г. Челябинск |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А47-5036/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поздняковой Е.А.,
судей Журавлева Ю.А., Румянцева А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой К.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, апелляционные жалобы конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Энергетик" Решетникова Дмитрия Олеговича, Администрации муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2020 о взыскании в конкурсную массу должника в качестве компенсации за уменьшении конкурсной массы денежных средств, по делу N А47-5036/2018.
В заседании приняли участие:
представитель Администрации муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области -Алексеева Юлия Александровна (паспорт, доверенность от 30.11.2020);
конкурсный управляющий Муниципального унитарного предприятия "Энергетик" Решетников Дмитрий Олегович (паспорт);
Муниципальное унитарное предприятие "Энергетик" (далее - должник, МУП "Энергетик") 26.04.2018 обратилось в суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 24.08.2018 заявление МУП "Энергетик" признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден Доронин М.В.
Решением суда от 15.01.2019 (резолютивная часть оглашена 11.01.2019) должник признан банкротом с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим должника утвержден Решетников Дмитрий Олегович (далее - конкурсный управляющий должника Решетников Д.О.).
Сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 9 от 19.01.2019.
Конкурсный управляющий должника Решетников Д.О. 03.12.2019 обратился в арбитражный суд с заявлением в котором просил:
- обязать Администрацию Муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области (далее - ответчик, Администрация) принять объекты: Сооружения (водопроводные сети), назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 18 634 м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик, водопроводные сети; кадастровый номер: 56:18:0000000:7652; Сооружения (канализационные сети), назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 22 177 м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик, канализационные сети; кадастровый: 56:18:0000000:7656; Термостат АТ-2; Установка для очистки труб и канализационный сети; Насос СМ 150-125-315-4 под 37 кВт б/дв, б/р; Насос СМ 150-125-315-4 под 37 кВт б/дв, б/р по акту приема-передачи;
- взыскать с МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области в лице Администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области в пользу МУП "Энергетик" в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы денежные средства в размере 7 323 800 руб. 00 коп.
Впоследствии конкурсным управляющим должника Решетников Д.О. заявил следующее уточнение к заявленным требованиям:
1. Принять отказ от заявленных требований к ответчику в части: обязать Администрацию МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области принять объекты: Сооружения (водопроводные сети), назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 18 634 м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик, водопроводные сети; кадастровый номер: 56:18:0000000:7652; Сооружения (канализационные сети), назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 22 177 м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик, канализационные сети; кадастровый: 56:18:0000000:7656; Термостат АТ-2; Установка для очистки труб и канализационный сети; Насос СМ 150-125-315-4 под 37 кВт б/дв, б/р; Насос СМ 150-125-315-4 под 37 кВт б/дв, б/р по акту приема-передачи.
Последствия отказа от требований, предусмотренные с. 3 ст. 151 АПК РФ, известны.
2. Взыскать с МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области в пользу МУП "Энергетик" в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы денежные средства в размере 37 528 600 руб.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уточнение конкурсного управляющего к заявленным требованиям.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2020 заявление конкурсного управляющего Решетникова Д.О. удовлетворено частично. С Администрации Муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области в конкурсную массу должника в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы взысканы денежные средства в размере 13 089 688 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным определением суда первой инстанции от 06.10.2020, конкурсный управляющий МУП "Энергетик" Решетников Д.О.., Администрация (далее - податели апелляционных жалоб, апеллянты) обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с самостоятельными апелляционными жалобами, в которых просили определение отменить.
Администрация в обосновании доводов жалобы указывает на то, что законодательство не ставит в зависимость возникновение права хозяйственного ведения от наличия или отсутствия процедуры банкротства предприятия. Поэтому, исходя из правовых норм, данное имущество, по сути, не находилось у предприятия на законных основаниях. Администрация обращалась к руководителю МУП "Энергетик" о необходимости регистрации права, что подтверждается Письмом от 15 июня 2017 N 891. Данная обязанность возложена на предприятие (п.3.8 Положения "О порядке закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями", утвержденного Решением совета депутатов МО Энергетикский 24.07.2013 N 174), поэтому вина Администрации отсутствует.
Конкурсный управляющий МУП "Энергетик" Решетников Д.О. в обосновании доводов жалобы указывает на то, что объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения поселка Энергетик Новоорского района Оренбургской области, находящиеся в муниципальной собственности, и закрепленные за МУП "Энергетик" на праве хозяйственного ведения, не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и должны быть возвращены в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. Суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание Заключение экспертов от 14.07.2020 г. N ЦЭ-А47-5036/2018-07.20-ЗЭ, которое фактически является допустимым доказательством и должно быть положено в основу определения размера компенсации. Установление судом размера компенсации в размере балансовой стоимости спорных объектов (13 089 688 руб.) противоречит критериям разумности и справедливости. Доказательства того факта, что размер компенсации в размере 37 528 600 руб. не соответствует критериям разумности и является не обоснованным, в материалах дела отсутствуют.
Определениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 апелляционные жалобы приняты к производству, судебное заседание назначено на 16.12.2020 на 10 час. 10 мин.
До начала судебного заседания через систему "Мой Арбитр" от конкурсного управляющего МУП "Энергетик" Решетникова Д.О. 17.11.2020 поступил отзыв на апелляционную жалобу Администрации (рег. N 48465) с приложением доказательств его направления в адрес лиц, участвующих в деле. В порядке статьи 262 АПК РФ, указанный документ приобщен к материалам дела.
От АО "Интер РАО - Электрогенерация" 25.11.2020 посредством почтовой связи поступил отзыв на апелляционные жалобы (рег. N 50224) с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле. В порядке статьи 262 АПК РФ, указанный документ приобщен к материалам дела.
От Администрации муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области совместно с апелляционной жалобой поступило ходатайство о приобщении дополнительных доказательств. В порядке статьи 49, 260, 268 АПК РФ, судом отказано в приобщении дополнительных доказательств, в связи с нераскрытием причин непредставления данных доказательств в суде первой инстанции..
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме. Просил определение отменить, свою апелляционную жалобу удовлетворить. Возражал против доводов апелляционной жалобы конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий поддержал доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме. Просил определение отменить, свою апелляционную жалобу удовлетворить. Возражал против доводов апелляционной жалобы Администрации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа N 01 от 18.01.2019 конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника, в соответствии с которой в конкурсную массу включены следующие объекты: Сооружения (водопроводные сети), назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 18634 м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Новоорский район, п.Энергетик, водопроводные сети; кадастровый номер: 56:18:0000000:7652; Сооружения (канализационные сети), назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 22177 м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Новоорский район, п.Энергетик, канализационные сети; кадастровый номер: 56:18:0000000:7656; Термостат АТ-2; Установка для очистки труб и канализационной сети; Насос СМ 150-125-315-4 под 37 кВт б/дв, б/р; Насос СМ 150-125-315-4 под 37 кВт б/дв, б/р.
Вышеуказанные объекты, включенные в конкурсную массу МУП "Энергетик" являются объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения поселка Энергетик Новоорского района Оренбургской области, находятся в муниципальной собственности, закреплены за МУП "Энергетик" на праве хозяйственного ведения на основании Постановлений Администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области от 18.11.2016 N 264-П, от 26.04.2016 N 93-П.
На основании вышеизложенного, указанные объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и должны быть возвращены в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Конкурсным управляющим МУП "Энергетик" передано, а Администрацией МО Энергетический поссовет Новоорского района Оренбургской области принято в добровольном порядке вышеперечисленное имущество, о чем составлен Акт передачи от 18.12.2019, Администрацией муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области вынесено постановление от 18.12.2019 N 191-П.
Для определения размера компенсации, подлежащей взысканию с Администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области, управляющим была проведена оценка (отчет независимого оценщика ИП Файзуллиной В.А. N 024/19 от 01.04.2019).
Согласно отчета независимого оценщика ИП Файзуллиной В.А. N 024/19 от 01.04.2019 об определении рыночной стоимости недвижимого и движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и принадлежащего на праве хозяйственного ведения МУП "Энергетик", рыночная стоимость указанного имущества составляет 7 323 800 руб.
Администрация не согласилась с данной оценкой и просило суд назначить судебную техническую и оценочную экспертизы. В результате данных экспертиз предполагалось установить реальное состояние инженерных систем, а в последствии на основании полученных данных выявить рыночную стоимость спорных объектов с учетом их социального назначения.
Определением суда от 23.06.2020 удовлетворено ходатайство Администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области и конкурсного управляющего МУП "Энергетик" о назначении судебной оценочной и технической экспертизы.
В материалы дела поступило заключение экспертов от 14.07.2020 N ЦЭ-А47-5036/2018-07.20-ЗЭ в котором установлено техническое состояние спорных объектов и определена рыночная стоимость спорного имущества, которая составила 37 528 600 рублей.
Таким образом, по мнению конкурсного управляющего, размер компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с необходимостью возврата имущества в муниципальную собственность составляет 37 528 600 рублей, в связи с чем обратился в суд с заявлением о взыскании компенсации за уменьшение конкурсной массы.
Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Таким образом, в силу ограничений, установленных частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении в отношении оборотоспособности объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве.
Однако невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
При этом следует учитывать баланс интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), и интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. В связи с чем размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
Судом первой инстанции верно установлено, что в рассматриваемом случае требование конкурсного управляющего о взыскании компенсации не соответствует приведенным правовым позициям. Размер компенсации заявлен исходя из рыночной стоимости имущества согласно заключению эксперта.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отнесся критически к представленному в материалы делу заключению эксперта.
Из содержания заключения от 14.07.2020 N ЦЭ-А47-5036/2018-07.20-ЗЭ усматривается, что эксперт произвел расчет рыночной стоимости имущества с использованием затратного подхода, который применяется при получении рыночной оценки объекта. Вместе с тем, экспертом не произведена корректировка полученных данных с учетом социального назначения спорных объектов и влияния данного факта на снижение стоимости таких объектов, соответствующие суждения и расчеты в заключении отсутствуют, в связи с этим суд первой инстанции правомерно не учел данное заключение.
Спорные объекты коммунального хозяйства выполняют социально значимую функцию, имеют целевое назначение и не являются объектами для извлечения прибыли.
Согласно аудиторскому заключению за 2017 год (9 месяцев), Администрацией в хозяйственное ведение МУП "Энергетик" были переданы объекты недвижимого и движимого имущества. Большая часть полученных организацией объектов имела нулевую остаточную стоимость, в бухгалтерском учете были отражены в составе основных средств (счет 01) по стоимости 0, 01 руб.
Те объекты, которые, имели остаточную стоимость в составе основных средств, были отражены по стоимости, указанной в акте о приемке - передачи объекта основных средств.
Инвентарные карточки учета объектов основных средств не содержат всей обязательной информации (стр.16-18 аудиторского заключения).
Балансовая стоимость объектов водоснабжения и водоотведения согласно актам приемки - передачи от 01.12.2016 N 5582/1, N 5582/2 на момент его передачи составила 13 089 688 рублей.
Кроме того, по бухгалтерской отчетности должника за 9 месяцев 2017 года из показателей строк активы следует, что в качестве основных средств должник не поставил по балансовой стоимости спорное имущество ни на момент принятия, ни впоследствии (показатели значительно меньше).
При указанных обстоятельствах, в отсутствии иных данных балансовой стоимости, суд первой инстанции правомерно установил, что при определении размера компенсации нужно из того, что компенсация уменьшения конкурсной массы определяется в размере балансовой стоимости имущества на момент передачи его должнику согласно актам приемки - передачи от 01.12.2016 N 5582/1, N 5582/2 (указана при передаче имущества муниципалитетом должнику, л.д. 128-132), то есть в сумме 13 089 688 руб. (7 175 245,85 + 5 914 442,15).
Таким образом, поскольку передача муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения, обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, использования в интересах жизнедеятельности населенного пункта, а также продиктовано необходимостью соблюдения принципов разумности, соразмерности и обеспечения баланса интересов муниципального образования и кредиторов, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что размер компенсации за переданное имущество не может превышать его балансовой стоимости в размере 13 089 688 рублей,, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении остальной части требований.
Доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего о том, что размер компенсации должен определяться исходя из рыночной стоимости, определенной в заключении экспертов от 14.07.2020 г. N ЦЭ-А47-5036/2018-07.20-ЗЭ в размере 1 37 528 600 руб.., отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из заключения следует, что оценщиком использован для оценки рыночной стоимости объекта только затратный подход, который применяется при получении рыночной оценки объекта. Также апелляционная коллегия отмечает, что социальное предназначение такого рода объектов (системы водоотведения) представляет собой обременение, которое снижает их рыночную стоимость, обороноспособность на рынке, что вызвано исключительно спецификой этих систем.
Размер подлежащей взысканию в пользу должника компенсации уменьшения конкурсной массы должника на основе принципов справедливости и обеспечения разумного баланса между частноправовыми и публичными интересами предполагается разумным и соразмерным.
В постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2019 N Ф09-468/15 по делу N А60-30511/2014 при сходных обстоятельствах рекомендовано учитывать баланс интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), и интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. В связи с чем разъяснено, что в общем случае размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
На основании изложенного, отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что размер компенсации должен определяться исходя из размера 37 528 600 руб.
Довод жалобы Администрации об отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения и то, что основания для взыскания в конкурсную массу должника компенсации в связи с этим отсутствуют, подлежит отклонению.
Материалами дела установлено, что спорное имущество принадлежит Администрации и было передано должнику для осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, самим ответчиком не оспаривается данное обстоятельство.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении N 303-ЭС15-169 от 05.03.2015 г. по делу N А37-2316/2012, в котором Верховный Суд разъяснил, что право хозяйственного ведения в отношении переданного имущество возникает у предприятия с момента передачи.
Таким образом, заявителями апелляционных жалоб не приведены убедительные доводы, основанные на доказательственной базе, которые могли бы повлечь отмену судебного акта.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усматривает.
При изготовлении резолютивной части постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020, оглашенной в судебном заседании, судом допущена описка в наименовании муниципального образования, вместо Администрация муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области, в вводной и резолютивной частях резолютивной части указано наименование - Администрация муниципального образования Энергетический поссовет Новоорского района Оренбургской области.
Указанная описка подлежит исправлению в порядке ст. 179 АПК РФ, поскольку допущена судом по техническим причинам, и не изменяет первоначальные выводы суда и содержание принятого апелляционной коллегией акта.
Руководствуясь статьями 179, 268, 269, 271 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2020 по делу N А47-5036/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Энергетик" Решетникова Дмитрия Олеговича, Администрации муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Позднякова |
Судьи |
Ю.А. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5036/2018
Должник: МУП "Энергетик"
Кредитор: МУП "Энергетик"
Третье лицо: к/у Решетников Д.О., Новоорский РОСП, ОИКБ "Русь", АО "Альфа-Банк", АО "Интер РАО - Электрогенерация " в лице филиала "Ириклинская ГРЭС", АО "Оренбургская финансово-информационная система "Город", Ассоциация "Краснодарская МСОАУ "Единство", Ассоциация СОАУ "Меркурий", в/у Доронин М.В., Межрайонная ИФНС России N9 по Оренбургской области, Новоорский районный суд Оренбургской области, ОАО "Энергосбыт плюс", ООО "ЭнергетикПлюс", УФРС
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5798/2024
11.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7584/20
23.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7584/20
16.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13186/20
06.10.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9116/20
12.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11394/19
27.08.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5036/18
15.01.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5036/18
24.08.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5036/18