТ, Алексеевский район, п.г.т. Алексеевское; труба, категория Б Кол-во 38,707 тн Местонахождение РТ, Чистопольский район, с Каргали; труба, категория Б Кол-во 493,749 тн Местонахождение РТ, Сабинский район, с.п. Шемордан; труба, категория Б Кол-во 645,1372 тн Местонахождение РТ, г. Альметьевск.
Начальная цена продажи имущества: 27 366 472 руб. 00 коп., без НДС.
Размер задатка: 2 736 647 руб., НДС не облагается.
Истец указывает, что, изучив извещение, он сформировал и подал Заявку на участие в открытом аукционе по продаже имущества - трубы категории Б.
15 июня 2020 года согласно Протоколу допуска к участию в аукционе, троим из четверых участников было отказано в допуске, в том числе, и истцу.
Истец полагает, что организатор торгов неправомерно не допустил истца к участию в торгах, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истец был не допущен к участию в аукционе по факту отсутствия у него лицензированной производственной площадки на территории Республики Татарстан для осуществления деятельности по утилизации лома черных и цветных металлов, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
Открытый аукцион по продаже имущества ООО "Газпром Трансгаз Казань" (трубы категории Б) номер процедуры ГПО 17308, организован ответчиком на основании агентского договора от 15.05.2020 N 231-20-П, заключенного с ООО "Газпром Трансгаз Казань".
Данный аукцион осуществлялся вне рамок национального проекта и не является обязательным в силу положений действующего законодательства.
Реализуемое в рамках аукциона имущество было получено как возвратный материал, в результате выполнения текущего и капитального ремонта объектов, эксплуатируемых ООО "Газпром Трансгаз Казань".
В соответствии с положениями Порядка технической инвентаризации, учета и использования труб, демонтированных при капитальном ремонте, реконструкции, модернизации и ликвидации магистральных газопроводов ПАО "Газпром", утвержденного Распоряжением ПАО "Газпром" от 01.07.2015 N 365 (далее по тексту - Распоряжение), данное имущество учтено на балансе ООО "Газпром Трансгаз Казань".
Пунктом 3.3. Распоряжения закреплено, что трубы категории Б - это трубы, признанные металлоломом, применение которых на магистральных газопроводах не допускается.
В соответствии с вышеизложенным, предметом вышеуказанного аукциона была реализация металлолома, чем и обусловлено требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также требование о наличии лицензированной производственной площадки на территории Республики Татарстан для осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Требование о представлении лицензии на сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, обусловлено тем, согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Трубы стальные нефте и газопроводов отработанные" (4 69 520 00 00 0), в составе которой выделено 5 видов отходов, отнесены к IV классу опасности.
В соответствии со статьей 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Требование о предоставлении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы на технологию утилизации, обезвреживания металлосодержащих отходов, обусловлено тем, в адрес ООО "Газпром Трансгаз Казань" Росприроднадзором было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В соответствии данным документом ООО "Газпром Трансгаз Казань" необходимо принять меры по соблюдению требования положительного заключения государственной экологической экспертизы на технику и технологию, применяемую при утилизации и обезвреживанию металлосодержащих отходов (469 521 11 51 4 - "трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции", 469 521 12 51 4 - "трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией", 469 521 13 51 4 - "трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией") при передаче их сторонним организациям.
Так организатор торгов действовал не только в рамках агентского договора, но и в рамках Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром.
Решения Совета Директоров ПАО "Газпром" от 19.11.2019 N 3337", п.11.2 которого предусмотрен недопуск участника к участию в аукционе в случае несоответствия участника закупки, требованиям, установленным п. 1.5.1, а также другим требованиям, установленным в документации об аукционе в соответствии с п. 1.5.
В силу подп. 1.5.2.3 Положения обязательным является наличие у участника закупки соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, профессиональной компетентности для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг,являющихся предметом закупки, а также положительной репутации, сертификатов и иных сведений, подтверждающих соответствие стандартам Заказчика.
В соответствии с подп. 1.5.1.2 положения обязательным требованием к участникам закупки является их соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
При проведении закупок к участникам закупки могут быть установлены и другие требования, направленные, в том числе, на исключение риска неисполнения договора, а также на обеспечение гарантий надлежащего обеспечения обязательств по поставке (выполнения работ, оказания услуг), не противоречащие настоящему Положению (подп. 1.5.3 Положения).
Так 15 июня 2020 года согласно Протоколу допуска к участию в аукционе, троим из четверых участников, было отказано в допуске, в том числе, и истцу.
При этом истец был не допущен к участию в аукционе по факту отсутствия у него лицензированной производственной площадки на территории Республики Татарстан для осуществления деятельности по утилизации лома черных металлов, цветных металлов.
Согласно п.5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
Из представленной истцом лицензии N 077 122 от 02.07.2019 местом осуществления указанной деятельности является г. Москва, 1-й Дорожный проезд, д.9 стр.1, пом. 42А и д.9 стр.4.
В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов является лицензируемой.
В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 (далее - Положение), лицензирование рассматриваемой деятельности производят органы исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
Согласно п. 3 данного Постановления к уведомлению, направляемому в лицензирующий орган, прилагаются:
- оригинал лицензии;
- заявление о переоформлении лицензии;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемой деятельности.
Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов), и Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила обращения с ломом черных металлов), предусматривают, что организация, ведущая заготовку лома, обязана иметь определенный штат работников и набор оборудования не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных и цветных металлов в пределах территории субъекта РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Из совокупного толкования п. 8 ст. 3, ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ, п. 8(1) Правил обращения с ломом черных металлов, п. 9 (1) Правил обращения с ломом цветных металлов можно сделать вывод, что необходимо оборудование хотя бы одного пункта приема лома металлов, соответствующего требованиям Правил обращения с ломом цветных металлов и Правил обращения с ломом черных металлов, внесенного в лицензию в качестве места осуществления лицензируемой деятельности, на территории каждого субъекта РФ.
Соответственно, если организация, имеющая лицензию на заготовку и реализацию лома черных, цветных металлов в одном субъекте РФ, решает организовать такую деятельность дополнительно в другом субъекте РФ, ей необходимо осуществить уведомление лицензирующего органа соответствующего субъекта РФ и приложить к уведомлению заявление о переоформлении лицензии в связи с появлением нового адреса осуществления лицензируемой деятельности.
Соблюдение Правил обращения с ломом черных металлов, Правил обращения с ломом цветных металлов является одним из лицензионных требований (п. 5 Положения). Соответственно, заготовка и реализация лома металлов в нарушение правил п. 8(1) Правил обращения с ломом черных металлов, п. 9(1) Правил обращения с ломом цветных металлов, (например, вне пункта приема, оборудованного надлежащим образом и включенного в лицензию) являются нарушением лицензионных требований.
Согласно п. 5 Положения одним из лицензионных требований является наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.
Нарушение данного правила признается п. 6 указанного Положения грубым нарушением лицензионных требований.
Ответственность за нарушение лицензионных требований предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в форме административного штрафа; ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (за грубые нарушения) в форме административного штрафа либо административного приостановления деятельности.
Таким образом, лом металлов необходимо доставлять на лицензированный пункт приема, чтобы произвести его заготовку и реализацию, не нарушая лицензионных требований.
В противном случае организация подлежит административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 либо ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в зависимости от того, оборудовано ли место приема, не включенное в лицензию, надлежащим образом.
В силу того, что при ведении деятельности по заготовке и реализации лома металлов в разных субъектах РФ необходимо иметь в каждом из них хотя бы один пункт приема, оборудованный согласно Правилам обращения с ломом черных металлов, Правилам обращения с ломом цветных металлов, каждый из соответствующих пунктов приема включается в лицензию при переоформлении в качестве места осуществления лицензируемой деятельности.
Соответственно, местами осуществления лицензируемой деятельности будут все пункты приема металла, оборудованные в каждом субъекте РФ, где ведется лицензируемая деятельность, и упомянутые в лицензии.
При этом, в составе аукционной документации имелся файл с предметом торгов.
Таким образом, истец как участник торгов не проявил должной степени заботливости и осмотрительности и не обратился к организатору аукциона за разъяснениями.
В информационном сообщении о проведении открытого аукциона по продаже имущества ООО "Газпром Трансгаз Казань" в качестве одного из требования к участнику указано на наличие у Заявителя лицензированной производственной площадки на территории Республики Татарстан для осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов.
Поскольку истец не представил доказательств наличия у него такой площадки, то его заявка правомерно была отклонена при проведении торгов.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии нарушений требований действующего законодательства при проведении оспариваемых торгов, об отсутствии нарушений прав истца при проведении торгов.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 сентября 2020 года по делу N А40-109091/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109091/2020
Истец: ООО "КОРПОРАЦИЯ ЛИС"
Ответчик: АО "ГОРОДСКОЕ БЮРО ЭКСПЕРТИЗЫ СОБСТВЕННОСТИ"
Третье лицо: ООО "Газпром трансгаз Казань"