г. Пермь |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А60-16772/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Крымджановой Д.И., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сыровой О.С.,
при участии:
при осуществлении онлайн-режима посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел"
от истца: Гордеева Е.И., паспорт, доверенность от 21.02.2020;
от ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России: Румянская О.Н., паспорт, доверенность от 16.03.2020;
от третьего лица: Бабинцев К.В., паспорт, по доверенности от 20.11.2020;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2020 года по делу N А60-16772/2020
по иску индивидуального предпринимателя Буряк Светланы Владимировны
(ОГРНИП 311667125700060, ИНН 667108671717)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036), Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа"
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Буряк Светлана Владимировна (далее заявитель, ИП Буряк С.В.) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее заинтересованное лицо, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России), Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (заинтересованное лицо, ФКУ "ОСК Центрального военного округа") о признании незаконными решений и действий, возложении обязанностей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2020 производство по делу в части требований к ФКУ "ОСК Центрального военного округа" прекращено. Заявленные к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России требования удовлетворены, бездействие признано незаконным, на указанное лицо возложена обязанность совершить действия по рассмотрению заявления ИП Буряк С.В. и принять решение, предусмотренное п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что находится в собственности Российской Федерации, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), для размещения военных объектов, используется в интересах Министерства обороны РФ и в соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельный участок не может быть объектом сделок. Отмечает, что земельный участок не сформирован, объектом права не является, требования ИП Буряк С.В. подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Указывает, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как в рамках представленных полномочий не вправе отчуждать и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, без согласия собственника имущества. Заявитель обращает внимание на несоблюдение требований ст. 11.9 ЗК РФ о предельных размерах образуемых земельных участков, что в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Апеллянт указывает, что заявителем был пропущен предусмотренный ст. 198 АПК РФ срок, чему судом оценка дана не была.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
От Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" и третьего лица, Министерства обороны Российской Федерации поступили письменные отзывы, согласно которым просят апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель третьего лица также доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель Буряк С.В. является собственником нежилого офисного здания, кадастровый номер 55:36:090107:1651, общей площадью 354,2 кв.м, литер А, этажность 1, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 4А. Указанные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи от 20.06.2012, свидетельством о государственной регистрации права 55 АА 604860 от 09.07.2012, записью регистрации: N 55-55-01/160/2012-897 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним.
Принадлежащее предпринимателю Буряк С.В. офисное здание находится на земельном участке с кадастровым номером: 55:36:090107:1510, площадью 16442 кв.м, адрес установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: ориентир учебный корпус, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Красных зорь, 2, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения военных объектов.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:1510 находится в собственности Российской Федерации, запись регистрации N 55-55-01/175/2007-318 от 05.02.2008 и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России), запись регистрации N 55-55/001 55/999/001/2016-1929/1 от 29.08.2016.
Согласно справке от 14.12.2016 N 1201/22432 государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (БТИ) объект недвижимости: г Омск, ул. Красных зорь, д. 4А, значился на территории 12 военного городка, документы по отводу земельного участка под строительство здания: г. Омск, ул. Красных зорь, д. 4а в архивных материалах отсутствуют.
С целью реализации прав, предусмотренных ст. 35 ЗК РФ, с целью образования земельного участка из земель или земельных участков, находящихся государственной собственности, под зданием, принадлежащим предпринимателю Буряк С.В., истец обратился в ТУ Росимущества в Омской области за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ).
Письмом от 28.04.2018 N ТУ-03/2843 ТУ Росимущества в Омской области указано на отсутствие у него полномочий для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в виду нахождения земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1510 на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. Указано, что согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имущество находящимся у вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций праве хозяйственного или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Письмом от 31.07.2018 N 141/5/9/13406/18 ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России вернуло в адрес предпринимателя Буряк С.В. пакет документов, в том числе подготовленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав на необходимость предоставления обоснования площади испрашиваемого земельного участка.
30.09.2019 в адрес ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России ИП Буряк С.В. повторно направила пакет документов для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, состоящих из документов: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обоснование площади испрашиваемого земельного участка, договор купли-продажи здания от 20.06.2012, договор купли-продажи здания от 02.12.2001.
Письмом от 29.10.2019 N 141/5/9/19427/19 ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России указало на направление запроса в адрес Командования Центрального военного округа гарнизон с целью получения позиции о согласовании представленной схемы. В случае поступления положительной позиции, учреждением будет подготовлен пакет документов и направлен Департамент имущественных отношений Минобороны РФ для принятия управленческого решения по существу вопроса.
Письмом от 27.12.2019 за исх. N 141/5/9/23053/19 ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России вернуло предпринимателю Буряк С.В. представленный пакет документов без согласования, сославшись на отказ Командования Центрального военного округа (ФКУ "ОСК Центрального военного округа") исх. N 69/1371 от 20.12.2019 в согласовании образования земельного участка 55:36:090107:1510:ЗУ1 площадью 860 кв.м под нежилым зданием с кадастровым номером 55:36:090107:1651, согласно представленной схеме. Согласно позиции командования образование земельного участка возможно только под нежилым зданием с кадастровым номером 55:36:090107:1651. Отказ Командования Центрального военного округа, выраженный в письме исх. N 69/1371 от 20.12.2019 в адрес предпринимателя Буряк С.В. не направлен.
Полагая отказ в утверждении схемы расположения земельного на кадастровом плане территории незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого бездействия со стороны ФГКУ "Сибирское" ТУИО" Минобороны России незаконным, повлекшим нарушение прав и законных интересов заявителя как собственника объекта недвижимости, расположенного на делимом земельном участке, на оформление прав на земельный участок. Производство по делу в части требований к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках принадлежит исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Материалами дела подтверждается принадлежность заявителю на праве собственности офисного здания с кадастровым номером 55:36:090107:1651, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 55:36:090107:1510, находящемся в собственности Российской Федерации.
Обязательным этапами предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ являются подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
Пунктом 7 указанной выше статьи регламентирован порядок рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которым в целях раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность" предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, вне зависимости от того, на чьем балансе оно находится, является федеральной собственностью.
В соответствии п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение) Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
В силу пп. 71 п. 7 указанного Положения Минобороны России осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В пункте 5 Положения указано, что Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2019 N 280 утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, согласно которому реализация функций Минобороны России по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации возложена на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДИО Минобороны России) и его территориальные управления.
В целях реализации полномочий Министерства обороны в области земельных отношений ДИО Минобороны России осуществляет мероприятия по образованию земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения, а также выдела из земельных участков, осуществляет мероприятия по согласованию местоположения границ земельных участков, а также границ смежных с ними земельных участков.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения имущества вооруженных сил. Учреждение находится в непосредственном подчинении ДИО Минобороны России. В рамках предоставленных полномочий учреждение организует использование, распределение и учет объектов, включая земельные участки.
Таким образом, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России как территориальный орган ДИО Минобороны России осуществляет функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Омской области.
Установив, что заявитель является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 55:36:090107:1510, находящемся в собственности Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является территориальным органом ДИО Минобороны России, которое осуществляет функции по управлению и распоряжению имуществом вооруженных сил на территории Омской области (включая земельные участки), в соответствии с п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ заинтересованному лицу надлежало в течение одного месяца со дня поступления заявления предпринимателя об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принять решение об утверждении этой схемы или об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа, между тем, такое решение не принято, фактически имеет место бездействие заинтересованного лица, суда первой инстанции правомерно признал бездействие незаконным, возложив на ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обязанность принять соответствующее решение по заявлению предпринимателя.
Доводы апеллянта о том, что земельный участок не сформирован, не может быть объектом сделок, отклоняются, поскольку подготовка схемы расположения земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка являются этапами предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и предшествуют реализации собственником объекта исключительного права на приобретение земельного участка в собственность либо в аренду, что установлено ст.ст. 39.14 - 39.16 ЗК РФ.
Оснований полагать ответчика ненадлежащим не установлено, поскольку в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2019 N 280, Уставом ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России действует как территориальный орган уполномоченного собственника имущества вооруженных сил, следовательно, был обязан рассмотреть заявление предпринимателя по существу.
Доводы апеллянта о том, что в силу ст. 27 ЗК РФ земельный участок ограничен в обороте, наличии предусмотренных подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, судом отклоняются.
Поскольку осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти, арбитражный суд не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, суд правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность по принятию соответствующего решения в соответствии п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ. В свою очередь основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Полагая основания для утверждения схемы расположения земельного участка отсутствующими, заинтересованное лицо должно принять соответствующее решение и указать основания для отказа.
Довод заявителя жалобы о необходимости рассмотрения требования ИП Буряк С.В. в порядке административного судопроизводства является необоснованным, поскольку порядок обжалования действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.
Вопреки доводам заявителя, установленный ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок обжалования не пропущен, так как рассматриваемое заявление направлено предпринимателем в суд посредством почтовой связи 25.03.2020, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д.126).
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2020 года по делу N А60-16772/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16772/2020
Истец: ИП Буряк Светлана Владимировна, ОСП МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ГУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа"