г. Хабаровск |
|
16 декабря 2020 г. |
А04-5840/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "МК-74": Филиппова Е.И., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 1, паспорт, копия диплома о высшем юридическом образовании;
от Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Верещагина Е.В., представитель по доверенности от 01.10.2020 N 59, паспорт, копия диплома о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 30.09.2020
по делу N А04-5840/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МК-74" (ОГРН 1062808003433, ИНН 2808017672)
к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022800519829, ИНН 2801008012)
о признании недействительным уведомления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МК-74" (далее - ООО "МК-74") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании недействительным уведомления от 28.04.2020 и об обязании применять в 2020 году размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с осуществляемым видом деятельности "Производство земляных работ".
Решением суда от 30.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что отсутствовали объективные причины, препятствующие страхователю надлежащим образом исполнить обязанность и представить своевременно в территориальный орган фонда документы, подтверждающие осуществляемый основной вид экономической деятельности в 2020 году, поскольку общество относится к строительным и системообразующим организациям, деятельность которых не приостанавливалась в период эпидемиологической ситуации в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294, а также постановлением Правительства Амурской области от 07.04.2020 N 1980. Считает, что у фонда отсутствовали основания и возможность оценки (учета) документов о подтверждении основного вида экономической деятельности при установлении (изменении) размера страхового тарифа, при условии, что они представлены страхователем 06.05.2020, то есть после направления ему 28.04.2020 уведомления о размере страхового тарифа на 2020 год. Ссылается также на отсутствие у фонда обязанности устанавливать именно фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска. Выразил несогласие с выводами суда, что само по себе отсутствие у фонда сведений об осуществляемой страхователем деятельности не является основанием для установления максимального класса профессионального риска из заявленных им в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и фонд не был лишен права запросить у страхователя необходимые документы, как противоречащими, по его мнению, правовым позициям, изложенным в определениях Верховного суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 02.11.2018 N 308-КГ18-17110.
ООО "МК-74" в представленном отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном 09.12.2020 с использованием средств систем видеоконференц-связи при содействии Тындинского районного суда Амурской области и Арбитражного суда Амурской области, представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "МК-74" зарегистрировано в качестве страхователя в региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации с 18.04.2006 под регистрационным номером 2800223341.
В 2019 году и ранее общество заявляло основным видом экономической деятельности "Производство земляных работ" (ОКВЭД 43.12.3), относящимся к XI классу профессионального риска с размером страхового тарифа 1,20%.
Поскольку в установленный срок (не позднее 15.04.2020) документов в подтверждение основного вида экономической деятельности обществом не представлено, фондом направлено уведомление от 28.04.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором указан основной вид экономической деятельности ООО "МК-74" - 02.20 "Лесозаготовки" и с января 2020 года определен тариф в размере 3,10%, что соответствует XXI классу профессионального риска по виду деятельности. Данный вид экономической деятельности установлен фондом исходя из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
06.05.2020 от страхователя через электронные каналы связи поступил пакет документов с подтверждением ранее заявленного в предыдущие периоды основного вида экономической деятельности "Производство земляных работ" (ОКВЭД 43.12.3), в том числе заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности от 06.05.2020, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности от 06.05.2020, пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2019 год.
08.05.2020, 15.05.2020 в фонд поступили обращения (жалоба) ООО "МК-74" с просьбой пересмотреть установленный код по ОКВЭД 02.20 "Лесозаготовки" со страховым тарифом 3,10% и считать основным видом экономической деятельности "Производство земляных работ" (код по ОКВЭД 43.12.3) со страховым тарифом в размере 1,20%, также повторно приложен пакет документов, направленный 06.05.2020 по электронным каналам связи.
По результатам рассмотрения обращения письмом от 28.05.2020 N 01-23/2808-4202 фонд сообщил страхователю об отсутствии оснований для пересмотра размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год.
Не согласившись с присвоением основного вида деятельности "Лесозаготовки" (код по ОКВЭД 02.20) и установлением на 2020 год размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,10%, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
В силу пункта 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается им в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
Пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 713, пунктом 5 Порядка N 55, в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
В рассматриваемом случае основанием для выдачи ООО "МК-74" уведомления от 28.04.2020 об определении с января 2020 года XXI класса профессионального риска исходя из указанного в ЕГРЮЛ вида деятельности по ОКВЭД 02.20 "Лесозаготовки" со страховым тарифом в размере 3,10%, явилось непредставление страхователем предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55 документов в срок, установленный пунктом 5 указанного Порядка (до 15 апреля).
Исходя из содержания письма от 28.05.2020 N 01-23/2808-4202, фонд отказал в удовлетворении обращения страхователя и в пересмотре ранее установленного размера страхового тарифа, ссылаясь на нарушение им срока представления документов, установленного пунктом 5 Порядка N 55.
Вместе с тем 06.05.2020 общество направило в фонд в электронном виде, а впоследствии 08.05.2020 на бумажных носителях полный пакет документов, установленный пунктом 3 Порядка N 55, согласно которым основным видом экономической деятельности страхователя заявлено "Производство земляных работ" (ОКВЭД 43.12.3), осуществляемый также и в предыдущие периоды.
В частности, представлено заявление о подтверждении основного вида деятельности (далее - заявление), справка - подтверждение основного вида экономической деятельности (далее - справка) по форме, предусмотренной приложениями N 1 и N 2 к Порядку N 55.
Указанный в заявлении вид деятельности относится к XI классу профессионального риска и предполагает применение страхового тарифа в размере 1,20%.
Согласно справке, организацией осуществляется деятельность по производству земляных работ (код по ОКВЭД 43.12.3), доход от данного вида деятельности за 2019 составил 340 229 тыс. руб., что составляет 100% всего дохода общества.
В материалах дела также имеется представленная обществом в суд расшифровка строки 2110 "выручка" к отчету о финансовых результатах за период январь - декабрь 2019 года, сведения федерального статического наблюдения об основной деятельности общества за 2019 год, договоры субподряда.
Доказательства, подтверждающие недостоверность содержащихся в вышеуказанных документах сведений, и что основным видом экономической деятельности общества является иной, чем заявленный вид деятельности, фондом не представлены.
При данных обстоятельствах, приняв во внимание сложившуюся в период с 04.04.2020 по 08.05.2020 эпидемиологическую ситуацию, объективно препятствующую страхователю своевременно подать документы, а также признав документальное подтверждение заявленного им и в предыдущие периоды основного вида экономической деятельности, относящегося к XI классу профессионального риска, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод об отсутствии оснований для установления обществу страховых взносов на 2020 год в размере 3,10%, отнесенных к XXI классу профессионального риска, исходя из вида деятельности по ОКВЭД 02.20 "Лесозаготовки".
Несмотря на имеющееся у фонда законодательно установленное полномочие по определению вида экономической деятельности и наличие на момент рассмотрения обращения от 08.05.2020 N 739 указанных в пункте 3 Порядка N 55 документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, фонд неправомерно оставил их без оценки и не учел, отказав в пересмотре установленного уведомлением от 28.04.2020 размера страхового тарифа.
Вывод соответствует судебной практике Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О.
Поскольку подтверждение страхователем основного вида деятельности носит заявительный характер, а фонд письмом от 28.05.2020 N 01-23/2808-4202 фактически отказал в пересмотре тарифа не в связи с непредставлением подтверждающих основной вид деятельности документов, либо недостоверностью содержащихся в них сведений, а по причине нарушения установленного пунктом 5 Порядка N 55 срока их представления, то такими действиями фонд исключил возможность пересмотра тарифа на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год, что противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности и существенным образом нарушает права и законные интересы страхователя, поскольку влечет для него обязанность по уплате страховых взносов в завышенном размере.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у фонда оснований и возможности оценки (учета) документов отклоняется как противоречащий установленным по делу обстоятельствам.
Пропуск страхователем установленного пунктом 5 Правил N 55 срока на подтверждение основного вида деятельности не имеет правового значения, поскольку из упомянутых выше нормоположений не следует, что в случае непредставления страхователем в срок до 15 апреля документов, указанных в пункте 3 Порядка N 55, он утрачивает право на применение тарифа в соответствии с Законом N 125-ФЗ, то есть того тарифа, который соответствует фактически осуществляемой им деятельности.
Страхователь, не представивший в установленный срок документы, не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности и после установления фондом размера страхового тарифа. Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Довод заявителя жалобы об отсутствии объективных причин, препятствующих страхователю надлежащим образом исполнить обязанность и представить своевременно документы, не принимается во внимание, поскольку фондом документально не подтверждена обоснованность отнесения общества к организациям, перечень которых указан в Указах Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294, а также постановлении Правительства Амурской области от 07.04.2020 N 1980.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку обстоятельства данного спора не тождественны обстоятельствам дел, рассмотренных высшей судебной инстанцией.
Доводы заявителя жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на повторную оценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, без предоставления доказательств позволяющих их переоценить.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 30.09.2020 по делу N А04-5840/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5840/2020
Истец: ООО "МК-74"
Ответчик: ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области, Тындинский районный суд Амурской области