г. Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А41-25325/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Астрея" (ИНН 5001033167, ОГРН 1035000700987) - Шляндин Е.А. представитель по доверенности от 17.10.19 г.;
от Администрации городского округа Балашиха (ОГРН: 1165001050026, ИНН: 5001106672) - Черкасов И.А. представитель по доверенности от 23.03.20 г.
от КУИ Администрации городского округа Балашиха Московской области (ИНН 5001106785, ОГРН 1165001050158)- Богатырев Д.А. представитель по доверенности от 17.07.20 г..
рассмотрев апелляционные жалобы КУИ Администрации городского округа Балашиха Московской области (ИНН 5001106785, ОГРН 1165001050158) и Администрации городского округа Балашиха на решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2020 года по делу N А41-25325/20, по заявлению ООО "Астрея" к Администрации городского округа Балашиха Московской области, КУИ Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астрея" (далее - ООО "Астрея") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха (далее - Администрация),Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - Комитет) с требованиями (с учетом принятого судом уточнения исковых требований): - признать незаконным отказ комитета от 27.02.2020 N 2587/2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка площадью 2373 кв.м., 796 кв.м. и 428 кв.м;
- обязать администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка площадью 2373 кв.м., 796 кв.м. и 428 кв.м в соответствии с проектом, представленным обществом с заявлением от 29.01.2020 N 1-вх2683/20.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2020 года по делу N А41-25325/20,заявленные требования удовлетворены в полном объеме(л.д. 122-125).
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет и Администрация обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Администрации доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Комитета доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт
Представитель истца против удовлетворения апелляционных жалоб возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество является собственником торгового центра с внутриплощадными инженерными сетями, площадью 2459,8 кв.м (кадастровый номер 50:50:0030201:38), количество этажей: 3, в том числе подземных - 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:50:0030201:1 площадью 3600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под торговый центр.
На указанном земельном участке, помимо принадлежащего обществу здания расположена дорога общего пользования. Часть земельного участка расположена в охранной зоне газораспределительной сети.
Поскольку часть земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на которой расположена дорога общего пользования не подлежит приватизации в порядке статьи 39.20 ЗК РФ, а часть земельного участка, расположенная в охранной зоне газораспределительной сети не может быть использована для целей строительства, общество 29.01.2020 обратилось в администрацию с заявлением N 1-вх-2683/20 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка (площадью 2373 кв. м, 428 и 796 кв. м) в целях формирования земельного участка для эксплуатации здания торгового центра, находящегося в собственности заявителя.
Письмом от 27.02.2020 N 2587/2 комитет отказал обществу в утверждении схемы расположения земельного участка.
Считая отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворя язаявленные требования, суд первой инстанции, признал требования обоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" любым заинтересованным лицом за плату (часть 11 статьи 11.10 ЗК РФ).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: - несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; - полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; - разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; - несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; - расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
По смыслу статьи 39.20 ЗК РФ собственник здания, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, самостоятельном выбирает, в собственность или аренду приобрести такой участок.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Согласно подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
Так, пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1).
В данном случае основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужило то, что: - в случае утверждения представленной схемы расположения и образования земельных участков в указанных на схеме координатах будут не соблюдены требования к образуемым земельным участкам, установленные статьей 11.9 ЗК РФ, в том числе в части их предельных минимальных размеров, для данного вида разрешенного использования, а также возможности их использования с таким видом разрешенного использования как "под торговый центр";
- Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 27.12.2017 N 03/50, для земельных участков с видом разрешенного использования "объекты торговли" установлен минимальный размер 5000 кв.м. Так как, площади формируемых земельных участков менее указанного размера, то их образование приведет к нарушению требований статьи 11.9 ЗК РФ; - вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1, из которого в результате образуются земельные участки, схема расположения которых представлена, не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, и не может быть установлен для образуемых земельных участков.
Вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать коду Классификатора 4.2. - "объекты торговли";
- у заявителя отсутствует право на обращение за разделом земельного участка, так как земельный участок с кадастровым номером 50:50:0030201:1 не принадлежит ему на каком-либо праве.
При этом обращение с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка вызвано необходимостью формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации здания торгового центра, а также земельных участков, на которых расположены внутриквартальная дорога общего пользования и охранная зона газораспределительной сети.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что на земельном участке с кадастровым номером 50:50:0030201:1 расположены объекты благоустройства микрорайона и дорога общего пользования (объекты, относящиеся к вопросам ведения органа местного самоуправления), а также охранная зона газораспределительной сети.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:50:0030201:1 имеет площадь 3600 кв.м, вид разрешенного использования - под торговый центр.
Согласно представленной обществом схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок с условным номером 50:50:0030201:1ЗУ2, образуемого для эксплуатации принадлежащего обществу здания составляет 2373 кв.м.
Вид разрешенного использования "Магазины" согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащее заявителю здание с назначением - торговый центр соответствует требованиям к виду разрешенного использования "Магазин".
Следовательно, земельный участок под зданием магазина должен иметь вид разрешенного использования "магазины". Земельный участок с кадастровым номером 50:50:0030201:1 расположен в территориальной зоне "Ж-1 - Зона многоквартирной жилой застройки".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 27.12.2017 N 03/50 в данной территориальной зоне могут располагаться земельные участки с видом разрешенного использования в соответствии с Классификатором - 4.2 "Магазины".
Градостроительный регламент для территориальной зоны Ж-1 предусматривает, что минимальные предельные размеры земельных участков для вида разрешенного использования "Магазины" - 500 кв.м., максимальные - 10000 кв.м.
Земельных участков с видом разрешенного использования "объекты торговли", на которые имеется ссылка в обжалуемом отказе, градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-1 не предусмотрено. Таким образом, земельный участок, формируемый для эксплуатации здания заявителя (вид разрешенного использования - "под торговый центр", площадью 2373 кв.м.) полностью соответствует градостроительному регламенту
При этом, в силу пункта 10 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: 1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; 2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; 3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
Следовательно, действующее земельное законодательство допускает установление вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличного от вида разрешенного использования исходного участка. В этой связи для раздел земельного участка не препятствует образованию земельных участков, не занятых торговым центом, и установлению вида разрешенного использования таких участков в соответствии с ПЗЗ и Классификатором, исходя из наличия в их границах внутриквартальной дороги и охранной зоны газораспределительной сети.
Приведение в соответствие вида разрешенного использования этих участков их функциональному назначению возложена именно на орган местного самоуправления, поскольку преобразуемый земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности.
Таким образом, исходя из совокупности установленных фактических обстоятельств спора, поскольку в материалах дела не имеется доказательств неделимости спорного земельного участка и нахождения в границах участка иных объектов недвижимости, принадлежащих заявителю или иным лицам, суд приходит к выводу, что для использования здания с кадастровым номером 50:50:0030201:38 по целевому назначению и в соответствии с установленным градостроительным регламентом необходимо формирование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что комитет не имел достаточных правовых оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка в целях формирования земельного участка для эксплуатации здания, находящегося в собственности заявителя..
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу, что требования ООО "Астрея" являются обоснованными.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно соответствовать нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения, и не связан конкретными формулировками требования заявителя об устранении нарушения, равно как и выбором им того или иного способа восстановления нарушенных прав и законных интересов.
Поскольку в силу Положения о комитете по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 30.09.2015 N 13/10, комитет в соответствии с возложенными на него задачами обладает полномочиями только по подготовке проектов решений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, суд признает, что необходимым и достаточным способом восстановления нарушенных прав заявителя является возложение на Администрацию обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка площадью 2373 кв.м., 796 кв.м. и 428 кв.м.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2020 года по делу N А41-25325/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25325/2020
Истец: ООО "АСТРЕЯ"
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА