город Москва |
|
14 апреля 2021 г. |
Дело N А41-25325/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Астрея": Шляндина Е.А. (дов. от 14.01.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Балашиха Московской области: Макаровой О.А. (дов. N Д-53/21 от 29.03.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 07 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2020 г.,
по делу N А41-25325/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астрея"
к Администрации городского округа Балашиха Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха Московской области
о признании незаконным отказа от 27 февраля 2020 г. N 2587/2,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Астрея" (далее - ООО "Астрея", общество, заявитель) является собственником нежилого здания - торгового центра с внутриплощадными инженерными сетями, площадью 2 459,8 кв.м, с кадастровым номером 50:50:0030201:38 (количество этажей: 3, в том числе подземных - 1), расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон Железнодорожный, ул. Лесопарковая, д. 6 (далее - нежилое здание).
Нежилое здание расположено на земельном участке площадью 3 600 кв.м, с кадастровым номером 50:50:0030201:1, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под торговый центр.
На указанном земельном участке также расположена дорога общего пользования, а часть земельного участка расположена в охранной зоне газораспределительной сети.
Поскольку часть земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1, на которой расположена дорога общего пользования, не подлежит приватизации в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а часть земельного участка, расположенная в охранной зоне газораспределительной сети, не может быть использована для целей строительства, ООО "Астрея" 29 января 2020 г. обратилось в Администрацию городского округа Балашиха Московской области (далее - Администрация с заявлением N 1-вх-2683/20 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка - площадью 2 373 кв.м, 428 кв.м. и 796 кв.м, в целях формирования земельного участка для эксплуатации здания торгового центра, находящегося в собственности заявителя.
Письмом от 27 февраля 2020 г. N 2587/2 Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - Комитет) отказал ООО "Астрея" в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что:
- в случае утверждения представленной схемы расположения и образования земельных участков в указанных на схеме координатах будут не соблюдены требования к образуемым земельным участкам, установленные статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в части их предельных минимальных размеров, для данного вида разрешенного использования, а также возможности их использования с таким видом разрешенного использования как "под торговый центр";
- Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 27 декабря 2017 г. N 03/50, для земельных участков с видом разрешенного использования "объекты торговли" установлен минимальный размер 5 000 кв.м. Так как площади формируемых земельных участков менее указанного размера, то их образование приведет к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации;
- вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1, из которого в результате образуются земельные участки, схема расположения которых представлена, не соответствует Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. N 540 (далее - Классификатор), и не может быть установлен для образуемых земельных участков. Вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать коду Классификатора 4.2 - "объекты торговли".
Указано также на отсутствие у заявителя права на обращение за разделом земельного участка, так как земельный участок с кадастровым номером 50:50:0030201:1 не принадлежит ему на каком-либо праве.
Считая свои права нарушенными, ООО "Астрея" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области и Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным отказа Комитета от 27 февраля 2020 г. N 2587/2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка площадью 2 373 кв.м, 796 кв.м и 428 кв.м и об обязании администрации утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка площадью 2 373 кв.м, 796 кв.м и 428 кв.м в соответствии с проектом, представленным обществом с заявлением от 29 января 2020 г. N 1-вх2683/20 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Балашиха Московской области просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что общество в соответствии со сведениями из ЕГРН не является правообладателем спорного земельного участка, в то время как за разделом земельного участка должен обращаться именно правообладатель.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Астрея" возражал против ее удовлетворения.
Представитель Комитета в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Из пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено названной статьей.
Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1 статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку оно препятствует обществу в формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации здания торгового центра, а также земельных участков, на которых расположены внутриквартальная дорога общего пользования и охранная зона газораспределительной сети.
Судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:50:0030201:1 расположены объекты благоустройства микрорайона и дорога общего пользования (объекты, относящиеся к вопросам ведения органа местного самоуправления), а также охранная зона газораспределительной сети.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:50:0030201:1 имеет площадь 3 600 кв.м, вид разрешенного использования - под торговый центр.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок с условным номером 50:50:0030201:1ЗУ2, образуемого для эксплуатации принадлежащего обществу здания, составляет 2 373 кв.м.
Вид разрешенного использования "Магазины" согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м.
Принадлежащее заявителю здание с назначением - торговый центр соответствует требованиям к виду разрешенного использования "Магазин", следовательно, земельный участок под зданием магазина должен иметь вид разрешенного использования "Магазины".
Земельный участок с кадастровым номером 50:50:0030201:1 расположен в территориальной зоне "Ж-1 - Зона многоквартирной жилой застройки".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 27 декабря 2017 г. N 03/50, в данной территориальной зоне могут располагаться земельные участки с видом разрешенного использования в соответствии с Классификатором - 4.2 "Магазины".
Градостроительный регламент для территориальной зоны Ж-1 предусматривает, что минимальные предельные размеры земельных участков для вида разрешенного использования "Магазины" - 500 кв.м, максимальные - 10 000 кв.м.
Земельных участков с видом разрешенного использования "объекты торговли" градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-1 не предусмотрено.
Таким образом, земельный участок, формируемый для эксплуатации здания заявителя (вид разрешенного использования - "под торговый центр", площадью 2 373 кв.м) полностью соответствует градостроительному регламенту.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что для использования здания с кадастровым номером 50:50:0030201:38 по целевому назначению и в соответствии с установленным градостроительным регламентом необходимо формирование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1, поскольку раздел земельного участка на три земельных участка вызвано необходимостью общества формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации здания торгового центра, а также земельных участков, на которых расположены внутриквартальная дорога общего пользования и охранная зона газораспределительной сети.
Доказательств неделимости спорного земельного участка и нахождения в границах участка иных объектов недвижимости, принадлежащих заявителю или иным лицам, ответчиками не представлено.
Относительно разрешенного использования вновь образуемых земельных участков суды правомерно указали на положения пункта 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Относительно ссылки на судебные акты по делу N А41-91931/19 суд кассационной инстанции отмечает, что они приняты при иных фактических обстоятельствах.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2020 г. по делу N А41-25325/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1 статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
...
Вид разрешенного использования "Магазины" согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м.
...
Относительно разрешенного использования вновь образуемых земельных участков суды правомерно указали на положения пункта 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2021 г. N Ф05-5047/21 по делу N А41-25325/2020